В рамках деловой программы выставки «Мир Климата» пройдет XVI международный...


Экологическое нормирование в водоохранной деятельности

Разработка, согласование и утверждение Проектов нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты (ПДС) и Разрешений на сброс

1. Нормативно-методическое обеспечение разработки, рассмотрения и согласования проектов нормативов предельно согласованных сбросов (ПДС) загрязняющих в веществ в водные объекты

Вопрос:   Какие основные нормативные документы определяют самый общий порядок разработки, рассмотрения и согласования нормативов предельно допустимого сброса загрязняющих веществ в водные объекты?

Ответ: К числу основных нормативных документов, определяющих самый общий порядок разработки, рассмотрения и согласования нормативов предельно допустимого сброса загрязняющих веществ в водные объекты, следует отнести:

Вопрос:  Какие основные нормативно-методические документы определяют порядок разработки, рассмотрения и согласования нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты?

Ответ: К числу основных нормативно-методических документов, определяющих порядок разработки, рассмотрения и согласования нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, можно отнести:

  1. Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения. СанПиН 2.1.5.980-00 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод». Утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22.06. 2000 г. (документ временно недоступен)
  2. Инструкция по нормированию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу и в водные объекты. Госкомприрода СССР 11 сентября 1989 г. N 09-2-7/1573. С изменениями от 17.12.1998 г. и от 13.03.2000 г.
  3. Методические указания по разработке нормативов предельно допустимых сбросов вредных веществ в поверхностные водные объекты. Утв. МПР России 17 декабря 1998 г.
  4. Методику расчета предельно-допустимых сбросов (ПДС) веществ в водные объекты со сточными водами. Госкомприрода СССР, ВНИИВО, г. Харьков, 1990 г., Госкомэкология РФ, 1993 г. (документ временно недоступен)
  5. Правила охраны поверхностных вод. (Типовые положения)», Москва, 1991 г. (документ временно недоступен)

При изучении этих документов следует иметь в виду, что вопросами нормирования сбросов загрязняющих веществ в водные объекты в г. Москве занимается Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды (ГУПР) по г. Москве. Кроме того, существующая практика рассмотрения и согласования может несколько отличаться от порядка, изложенного в указанных нормативных документах.

Вопрос:  Где можно найти информацию о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ в воде водоемов?

Ответ:

Информацию о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ в воде водоемов можно найти в следующих материалах:

  • Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения. СанПиН 2.1.5.980-00 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод». Утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22.06. 2000 г. (документ временно недоступен)
  • Перечень предельно допустимых концентраций и ориентировочно безопасных уровней воздействия вредных веществ для воды рыбохозяйственных водоемов. Москва, Роскомрыболовство. 1995 г. (документ временно недоступен)
  • ГН.2.1.5.558-96. «ПДК и ОДУ вредных веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования». (документ временно недоступен)
Вверх

2. Общие положения

Вопрос:  На каком основании предприятие-природопользователь получает возможность осуществлять сбросы загрязняющих веществ в водные объекты?

Ответ: Сброс загрязняющих веществ в водные объекты источниками предприятия допускается на основании «Разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты», выдаваемого территориальными органами Министерства природных ресурсов Российской Федерации (МПР РФ). В городе Москве таким органом является Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России (ГУПР) по г. Москве.

Вопрос:  Каково назначение «Разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты»?

Ответ: «Разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты», являющееся неотъемлемой частью «Проекта нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ», устанавливает нормативы предельно допустимых сбросов и лимиты временно согласованных сбросов и дает право предприятию осуществлять сброс образующихся загрязняющих веществ в водные объекты.

Вопрос:  Что понимается под нормативом предельно допустимого сброса (ПДС) загрязняющих веществ в водный объект?

Ответ:

Под предельно допустимым сбросом загрязняющих веществ в водный объект понимается:

(а) Масса вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению с установленным режимом в данном пункте водного объекта в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном створе или на участке водного объекта (с учетом вида водопользования).

(б) Масса вещества в возвратной воде, максимально допустимая к отведению с установленным режимом в данном пункте водного объекта в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном створе или недопущения ухудшения сформировавшегося качества воды, если оно хуже нормативного.

Вопрос:  Каково назначение нормативов предельно допустимых сбросов (ПДС)?

