28 и 29 октября. Проблемы экологии в контексте цифровой трансформации общества... Архитектура. Инженерия. Цифровизация. Экология» пройдет в...


КРУЖОК ЭКОДИЗАЙНА (АНОНС)

КРУЖОК ЭКОДИЗАЙНА
(АНОНС)


(программа, методические рекомендации по ее выполнению,
разработка занятия)

«Дизайнерское образование детей –
это не формирование потребителей, не инструктаж
будущих дизайнеров. Его предназначение – способствовать
развитию будущих поколений, а если это так,
то процессы дизайнирования представляются более важными,
чем его результаты»
Ейшии Хино, профессор из Японии


Идея Авторской программы кружка экодизайна появилась в ходе выполнения «Комплексной программы художественно-эстетического воспитания учащихся в общеобразовательных и внешкольных учебных учреждениях» (Приказ Министерства просвещения и науки Украины и Академии педагогических наук Украины от 25.02.2004 г., № 151/11). Большое влияние на создание программы именно такой направленности имело знакомство авторов с деятельностью Международного экологического движения “Clean Up the World” – „Делаем Чистым Мир”, а также с его подразделением „Чистая Украина – чистая Земля».

Программа кружка экодизайна предусматривает создание учащимися полезных самоделок из подручного материала, то есть использование в качестве сырья вещей, которые обычно подлежат утилизации. В отличие от существующих программ для кружков дизайна, акцент делается на развитие у кружковцев способностей именно к утилитарному познанию мира с дальнейшим его преобразованием. Перерабатывая, используя в новом качестве старые вещи и предметы, дети одновременно учатся бережному отношению к окружающей среде, противостоят замусориванию своего дома, двора, города. Сделать полезную и красивую поделку из «мусора» - это уже проявление мастерства, фантазии и художественного вкуса. Сейчас никого уже не удивляет выражение «мусорный дизайн».

Цель Программы кружка экодизайна: научить учащихся вести исследование доступных им задач, развить воображение и мышление, способность организовывать и планировать свою работу, оценивать ее результаты, внедрять их в жизнь, представлять и защищать их. При этом акцент делается не на «раннюю профессионализацию», а на использование потенциала дизайна для всестороннего развития учащихся.

Программа кружка экодизайна имеет не только обучающее, но также воспитательное и развивающее значение, как того требует «Национальная доктрина развития образования Украины в ХХI веке». Программа состоит из 3 предметных блоков. Первый – «Изобразительная грамота» - направлен на изучение основ графики, живописи, дизайнерской композиции, как способов выражения проектной идеи. Второй – «Материаловедение» - базируется на знакомстве со свойствами разных материалов и использовании их прикладных возможностей на практике. Третий – это «Проектирование», где знание закономерностей формообразования в природной и искусственной среде применяется при реализации собственных дизайн-разработок.

30 % учебных часов отведено в Программе на теоретические занятия, а 70 % - на практические. Именно такое разделение в пользу практических занятий сделано с учетом общей перегруженности современных школьных предметов информацией, тогда как, по известному выражению Василия Сухомлинского, «...ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Задача занятий в кружке экодизайна состоит не в том, чтобы все дети овладели элементами проектирования, но в воспитании у каждого кружковца разумного отношения к миру природы и искусственной среде, умения самостоятельно ставить и решать вопросы, чего так не хватает в наше время.





ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№/№ Разделы программыУровень классификации, разделение часов
Начальный уровень (1 год)Начальный уровень (2 год)Основной уровень (3 год)
Вводное занятие236
1Изобразительная грамота609090
2Материаловедение 58 7057
3Проектирование 20 50 60
Экскурсии121212
Конкурсы, выставки61212
Подведение итогов233
Всего: 160 240 240

Начальный уровень (1 год обучения)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие (1 час)
Содержание работы кружка экодизайна. Знакомство. Организационные вопросы. Правила поведения в кружке. Правила техники безопасности. Маршруты эвакуации. Действия при чрезвычайных ситуациях.

