10 марта 2020 года в Москве (ЦВК «Экспофорум, Краснопресненская набережная, д. 14), в...


Энергосбережение – не цель, а средство сбережения невосполнимых энергоресурсов.

Д.С.Петров
Э.С.Василевская
ЗАО ТТМ (Техника.Тепловидение.Медицина)
В.Е. Васильев
ООО «Янус»

 

 

1. В чем проблема?

 

 «Только в последние годы мировое сообщество пытается осознать единство и противоречие  отношений «общество – энергоресурсы». Общество почувствовало на ряде кризисных ситуаций, что энергоресурсы  имеют критически важное значение, не только для улучшения качества жизни, но также для обеспечения независимости и безопасности страны». (1).

 

Наши специалисты, уже в конце девяностых годов, обратили внимание на нерациональное использование, в нашей стране, невосполнимых природных ресурсов (2), к которым относятся природный газ, нефть, и уголь. Несмотря на их значительные запасы, при общей тенденции к росту энергопотребления, вполне вероятно возникновение энергодефицита, связанного с проблемой энергоресурсообеспечения, если не всей страны, то отдельных территорий.

 

 В связи с увеличением населения Земли, развития цивилизации, стремления людей к повышению уровня жизни, во всем мире растет потребление всех видов энергии. А, следовательно, неконтролируемо возрастает и потребление невосполнимых энергоресурсов. По мере истощения старых месторождений, требуются все большие затраты, как на разведку новых месторождений, так и на их освоение. С каждым годом возрастает сложность добычи энергоресурсов, в связи с чем, растет их стоимость, а также стоимость производимой из них энергии. Рост цены на энергию, при ограниченных возможностях потребителей может вызвать социальную напряженность.

 

            Существует и еще одна, не менее важная проблема – состояние окружающей среды стало существенно ухудшаться, вследствие того, что, процесс генерирования всех видов  энергии, путем сжигания углеводородных ресурсов, сопровождается выбросами в атмосферу, углекислого газа и других продуктов сгорания. Кроме того, большой вред наносят разливы нефти, при ее транспортировке водным путем.  Представляют значительную экологическую опасность и новые методы добычи нефти из глубин океанов. Примером тому может служить экологическая катастрофа, случившаяся в Мексиканском заливе.

 

Итак, основная проблема сохранения жизни человека на Земле связана, прежде всего, с наличием необходимого количества энергоресурсов на тех территориях, где проживают люди. Несбалансированность потребности в энергоресурсах и возможности их наличия в необходимом количестве, приводит к возникновению локальных энергоресурсодефицитов. Руководство любой страны, в настоящее время должно отчетливо осознавать необходимость создания долгосрочной стратегической политики направленной на энероресурсообеспечение своей страны, во избежание энергетического кризиса. Но не только энергообеспечение за счет добычи своих природных ресурсов и их закупки, в нужном количестве, должно волновать руководства стран, но и разумная политика в отношении эффективности использования природных запасов невосполнимых энергоресурсов,  постепенная их замена возобновляемыми источниками энергии, там, где это целесообразно, а также, использование альтернативных видов топлива.

 

К возобновляемым источникам энергии относятся энергия текущей воды, ветра, а также Земли и Солнца. Альтернативное топливо представляет интерес, еще и как побочный продукт различных безотходных производств, а также отходов процессов жизнедеятельности людей.

 

Энергоресурсосберегающая политика, которая заключается в разумном и подконтрольном расходовании энергоресурсов и, производимой из них энергии любого вида, также направлена на предотвращение энергетических кризисов, как локальных (местных), так и глобального энергетического кризиса Земли

 

 

2. Энергетическая безопасность.

 

В мире давно поняли, что существует проблема энергетической безопасности страны или определенной территории, на которой проживают люди. Она заключается в том, что эти люди должны иметь доступ к источникам необходимой для обеспечения их жизни и деятельности энергии, которую, в соответствии с основным законодательством, должны гарантировать им соответствующие органы, управляющие любой цивилизованной страной.

 

Таким образом, энергетическая безопасность страны или территории, на которой проживают люди, прежде всего, гарантируется долгосрочным обеспечением этой страны или территории, необходимым количеством энергоресурсов, определяемым реальными потребностями граждан. Таким образом, в обязанности законодателей любой страны или территории, входит разработка таких законов и нормативных документов, которые должны обеспечивать гражданам, как минимум, бесперебойное энергообеспечение в течение длительного периода. Следует понять, что Право на жизнь, в частности существующее в нашей стране, это -  Право на доступ к источникам энергии. И, поэтому, у нас, должен действовать федеральный закон «Об энергетической безопасности», не менее важный, чем закон об обороне. Учитывая наши климатические особенности, наши граждане, как минимум,  должны иметь реальное право на жилье с обеспеченным микроклиматом в жилых помещениях. Не следует делать вид, что у нас не существует нормативных документов, которые гарантируют это право. Это – «Жилищный кодекс Российской Федерации» и ГОСТ 30494-96  «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях».ГОСТу должен быть возвращен статус документа обязательного исполнения, отнятый у него, антинародным федеральным законом «О техническом регулировании», № 184-ФЗ.

