«Катрина»: свидетельство некомпетентности и развала
15 сентября 2005 г. весь мир, замерев, следил за тем, как правительство США пытается справиться со стихийным бедствием – последствиями урагана «Катрина». Все телекомпании Америки и многих других стран, а также крупнейшие газеты день за днем освещали развитие событий. Основной вопрос, которым задаются все: как получилось, что правительство богатейшего и могущественнейшего в мире государства отреагировало на катастрофу как какая-нибудь бедная страна «третьего мира» и даже еще менее активно? Ответ прост: виной всему некомпетентность и упадок. В итоге престиж президента Соединенных Штатов рухнет еще ниже, а другие государства еще раз задумаются, могут ли Штаты подкрепить свои пространные заявления хоть каким-то действием.
Первоначальная реакция Буша на «Катрину» – разве можно было предугадать, что прорвет дамбы, и Новый Орлеан на 80% окажется под водой? Вообще-то «Хьюстон кроникл» писала об такой возможности еще в 2001 г. А в 2002 – газета «Новый Орлеан таймс пикайюн» А также в 2004 году – «Нэшнл джиографик» (National Geographic), один из самых популярных в Америке журналов (причем абсолютно далекий от политики). Помимо этого, возможная катастрофа была описана в правительственных документах, выпущенных за время пребывания Буша на посту президента, и отмечалась она в числе трех крупных стихийных бедствий высокой вероятности. И наконец, любой, кто включил телевизор за два дня до того, как «Катрина» обрушилась на Новый Орлеан, мог услышать, как мэр города предупреждал жителей (да и весь остальной мир), что на этот раз последствия будут гораздо серьезнее, чем обычно, и отдал распоряжение о принудительной эвакуации. Как стало известно теперь, только 80% проживавших в Новом Орлеане располагали транспортом и средствами, необходимыми для того, чтобы выбраться из города. Подумало ли правительство о том, чтобы организовать автобусы, чтобы вывезти оставшиеся 20% жителей до того, как начался ураган и прорвало дамбы? Разумеется, нет.
Через десять дней после того, как разразился ураган, правительство, вроде бы, скоординировало усилия, но десять дней – срок немалый. И задержка эта неслучайна. Это яркий пример того, как организована работа в правительстве Буша – неадекватная оценка и полное бездействие, если дело касается чего-то такого, что не входит в список их основных задач. За пять лет, предшествовавших «Катрине», они не раз могли предугадать события, но все пропустили. После событий 11 сентября правительство заявило, что будет готово справиться с любой катастрофой. Именно для этого был создан Отдел по обеспечению безопасности родины. На деле чиновники правительства свое обещание не выполнили. «Катрина» застала их врасплох, так же, как и теракты 11 сентября. Не далее чем в прошлом году они настояли на том, чтобы Конгресс сократил количество средств, которые предполагалось использовать на ремонт пришедших в негодность дамб. Поэтому ремонтные работы пришлось отложить.
Теперь о том, можно ли было спрогнозировать возникновение урагана такого масштаба. На данный момент есть два разных объяснения, почему он так свирепствовал. Первое – глобальное потепление, создавшее в Мексиканском заливе условия, способствующие возникновению все более и более сильных ураганов. Правительство Буша, разумеется, никогда не принимало глобальное потепление во внимание или, по крайней мере, считало, что слухи сильно преувеличены. Альтернативное объяснение состоит в том, что изменение силы ураганов представляет собой циклическое явление, поэтому приблизительно раз в 30 лет ураганы достигают своего пика, а потом слабеют. Но даже если руководствоваться вторым объяснением (оно больше устраивает тех, кто проводит политику правительства Буша), можно было легко заметить, что тридцатилетний период ураганов небольшой силы подходит к концу, поэтому следует ожидать бедствия, подобного «Катрине». Так почему же бездействовало правительство? Виной всему некомпетентность и равнодушие, ведь предотвращать катастрофические последствия урагана в Новом Орлеане (равно как и на всем остальном побережье Мексиканского залива) не входило в первоочередные задачи правительства, которому важнее вести войну в Ираке, убедить Конгресс разрешить поиски нефти на Аляске и отменить налог на наследство, чтобы избавить 2% самых состоятельных людей в Соединенных Штатах от этого непосильного бремени.
Второй немаловажный фактор – стиль работы Буша и его соратников. Они назначали всех высших должностных лиц в администрации. В этом нет ничего необычного, так поступают все президенты США. Разница в том, что Буш и его назначенцы с большим недоверием относились к деятельности сотрудников государственных служб. С ними не считались, им угрожали, их решения постоянно отменялись. Чиновники начали покидать свои посты. Начался повальный уход с постов, в том числе и Федеральном агентстве по чрезвычайным ситуациям (ФЕМА), занимающемся ликвидацией последствий катастроф, подобных «Катрине». Отчасти (даже по большей части) именно этим и объясняется, почему ФЕМА так плохо себя проявило – до тех пор, по крайней мере, пока президент наконец не догадался сместить не справляющегося с ситуацией Майкла Брауна, главу ФЕМА, и не поставил на его место вице-адмирала береговой охраны, который всю свою жизнь работал именно с такими бедствиями.
Насущный вопрос: что же дальше? Я сейчас не о жертвах стихийного бедствия, которые терпят разного рода лишения и, видимо, вынуждены будут терпеть их еще какое-то время, поскольку они разбросаны по стране без средств, работы и жилья. Я о президенте Буше, во-первых, и о государстве Соединенные Штаты Америки, во-вторых. Рейтинг Буша, уже сильно снизившийся (по сравнению с предыдущими президентами), упадет еще ниже. Война в Ираке вызывает все больше недовольства у американцев, и с каждым днем улетучивается возможность ее выиграть. Буш не в силах найти такой выход, который помог бы ему сохранить лицо. Экономика далека от благополучия – цены на нефть скачут, а «Катрина» только усугубила ситуацию, ведь Новый Орлеан – основной порт, принимающий импорт и ведущий экспорт товаров из Америки, к тому же от урагана серьезно пострадала добыча нефти и природного газа в Мексиканском заливе. По текущим оценкам, восстановительные работы выльются в дополнительные 200 миллиардов долларов долга, а Китай и другие обладатели долгосрочных казначейских обязательств могут решить, что пора прекращать спонсировать расточительное и недальновидное правительство Буша.
Но больше всего пострадает образ самих Штатов как государства. Если доходит до того, что Сальвадор предлагает прислать солдат, чтобы навести порядок на улицах Нового Орлеана, потому что американских войск не хватает и они слишком медленно добираются до места событий, Иран может спать спокойно – американское вторжение ему не грозит. Если в Швеции спасательные самолеты неделю стоят на взлетной полосе, а американское правительство никак не может внятно ответить, нужны им эти самолеты или нет, умение Штатов решать более серьезные геополитические проблемы оказывается под вопросом. А уж если по телевизору консерваторы говорят, что Штаты сейчас похожи на страну «третьего мира», страны «третьего мира» вполне могут найти в этом заявлении долю истины.
Перевод Марии Десятовой