Корреспондент объехал главные строительные площадки Большого Сочи, чтобы проверить заявления Гринписа и Всемирного фонда дикой природы

 

 

Из-за Олимпиады-2014 среди экологических организаций наметился раскол. Представители Гринписа и Всемирного фонда дикой природы заявляют о грубых нарушениях закона в ходе олимпийского строительства. Напротив, эксперты программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) говорят о сочинской Олимпиаде в позитивных тонах. Из-за этого Гринпис и Всемирный фонд дикой природы недавно отказались встречаться в Сочи с экспертами ЮНЕП. Впрочем, достаточно проехать по олимпийским объектам, чтобы понять, насколько серьезна экологическая ситуация в олимпийской столице.

 

 В селе Ахштырь беда — в местной реке Дзыхра погибла вся рыба. РЖД строит здесь один из главных олимпийских объектов: совмещенную авто- и железную дорогу Адлер — Красная Поляна. Прошлой весной недалеко от села стали складировать строительные отходы — в основном отработанный грунт. Разумеется, это незаконно, поскольку происходит в Сочинском национальном парке, то есть на особо охраняемой природной территории.

 

 Иду по мосту в Ахштырь. Дорогу преграждают два человека в камуфляже и с автоматами наперевес: «Проход запрещен, пограничная зона». Раньше проход был свободным. Недавно тут побывали «зеленые» из общественной организации «Экологическая вахта по Северному Кавказу». Застали в Ахштыре главу Сочи Анатолия Пахомова, который приехал узнать, почему из местных колодцев исчезает вода. Позже эколог Сурен Газарян рассказывал, как сочинский мэр подозвал его к себе и «ловким движением руки выхватил фотоаппарат». Соответствующее видео под названием «Отдайте фотоаппарат» есть на сайте YouTube.com. Возможно, недовольство Пахомова присутствием независимой общественности и стало причиной того, что доступ в Ахштырь закрыли.

 

 Впрочем, секретить ЧП поздно: катастрофу в Ахштыре уже сфотографировали. Свалка грунта опасна потому, что район Красной Поляны — геологическая аномалия: в состав здешних горных пород входят ртуть, мышьяк, свинец, кадмий, медь. Такие данные несколько лет назад привел сочинский ученый, доктор геолого-минералогических наук Сергей Волков. Но при чем тут наука, если стране нужна Олимпиада?

 

 Когда на свалке накопилось несколько миллионов кубометров грунта, почва поползла. Во время дождя стоки попали в речку Дзыхра. Чтобы привлечь внимание государственных органов, в начале октября прошлого года на свалку приезжал председатель партии «Яблоко» Сергей Митрохин. А в ноябре «Эковахта по Северному Кавказу» поставила вопрос перед экспертами Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Глава миссии ЮНЕП Теодор Обен, посетивший Сочи, получил в подарок бутылку с грязной водой из Дзыхры. О надвигавшейся катастрофе «зеленые» сообщали в специальную олимпийскую прокуратуру, госкорпорацию «Олимпстрой», ОАО «РЖД», оргкомитет «Сочи-2014». Никто не отреагировал. В результате образовавшийся из-за ливня селевой поток попал не только в Дзыхру, но и в местное водохранилище. Все живое погибло на протяжении двух километров (благо на пути потока не оказалось людей).

 

                               

 

 

 Еду на другой олимпийский объект (РЖД строит железнодорожный обход на мысе Видный в районе поселка Хоста). По этой ветке гостей Олимпиады будут доставлять из аэропорта и обратно. Сегодня здесь война: местные жители перекрыли технологическую дорогу, которую строители используют для проезда техники. Противостояние разворачивается у меня на глазах: людей от бульдозера отделяет полметра. Бульдозерист прет напролом, но люди не уходят, и бульдозер тормозит. Победа за сочинцами.

 

 — Понимаете, у этого проекта нет положительного заключения государственной экологической экспертизы. А технологическая дорога проложена вообще без документов. Она идет через рощу пицундской сосны, — рассказывает участник акции Владимир Кимаев, стоя перед бульдозерным ковшом. Кроме него тут Маша Ухова, Оля Носовец и Семен Симонов. Оборону на мысе Видном они держат с декабря, но все равно роща тает. Даром что она официально является памятником природы. Гибнет на мысе и другое растение — ложнодрок монпелийский. В мире его осталось не больше трехсот кустов.

 

 …На мысе появляется «Нива» участкового. Владимир Кимаев пишет ему заявление об экологическом преступлении, десятое по счету. Пачки заявлений поданы и в прокуратуру вместе с Росприроднадзором. Толку пока никакого.

 

 Из Хосты отправляюсь в поселок Кудепста, где строится другой олимпийский объект: газопровод Джубга — Лазаревское — Сочи. Заказчик строительства — «Газпром». Засекаю время: каждые две минуты по улице Дарвина в Кудепсте проезжает грузовик или бетономешалка.

 

 — КамАЗы ездят круглосуточно. Не то что ночью спать — жить невозможно, — жалуется местная жительница Жанна Кариманян. — Нас никто не спросил, общественных слушаний не было.

