Китай реализует программы повышения энергоэффективности, используя планирование и рыночное стимулирование

Минфин КНР определил 10 приоритетных задач в области энергосбережения, поддержки проектов альтернативной энергетики и сокращения выбросов. Предпринятые меры административного воздействия на предприятия и государственные субсидии на внедрение энергоэффективных технологий позволили снизить в 2009 году энергопотребление в ведущих отраслях промышленности на 11,3 %.

 

На состоявшемся 21 мая 2009 г. Всекитайском рабочем совещании по новым видам энергии, энергосбережению и сокращению выбросов замминистра финансов Чжан Шаочунь отметил, что для поддержки развития новых видов энергии, экономии энергоресурсов и уменьшения выбросов надо основываться на рыночных механизмах и доминирующем положении предприятий, комплексно использовать различные политические меры, в частности, общественно-финансовую политику.

Чжан Шаочун заявил, что финансовая поддержка в вышеуказанной сфере является важным содержанием осуществления активной финансовой политики. В настоящее время следует стремиться выполнить десять приоритетных задач.

Необходимо:

  • Всемерно поддерживать масштабное развитие ветровой энергии, основываясь на оценке ветроэнергетических ресурсов и планировании, начать освоение и строительство крупномасштабной базы ветровой энергетики, создать относительно совершенную систему ветроэнергетики.
  • Претворить в жизнь проект «Золотое солнце», с помощью финансовых субсидий ускорить запуск рынка солнечной энергетики внутри страны.
  • Развернуть экспериментальный ввод в эксплуатацию энергосберегающих автомобилей и транспорта на новых видах топлива. Используя финансовые субсидии, поощрять использование вышеуказанных видов автомобилей в сфере общественного транспорта, такси и так далее в 13 городах, включая Пекин и Шанхай.
  • Ускорить выполнение десяти ключевых энергоэкономных проектов, поддержать техническую реконструкцию предприятий с целью экономии энергоресурсов, стимулировать перестройку системы энергосбережения в крупных общественных зданиях и жилых домах, способствовать развитию энергетического управления по контракту (прим -энергоменеджмента).
  • Чтобы ускорить ликвидацию устаревших производственных мощностей, использовать специальные трансфертные платежи, предоставление материального вознаграждения за вытеснение отсталых производственных мощностей в электроэнергетике, металлургии и других 11 отраслях в регионах со слабо развитой экономикой. Ввести систему ответственности местных правительств, центральных финансовых органов за исполнение этих задач.
  • Осуществлять проект «энергосберегающие продукты на пользу населению» путем косвенного субсидирования потребителей. Расширить использование и потребление продукции по энергосбережению и охране окружающей среды.
  • Поддержать развитие экономики повторного использования ресурсов, полностью осуществлять экологически чистое производство.
  • Оказать поддержку в создании потенциала экономии энергоресурсов и сокращении выбросов, делая упор на разработку усовершенствованной системы эффективных стандартов и маркировки, системы статистики энергосбережения, отчетности и аудита, усилить экологический мониторинг окружающей среды.
  • Поддержать строительство сети канализационных систем в городах и поселках, а также расширить сферу награждения и премиальных выплат для активного стимулирования развития отрасли очистки сточных вод.
  • Оказать поддержку работе по охране окружающей среды и борьбе с загрязнением, усилить акцент на борьбе с загрязнением воды в главных бассейнах, стимулировать предприятия в целях укрепления контроля за загрязнением, усилить охрану окружающей среды на селе, изучать механизм межбассейновой экологической компенсации и охраны окружающей среды.

 

Для реализации поставленных задач в 2008 году в Китае был создан Национальный центр энергосбережения.

Общий принцип управления деятельностью по повышению энергоэффективности – наказание пассивных и поощрение обеспечивающих сокращение энергопотребления и повышение энергоэффективности. Причем меры наказания весьма суровые. Вплоть до закрытия энергорасточительных и экологически опасных предприятий.

Результаты

 

Предпринятые меры административного воздействия на предприятия и государственные субсидии на внедрение энергоэффективных технологий позволили снизить в 2009 году энергопотребление в ведущих отраслях промышленности на 11,3 %. Объем государственных субсидий составил 3,2 миллиарда долларов в год. При этом для создания заинтересованности в энергосбережении государство премировало экономию каждой тонны условного топлива в промышленности суммой 27-32 доллара США. Результирующее сокращение потребления энергоресурсов превысило 100 миллионов т.у.т. в год.

В настоящее время работа по освоению энергоэффективных технологий продолжается. Китай заявил о готовности заменить лампы накаливания на светодиодные светильники. Причем замена на новый вид светильников должна начаться в 2010 году не только на производстве, но и в быту. Планируется выпуск 100 миллионов светильников в год. Таким образом, Китай преодолеет массовое применение экологически опасных люминесцентных светильников.

В одно из приоритетных направлений развития выделена организация экспорта энергосберегающей продукции и технологий. Китай намерен в течение ближайших трех лет обеспечить заказы на энергосберегающие и экологически чистые технологии на сумму 300 миллиардов долларов США, что составляет примерно 30% мирового рынка энергоэффективных и чистых технологий.

По материалам Агентства Синьхуа

Автор: Коваль Сергей Петрович

portal-energo.ru