РЕЦИКЛИНГ ОТХОДОВ В САН-ФРАНЦИСКО

В 2000 г. объем образования коммунальных отходов в США составил 400 млн. тонн. К этому моменту уровень переработки отходов по стране в целом составил 32%. Из оставшихся 61% были захоронены на полигонах и 7% – сожжены.

 

На этот момент в стране действовало 9700 программ по сбору отходов для переработки и 3800 объектов по производству компоста.

 

Агентством США по защите окружающей среды была поставлена задача достижения 35% переработки отходов на национальном уровне.

 

При этом многие штаты определили для себя целевой уровень рециклинга в 50%,а некоторые – свыше 70%.

 

 

СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

 

В 1989 г. правительством штата Калифорния перед городами и графствами штата была поставлена задача достижения 50 %-го уровня рециклинга с возможными штрафами за нарушение этого показателя до 10,000 долларов в день.

 

К 2001 году объем образования отходов в целом по штату составил 68 миллионов тонн в год при уровне рециклинга 42 %. В 195 сообществах штата был достигнут или превзойден уровень в 50 %.

 

Однако из-за роста объемов образования отходов доля, требующая захоронения, практически не снижается (рис. 1).

 

 

В 2003 году целевой уровень рециклинга 50 % был признан муниципалитетом Сан-Франциско недостаточным.

 

Была принята резолюция по достижению 75 % уровня рециклинга к 2010 г. и «Ноля отходов»1 к 2020 г. По состоянию на 2004 г. в целом по городу был достигнут уровень вторичной переработки всех видов отходов в 67%, а уровень переработки коммунальных отходов – 50 %.

 

 

СИСТЕМА СБОРА КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ В САН-ФРАНЦИСКО

 

В городе и округе Сан-Франциско  расположены 330 тыс. жилых домов, 60 тыс. предприятий. 30 % населения проживают в квартирах многоэтажных домов, сдаваемых по найму, остальные – в частных коттеджах. Имеется также 60 тыс. предприятий – образователей отходов.

 

Сбор строительных отходов производится на конкурсной основе также и другими компаниями по выбору образователя отходов. 70 % строительных отходов перерабатываются.

 

Отходы электроники, сбор которых совместно с коммунальными отходами запрещен, собираются на специальных площадках в городе в определенные дни. Отходов производства в округе не образуется.

 

Следует отметить, что предоставление монопольных полномочий по сбору отходов не является общераспространенным в США; наряду с ним применяется и конкурсный выбор компаний – исполнителей.

 

Чтобы повысить уровень рециклинга, в муниципалитете внедрена программа раздельного сбора коммунальных отходов «Фантастические 3». Коммунальные отходы сортируются жителями по месту проживания и на предприятиях по трем позициям и раскладываются в контейнеры, имеющие цветовое кодирование:

 

• в синий контейнер складываются все виды пригодных для вторичной переработки материалов (изделия из пластмасс, стекла, бумаги, металлов);

• в зеленый – все виды органических отходов, пригодных для компостирования, в т.ч. садовые, пищевые отходы, бумажная упаковка с пищевыми загрязнителями и др.);

• в черный – все остальные отходы.

 

Цветовая кодировка контейнеров едина для частных, многоквартирных домов и предприятий – образователей отходов. Стандартный объем контейнера для частных домовладений составляет 64 галлона, но может быть увеличен или уменьшен по желанию клиента. У многоквартирных домов и предприятий располагаются крупные контейнеры.

 

Вывоз отходов осуществляется двухкамерными мусоровозами, работающими на газовом топливе для снижения загрязнения окружающей среды, по графику (обычно – 1 раз в неделю). Двухкамерные мусоровозы позволяют вывозить отходы из синего и черного контейнеров за один рейс. При этом объем кузова поделен в соотношении 60%:40%.

 

В большее отделение складываются вторичные ресурсы из синего контейнера для сохранения их качества. При сборе водитель контролирует правильность сортировки отходов в различных контейнерах, и в случае наличия пересортицы контейнер не опустошается.

 

Отходы из синего контейнера направляются на мусоросортировочный комплекс (МСК), принадлежащий компании, откуда рассортированное вторичное сырье направляется потребителям.

 

Органические отходы направляются на площадку для полевого компостирования.

 

Отходы из «черного» контейнера направляются без сортировки на полигон для захоронения, принадлежащий внешней компании «Waste Management». Муниципалитетом города заключен договор с компанией на захоронение определенного общего объема отходов, причем срок, за который этот объем будет захоронен, не оговорен в договоре. Таким образом, муниципалитет заинтересован в снижении объемов захоронения отходов.

