Высвобождение электрической мощности как инвестиционный ресурс для энергосбережения

В. В. Ковальчук, заместитель директора по энергоэффективности Казенного предприятия «Московская энергетическая дирекция»

 

Сегодня одной из основных проблем в развитии энергосбережения является отсутствие достаточных инвестиций: бюджетных денег не хватает, бизнес неактивно вкладывает средства, гранты если и есть, то очень скромные. И это несмотря на то, что практически каждый потребитель сегодня имеет возможность получить прибыль благодаря вложениям собственных средств в мероприятия, повышающие эффективность использования энергии. И в первую очередь за счет платы за техприсоединение к источнику электрической мощности.

 

Создание рынка высвобожденной мощности предполагает выполнение условий, при которых потребители энергии, проведя энергосберегающие мероприятия самостоятельно или посредством специализированных фирм, могут переуступить на рыночной основе высвобожденную мощность новым потребителям (застройщикам-инвесторам), заинтересованным в технологическом присоединении.

 

Таким образом, в данной модели становится возможным реализовать систему отношений между заинтересованными лицами по высвобождению и перераспределению присоединенной мощности в условиях наличия альтернативы в виде фиксированного тарифа на присоединение (для электроэнергетики) и стоимости обременений (для других видов энергоресурсов). При этом если тариф на присоединение формируется только исходя из необходимости развития сетевой инфраструктуры (без учета генерации и т. д.), то высвобождение и перераспределение мощности позволяет удовлетворять спрос на мощность в пределах сложившегося энергобаланса.

 

В среднем стоимость высвобождения электрической мощности по России составляет от 3 до 15 тыс. руб./кВА. При этом под высвобождением понимается именно повышение своей энергоэффективности, когда для того же самого функционала требуется меньше тратить энергии.

 

В то же время, например, в Москве стоимость подключения к электрическим сетям за один киловольт-ампер уже находится в интервале от 75 до 120 тыс. руб. Если застройщикам дается возможность выбирать, каким образом осуществить присоединение новым потребителям к электрическим сетям: в счет платы за техприсоединение или за счет мощности, высвобождаемой в результате энергосберегающих мероприятий, то ответ очевиден. Экономика высвобождения и перераспределения электрической мощности на примере Москвы вдохновляет.

 

В других регионах доход от таких мероприятий меньше за счет более низкой платы за техприсоединение. Но как правило, механизм перераспределения выгоден новым застройщикам, которые либо впервые присоединяются к электрическим сетям, либо увеличивают присоединенную нагрузку.

 

Данный механизм выгоден и тем, кто собственно высвобождает электрическую мощность: снижая свое потребление электроэнергии, они повышают свою конкурентоспособность и получают возможность продать высвобожденную мощность. Выгодно это и энергосистеме, потому что вместо значительных капитальных затрат система более рационально загружает существующие мощности, что в конечном итоге влияет на снижение общесистемных издержек и сдерживание роста тарифов.

 

Безусловно, не все так просто. Существуют технические ограничения, экономические и организационные трудности, поскольку необходимо соблюдать требования надежности и безопасности. Механизм перераспределения ни в коем случае не заменяет существующей практики техприсоединения, более того, он не станет доминирующим способом присоединения, тем не менее, он должен работать в пользу потребителей.

 

Несмотря на то что сам механизм существует уже более года (см. справку), он до сих пор не нашел широкого применения по двум причинам.

 

Первая причина заключается в обыкновенном отсутствии у потребителей информации о такой возможности.

 

Вторая причина – активное сопротивление сетевых компаний этому механизму. Ведь появление альтернативы сложившейся практике автоматически ведет к исчезновению монополии на выдачу мощности при техприсоединении. А это уже совершенно другой масштаб и акцент в интересах конкретных компаний и ответственных их сотрудников.

Правовые основания для функционирования розничного рынка присоединенной мощности

 

Правовые основания перераспределения мощностей установлены разделом IV Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям Постановления Правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 861 (в ред. Постановление Правительства РФ от 21 марта 2007 года № 168, от 14 февраля 2009 года № 118, от 21 апреля 2009 года № 334).

 

СПРАВКА

До 2006 года оплата «возможности» получить энергию, т. е. возможности присоединения к энергоинфраструктуре, не имела четкого денежного эквивалента и выражалась в основном обременениями, которые накладывала энергоснабжающая организация на потребителя.

С учетом изменений в законодательстве, произошедших в последние годы, были введены такие понятия, как плата за технологическое присоединение (Федеральный закон «Об электроэнергетике»), плата за подключение к системе коммунальной инфраструктуры (Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»). Таким образом, сформировался и легально действует рынок доступа к системам энергетической инфраструктуры с достаточно высокой стоимостью «входного билета».

