Религия

 

Буддизм

Религия, возникшая в V-VI вв. до н. э, в Индии. Высшей целью буддизма является достижение нирваны, т.е. состояния вечного покоя и блаженства, путем отказа от желаний, избавления от страданий, нравственного совершенствования. Никто и ничто не может спасти человека, он должен сделать это сам. Будда не спасает людей, он только указывает правильный путь к нему. Для достижения состояния освобождения в буддизме существует ряд специальных методов – медитация, перевоплощение и др. Немалое место в буддизме занимает и учение о любви и милосердии по отношению ко всем живым существам.

 

Даосизм

Одна из китайский религий, возникшая во II-III вв. н.э. Формировала у верующих естественность, простоту религиозных представлений и верований, ориентировала не на враждебность к окружающему миру и людям, а на общительность, дружелюбие, сострадание и помощь.

 

Джайнизм

Религия, принявшая общую для индийских вероучений концепцию кармы и конечного освобождения – нирваны. Не признавая существования Бога-творца, она считает душу человека вечной субстанцией, а мир – изначальным. Преодолевая полученную как результат прежних жизней телесную оболочку, душа может, совершенствуясь, достичь всеведения, всесилия и вечного блаженства.

 

Зороастризм

Древнеиранская религия, создание которой приписывается мифическому пророку Заратустре (Зороастру). Сформировалась к VII в, до н.э. Главное место в зороастризме занимает учение о постоянной борьбе в мире двух противоположных начал: добра, олицетворяемого светлым божеством Ахурамаздой, и зла, олицетворяемого темным божеством Ариманом. Оказал большое влияние на иудаизм и христианство.

 

 

Индуизм

Религия, сформировавшаяся в I в. н. э. в Индии. Индуизм не похож на религии, привычные западному человеку, – христианство, иудаизм или ислам – прежде всего тем, что в отличие от них не представляет собой целостного учения. Он не был создан каким-либо основателем или пророком, а сложился в ходе длительного исторического синтеза религиозных верований. Индуизм не имеет единого авторитетного Священного писания, системы догматов или конфессиональной организации и священства., а потому и единого авторитета в религиозных вопросах. Все это породило и определенный психологический склад индуистов. В нем причудливо переплетались различные качества: приверженность к определенным убеждениям с беспринципностью поведения; стремление достичь определенного социального положения с завистью (или ненавистью) к тем, у кого оно выше, и т.д.

 

Ислам

Одна из мировых религий, возникла в начале VII в. н.э. на Аравийском полуострове. Бог ислама (Аллах) – бог воздаяния за дела, Бог-судья. Главное в мусульманстве – учение о божественном предопределении, фатализм. Внушая своим последователям идею бессилия человека перед Аллахом, ислам призывает их к смирению и покорности не только Всевышнему, но и его посланникам на земле. Поэтому ислам оказался идеальной религиозно-политической основой для централизованного государства и ведения военных действий против его противников. Ислам предписывает быть справедливым, воздавать за добро добром, за зло – злом, быть щедрым, помогать бедным и т.д.

 

Иудаизм

Одна из древнейших национальных религий, возникшая в I тысячелетии до н. э. среди еврейских племен Палестины, государственная религия Израиля. Характерные особенности иудаизма: вера в единого Бога Яхве и мессию (спасителя), догмат о богоизбранности евреев. Иудаизм сохранял относительную однородность гораздо дольше, чем христианство. Отвержение Христа и ожидание вместо него другого, именуемого в христианской традиции Антихристом, стало в прошлом духовной причиной государственной и национальной катастрофы иудеев и распыления их по всему свету.

 

Конфуцианство

Этико-политическое учение, основанное древнекитайским мыслителем Конфуцием, Основой конфуцианства являются: учение о сыновней почтительности, в соответствии с которым почтительный сын должен всю жизнь преданно заботиться о родителях, прислуживать и угождать им, быть готовым на все во имя их здоровья и блага, чтить их при любых обстоятельствах, учение о воспитании высокоморального (благородного) человека, которому должны быть присущи честность и искренность, прямодушие и бесстрашие, скромность, справедливость, сдержанность, достоинство, бескорыстие, любовь к людям.