Ответ:

Нормативы предельно допустимых сбросов (ПДС) используются при:

  • выдаче лицензий на водопользование,
  • осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов,
  • установлении размеров платежей, связанных с пользованием водными объектами,
  • наложении штрафов и предъявлении исков о возмещении ущерба при нарушении водного законодательства,
  • оценке эффективности водоохранных мероприятий.

Вопрос:  Что понимается под временно согласованным сбросом (ВСС) загрязняющего вещества в водный объект?

Ответ:

Под временно согласованным сбросом (ВСС) следует понимать временный лимит сброса вредного (загрязняющего) вещества в водный объект в единицу времени, который устанавливается для действующих источников сброса (выпусков) сточных вод с учетом качества вод водного объекта и социально-экономических условий развития соответствующей территории в целях поэтапного достижения установленного норматива предельно допустимого сброса.

Вопрос:  Чем определяется продолжительность поэтапного достижения нормативов ПДС?

Ответ: Продолжительность поэтапного достижения нормативов ПДС устанавливается в каждом конкретном случае в зависимости от степени риска для здоровья населения, экологического состояния водного объекта и его биоресурсов, социально-экономических факторов, наилучших имеющихся отечественных и зарубежных технологий.

Вопрос:  Что может являться основанием для установления временно согласованного сброса (ВСС) загрязняющего вещества в водный объект?

Ответ:

Основанием для установления временно согласованного сброса (ВСС) загрязняющего вещества в водный объект может являться наличие объективных технических или экономических причин, не допускающих достижения предприятием норматива предельно допустимого сбросов (ПДС) в настоящее время.

Вопрос:  Что следует понимать под контрольным створом в задачах установления нормативов ПДС?

Ответ: Под контрольным створом в задачах установления нормативов ПДС следует понимать поперечное сечение водного потока, в котором контролируются показатели качества воды.

Вопрос:  На каких этапах создания и функционирования предприятия-водопользователя должна осуществляться разработка проекта нормативов предельно допустимого сброса?

Ответ: Проект нормативов предельно допустимых сбросов разрабатывается для проектируемых, реконструируемых и действующих предприятий-водопользователей.

Вопрос:  Кто может выступать в качестве разработчика проекта нормативов предельно допустимых сбросов?

Ответ: В качестве разработчика проекта нормативов предельно допустимых сбросов может выступать специализированная организация или само предприятие-водопользователь при наличии в составе их персонала специалистов-экологов.

Вверх

3. Порядок разработки и содержание Проектов нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты

Вопрос:  Какие основополагающие правила используются при установлении нормативов предельно допустимых сбросов (ПДС) в водный объект загрязняющих веществ, образующихся на предприятии в результате производственной или иной хозяйственной деятельности?

Ответ:

При установления нормативов предельно допустимых сбросов (ПДС) в водный объект загрязняющих веществ, образующихся на предприятии в результате производственной или иной хозяйственной деятельности, используются следующие основные правила:

Правило 1. Каждый субъект хозяйственной деятельности, являющийся источником загрязнения водных объектов, обязан иметь согласованный проект нормативов ПДС.

Правило 2. Норматив ПДС устанавливается для каждого загрязняющего вещества (с учетом наличия веществ I и II классов опасности с одинаковыми лимитирующими признаками вредности (ЛПВ)), каждого выпуска сточных вод и предприятия в целом.

Правило 3. Норматив ПДС должен задавать количество загрязняющего вещества, сбрасываемого в водный объект в единицу времени, при котором его концентрация в установленном контрольном створе или на участке водного объекта (с учетом его целевого использования) не должна превышать соответствующую предельно допустимую концентрацию (ПДК).

Правило 4. При превышении ПДК в контрольном створе норматив ПДС устанавливается исходя из условия сохранения (не ухудшения) состава и свойств воды в водных объектах, сформировавшихся под влиянием природных факторов.

Правило 5. При отсутствии на момент установления норматива ПДС объективной технической или экономической возможности его достижения территориальными органами МПР России на определенный срок устанавливаются лимиты временно согласованных сбросов (ВСС) загрязняющих веществ с поэтапным сокращением сбросов до уровня ПДС.

Правило 6. При установление нормативов ПДС и лимитов ВСС следует учитывать:

  • характеристики водоемов, включая их ассимилирующую способность;
  • вид водопользования;
  • параметры и расположение выпусков сточных вод;
  • значения фоновых концентраций в водном объекте.

