Инвестиционный механизм повышения энергоэффективности коммунальной энергетики Ленинградской области

 

 

М.М. Гришутин,

к.т.н., с.н.с., заместитель председателя правления Союза Энергетиков Северо-Запада России

В.С. Чекалин,

заслуженный деятель науки РФ, д.э.н., профессор, зав. каф. экономики и менеджмента в городском хозяйстве Санкт-Петербургского государственного                                  инженерно-экономического университета

П.В.Немкин,

к.э.н., сотрудник каф. экономики и менеджмента в городском хозяйстве Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета

 

Инвестиционный механизм повышения энергоэффективности коммунальной энергетики Ленинградской области

 

В условиях постоянного роста потребления энергоносителей все более  актуальным становятся вопросы энергоэффективности городов нашей страны. Существующие федеральные законы, среди которых отметим  Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и программы по реализации этих направлений требуют от региональных властей целенаправленных действий, стимулирующих не только производителя коммунальных услуг, но потребителя к энергоэффективности. Тенденция роста стоимости энергоресурсов требует от организаций коммунального комплекса поиска новых путей решений сложных задач по энергоэффективности.  

 

Первоначальным этапом внедрения энергоэффективных технологий служит привлечение значительных инвестиционных средств, направляемых на развитие коммунальной энергетики. Привлечение инвестиций в сферу коммунальной энергетики городов в условиях финансово-экономического кризиса  задача вполне реализуемая, что показывает пример Ленинградской области. В Ленинградской области уже есть ряд успешно реализованных инвестиционных программ в коммунальной энергетике, среди которых:

 

Строительство газовой котельной установленной мощностью 42 МВт для нужд теплоснабжения населения пос.им.Морозова Всеволожского муниципального района Ленинградской области;

 

Реконструкция котельной в пос. Толмачево, ул. Толмачева д. 26, Толмачевского городского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области;

 

Реконструкция котельной в деревне Новолисино Тосненского района Ленинградской области.

 

В Ленинградской области за последние несколько лет прирост инвестиционных средств увеличился в несколько раз вследствие слаженной и эффективной работы федеральных, региональных органов власти, органов местного самоуправления, потенциальных инвесторов и организаций коммунального комплекса. Существующая нормативно-правовая база в сфере реализации инвестиционных проектов в жилищно-коммунальном хозяйстве городов требует определенных доработок с учетом накопленного в регионах положительного опыта, однако в настоящее время уже сформирован тот необходимый минимум законов и постановлений на федеральном и региональном уровнях, на основе которого возможна успешная разработка и реализация инвестиционных программ.

 

Успешная реализация инвестиционных программ предполагает наличие  инвестиционного механизма, способствующего к конструктивному взаимодействию всех участников инвестиционного процесса на всех его этапах, начиная от разработки и заканчивая непосредственной реализацией. Инвестиционный механизм представляет собой взаимодействие принципов, методов и функций, направленных для достижения главной цели – эффективное, качественное и бесперебойное снабжение энергией потребителей.

 

Сущность инвестиционного механизма развития коммунальной энергетики заключается в целенаправленном взаимодействии всех участников процесса управления, генерации, транспортировки и сбыта тепловой энергии в интересах достижения намеченных целей.          

 

Инвестиционный механизм реализации инвестиционных программ в коммунальной энергетике Ленинградской области можно продемонстрировать графически (рис. 1).

Немкин

 

Из представленного рисунка видно, что муниципальные власти утверждают инвестиционные надбавки, с учетом местных особенностей и социальной сферы. Потенциальные инвесторы вкладывают средства на внедрение энергоэффективных технологий в генерирующие компании. При успешном завершении инвестиционного проекта генерирующие компании обновляют основные фонды и оптимизируют процесс снабжения тепловой энергией потребителей, что в конечном итоге ведет к снижению тарифа на энергоресурсы и соответственно снижению стоимости оплаты коммунальных платежей. ЛенРТК согласовывает инвестиционный проект с Федеральной Службой по тарифам Российской Федерации и ежеквартально занимается мониторингом и ходом ее реализации.

