Россиянам не нужна энергоэффективность

В то время как большинство развитых стран всерьез озабочено проблемой энергосбережения, в России этот вопрос еще только обсуждается. События начала ноября 2010 г. убедительно доказали, что до реальных изменений в этом направлении по-прежнему далеко – ни потребители, ни застройщики не заинтересованы в том, чтобы вкладывать средства в решения, повышающие энергоэффективность и помогающие впоследствии сэкономить на коммунальных платежах.

 

На заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики в Набережных Челнах Дмитрий Медведев заявил, что темпы работы по реализации программы энергосбережения и энергоэффективности недостаточны, и для этого есть несколько причин.

 

Программа энергосбережения не работает

 

Первая причина – отсутствие четких нормативных требований к функциям и качеству приборов учета энергоресурсов. По словам президента, их необходимо безотлагательно разработать и ввести в практику. Еще в марте было дано поручение о запуске пилотных проектов по интеллектуальным системам приборов учета. В Татарстане выпускаются неплохие счетчики, но необходимо думать и о более современных поколениях приборов.

 

Во-вторых, руководители бюджетных учреждений, директора школ, заведующие поликлиниками, детскими садами даже не знают о том, что средства, сэкономленные при рациональном использовании электроэнергии, остаются в распоряжении бюджетных организаций и могут направляться на насущные нужды. Они не верят, что эти нормы будут работать, например, на увеличение заработной платы.

 

Еще одна проблема бюджетного сектора – медленные темпы энергообследований. Глава государства подчеркнул, что для этого есть и объективные причины: саморегулируемые организации энергоаудиторов пока только создаются. Но аудит в этой сфере должен быть профессиональным и всеобъемлющим.

 

 

Граждане России не торопятся переходить на расчеты с коммунальщиками по счетчикам

 

Четвертая проблема, требующая решения, – отсутствие у бюджетных структур собственных инструментов и возможностей для привлечения инвесторов.

 

По мнению Дмитрия Медведева, необходимо, чтобы в полную силу заработали региональные программы энергоэффективности. В настоящий момент разработаны и утверждены 54 региональные программы, в стадии обсуждения находятся 25, а в стадии разработки – 4 программы. Только качество соответствующих документов оставляет желать лучшего: не везде определены целевые показатели, не конкретизированы механизмы финансового обеспечения и управления программами, в бюджетах многих регионов соответствующие расходы не предусмотрены.

 

Глава государства подчеркнул, что расходы на энергоэффективность критически необходимы даже в нынешний, трудный для многих регионов период, поскольку в будущем эти вложения приведут к снижению расходов бюджета. Но, еще более важно, что реализация программ энергосбережения должна привести к сокращению затрат на услуги ЖКХ простых граждан. Это инвестиции не только в будущее, но и в более комфортную жизнь. Президент обратил внимание, что в малых городах, первое, о чем говорят люди, – это не пенсии, не зарплаты, не кризис, а расходы на ЖКХ.

 

Россияне не спешат устанавливать счетчики

 

Несмотря на то, что вопрос постоянного роста коммунальных платежей является одним из самых острых, граждане России не торопятся переходить на расчеты с коммунальщиками по счетчикам. Главной причиной этого, по информации «Российской газеты», является тот же вопрос стоимости.

 

Например, средняя цена счетчика на воду сегодня равна 4 тыс. руб. В старых домах, чтобы установить счетчик, потребуется еще заменить трубы. Таким образом, окончательная цена вопроса может достигать 15-20 тысяч рублей на квартиру. Для многих россиян эти суммы непосильны.

 

Кроме того, по федеральному закону на плечи и кошельки собственников жилья, а это примерно 85% жильцов многоквартирных домов, ложится последующее содержание и замена этих не самых современных приборов примерно раз в 5-6 лет. То есть, в будущем потребителей ожидают еще и дополнительные траты. Заметим, что государство уже разработало «механизм стимулирования населения» к установке счетчиков. В конце лета Минрегион обнародовал новую редакцию правил предоставления услуг ЖКХ. В соответствии с этими правилами квартиросъемщики, которые не оборудуют свои квартиры к 1 января 2013 года (общие домовые приборы учета должны появиться на год раньше) счетчиками на электроэнергию, холодную и горячую воду, газ и тепло, будут платить за потребляемые услуги по увеличенному в 4 раза тарифу. Правда, экспертов справедливо беспокоит то, что предложив «кнут», наши власти, как всегда забыли о «прянике».