 

Кришнаизм

Религия поклонения Кришне именуется кришнаизм или гаудия-вайшнавизм. Традиция чаще называется «вайшнавизм», поскольку Кришна приходит в этот мир в виде Своих бесчисленных воплощений – Вишну. К термину вайшнавизм добавляют приставку «гаудия», чтобы подчеркнуть, что в этой традиции поклоняются не воплощениям Кришны, а Ему Самому. Гаудия значит – святая земля Гауда, где Кришна Сам явился, чтобы научить людей любви к Себе. Сам Кришна пришел в настроении верующего, чтобы показать величие служения Богу и привлекательность любви к Нему. Это любовь к Богу настолько притягательна, что привлекает Самого Кришну, и Он приходит познать красоту, славу и очарование Любви к Самому Себе. В этом образе Он становится известным, как Шри Кришна Чайтанья Махапрабху, или Гауранга Махапрабху. Его имя Гауранга, также как и название местности, где Он явился, являются образующими корень в термине гаудия-вайшнавизм. 

 

Сикхизм

Индийская религия, складывавшаяся в рамках индуизма путем синтеза ряда индуистских и мусульманских черт. Она представляет собой попытку преодолеть противостояние индуистской и исламской традиций, подняться над их разногласиями.

 

Синтоизм (от япон. синто – букв, «путь богов»)

Сугубо японская религия. В основе ее лежит культ божеств природы и предков. Высшим божеством является Аматэрасу, а ее потомком – Дзимму.

 

Христианство

(от греч. christos – «помазанник», «Мессия»). Одна из мировых религий, имеющая три основные ветви: православие, католицизм и протестантство. Общим признаком, объединяющим всех ее представителей, является вера в триединого Бога, а Иисус Христос при этом выступает как богочеловек, спаситель мира. Главным источником христианского вероучения является Священное писание – Библия, особенно ее вторая часть – Новый завет.

 

Одна из главных черт христианства – любовь к человеку, милосердие к страждущим. Антиподом любви, согласно Евангелию, является

 

Одна из главных черт христианства – любовь к человеку, милосердие к страждущим. Антиподом любви, согласно Евангелию, является ложное самоутверждение, гордыня, эгоизм – личный, национальный, религиозный, сосредоточенность только на своем как на единственной ценности. Поэтому к двум главным заповедям Ветхого завета о любви к Богу и к ближнему Христос присоединяет «новую заповедь» – о полной самоотдаче.

 

Христианство провозглашает равенство всех людей как грешников, порождает у них надежду получить свободу простым и понятным способом – через познание божественной истины, которую принес на землю Христос, чтобы навсегда искупить все человеческие грехи и пороки. Христианская апологетика утверждает, что в отличие от всех остальных религий мира христианство не создано людьми, а дано человечеству Богом в готовом и законченном виде,

 