Практические занятия (1 час). Игры-тренинги.
1. Изобразительная грамота – 60 часов
- РИСУНОК (24 часа):
Линия и ее возможности. Линии разной толщины.
Практические занятия. Упражнения-тренинги: «Дорисуй изображение», «Что напоминают несколько точек, произвольно размещенных на листе?», «Есть ли у линии характер?» и др. Рисование зимних деревьев. Выполнение рисунков из геометрических фигур (кружковцы «строят» изображения из квадратиков на тему: автомобиль, дом, завод).
- ЖИВОПИСЬ (24 часа)
- КОМПОЗИЦИЯ (12 часов):
Заполнение плоскости листа. Целое и его часть. Ритм как способ организации композиции. Понятие «формы»: основные геометрические фигуры и тела. Детальное изучение природных форм, их рассматривание. Соответствие силуэтной формы и декора. Выявление композиционного центра: выразительным силуэтом, размером, размещением.
Практические занятия. Упражнения-тренинги: развивающие игры «Какой фигуры не хватает?» и «На что похожа эта фигура/геометрическая форма?». Упражнение «Разбитый кувшин». Выполнение заданий разными художественными материалами: графическими (карандаши, фломастеры, тушь-перо, мел и др.), живописными (гуашь, акварель), прикладными (аппликация, коллаж, живое разрисовывание пальцами). Обогащение силуэтной формы декором «Украсим посуду/полотенце». Составление изображения из геометрических фигур или из природных элементов. Создание объемных композиций на основе простых геометрических тел (разнообразные коробки) на тему: транспорт, крепость и пр.

2. Материаловедение – 58 часов
- материал БУМАГА. Приемы работы с бумагой: сгибание, отрывание, отрезание и т.д. Способы соединения бумаги: с помощью клея, степплера, скотча, а также щелевое соединение, плетение и пр.
Практические занятия. Упражнения-тренинги: «Что напоминает смятая бумага?». Изучение основ техники «оригами». Изготовление несложных игрушек-самоделок из бумаги: цветы, животные, кораблики, самолетики и пр. Изготовление игрушки «бильбоке» («Поймай пуговицу») на основе бумажного стаканчика.
- материал ТКАНЬ. Приемы работы с мягкими тканями, которые «не сыпятся». Способы их соединения (сшивание, склеивание, плетение, связывание).

Практические занятия. Упражнения-тренинги. Выполнение несложных самоделок: подушка для иголок, декоративное панно, подвеска-кулон, «пальчиковая» кукла и пр.
- материал ПЛАСТИКОВАЯ БУТЫЛКА. Приемы работы: резание, прорезание отверстий, нарезка спиралью, кольцами и пр.
Практические занятия. Упражнения-тренинги. Изготовление игрушек-самоделок «Рыбка», «Попугай», «Катамаран», «Автомобиль» и др.

3. Проектирование – 20 часов
Тема 1: «Елочные украшения»
. Знакомство с традициями празднования Нового года в Украине.
Практические занятия. Изготовление елочных украшений из разных оберток и упаковок: цепочки, гирлянды - из цветной бумаги, гномы и герои Вертепа – из пластиковых бутылок.
Тема 2: «Кукольный театр». Знакомство с особенностями и устройством этого действа. Его значение в древности и сегодня.
Практические занятия. Изготовление сказочных персонажей с использованием различных коробок.

Начальный уровень (2 год обучения)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Изобразительная грамота – 90 часов
- РИСУНОК (30 часов):
Рисунок – основа творческой деятельности дизайнера. Понятие формы. Умение видеть и понимать особенности строения той или иной формы (замкнутого пространства). Свет и тень в рисунке. Объемное изображение.
Понятие перспективы. Линия горизонта, Перспектива на плоскости. Передача плановости в пространстве путем загораживания (кулисная перспектива). Понятие линейной перспективы: точка схода, точка зрения.
Практические занятия. Упражнения-тренинги: рисование светотеневых изображений простых бытовых предметов. Изображение пространства «Пароходы в море». Изображение условной трехмерной формы на двухмерной плоскости листа бумаги. Выполнение рисунков с перспективными изображениями «Город моей мечты». Наброски фигуры человека в покое и в движении. Иллюстрации к украинским народным сказкам.
- ЖИВОПИСЬ (30 часов)
- КОМПОЗИЦИЯ (30 часов):
Целое и его часть. Зависимость основной формы от пропорций отдельных частей. Симметричные формы: роль оси симметрии в построении формы. Ритм – повторение и чередование элементов.
Практические занятия. Упражнения-тренинги с использованием игры «Танграм», которую дети изготавливают сами. Коллективная работа «Самый красивый город». Монотипия с графической доработкой «Мир насекомых». Декоративная композиция «Коврик».