Правило 7. В случае одновременного использования водного объекта для различных целей к составу и свойствам воды принимаются наиболее жесткие нормы из числа установленных.

Правило 8. При наличии нескольких водопользователей ПДС устанавливается с ориентацией на оптимальное распределение массы сбрасываемого вещества между ними.

Вопрос:  Как устанавливаются нормативы предельно допустимого сброса (ПДС) для предприятия в целом?

Ответ:

Нормативы предельно допустимого сброса (ПДС) в целом для предприятия должны устанавливаться по совокупности значений ПДС отдельных действующих, проектируемых и реконструируемых источников загрязнения (сброса), т.е. как суммарное значение этих ПДС.

Вопрос:  Какие требования качеству воды в водных объектах предъявляются при сбросе сточных вод в водные объекты, используемые для хозяйственно-питьевых и коммунально-бытовых целей?

Ответ:

При сбросе сточных вод в водные объекты, используемые для хозяйственно-питьевых и коммунально-бытовых целей, нормы качества воды водных объектов или ее природный состав и свойства в случае превышения этих норм должны выдерживаться в водотоках на участке в один километр выше ближайшего по течению пункта водопользования, а в водоемах – на акватории в радиусе одного километра от пункта водопользования.

Вопрос:  Какие требования качеству воды в водных объектах предъявляются при сбросе сточных вод в водные объекты, используемые для рыбохозяйственных целей?

Ответ:

При сбросе сточных вод в водные объекты, используемые для хозяйственно-питьевых и коммунально-бытовых целей, нормы качества воды водных объектов или ее природный состав и свойства в случае превышения этих норм должны соблюдаться в пределах всего рыбохозяйственного участка, начиная с контрольного створа. Положение контрольного створа определяется в каждом конкретном случае территориальным (бассейновым) органом федерального органа управления использованием и охраной рыбных ресурсов, но не далее 500 метров от места сброса сточных вод.

Вопрос:  Какие требования качеству воды в водных объектах предъявляются при сбросе сточных вод в водные объекты через выпуски с рассеивающими оголовками?

Ответ:

При сбросе сточных вод в водные объекты через выпуски с рассеивающими оголовками нормативные требования к составу и свойствам воды водного объекта должны обеспечиваться в створе начального разбавления выпуска сточных вод.

Вопрос:  Какой критерий качества вод водного объекта используется при установлении норматива предельно допустимого сброса по отдельным загрязняющим веществам?

Ответ:

При установлении норматива предельно допустимого сброса по отдельным загрязняющим веществам в качестве критерия качества вод водного объекта используется условие, ограничивающее создаваемую сбросом концентрацию Ci загрязняющего вещества в установленном контрольном створе или на участке водного объекта (с учетом его целевого использования) с учетом фона Сi ф:

Вопрос:  Какой критерий качества вод водного объекта используется при установлении норматива предельно допустимого сброса (ПДС) для загрязняющих веществ I и II классов опасности с одинаковыми лимитирующими признаками вредности (ЛПВ)?

Ответ: При установлении норматива предельно допустимого сброса (ПДС) для загрязняющих веществ I и II классов опасности с одинаковыми лимитирующими признаками вредности (ЛПВ) используется условие, ограничивающее для «iÎI ЛПВ создаваемые сбросом концентрации Ci загрязняющих веществ с учетом  фона Сi ф  в установленном контрольном створе или на участке водного объекта (с учетом его целевого использования):

Вопрос:  Какие нормы качества воды по загрязняющим веществам используются при разработке нормативов предельно допустимого сброса в водные объекты?

Ответ:

При разработке нормативов предельно допустимого сброса загрязняющих веществ в водные объекты используются следующие нормы качества воды, установленные нормативными документами федерального уровня:

  • предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в водах объектов, используемых для хозяйственно-питьевых и коммунально-бытовых целей – ПДКв;
  • предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в водах объектов, используемых для рыбохозяйственных целей – ПДКрх;
  • ориентировочные допустимые уровни - ОДУ;
  • ориентировочные безопасные уровни воздействия – ОБУВ.

Вопрос:  Какие нормы качества воды используются при установлении нормативов ПДС при условии, что в водном объекте под воздействием природных факторов по отдельным веществам превышается ПДК?