 

            Не следует забывать, также. и то, что в нашем отечестве действует федеральный закон «О защите прав потребителей и благосостояния человека». Поэтому, специальным законом, должны быть определены государственные деятели, отвечающие за обеспечение конституционных прав граждан. Например, государственные деятели на уровне губернаторов. Должен же кто то, в нашей стране, нести персональную ответственность за исполнение конституции и действующих законов. Прямым нарушением конституционного права на жизнь и других, выше перечисленных законов является наличие сотен тысяч выброшенных на улицу «обманутых дольщиков», «бомжей», бездомных детей и бывших воспитанников детских домов, людей не имеющих, обещанного им конституцией права на нормальную жизнь. В отношении этих категорий населения страны, так как они не являются «потребителями», нарушено не только право на жизнь, но и «Право …на благосостояние человека».

 

 Гарантировать жизнь, здоровье и работоспособность, людям, проживающим в наших климатических условиях можно только, обеспечив каждого гражданина теплым жильем, доступом к электроэнергии и чистой воде

 

 

3. «Нельзя ставить телегу перед лошадью».

 

Из вышесказанного следует, что, прежде чем принимать плохой закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности», следовало бы принять федеральные законы «Об обязательном энерго и теплоснабжении граждан, проживающих на территории РФ», и  «Об энергетической безопасности». Добиться, на государственном уровне, оптимизации энергоресурсоснабжения территорий РФ. Закон «Об энергосбережении» должен быть сориентировать, прежде всего, на снижение потерь в цепи от ресурсодобывающего предприятия до предприятий, производящих и продающих все виды энергии. Следует стимулировать, на государственном уровне, все этапы ресурсоснабжения без ненужных и вредных потерь. За снижение потерь ресурсов и энергии, при их добыче, транспортировке и потреблении следует, также, разработать действующий механизм  стимулирования и развивать конкуренцию в отношении понижения  энергоемкости каждого этапа  ресурсо и энергоснабжения. Контролировать  рентабельность каждого этапа энергоресурсоснабжения и себестоимость продукции.

 

Крайне необходимо понять, что потребитель каждого вида энергии сам заинтересован в снижении затрат на оплату всех видов «услуг». Поэтому, необходимо организовать правильный контроль над их потреблением, Так, чтобы каждый потребитель отчетливо понимал, за что и сколько он должен заплатить. Что это именно его Гигакалории и мегаджоули, а не соседа.  Для этого необходимо правильно и справедливо оценивать расходование энергии и ресурсов у потребителя. Должны быть разработаны справедливые методы как учета потребления, так и оплаты.

 

            Приборы учета необходимо устанавливать снабжающим предприятиям, они же должны обеспечивать их исправность и поверять. Если это не так, то почему мы не ходим в магазины со своими весами!

 

Настоящее ресурсоэнергосбережение должно стимулироваться у производителя энергии и в сетях, потому что «продавцам энергии» – «естественным монополистам» энергосбережение не нужно и не выгодно, так как оно снижает их доходы. Именно энергопроизводящие предприятия сорвали проведение в жизнь  энергосберегающей политики девяностых годов. Эти предприятия должны всячески стимулироваться за снижение количества потребляемых, для производство любых видов энергии, энергоресурсов измеряемых тоннами условного топлива (т.у.т, и куб. м), на производство своего «товара», измеряемого в Гкал и МДж. А также, снижения себестоимости каждой единицы энергии. Прежде всего, за счет снижения потерь, при их производстве (2) Причем, стимулирование государством этих мероприятий должно быть ощутимо выгодно «естественным монополиям» и подконтрольно государству. Если же энергосбережение будет «выдавливаться» у потребителя, никакого ресурсосбережения не будет. Будет то, с чем США боролись 80 лет (3) – беспредельный рост тарифов на тепло, электроэнергию, газ и воду, что, в конечном счете, приведет к социальному взрыву.

 

В то же время есть положительный зарубежный опыт по стимулированию энергосбережения энергопроизводящими и энергосбытовыми предприятиями. Компании, не поощряемые за то, что продают больше электричества, не наказываемые за то, что продают его меньше, и хорошо поощряемые за то, что снижают счета потребителей за электричество, предприняли неожиданный для многих шаг: они начали активно вкладывать средства в эффективность использования электричества конечными потребителями с целью дальнейшего снижения их счетов за электроэнергию. При этом экономия электричества обходилась дешевле, чем его производство. «Негаваттная» революция набирала обороты, и в конце 1989 г. Национальная ассоциация контролеров коммунальных предприятий пришла к единодушному мнению, согласно которому самая лучшая покупка для потребителя должна быть самым прибыльным капиталовложением для энергетической компании. Такое регулирование, вступившее в соревнование с рыночными принципами через стимулирование экономически эффективного поведения, стало, по крайней мере в принципе, общепринятой нормой (4).

 

Литература.

1.Статья Ю.А. Табунщикова, «Мировой взгляд на строительную энергетику и энергосбережение», в журнале «Энергосбережение» (Москва), № 6, 2007 г., с.4-6.

2.«Основные направления и механизм энергоресурсосбережения  в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации (РФ)». Государственный комитет РФ по жилищной и строительной политике. Письмо от 20 апреля 1998 года № БЕ- 19-13/28.

3. Статья Г.П. Васильева, «Анализ препятствий повышения энергоэффективности жилого фонда Москвы», в журнале «Энергосбережения» (Москва) №2, 2010.

4. Доклад Римскому клубу «Фактор четыре. Удвоение богатства, двукратная экономия ресурсов» Эрнст фон ВАЙЦЗЕККЕР, Эймори Б.ЛОВИНС, Л. Хантер ЛОВИНС (В российском издании подзаголовок доклада переведен иначе: «Затрат — половина, отдача — двойная»).