2. Материаловедение – 70 часов
- материал КАРТОН. Разновидности картона (тонкий, плотный, гофрокартон). Приемы работы: сгибание, отрывание, вырезание и пр. Способы соединения картона с разными материалами.
Практические занятия. Упражнения-тренинги. Выполнение несложных игрушек-самоделок из картона и с использованием других материалов (пуговицы, ткань, полиэтиленовая пленка и пр.)
- материал ПЛАСТИКОВАЯ БУТЫЛКА и другие синтетические материалы. Приемы работы с выбранным утильсырьем: резание, плавление и пр. Изменение конструкции: отнимание, наращивание и др. способы трансформации традиционной формы.
Практические занятия. Упражнения-тренинги. Изготовление игрушек-самоделок, придуманных видов транспорта и др. устройств из искусственного утильсырья.

3. Проектирование – 50 часов
Тема 2: «Кукольный театр»
. Знакомство с традиционными кукольными театрами разных стран: куклы-марионетки, куклы-бибабо (куклы-перчатки), театр теневых кукол и др. Выразительные возможности сконструированной объемной формы. Связь основной формы и деталей.
Практические занятия. Изготовление персонажей к сказке в избранной конструктивной пластической манере.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Экология – наука о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания. Интенсивная деятельность человечества по созданию комфортных условий существования уже привела к нарушению экологических связей, исчерпанию природных ресурсов, загрязнению окружающей среды.
Сегодня важная роль в преобразовании искусственного окружения человека принадлежит дизайну. Дизайн – это художественная деятельность, связанная с организацией предметного пространства по законам красоты и целесообразности. Экодизайн – современное направление в дизайне, нацеленное на вторичную переработку уже использованных продуктов дизайна (сформулировано авторами Программы). Сейчас дизайнер должен не только проектировать сами изделия, но и обеспечивать связь между ними, анализируя не только потребительские функции предмета, знаковую, декоративную, эстетическую, но и утилизационную функцию. Дизайнер может предусмотреть цикл существования изделия: производство – потребление – переработка. Таким образом, в каждом объекте должна быть запрограммирована возможность его использования в качестве сырья для изготовления нового изделия. Замкнутый цикл – так же, как в природе!
Дети от рождения подготовлены к занятиям дизайном – они лишены присущей взрослым скованности. Целью обучения по Программе кружка экодизайна является не простое овладение элементами проектирования, а высвобождение спрятанных в ребенке возможностей, сила которых в обычных условиях остается незадействованной. При этом ученик легко и естественно социализируется, осваивает принципы добра, человечности, разумного отношения к миру природы и окружающей искусственной среды. Одновременно он учится очень дефицитному в нашем мире умению самостоятельно ставить и решать задачи.
Программа кружка экодизайна очень гибкая, что позволяет руководителю кружка использовать элементы из разных учебных пособий (см. приложение «Литература»), методик, журналов. Стержневыми остаются три основные блока: «Изобразительная грамота», «Материаловедение» и «Проектирование». Выделение темы «Материаловедение» в отдельный блок связано со спецификой Программы кружка экодизайна: необходимо хорошо знать свойства и возможности материала, который выбран в переработку, а также про его взаимодействие с другими материалами. Такое выделение темы «Материаловедение» в отдельный раздел – безусловное нововведение данной Программы. Для тщательного исследования выбраны такие доступные подручные материалы, как бумага, картон, ткань, пенопласт, полиэтилен, проволока, пластик и др. В практической деятельности кружковцев предусмотрен постепенный переход от сравнительно простых упражнений с этими материалами к более сложному их объединению. Наличие материалов, которые подлежат утилизации, обеспечивает руководитель кружка, дети и их родители. Это очень простое дело, поскольку вещи, которые давно вышли из употребления, существуют в каждом доме и постоянно прибывают с ростом благосостояния семьи (например, обертки и упаковка).
Все известные программы по изучению основ дизайна для детей в той или иной степени повторяют программу высшей школы. Авторы предлагают собственную методику, которая наиболее адаптирована именно для внешкольного образования.
Внимание! Мир стоит на пороге экологической катастрофы! Мусорные свалки уже не в состоянии решить проблему загрязнения городов и населенных пунктов. Чтобы очистить окружающую среду, необходимы деньги. Часть их мы вносим, когда платим налоги. Уборка мусора также дорого стоит. Например, в Нью-Йорке нужно заплатить 40 центов за то, чтоб убрать с обочины одну бутылку.
Загрязнение воздуха, земли, воды стоит нам слишком дорого. Но мы должны очистить нашу землю. Мусора не существует – все можно переработать или утилизировать. Частично этому способствует деятельность кружка экодизайна. Будущее – за экодизайном!
Авторы будут признательны за отзывы, замечания и предложения по поводу этой Программы от заинтересованных лиц, руководителей кружков внешкольных учебных учреждений и юных дизайнеров. E-mail:poddubko59@mail.ru