 

В результате применения программы «Фантастические 3» уровень сбора отходов для вторичной переработки в целом возрос в два раза и превысил 50%, а, например, уровень рециклинга отходов ресторанов превысил 90%.

 

Наибольших результатов удалось добиться в частном секторе и в коммерческих предприятиях, где может быть установлена личная и корпоративная ответственность за отходы.

 

В то же время серьезную озабоченность у властей вызывают многоквартирные дома, где уровень раздельного сбора сравнительно низок из-за отсутствия в нем персональной заинтересованности жильцов. В связи с этим для дальнейшего повышения уровня рециклинга власти рассматривают возможность строительства т.н. «грязного МСК», где будет осуществляться сортировка смешанных отходов из черного контейнера.

 

 

ФИНАНСИРОВАНИЕ

 

Финансирование как сбора, так и захоронения отходов осуществляется их производителями – предприятиями и жителями – в частном секторе индивидуально, а в многоквартирных домах исходя из общего объема образования отходов.

 

Оплата расходов компании осуществляется по тарифу, определяемому путем переговоров муниципалитета с компанией – исполнителем и пересматриваемому один раз в 5 лет. При этом плата с жителей взимается только исходя из объема и частоты вывоза черного контейнера.

 

Синий и зеленый контейнеры вывозятся как бы бесплатно, однако фактически взимаемые средства идут и на финансирование обращения с отходами, собираемыми для переработки в дополнение к выручке от реализации вторичного сырья.

 

С коммерческих предприятий взимается также плата за вывоз органических отходов из зеленого контейнера в размере 75% от тарифа на вывоз черного контейнера.

 

В настоящее время стоимость работ по обращению с отходами составляет 19 долларов США в месяц при объеме черного контейнера 64 галлона и вывозе 1 раз в неделю.

 

Такая схема является мощным экономическим стимулом рециклинга для образователей отходов, однако для компании– исполнителя ситуация обратная: ведь чем больше уровень рециклинга отходов, тем меньше будет выручка предприятия от их вывоза.

 

Между тем вывоз и сортировка либо компостирование вторичных ресурсов не покрывает всех затрат на обращение с ними. Кроме того, применяемая схема не стимулирует общего снижения образования отходов.

 

В настоящее время муниципалитетом планируется переход на другую схему. Жителям будет выставляться счет на услугу по обращению со всем объемом образующихся отходов, однако на отходы из синего и зеленого контейнеров будет предоставляться скидка так, чтобы фактическая плата за эти отходы составляла 7% объявленной стоимости. Такая схема вводится также и в образовательных целях, чтобы донести до жителей, что отходы остаются таковыми даже и при раздельном сборе, обращение с ними стоит денег, поэтому лучшее, что можно сделать с отходами, вообще избежать их образования.

 

 

ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ РЕЦИКЛИНГА ВСЕХ ВИДОВ ОТХОДОВ

 

Как известно, каждый шаг на пути к поставленной цели дается труднее предыдущего.

 

В настоящее время дальнейшему продвижению Сан-Франциско к заявленной цели (нулю отходов) препятствуют:

 

• низкие затраты по захоронению отходов, слабо стимулирующие к внедрению альтернатив;

• нестабильный рынок продуктов из вторичного сырья, что, в частности, провоцируется миллиардными бюджетными субсидиями на добычу, переработку или закупку первичных природных ресурсов;

• сокращение, наоборот, бюджета финансирования программ вторичной переработки, происходящих при часто повторяющихся бюджетных кризисах правительства;

• необходимость вовлечения в переработку «проблемных» материалов, таких как пищевые отходы, загрязненные волокна, пластмасса и упаковки, строительные отходы, ковры, автомобильные шины и электроника.

 

Дальнейшее повышение объемов вторичной переработки отходов невозможно только на уровне раздельного сбора и рециклинга, но требует вмешательства на всех этапах дизайна, производства и использования товара, чтобы, во-первых, продлить их жизненный цикл, а во-вторых, создать продукт, пригодный для повторного использования или вторичной переработки.

 

Муниципалитетом города и графства Сан-Франциско выработана стратегия увеличения ответственности производителей за изготовляемую продукцию и упаковку.

 

В настоящее время разрабатываются механизмы ответственности производителя за жизненный цикл таких товаров, как электроника, ковры, пестициды, краски и ртутьсодержащие изделия. Механизмы преследуют цели переноса затрат на обращение с изделиями после окончания срока их службы с муниципальных властей на производителей, что, в свою очередь, будет способствовать внедрению в производство более чистых продуктов и методов устойчивого менеджмента.

 

Алекс ДМИТРИЕВ,  Департамент окружающей среды города и графства Сан-Франциско,Калифорния, США.

Игорь БАБАНИН, Гринпис России,Санкт-Петербург

www.wasterecycling.ru