Возникли объективные предпосылки для реализации мощнейших экономических стимулов внедрения энергосберегающих проектов и мероприятий по высвобождению присоединенной мощности, с последующей переуступкой заинтересованным лицам для подключения к существующей инфраструктуре. Высвобожденная энергетическая мощность, ранее закрепленная за конкретными потребителями и использовавшаяся ими, стала товаром, на который имеется спрос, и де-факто сложились «серые» правила оборота особого товара «присоединенная мощность (потребляемая нагрузка)». И это очень дорогой товар.

 

Проведем краткий анализ отдельных норм и положений Постановления Правительства РФ № 861.

 

■  В п. 34 отмечено, что заявители, имеющие энергопринимающие устройства, вправе по соглашению с иными владельцами аналогичных устройств снизить объем присоединенной мощности (избыток, реализованный потенциал энергосбережения и др.) этих устройств с одновременным перераспределением объема снижения присоединенной мощности в пользу иных владельцев в пределах действия соответствующего центра питания.

■  Таким образом, впервые на федеральном уровне установлена законность перераспределения мощности между потребителями, если они между собой договорились. При этом мощность для перераспределения может быть как избыточной (неиспользуемой), так и высвобожденной в результате энергосбережения.

■  Важно, что здесь все, что происходит до заключения соглашения, вынесено за скобки: стороны между собой договариваются по своему усмотрению и самостоятельно выстраивают договорные отношения либо руководствуются нормативными актами субъектов РФ, как, например, Постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2009 года № 130-ПП «Об утверждении Положения о высвобождении присоединенной мощности и технологическом присоединении новых потребителей к распределительным электрическим сетям в г. Москве в счет высвобожденной мощности».

■  Кроме того, в том же п. 34 четко прописано основание для перераспределения – это подписанное покупателем и продавцом соглашение о перераспределении. По факту заключения соглашения покупатель должен обратиться в электросетевую компанию.

■  В п. 35 поясняется, что после того как стороны подписали соглашение (договорившись между собой), они обращаются в сетевую компанию за предварительным расчетом на выполнение конкретных работ (перекладка кабельных линий, реконструкция теплового пункта и т. д.), т. е. чтобы разработать схему переключения и сделать расчет стоимости такого переключения. Это необходимо для оценки экономики процесса перераспределения.

■  В п. 36 прописано, что сетевая организация обязана по факту обращения предоставить информацию, содержащую расчет стоимости технологического присоединения и сведения о точках возможного присоединения к электрической сети. Здесь для сетевой компании установлены жесткие сроки и определен конечный результат. Это важнейший момент, потому что в большинстве случаев сетевая компания по своему усмотрению относится к расчету стоимости подключения.

■  П. 37 определяет размер платы за технологическое присоединение для заявителя исходя из расходов сетевой организации, идущих исключительно на осуществление мер по перераспределению присоединенной мощности. Это означает, что, после того как покупателя устроила стоимость и схема перераспределения, он подает заявку и выполняет требования как при обычном подключении, в том числе придерживается жестких сроков по оформлению документов. Важно отметить, что, после того как рассчитана стоимость и схема, должен быть заключен стандартный договор на техприсоединение. При этом устанавливается индивидуальная плата, учитывающая только стоимость реализации схемы перераспределения, а не тариф, установленный для всех.

 

Приведенный краткий анализ показывает наличие четкой законодательной базы для развития рыночных отношений при высвобождении и перераспределении мощностей.

Алгоритм реализации механизма перераспределения электрической мощности в Москве

 

При поддержке Департамента топливно-энергетического хозяйства г. Москвы создана информационно-аналитическая система по учету высвобождаемой и перераспределяемой мощности. Система создана на базе сайта Казенного предприятия «Московская энергетическая дирекция». Основное назначение системы – дать возможность всем заинтересованным лицам представить свои предложения и/или запросы и найти соответствующего контрагента по перераспределению мощности.

 

Каждый потребитель, у которого есть возможность предложить к высвобождению мощность, или, наоборот, желающий приобрести мощность, оставляет соответствующие заявки на интернет-портале. На их основании идет обработка и поиск пары заявок, по которым имеется возможность перераспределения с учетом технических ограничений.

 

Далее идет проработка возможности заключения между сторонами соглашения о перераспределении. Вопросы высвобождения присоединенной мощности регулируются Постановлением Правительства Москвы № 130-ПП. Оформление технологического присоединения в счет перераспределенной мощности происходит в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 861.

 

Итак, попытки создать рыночные механизмы перераспределения мощности предпринимались неоднократно. И только сейчас появилась правовая база для этих процессов. Создание рынка присоединенной мощности должно обеспечить стимулы для дальнейшего развития энергосбережения и создать условия, когда беречь энергию выгодно не только с точки зрения уменьшения платежей, но и возможности получения дополнительных средств. Важным следствием рынка присоединенной мощности станет и альтернативность существующей практике технологического присоединения, что в свою очередь позволит снизить издержки новых потребителей на организацию энергоснабжения своих объектов.

Опубликовано в журнале Энергосбережение №6/2010

www.abok.ru