Ответ:

Если в водном объекте под воздействием природных факторов по отдельным веществам превышается ПДК, то для этих водных объектов могут разрабатываться региональные нормы качества воды, которые в дальнейшем используются при установлении нормативов ПДС.

Вопрос:  Где могут быть получены данные о гидрологическом режиме и природных фоновых концентрациях нормируемых показателей качества вод водного объекта?

Ответ:

Данные о гидрологическом режиме и фоновых концентрациях нормируемых показателей вод водного объекта могут быть получены в Росгидромете и его территориальных органах.

Вопрос:  Как определяется величина норматива предельно допустимого сброса?

Ответ: Определение величины норматива предельно допустимого сброса загрязняющих веществ в водные объекты осуществляется с учетом следующих рекомендаций:

1) Величина норматива предельно допустимого сброса i-го загрязняющего вещества ПДСi определяются для всех категорий водопользования как произведение максимального часового расхода сточных вод qст3/ч) на концентрацию в них загрязняющих веществ Cст i (г/м3) согласно формуле:

2) В соответствии с «Правилами охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами» (1975 г.) для сбросов сточных вод в черте населенного пункта Cст i устанавливаются на уровне соответствующих ПДКi.

3) Если фактический сброс вредных веществ со сточными водами меньше расчетного ПДС, то в качестве ПДС принимается фактический сброс.

4) Если природное фоновое содержание загрязняющих веществ в водном объекте по каким-либо показателям не обеспечивает нормативное качество воды в контрольном пункте, то ПДС по этим показателям устанавливается исходя из условий соблюдения природного фонового качества воды в контрольном створе.

Для предприятий, расположенных в районах с повышенной минерализацией природных вод, при расчете ПДС принимается величина Cст, равная 1500 мг/л в качестве предельного уровня минерализации поверхностных вод (ГОСТ 2874-82. Вода питьевая. Гигиенические требования и контроль за качеством).

Вопрос:  Кем и из каких соображений устанавливаются технические условия на сброс сточных вод, отводимых в канализационную сеть населенного пункта?

Ответ:

Технические условия на сброс сточных вод, отводимых в канализационную сеть населенного пункта, устанавливаются владельцем очистных сооружений из условия обеспечения последним отведения сточных вод в водный объект с соблюдением нормативов ПДС. В г. Москве при сбросе производственных сточных вод в городскую канализацию технические условия устанавливаются  ГУП «Мосводоканал», а при сбросе поверхностных вод в ливневую канализацию – ГУП «Мосводосток».

Вопрос:  Какие крупные этапы можно выделить при разработке нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты?

Ответ:

При разработке нормативов предельно допустимых сбросов можно выделить следующие крупные этапы:

  • проведение инвентаризации источников выделения и сброса загрязняющих веществ;
  • собственно разработку нормативов ПДС;
  • получение Разрешения на сброс.

Вопрос:  Какие методы могут использоваться при проведении инвентаризации источников выделения  и сброса загрязняющих веществ в водные объекты?

Ответ:

При проведении инвентаризации источников выделения и выбросов загрязняющих веществ в водные объекты используются как расчетные, так и инструментальные методы.

Вопрос:  На основании каких данных разрабатываются проекты нормативы ПДС?

Ответ:

Проекты нормативов ПДС разрабатываются на основании материалов инвентаризации, оформленных в виде четырех бланков Инвентаризаций организованных выпусков непосредственно в водный объект и одного бланка, относящегося к неорганизованным источником сброса сточных вод:

№ 1 – «Характеристика источников загрязнения (сброса сточных вод)»,

№ 2 – «Показатели качества сточных вод»,

№ 3 – «Характеристика осадка сточных вод»,

№ 4 – «Сведения о контроле качества сбрасываемых сточных вод (в том числе ливневых, дренажных, фильтрационных) вод»,

№ 5 – «Характеристика источников загрязнения (сброса сточных вод) и показатели качества по неорганизованным выпускам сточных вод».

Вопрос:  Каково содержание проекта нормативов предельно допустимых сбросов (ПДС) загрязняющих веществ в водные объекты?

Ответ: Проект нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты имеет следующую структуру:

1) Титульный лист.

2) Список исполнителей.