 

С точки зрения методического подхода поэтапная разработка и реализация инвестиционного проекта выглядит в коммунальной энергетике Ленинградской области выглядит следующим образом:

 

1. Получение технического задания от органов местного самоуправления которое утверждено в установленном порядке главой исполнительного органа Муниципального образования (МО) (при наличии программы комплексного развития) или представительным органом МО (при отсутствии программы комплексного развития) и согласовано с Комитетом по ЭК и ЖКХ.

 

2. Разработка на основе технического задания собственными силами или с помощью сторонних организаций инвестиционной программы.

 

3. Согласование  инвестиционной программы с органами местного самоуправления и Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (ЛенРТК).

 

4. Осуществление мероприятий инвестиционной программы.

 

5. Ежеквартальная отчетность по реализации инвестиционной программы.

 

6. Согласование с органами регулирования отклонений при реализации инвестиционной программы.

 

После согласования инвестиционной программы на муниципальном уровне, органами исполнительными власти субъекта Российской Федерации происходит ее дальнейшее утверждение на федеральном уровне, а именно в Федеральной службе по тарифам Российской Федерации. Только после всех согласований инвестиционный проект может быть реализован. За 2008-2009 года специалистами ЛенРТК проделан большой объем работы с федеральным органом власти нашей страны по согласованию и дальнейшему мониторингу инвестиционных программ. Непосредственный мониторинг инвестиционных программ осуществляется специалистами ЛенРТК, в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации  от 14 апреля 2008 г. N 48 «Об утверждении методики проведения мониторинга выполнения производственных и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса».

 

Отметим, что в настоящее время качество разработки инвестиционных программ приобретает все большее значение и тем самым способствует к более эффективному взаимодействию разработчиков, заказчиков и органов исполнительной власти Российской Федерации.  Рассмотрим основные задачи участников инвестиционного механизма:

 

Потенциальным инвесторам необходимо понимать механизм реализации инвестиционного проекта в коммунальной энергетике, который включает весь процесс разработки и согласования инвестиционного проекта, а также объем капитальных вложений, срок окупаемости и уровень инвестиционной надбавки.

 

 Муниципальные власти оценивают уровень платежеспособности населения и социальную напряженность муниципального образования.

 

Органы исполнительной власти информированы о ходе разработки и реализации инвестиционных программ, с целью возможной и необходимой в существующих условиях корректировки на этапе разработки.

 

Разработчики инвестиционных программ согласовывают свои предварительные расчеты со всеми участниками процесса реализации инвестиционного проекта в коммунальной энергетике и только потом приступают к оформлению соответствующих документов.

 

Хотелось бы акцентировать внимание непосредственно на прогнозировании тарифов и инвестиционных надбавок на тепловую  энергию в существующих условиях тарифного регулирования и определить четкие подходы:

 

Во-первых, в существующих условиях практически невозможно спрогнозировать тариф на тепловую энергию больше чем на год.

 

Во-вторых, окупаемость инвестиционного проекта должна осуществляться только за счет инвестиционной надбавки или других платежей. Прибыль организации коммунального комплекса от основной деятельности не должна учитываться в расчетах, так как тариф устанавливается только на производственную деятельность.

 

В третьих, без предварительного анализа и согласования уровня инвестиционной надбавки с муниципальными органами власти и тем более с ЛенРТК не рекомендуется производить какие-либо расчеты, во избежание дальнейшей корректировки инвестиционной программы.

 

При обеспечении надлежащего осуществления инвестиционного механизма в среднесрочной перспективе достигается значительный положительный эффект, покрывающий совокупные затраты и обеспечивающий постепенное разрешение проблем в коммунальной энергетике, а также надежное бесперебойное функционирование и динамическое развитие системы энергоснабжения нашего региона.