 

Одновременно с упомянутым постановлением Минрегиона существует инициатива передвинуть сроки обязательной установки коммунальных счетчиков в квартирах на полтора года. Соответствующий законопроект сейчас находится на рассмотрении Госдумы. Если он будет одобрен без изменений, то общедомовые счетчики нужно будет установить не к 1 января 2012 года, как того требует закон об энергосбережении, а к 1 июля 2013 года.

 

По мнению представителя Института экономики города Сергея Сиваева, сегодня государство не предложило реальную схему, которая бы помогла в первую очередь небогатым россиянам экономить деньги на энергосбережении, а это не только установка счетчиков, но и утепление окон и стен домов. Деньги, выделенные из федерального бюджета через Фонд содействия реформированию ЖКХ, уже израсходованы на капремонт жилья практически без решения задач повышения энергоэффективности. Фонду ЖКХ осталось работать всего 1 год. Правда, вопрос о продлении его деятельности обсуждается, но решения правительства пока нет.

 

В любом случае, больших финансовых вливаний – а бюджет фонда изначально составлял 240 млрд руб. – со стороны государства уже не будет. В регионах сейчас решается вопрос о создании альтернативных фондов, которые будут формироваться из денег местных бюджетов и населения. Но далеко не все представители коммунальной отрасли считают этот вариант правильным.

 

Альтернативным вариантом решения проблемы могло бы стать доступное кредитование населения как на капремонт, так и на мероприятия по энергосбережению. Сейчас, однако, банки крайне неохотно применяют эту схему из-за высоких рисков, а также из-за того, что сроки кредитования должны составлять более 5-6 лет. Кроме того, существует мнение, что к эффективности потребления ресурсов счетчики не имеют прямого отношения.

 

«Считаю, что установка счетчиков – очень правильная мысль. Известно, что именно экономическая целесообразность является двигателем для внедрения технических новшеств. Когда люди захотят экономить – появится реальный рынок для энергосберегающих технологий», – считает Виктор Гутман, технический директор компании «ИнтернетДом».

 

«Идея учета ресурсов и энергии как первого шага в переходе к энергоэффективному обществу безусловно правильна. Но при ее реализации общество столкнулось с рядом проблем, – комментирует Владимир Чупров, руководитель энергетического отдела «Гринпис России».- Во-первых, существуют организационно-технологические проблемы, которые пока не позволяют установить счетчики в каждую квартиру. А именно здесь лежит огромный потенциал энергосбережения. Во-вторых, необходимо продумывать финансовую помощь в установке квартирных приборов учета. Подобный опыт в отношении малообеспеченных слоев населения уже существует, например, в Москве».

 

«Кроме того, существуют организационные огрехи, – продолжает он. – Например, нет возможности перехода сразу на трехтарифную систему учета электроэнергии, которая гораздо выгоднее, чем двухтарифная. Не отрегулирован законодательно вопрос собственности многотарифного электросчетчика. Например, в Москве в отличие от ряда других регионов, владелец квартиры платит за счетчик и становится его владельцем, что делает услугу перехода примерно в 5 раз дороже. Рынок электросчетчиков сильно монополизирован, что замедляет скорость переоборудования и делает переход менее привлекательным. Все эти вопросы нужно решать системно с обязательной выработкой рекомендаций для лиц, принимающих решения. Необходимы технико-экономические предложения, которые бы обеспечили переход со сроком окупаемости не более 1-1,5 лет, сделали бы его экономически привлекательным и гарантировали решения по всем другим сопутствующим проблемам. Обязателен вопрос пропаганды. Общественные организации могут помочь в этом вопросе, но пока их потенциал не используется».

 

«Проблема не только в отсутствии достаточных средств у населения, но и в том, что реально плохо и со сбоями работает система расчетов по данным, снятым со счетчика, – утверждает Александр Тиманов, генеральный директор «Комфорт Инжиниринг». – Говорю по личному опыту: данные надо снять, дозвониться по телефону или отправить по электронной почте до 5 числа. И нет никакой гарантии того, что они приняты и обработаны. Потребитель видит результат только в квитанции. А если данные потеряны и не учтены, у него возникает непростой выбор – заниматься разборками и требовать перерасчета или оплачивать».

 

«Система однобока, неудобна и для того, чтобы получить сокращение расходов на оплату, жильцу надо прикладывать массу усилий. И такая ситуация в Москве, что же тогда творится в регионах?» – резюмирует он.