Л И Т Е Р А Т У Р А:
1. Закон України „Про позашкільну освіту” // Урядовий кур’єр. 2000, № 25.
2. Положення про позашкільний навчально-виховний заклад // Інф. зб. МОН України. – 1994, № 9.
13. П е р е в е р з е в Л. Б. Дизайн в средней школе: британский эксперимент. – М.: „Техническая эстетика”, 1987, № 6.
14. П о л я к о в а Г. А. та ін. Образотворче мистецтво, 2-7 класи: теорія навчання, календарно-тематичне планування, основні поняття з образотворчого мистецтва /Навчально-методичний посібник для вчителів. – Харків: „Скорпіон”, 2001
15. П о д д у б к о Л. М. Дизайн-освіта в школі. – К.: „Мистецтво та Освіта”, 2002,№ 2.
16. П о д д у б к о Л. М. Абетка дизайнера (анонс). – К.: „Трудова підготовка в закладах освіти”, 2006, № 4.
17. П р е т т е М., К а п а л ь д о А. Творчество и выражение. – М.: «Советский художник», 1985.
19. С з а б о в а С и л ь в и я Экоигры в школе и вне школы, ISAR, „Информационное агентство ", Киев, 1995.
20. С и д о р е н к о В. Ф. Вопросы о программе развития дизайна. – М.: „Техническая эстетика, 1989, № 4.
21. С и д о р е н к о В.Ф. Пути перестройки образования. – М.: „Техническая эстетика”, 1990, № 1.
22. У с т и н о в А. Дизайн в японской школе. – М.: „Техническая эстетика”, 1988, № 6.
23. Харьковская школа дизайна /Опыт подготовки дизайнеров. – М.: ВНИИТЭ, 1992.
25. Э н н д е Ф о р е с т Американские школы дизайна. – «Дизайн США» /подготовлено Отделом выставок Информационного агентства США, 1989.

Конструирование из подручных материалов –
первая ступенька в большой дизайн

(методическая разработка занятия в кружке экодизайна)


«Если Вы родились без крыльев,
то хотя бы не мешайте им расти».
Коко Шанель, кутюрье из Франции


ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: совершенствование навыков выполнения заданий по основам объемно-пространственной композиции;
- развитие гибких ассоциативно-образных форм мышления у кружковцев на основе художественного конструирования;
- приобретение практических навыков изображения разными материалами как способами, отвечающими требованиям художественной выразительности.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ: стимулирование творческой игры мыслей, которая незаметно переходит в форму обучения и работы;
- формирование эстетического вкуса и художественной культуры учащихся;
- создание атмосферы радости и удовольствия процессом наблюдения и творчества.
НАГЛЯДНОСТЬ: образцы самоделок из подручных материалов, выполненных детьми.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: для руководителя кружка – пластиковая бутылка, пакеты, ножницы, свечка, «черный ящик»; для детей – пластиковая бутылка, ножницы, проволока.
ТИП ЗАНЯТИЯ: практический.
ЛИТЕРАТУРА:
1. П р е т т е М., К а п а л ь д о А. Творчество и выражение. – М.: «Советский художник», 1985.
2. Н и к и т и н Б. Н. Стугеньки творчества или Развивающие игры. – Москва, "Просвещение”, 1991.
3. М а т в е е в В.Н. Юный художник-конструктор – изд. "Коммунист”, г. Баку 1990.
1. ОРГАНИЗАЦИЯ КРУЖКОВЦЕВ.
2. Игровой элемент в начале урока возбуждает игру мыслей, необходимую для успешного выполнения упражнения. С этой целью перед детьми выставлен «черный ящик», на котором есть надпись «ПРОБЛЕМА». Нужно угадать, что там спрятано?
Руководитель кружка предлагает загадку: «Что зимой и летом - одним цветом?» Традиционный ответ «елка» здесь не подходит. Еще одна загадка ПРО ЭТО: «В воду кинешь – поплывет, а в земле - не сгниет. Что это?». Между тем, ответ находится у каждого перед глазами – это пластиковая бутылка и другие синтетические материалы.
Дети удивлены открытием: бутылка и другие изделия из пластика, без которых нельзя себе представить современной жизни угрожают в будущем замусорить всю нашу планету! Учитель предлагает найти решение этой задачи, спасти человечество от такой большой беды.
Демонстрация детских самоделок из подручного материала: пластиковых бутылок, фломастеров, деталей игрушек и пр. Короткий анализ работ. Вывод: проявив немного воображения, вкуса и фантазии, можно сделать что-нибудь веселое и полезное даже из «мусора».
3.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Прежде всего, руководитель кратко напоминает кружковцам об основных правилах техники безопасности при работе колющими и режущими инструментами.
Учитель:
- Что можно сделать с бутылкой? (Резать, плавить на огне, протыкать проволокой, изменять форму наращиванием или отниманием, украшать и пр.) Посмотрите внимательно на свою бутылку, оцените ее форму, придумайте, на что она похожа? Как ее можно изменить в соответствии с вашей задумкой?
Дети приступают к работе. Руководитель консультирует, при необходимости оказывает практическую помощь, подбадривает неуверенных в себе.
4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ. Оценивание работ, уборка рабочих мест.
Руководитель кружка:
- Сегодня мы на практике познакомились с еще одним видом изобразительного искусства, который называется «дизайн». Дизайн – это художественная деятельность человека, которая создает мир вещей «от иголки до ракеты», улучшает качество жизни людей. Предмет, который вы изготовили на занятии, относится к игрушкам (см. Приложение – фото детских самоделок).
Припомните, как на одном из предыдущих занятий в кружке вы конструировали модели из спичечных коробков. Сравните ту свою поделку с сегодняшней. Что в них общего? Чем они отличаются? Как вы понимаете высказывание: «Дизайн – это художественное конструирование»?
Дети приходят к выводу, что в дизайне обязательно присутствует художественный образ, поэтому почти нет одинаковых поделок. И, наоборот, в техническом моделировании, где более условная, геометрическая форма исходного материала, у кружковцев было много одинаковых моделей.





Сведения про авторов:

Демиденко Александр Иванович, доцент кафедры дизайна ЗНТУ,
член Национального союза художников Украины
Образование: Харьковский художественно-промышленный институт (1978 г.),
факультет «Интерьер и оборудование»
Место работы: Запорожский национальный технический университет
Звания: Заслуженный художник Украины

Поддубко Лилия Михайловна, руководитель кружка экодизайна
при НМЦТОиТТ, член Союза дизайнеров Украины
Образование: Харьковский художественно-промышленный институт (1987 г.), факультет «Интерьер и оборудование»
Место работы: Никопольский межшкольный центр трудового обучения
и технического творчества, Днепропетровская область
E-mail:poddubko59@mail.ru






Образцы детских поделок, которые были напечатаны в журнале «Мистецтво та Освіта» № 2, 2002: «Мадам Брошкина», «Страусенок», «Многоножка», «Живчик».