3) Аннотация.

4) Содержание.

5) Введение.

6) Общие сведения о предприятии.

7) Характеристика предприятия как источника загрязнения водных объектов (инвентаризация).

8) Проведение расчетов и подготовка предложений по установлению нормативов ПДС:

  • Расчеты и анализ уровня загрязнения водного объекта на существующее положение. 
  • Предложения по установлению нормативов ПДС. 
  • План мероприятий по снижению сбросов загрязняющих веществ в водный объект с целью достижения нормативов ПДС. 

9) Контроль за соблюдением нормативов ПДС (ВСС).

10) Список использованных литературных источников.

Вопрос:  Какую информацию необходимо поместить в «Аннотацию» к проекту нормативов ПДС?

Ответ: В «Аннотации» к проекту нормативов ПДС  следует отразить основные результаты проведенной работы с указанием:

(1) общего числа загрязняющих веществ, сбрасываемых предприятием в водный объект;

(2) числа источников сбросов (выпусков) загрязняющих веществ в водный объект в целом по предприятию;

(3) сроков достижения нормативов ПДС по ингредиентам; необходимых для этого затрат;

(4) величины ущерба, наносимого сбросами предприятия.

Вопрос:  Какую информацию необходимо поместить в раздел «Общие сведения о предприятии» проекта нормативов ПДС?

Ответ: В разделе «Общие сведения о предприятии» проекта нормативов ПДС приводятся:

(1) почтовый адрес предприятия, количество промплощадок, взаиморасположение предприятия и граничащих с ним характерных объектов – водных объектов, жилых массивов, промышленных зон, лесов, сельскохозяйственных угодий, транспортных магистралей и т.д.;

(2) карта-схема предприятия с нанесенными на нее источниками сбросов (выпусками) загрязняющих веществ в водный объект.

Вопрос:  Какая информация должна входить в состав раздела «Характеристика предприятия как источника загрязнения водных объектов (инвентаризация)» проекта нормативов ПДС?

Ответ: В состав раздела «Характеристика предприятия как источника загрязнения водных объектов (инвентаризация)» проекта нормативов ПДС должны входить:

(1) Краткая характеристика технологии производства и технологического оборудования (описание выпускаемой продукции, основного исходного сырья) с точки зрения загрязнения водных объектов. При этом необходимо учесть наличие в сбросах всех загрязняющих веществ, образующихся в технологическом процессе, а также все химические превращения сбрасываемых в водные объекты веществ.

(2) Краткая характеристика существующих установок очистки сточных вод, укрупненный анализ их технического состояния и эффективности работы.

(3) Оценка степени соответствия применяемой технологии, технологического и водоочистного оборудования передовому научно-техническому уровню в стране и за рубежом.

(4) Описание перспективы развития предприятия. При этом необходимо учитывать данные об изменениях производительности предприятия, реконструкции, сведения о ликвидации производств, источников сброса, строительстве новых технологических линий и агрегатов, общие сведения об основных перспективных направлениях водоохранных мероприятий, сроки проведения реконструкций, расширения и введения в действие новых производств, цехов и т.д.

(5) Перечень загрязняющих веществ, сбрасываемых в водные объекты. Количественная характеристика сбрасываемых в водные объекты загрязняющих веществ в т/год приводится по усредненным годовым значениям в зависимости от изменения режима работы предприятия, технологического процесса и оборудования, характеристик сырья и т.д.

(6) Характеристика аварийных и залповых сбросов. Наряду с количественными характеристиками приводится краткое описание условий, при которых возможны аварийные и залповые сбросы.

(7) Параметры сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для расчета ПДС. При этом учитываются как организованные, так и неорганизованные источники сброса сточных вод.

(8) Обоснование полноты и достоверности исходных данных (г/ч, т/год), принятых для расчета ПДС. Указывается, на чем основаны данные – взяты ли они из форм инвентаризации, первичного учета или из форм статистической отчетности N 2-ТП водхоз, получены инструментальными замерами или расчетными и балансовыми методами и т.д. При этом приводится перечень методических документов, регламентирующих методы отбора, анализа и расчета сбросов загрязняющих веществ.

(9) Сведения об ущербе, причиняемом сбросами предприятия здоровью населения и окружающей среде. Размер ущерба может определяться по действующим отраслевым методикам или федеральным методикам.

