Нелегальные свалки могут обойтись в три миллиона штрафа и тюремным сроком

 

Сейчас Уголовный кодекс карает только за нелегальные свалки опасных отходов, то есть содержащих радиоактивные, химические или бактериологические вещества. Незаконные полигоны с бытовым или строительным мусором — это зона действия Кодекса об административных правонарушениях. А в нём —  небольшие штрафы. Для граждан они составляют от одной до пяти тысяч рублей в зависимости от последствий для экологии, для должностных лиц — от 10 до 50 тысяч, для юридических — от 100 до 500 тысяч.
«Деньги в общем-то смешные для тех, кто этим занимается», — считает один из авторов законопроекта Надежда Тихонова.
Вместе с коллегами по Заксобранию Петербурга она предлагает криминализировать это нарушение, включив его в  статью 247 УК. И одновременно резко ужесточить наказание. Так, за создание свалки, которая лишь угрожает экологической безопасности, штрафы могут вырасти с 200 до 500 тысяч рублей, а если последствия для окружающей среды уже наступили, то со 100-300 тысяч до 0,5-3 миллионов. Тюремные сроки для организаторов  незаконного полигона с неопасными отходами определены такие же, как и для тех, кто сваливает радиоактивный мусор, — до пяти лет в случае нанесения урона окружающей среде.
«Я всецело поддерживаю ужесточение ответственности за экологические нарушения», — сказал «Парламентской газете» председатель Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов. И добавил, что мало изменить статью в кодексе — надо ещё обеспечить неизбежность наказания. Так что без активности правоохранительных органов и их умения применять «экологические» статьи мало что изменится.
Пока эта активность невелика. По данным Комитета по экологии Парламентской ассоциации Северо-Запада России, за организацию незаконных свалок с опасными отходами за последние пять лет в Ленобласти возбуждено семь уголовных дел, в Мурманской — два, в Вологодской — ни одного. В Коми за 2017-2018 годы завели четыре уголовных дела.
Что считать полигоном
Сколько в России незаконных свалок, точно неизвестно. Два года назад на одном из заседаний Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды звучала цифра 60 тысяч. А Российский экологический оператор (РЭО) в 2019 году их насчитал лишь 1553. Разница объясняется тем, что в федеральном законодательстве не сказано, что считать несанкционированной свалкой, а что просто кучей мусора, и каждый регион решает по-своему.
Например, в Петербурге куча «превращается» в свалку, когда её площадь превышает десять квадратных метров — об этом говорится в городском законе «Об административных правонарушениях». В постановлении правительства Москвы другие критерии — площадь 50 квадратных метров или объём 30 кубов. Но во многих субъектах Федерации эти термины не определены.
Из-за этого статистика РЭО чаще всего учитывает старые полигоны, не сумевшие попасть в реестр, который ведёт Минприроды, и, как следствие, в территориальные схемы размещения отходов, которые составляют регионы. Например, полигон находится в черте населённого пункта — раньше это допускалось, теперь нет. Или запланированная ёмкость давно исчерпана, но грузовики с мусором туда ещё ездят. И тогда компанию, обслуживающую свалку, можно оштрафовать по статье КоАП.
Если же несколько предприимчивых людей нашли подходящее местечко, посадили там учётчицу, взяли бульдозер, чтобы разравнивать отходы, и начали принимать грузовики с мусором, то наказать их можно только как частных лиц — на пару тысяч рублей. И то вряд ли. В петербургском Комитете по природопользованию, охране окружающей среды и экологической политике «Парламентской газете» рассказали, что доказать вину трудно: при административном производстве оперативно-разыскные мероприятия не проводят, поэтому обнаружить денежные проводки, раскрыть систему учёта и оповещения невозможно. Так что они двумя руками за «переезд» нарушения из административной юрисдикции в уголовную.

Сейчас Уголовный кодекс карает только за нелегальные свалки опасных отходов, то есть содержащих радиоактивные, химические или бактериологические вещества. Незаконные полигоны с бытовым или строительным мусором — это зона действия Кодекса об административных правонарушениях. А в нём —  небольшие штрафы. Для граждан они составляют от одной до пяти тысяч рублей в зависимости от последствий для экологии, для должностных лиц — от 10 до 50 тысяч, для юридических — от 100 до 500 тысяч.

 

«Деньги в общем-то смешные для тех, кто этим занимается», — считает один из авторов законопроекта Надежда Тихонова.

 

Вместе с коллегами по Заксобранию Петербурга она предлагает криминализировать это нарушение, включив его в  статью 247 УК. И одновременно резко ужесточить наказание. Так, за создание свалки, которая лишь угрожает экологической безопасности, штрафы могут вырасти с 200 до 500 тысяч рублей, а если последствия для окружающей среды уже наступили, то со 100-300 тысяч до 0,5-3 миллионов. Тюремные сроки для организаторов  незаконного полигона с неопасными отходами определены такие же, как и для тех, кто сваливает радиоактивный мусор, — до пяти лет в случае нанесения урона окружающей среде.

 

«Я всецело поддерживаю ужесточение ответственности за экологические нарушения», — сказал «Парламентской газете» председатель Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов. И добавил, что мало изменить статью в кодексе — надо ещё обеспечить неизбежность наказания. Так что без активности правоохранительных органов и их умения применять «экологические» статьи мало что изменится.

 

Пока эта активность невелика. По данным Комитета по экологии Парламентской ассоциации Северо-Запада России, за организацию незаконных свалок с опасными отходами за последние пять лет в Ленобласти возбуждено семь уголовных дел, в Мурманской — два, в Вологодской — ни одного. В Коми за 2017-2018 годы завели четыре уголовных дела.

 

Сколько в России незаконных свалок, точно неизвестно. Два года назад на одном из заседаний Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды звучала цифра 60 тысяч. А Российский экологический оператор (РЭО) в 2019 году их насчитал лишь 1553. Разница объясняется тем, что в федеральном законодательстве не сказано, что считать несанкционированной свалкой, а что просто кучей мусора, и каждый регион решает по-своему.

 

Например, в Петербурге куча «превращается» в свалку, когда её площадь превышает десять квадратных метров — об этом говорится в городском законе «Об административных правонарушениях». В постановлении правительства Москвы другие критерии — площадь 50 квадратных метров или объём 30 кубов. Но во многих субъектах Федерации эти термины не определены.

 

Из-за этого статистика РЭО чаще всего учитывает старые полигоны, не сумевшие попасть в реестр, который ведёт Минприроды, и, как следствие, в территориальные схемы размещения отходов, которые составляют регионы. Например, полигон находится в черте населённого пункта — раньше это допускалось, теперь нет. Или запланированная ёмкость давно исчерпана, но грузовики с мусором туда ещё ездят. И тогда компанию, обслуживающую свалку, можно оштрафовать по статье КоАП.

 

Если же несколько предприимчивых людей нашли подходящее местечко, посадили там учётчицу, взяли бульдозер, чтобы разравнивать отходы, и начали принимать грузовики с мусором, то наказать их можно только как частных лиц — на пару тысяч рублей. И то вряд ли. В петербургском Комитете по природопользованию, охране окружающей среды и экологической политике «Парламентской газете» рассказали, что доказать вину трудно: при административном производстве оперативно-разыскные мероприятия не проводят, поэтому обнаружить денежные проводки, раскрыть систему учёта и оповещения невозможно. Так что они двумя руками за «переезд» нарушения из административной юрисдикции в уголовную.

 

 

http://ecoportal.su/news.php?id=105856

 


15.07.2020