 

 

Одним из решений проблемы могло бы стать доступное кредитование населения как на капремонт, так и на мероприятия по энергосбережению

 

Кроме описанных проблем, с которыми сталкиваются потребители, по мнению экспертов, не существует механизмов стимулирования поставщиков ресурсов на сокращение своих расходов. Чтобы локальные коммунальные монополисты не прогорели, они будут поднимать тарифы. Напомним, что в 2011 г. рост тарифов ЖКХ должен составить около 15%.

 

«Локальные монополисты не заинтересованы в сбережении ресурсов и их точном учете, поскольку в такой ситуации им будет сложно списывать на потребителя огромные потери путем повышения тарифов. Только автоматизация сбора данных с обязательной публикацией результатов, полученных со счетчиков потребителей и входных счетчиков, способна стимулировать их на снижение потерь, – говорит Александр Тиманов. – Конечно, к эффективности потребления ресурсов счетчики имеют малое отношение. Но наличие счетчика и зависимость расходов на коммунальные платежи от собственных действий или бездействий, заставит гражданина изменить свое отношение к энергопотреблению. А решается задача эффективности использования ресурсов непосредственно человеком или за него думает «умный» дом, мне кажется не так уж и важно».

 

«Модернизация страны не должна строиться на схемах, когда бизнес сам должен разрабатывать ГОСТы, а вопросы учета перекладываются на население. Как часто бывает, правильную и нужную идею превращают в фарс, – говорит Евгений Долин, и.о. генерального директора некоммерческого партнерства производителей светодиодов и систем на их основе. – И не понятно, чего тут больше – корысти или профнепригодности. Ясно одно – начисто отсутствует здравый смысл и внятная политическая воля. Очередной ответ, за чей счет пройдет модернизация».

 

Застройщики не заинтересованы в энергоэффективности

 

Во внедрении энергосберегающих технологий не заинтересованы не только потребители, но и застройщики.

 

«Большинство инжиниринговых услуг в данной сфере на петербургском рынке предлагается по отдельности», – отметил исполнительный директор компании Intelvision Виталий Федоров. И пояснил, что одни специализируются на вентиляции и кондиционировании, другие на энергопотреблении, третьи – на системах безопасности. При этом очень трудно соблюсти баланс интересов десяти подрядчиков, работающих на одной стройплощадке.

 

«Изменить ситуацию в этой сфере можно только воздействуя сверху или снизу», – считает Лев Каплан, вице-президент, директор компании «Союзпетрострой». По его мнению, требовать обеспечения безопасности и использования современных технологий может либо государство – на уровне законов, либо потребитель, массово предъявляющий соответствующие требования.

 

В нынешней ситуации СНиПы не являются обязательными, а из 230 первоначально планировавшихся к возведению в ранг законодательных актов технических регламентов на сегодняшний день принят только один. Функцию технического регулирования должны были взять на себя СРО, но очевидно, что они пока с ней не справляются, констатировал Лев Каплан.

 

«Если бы застройщики и подрядчики были обязаны внедрять такие разработки по закону, они бы закладывали их еще на стадии проектирования, и это можно было бы контролировать на стадии экспертизы проекта, а также при сдаче в эксплуатацию – в ходе проверки на соответствие проекту, – отметил он. – Однако пока говорить о развитии «интеллектуального» строительства не приходится».

 

СРО также не заинтересованы в повышении требований к техническим условиям, так как они состоят из представителей тех же застройщиков и подрядчиков. Также было отмечено, что долгое время на строительном рынке Петербурга существовала практика создания ТСЖ и ЖСК на базе компаний-застройщиков, а также тенденция объединения проектировщиков и строителей, что в целом приводило к подчинению деятельности проектировщиков и эксплуатирующих организаций интересам застройщика.

 

Вместе с тем, возможен положительный эффект от усиления конкуренции: «Кризис сделал потенциального покупателя более капризным и разборчивым, он теперь чаще интересуется технологической начинкой. В условиях жесткой борьбы за покупателя строители понемногу начинают откликаться на этот запрос», – отметил Лев Каплан.

 

Комплексные решения с использованием автоматики, как считают эксперты, могли бы привести к существенному сокращению затрат на подобные системы. Так, по оценке вице-президента СРО «СоюзЭнергоАудит» Юрия Добровольского, если говорить о затратах на энергосбережение и энергоэффективность, окупаемость масштабных проектов в данной области может составить 5-10 лет. Но средняя стоимость набора услуг, предлагаемая на российском рынке и активно внедряемая на уровне реальных проектов, которые готовятся сейчас в соответствии с требованиями закона 261-ФЗ об энергоэффективности, окупается в течение 2 лет.

cnews.ru