(10) Оформленные бланки Инвентаризации в составе:

  • Характеристики источников загрязнения (сброса сточных вод) и показатели качества по неорганизованным выпускам сточных вод.
  • Характеристики источников загрязнения (сброса сточных вод) по организованным выпускам сточных вод.
  • Показатели качества сточных вод.
  • Характеристика осадка сточных вод.
  • Сведения о контроле качества сбрасываемых сточных вод (в т.ч. ливневых, дренажных, фильтрационных).

Вопрос:  Какая информация должна входить в состав раздела «Проведение расчетов и определение предложений нормативов ПДС и ВСС» проекта нормативов ПДС?

Ответ: В состав раздела «Проведение расчетов и определение предложений нормативов ПДС и ВСС» проекта нормативов ПДС должны входить:

(1) Название использованной программы автоматизированного расчета загрязнения водных объектов. При установлении ПДС необходимо использовать программы, согласованные в установленном порядке.

(2) Характеристики водного объекта.

(3) Результаты расчетов уровня загрязнения водного объекта на существующее положение и с учетом перспективы развития. Схемы потоков с нанесенными на них линиями расчетных концентраций. Концентрации загрязняющих веществ в контрольном створе или на расчетном участке и перечень источников, дающих наибольшие вклады в уровень загрязнения водного объекта.

(4) Предложения по нормативам ПДС и ВСС по каждому источнику (выпуску) и ингредиенту.

(5) План мероприятий по снижению сбросов загрязняющих веществ в водный объект, если концентрации загрязняющих веществ с учетом фона в контрольном створе или на контролируемом участке водоема превышают ПДК.

(6) Обоснование возможности достижения нормативов ПДС с учетом использования малоотходной технологии и других планируемых мероприятий, в том числе перепрофилирования или сокращения объема производства.

(7) Оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий по достижению нормативов ПДС и причиняемого ущерба от загрязнения водного объекта, осуществленная по отраслевым и федеральным методикам.

Вопрос:  Каково содержание раздела «Контроль за соблюдением нормативов ПДС (ВСС) на предприятии» проекта нормативов ПДС?

Ответ: Раздел «Контроль за соблюдением нормативов ПДС (ВСС) на предприятии» проекта нормативов ПДС содержит сведения:

(1) Об организации контроля за соблюдением нормативов ПДС (ВСС), осуществляемого силами предприятия, либо специализированной организацией, привлекаемых предприятием на договорных началах.

(2) Перечень веществ, подлежащих контролю.

(3) Перечень методик, которые используются (будут использоваться) при контроле за соблюдением установленных нормативов сбросов.

(4) Обоснование использования расчетных и балансовых методов, удельных сбросов и т.д. в случае нецелесообразности или невозможности определения сбросов загрязняющих веществ экспериментальными методами.

(5) План-график контроля за соблюдением нормативов ПДС (ВСС) на источниках сбросов.

Вопрос:  Как оформляется «Список литературных источников», использованных при разработке проекта нормативов ПДС?

Ответ: «Список литературных источников» должен содержать перечень всех источников, использованных при подготовке проекта нормативов ПДС. Источники следует располагать в порядке ссылок в тексте тома ПДС.

Вверх

4. Порядок согласования и утверждения Проектов нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты и Разрешений на сбросы

Вопрос:  Что является основанием для выдачи «Разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты» вновь строящемуся (реконструируемому) малому предприятию?

Ответ:

Основанием для выдачи «Разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты» вновь строящемуся (реконструируемому) малому предприятию является положительное заключение экологической экспертизы на проект строительства (реконструкции) предприятия.

Вопрос:  Что является основанием для выдачи «Разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты» действующему малому предприятию?

Ответ: Основанием для выдачи «Разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты» действующему малому предприятию является согласование Отдел нормирования, анализа состояния окружающей среды и экологического мониторинга Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России (ГУПР) по г. Москве Проекта нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ. При этом согласованию подлежат как нормативы предельно допустимых сбросов (ПДС), так и, при необходимости, лимиты - временно согласованные сбросы (ВСС).

Вопрос:  На ком лежит обеспечение согласования и утверждения нормативов предельно допустимых сбросов?

Ответ:

Обеспечение согласования и утверждения нормативов предельно допустимых сбросов входит в обязанности предприятия-природопользователя.