Какие религии существуют и каковы их психологические особенности?
ОГЛАВЛЕНИЕ
В настоящее время к основным известным религиям относятся: христианство, ислам, буддизм, иудаизм, индуизм, сикхизм, конфуцианство, даосизм, джайнизм, синтоизм.
1. Христианство (от греч. christos – «помазанник», «Мессия»). Одна из мировых религий, имеющая три основные ветви: православие, католицизм и протестантство. Общим признаком, объединяющим всех ее представителей, является вера в триединого Бога, а Иисус Христос при этом выступает как богочеловек, спаситель мира. Главным источником христианского вероучения является Священное писание – Библия, особенно ее вторая часть – Новый завет.
Одна из главных черт христианства – любовь к человеку, милосердие к страждущим. Антиподом любви, согласно Евангелию, является
167
ложное самоутверждение, гордыня, эгоизм – личный, национальный, религиозный, сосредоточенность только на своем как на единственной ценности. Поэтому к двум главным заповедям Ветхого завета о любви к Богу и к ближнему Христос присоединяет «новую заповедь» – о полной самоотдаче.
Христианство провозглашает равенство всех людей как грешников, порождает у них надежду получить свободу простым и понятным способом – через познание божественной истины, которую принес на землю Христос, чтобы навсегда искупить все человеческие грехи и пороки. Христианская апологетика утверждает, что в отличие от всех остальных религий мира христианство не создано людьми, а дано человечеству Богом в готовом и законченном виде,
2. Ислам. Одна из мировых религий, возникла в начале VII в. н.э. на Аравийском полуострове. Бог ислама (Аллах) – бог воздаяния за дела, Бог-судья. Главное в мусульманстве – учение о божественном предопределении, фатализм. Внушая своим последователям идею бессилия человека перед Аллахом, ислам призывает их к смирению и покорности не только Всевышнему, но и его посланникам на земле. Поэтому ислам оказался идеальной религиозно-политической основой для централизованного государства и ведения военных действий против его противников. Ислам предписывает быть справедливым, воздавать за добро добром, за зло – злом, быть щедрым, помогать бедным и т.д.
3. Буддизм. Религия, возникшая в V-VI вв. до н. э, в Индии. Высшей целью буддизма является достижение нирваны, т.е. состояния вечного покоя и блаженства, путем отказа от желаний, избавления от страданий, нравственного совершенствования. Никто и ничто не может спасти человека, он должен сделать это сам. Будда не спасает людей, он только указывает правильный путь к нему. Для достижения состояния освобождения в буддизме существует ряд специальных методов – медитация, перевоплощение и др. Немалое место в буддизме занимает и учение о любви и милосердии по отношению ко всем живым существам.
4. Иудаизм. Одна из древнейших национальных религий, возникшая в I тысячелетии до н. э. среди еврейских племен Палестины, государственная религия Израиля. Характерные особенности иудаизма: вера в единого Бога Яхве и мессию (спасителя), догмат о богоизбранности евреев. Иудаизм сохранял относительную однородность гораздо дольше, чем христианство. Отвержение Христа и ожидание вместо него другого, именуемого в христианской традиции Антихристом, стало в прошлом духовной причиной государственной и национальной катастрофы иудеев и распыления их по всему свету.
168
5. Индуизм. Религия, сформировавшаяся в I в. н. э. в Индии. Индуизм не похож на религии, привычные западному человеку, – христианство, иудаизм или ислам – прежде всего тем, что в отличие от них не представляет собой целостного учения. Он не был создан каким-либо основателем или пророком, а сложился в ходе длительного исторического синтеза религиозных верований. Индуизм не имеет единого авторитетного Священного писания, системы догматов или конфессиональной организации и священства., а потому и единого авторитета в религиозных вопросах. Все это породило и определенный психологический склад индуистов. В нем причудливо переплетались различные качества: приверженность к определенным убеждениям с беспринципностью поведения; стремление достичь определенного социального положения с завистью (или ненавистью) к тем, у кого оно выше, и т.д.
6. Сикхизм. Индийская религия, складывавшаяся в рамках индуизма путем синтеза ряда индуистских и мусульманских черт. Она представляет собой попытку преодолеть противостояние индуистской и исламской традиций, подняться над их разногласиями.
7. Конфуцианство. Этико-политическое учение, основанное древнекитайским мыслителем Конфуцием, Основой конфуцианства являются: учение о сыновней почтительности, в соответствии с которым почтительный сын должен всю жизнь преданно заботиться о родителях, прислуживать и угождать им, быть готовым на все во имя их здоровья и блага, чтить их при любых обстоятельствах, учение о воспитании высокоморального (благородного) человека, которому должны быть присущи честность и искренность, прямодушие и бесстрашие, скромность, справедливость, сдержанность, достоинство, бескорыстие, любовь к людям.
8. Даосизм. Одна из китайский религий, возникшая во II-III вв. н.э. Формировала у верующих естественность, простоту религиозных представлений и верований, ориентировала не на враждебность к окружающему миру и людям, а на общительность, дружелюбие, сострадание и помощь.
9. Джайнизм. Религия, принявшая общую для индийских вероучений концепцию кармы и конечного освобождения – нирваны. Не признавая существования Бога-творца, она считает душу человека вечной субстанцией, а мир – изначальным. Преодолевая полученную как результат прежних жизней телесную оболочку, душа может, совершенствуясь, достичь всеведения, всесилия и вечного блаженства.
10. Синтоизм (от япон. синто – букв, «путь богов»). Сугубо японская религия. В основе ее лежит культ божеств природы и предков. Высшим божеством является Аматэрасу, а ее потомком – Дзимму.
169
11. Зороастризм. Древнеиранская религия, создание которой приписывается мифическому пророку Заратустре (Зороастру). Сформировалась к VII в, до н.э. Главное место в зороастризме занимает учение о постоянной борьбе в мире двух противоположных начал: добра, олицетворяемого светлым божеством Ахурамаздой, и зла, олицетворяемого темным божеством Ариманом. Оказал большое влияние на иудаизм и христианство.