 

 У Жанны квартира в пятиэтажке на Дарвина. В гостиной через всю стену — трещина, которая увеличивается с каждым днем. Возможно, виноват оползень. Проезжающие КамАЗы нарушили местный водопровод и водосток, и дожди вызывают подтопление многоэтажек. В «оползневоопасном» Сочи — это смертельная угроза. Соседи Жанны, Симоновы, рассказывают, как звонили на горячую линию городской администрации. Там им сказали: ради Олимпиады надо потерпеть.

 

 Летом отходы от строительства газопровода — смесь глины и щелочи — сливали на горе Ахун. Тонны токсичной смеси текли в море около популярного сочинского пляжа «Красный штурм». Бурением, в частности, занималась немецкая фирма DrillTec GUT GmbH. Хотя, конечно, основная ответственность лежит на «Газпроме», который не предусмотрел мест для утилизации отходов на олимпийской стройке.

 

 На театр военных действий похож весь Большой Сочи, вплоть до самого южного района, Имеретинской низменности. Сегодня ее жители встали перед бульдозерами в районе улицы Цимлянской — не дают бетонировать пляж. Один из строителей замахивается на женщину обрезком арматуры. Впрочем, местных тут человек 50, так что решить проблему силой не получается.

 

 Неподалеку компания «Базовый Элемент» (О. Дерипаска) строит грузовой порт. Майкопский ученый Валерий Бриних год назад заявлял, что из-за этого порта нарушена система самовосстановления пляжа: раньше река Мзымта намывала на пляж песок и гальку, а теперь береговая полоса стремительно уменьшается. Жаль, потому что такой пляж — около ста метров в ширину — был единственным в России. Теперь здесь решено делать бетонную набережную 60 метров шириной. Если потом поставить магазины и рестораны, бизнес будет выгодным, но есть проблема: к олимпийским объектам это отношения не имеет. В районе улицы Цимлянской их вообще нет. Тем не менее вижу, как в толпе строителей появляется ведущий специалист «Олимпстроя» Сергей Малышев: «У нас есть все основополагающие документы. Все документы, прошедшие экспертизу, утверждены». Председатель территориального общественного самоуправления Наталья Калиновская в ответ возмущается: «Проект набережной не утвержден, общественных слушаний не было. Это место — памятник природы. Охраняется Рамсарской конвенцией». К месту конфликта стягивается отряд в черных комбинезонах с надписью «Милиция» на спине. Тем не менее техника уезжает с пляжа. Но местные уверены — она вернется.

 

 Экологические нарушения на мысе Видном, в Ахштыре, Кудепсте и Имеретинке можно было бы считать недоразумением. Но пренебрежительное отношение к экологии в ходе олимпийского строительства — позиция государства, и этому есть подтверждение. В России существует процедура Государственной экологической экспертизы: пока положительного заключения экспертизы нет, начинать строительство запрещает закон. Но сегодня без такого заключения строятся Центральный олимпийский стадион на 40 тысяч мест, грузовой порт в Имеретинке. Таким же образом строились ледовая арена для керлинга, сноуборд-парк, фристайл-центр, горнолыжный центр. Времени на полевые экологические обследования нет — сроки строительства поджимают. Денег на экологию тоже в обрез: инженерно-экологическое обследование олимпийских объектов не провели из-за нехватки 30 млн рублей. Зато 31,5 млн бюджетных денег, предназначенных для охраны природы, российское правительство недавно передало Единому информационному центру — структуре, отвечающей за пиар Олимпиады-2014.

 

 

Комментарии

Пресс-служба госкорпорации «Олимпстрой»:

 — На мыс Видный ОАО «РЖД» получены необходимые разрешительные документы. Работы проводятся без нарушений. Вместо вырубленных сосен будут произведены компенсационные высадки в несколько раз больше, чем количество снесенных деревьев. Подобная практика повсеместна: ни одно дерево не вырубается без последующих компенсационных высадок и уплаты ущерба за снос. Надо отметить, что ГК «Олимпстрой» разработала так называемый «зеленый» стандарт строительства. Он устанавливает требования по обеспечению экологической и энергетической эффективности, рациональному природопользованию. Внедрение инновационных решений и элементов «зеленого» строительства будет осуществлено на 130 объектах. 10 олимпийских объектов пройдут сертификацию на соответствие требованиям международных «зеленых» стандартов LEED и BREEAM, среди них: Центральный стадион, Большая ледовая арена (ГК «Олимпстрой»), Крытый конькобежный центр, горная Олимпийская деревня, Олимпийский медиацентр, железнодорожные вокзалы.

 

 

Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея:

 

— В районе пляжа «Красный штурм» в Сочи обнаружены следы разлива бентонитовой смеси. Эта жидкость течет под уклон, попадает в ливневые коллекторы, а оттуда — в акваторию Черного моря. Установлено, что данный раствор — отходы строительства газопровода в Кудепсте. По факту нарушения экологического законодательства 24.12.10 УВД Сочи возбудило административное дело. Материалы переданы в прокуратуру Хостинского района Сочи.

 

 Автор: Евгений Титов, «Новая газета»

 

www.eco-pravda.ru