Вопрос:  Кто рассматривает, осуществляет экспертную оценку и согласовывает Проект нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты?

Ответ: Рассматривает, осуществляет экспертную оценку и согласовывает Проект нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты Отдел нормирования, анализа состояния окружающей среды и экологического мониторинга Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России (ГУПР) по г. Москве.

Вопрос:  В форме какого документа осуществляется утверждение нормативов предельно допустимого сброса (ПДС) загрязняющих веществ в водные объекты?

Ответ:

Документ, согласующий и утверждающий нормативы предельно допустимого сброса (ПДС) загрязняющих веществ в водные объекты, имеет следующий вид и содержание:

Вопрос:  Где перед представлением его в ГУПР по г. Москве должен пройти предварительное согласование разработанный Проект нормативов предельно допустимых сбросов (ПДС)?

Ответ:

Перед представлением в ГУПР по г. Москве разработанный Проект нормативов ПДС должен пройти предварительное согласование в:

  • Центре государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН) по г. Москве;
  • Московском бассейновом управлении по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства Государственного Комитета Российской Федерации по рыболовству (Мосрыбводе);
  • Московском центре по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (МосЦГМС);
  • а при необходимости и в других специально уполномоченных органах охраны окружающей среды.

Вопрос:  Кем подготавливается к выдаче Разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты?

Ответ:

Разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты, являющееся неотъемлемой частью проекта нормативов ПДС, подготавливается к выдаче Отделом нормирования, анализа состояния окружающей среды и экологического мониторинга Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России (ГУПР) по г. Москве.

Вопрос:  Кто утверждает «Разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты», нормативы предельно допустимых сбросов (ПДС) и лимиты временно согласованных сбросов (ВСС)?

Ответ:

«Разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты», нормативы предельно допустимых сбросов (ПДС) и лимиты временно согласованных сбросов (ВСС) утверждаются руководителем ГУПР по г. Москве по представлению Отдела нормирования, анализа состояния окружающей среды и экологического мониторинга.

Вопрос:  Каков срок действия установленных нормативов предельно допустимого сброса (ПДС)?

Ответ: Срок действия нормативов предельно допустимых сбросов (ПДС) – три года при отсутствии изменений в производственной деятельности.

Вопрос:  Каков срок действия установленных величин временно согласованных сбросов (ВСС) загрязняющих веществ в водные объекты?

Ответ: Срок действия установленных величин временно согласованных сбросов (ВСС) загрязняющих веществ в водные объекты – один год согласно планам мероприятий по достижению нормативов, входящих в состав проектов нормативов ПДС.

Вопрос:  Каков срок действия Разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты?

Ответ: При действующих нормативах ПДС Разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты подлежит ежегодному переоформлению с предоставлением Технического отчета по продлению нормативов ПДС.

 Вопрос:  Каков срок рассмотрения материалов проекта нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты?

Ответ:

Срок рассмотрения материалов проекта нормативов ПДС не более одного месяца. В случае их отклонения Отдел нормирования, анализа состояния окружающей среды и экологического мониторинга ГУПР по г. Москве представляет мотивированный отказ. Повторно представленные материалы рассматриваются в те же сроки.

Вопрос:  Какие материалы предприятие-природопользователь должно представить в Отдел нормирования, анализа состояния окружающей среды и экологического мониторинга ГУПР по г. Москве для получения Разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект со сточными, ливневыми, дренажными и фильтрационными водами.

Ответ:

Для получения Разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект со сточными, ливневыми, дренажными и фильтрационными водами предприятие-природопользователь должно представить в Отдел нормирования, анализа состояния окружающей среды и экологического мониторинга ГУПР по г. Москве следующие материалы:

1. Заявку предприятия-природопользователя об утверждении норматива ПДС.

2. Проект нормативов ПДС загрязняющих веществ, поступающих в водный объект со сточными водами предприятия-природопользователя.

3. Приложения к Разрешению на сброс сточных вод в водные объекты:

№ 1 – «Характеристика источников загрязнения (сброса сточных вод)»,

№ 2 – «Показатели качества сточных вод»,

№ 3 – «Характеристика осадка сточных вод»,

№ 4 – «Сведения о контроле качества сбрасываемых сточных вод (в том числе ливневых, дренажных, фильтрационных) вод»,

№ 5 – «Характеристика источников загрязнения (сброса сточных вод) и показатели качества по неорганизованным выпускам сточных вод».

Вопрос:  Какие требования предъявляются к достоверности данных, входящих в состав бланков Инвентаризации и Технического отчета, представляемых на рассмотрение в ГУПР по г. Москве?

Ответ:

Результаты Инвентаризации и данные Технического отчета проходят обязательное рассмотрение на предмет соответствия заявленных данных фактическому воздействию на окружающую среду. При необходимости подтверждения фактического количественного и качественного состава загрязнений окружающей среды Отдел нормирования, анализа состояния окружающей среды и экологического мониторинга ГУПР по г. Москве имеет право организовать проверку предприятия-природопользователя с проведением контрольных инструментальных замеров для принятия решения об утверждении нормативов ПДС.

Вопрос:  Выполнение какого условия является обязательным для согласования и утверждения лимитов временно согласованных сбросов загрязняющих веществ в водный объект?

Ответ:

Лимиты временно согласованных выбросов согласовываются и утверждаются только при предоставлении в ГУПР «Плана природоохранных мероприятий по достижению нормативов ПДС».

Вопрос:  Какие документы предприятие-природопользователь должно предоставить в Отдел нормирования, анализа состояния окружающей среды и экологического мониторинга ГУПР по г. Москве для продления Разрешения на сброс загрязняющих веществ в природную среду?

Ответ:

Для продления Разрешения на сброс загрязняющих веществ в природную среду предприятие-природопользователь должно представить в Отдел нормирования, анализа состояния окружающей среды и экологического мониторинга ГУПР по г. Москве следующие документы:

1. Сопроводительное письмо.

2. Бланки инвентаризации.

3. Справку о выполнении природоохранных мероприятий за прошедший год (в случае продления лимитов ВСС), Технический отчет.

4. Разрешение на сброс загрязняющих веществ в природную среду, выданное по результатам экологической экспертизы проекта строительства (реконструкции) предприятия или согласования Проекта нормативов ПДС для действующего предприятия.

5. Ранее согласованный Проект нормативов ПДС загрязняющих веществ (требуется на время процедуры продления Разрешения).

 Вопрос:  Как пересматриваются установленные лимиты временно согласованных сбросов загрязняющих веществ (ВСС)?

Ответ:

Установленные лимиты временно согласованных сбросов загрязняющих веществ пересматриваются по мере осуществления отдельных этапов планов водоохранных мероприятий по достижению нормативов ПДС в сторону  уменьшения ВСС с учетом внедрения наилучших имеющихся технологий по очистке сточных вод, а также с учетом возможности внедрения малоотходных и иных экологически чистых технологий основного производства, включая ограничение применения опасных веществ и материалов. Пересмотр (аннулирование) лимитов ВСС на сброс загрязняющих веществ в природную среду осуществляется Отделом нормирования, анализа состояния окружающей среды и экологического мониторинга ГУПР по г. Москве по результатам контроля выполнения (не выполнения) плана природоохранных мероприятий.

Вопрос:  Каково содержание контроля за достижением и соблюдением установленных нормативов сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду?

Ответ:

Контроль за достижением и соблюдением установленных нормативов сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, включает:

  • определение массы сбросов вредных веществ в единицу времени от данного источника загрязнения и сравнение этих показателей с установленными нормативами ПДС;
  • наблюдение за расходом, составом и свойством вод в местах собственных водозаборов, фоновых и контрольных створах водных объектов, принимающих сточные воды, и соблюдением норм качества воды в контрольных створах.
  • проверку выполнения плана мероприятий по достижению ПДС;
  • проверку эффективности эксплуатации очистных и других природоохранных сооружений, а также других производственных факторов, влияющих на возможность и темпы достижения ПДС.

Вопрос:  Кем осуществляется контроль за достижением и соблюдением установленных нормативов сбросов  загрязняющих веществ в окружающую природную среду?

Ответ:

Контроль за достижением и соблюдением установленных нормативов сбросов  загрязняющих веществ в окружающую природную среду производится как самим предприятием (ведомственный, или производственный контроль), так и территориальными (местными) органами МПР России, осуществляющими государственный контроль.

 

www.dist-cons.ru