Экоаналитическое проектирование

Экоаналитическое проектирование


Не секрет, что грамотно разработанная проектная документация - это гарантия наиболее оптимальных для природопользователей расходов на выполнение экологических требований. Этот вопрос в связи с изменением формы и установлением сроков экологических платежей звучит в настоящее время особенно остро.
Проектная организация Экологический центр является специализированной лицензированной и сертифицированной организацией, оказывающей комплекс экологических услуг в сфере рационального природопользования, и ведущая свою деятельность с 5 ноября 1998 г.

Клиентами ЭКОцентра на сегодняшний день являются около 1200 предприятий Воронежской и Липецкой областей. За столь длительный период работы специалистами "Экологического центра" успешно разработаны более 3000 проектов

Проект ПДВ

Проект нормативов предельно-допустимых выбросов разрабатывается для предприятий, имеющих стационарные источники загрязнения атмосферы и содержит предложения по нормативам выбросов для каждого источника выброса, которые необходимы для выдачи предприятию разрешения на выброс.
Разработка проекта нормативов предельно допустимых выбросов производится на основе проектной документации - для вводимых в эксплуатацию новых или реконструированных предприятий либо на основе данных инвентаризации - для действующих предприятий.

В структуру проекта нормативов ПДВ, согласно "Рекомендациям по оформлению и содержанию проекта нормативов допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для действующих предприятий". - М. 1990 г. входят следующие разделы:

  • Введение

  • Общие сведения о предприятии

  • Характеристика предприятия как источника загрязнения атмосферы
    Проведение ра
  • счетов и определение предложений нормативов ПДВ
  • Мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях

  • Контроль за соблюдением нормативов на предприятии


  • Зачастую необходимость отдельно разрабатывать технический отчет по инвентаризации источников загрязнения атмосферы - отсутствует и тогда бланки инвентаризации включаются в проект нормативов ПДВ в виде приложения.
    Проект нормативов ПДВ согласовывается на срок до 5 лет.

    Проект организации санитарно-защитной зоны

    Обязательность наличия проекта организации санитарно-защитной зоны для действующего предприятия декларирует п. 2.10 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов". При этом требования вышеуказанного СанПиН распространяются только на действующие предприятия являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, т.е на те предприятия для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промплощадки превышают ПДК и/или ПДУ и/или вклад в загрязнение жилых зон превышает 0,1 ПДК.

    В соответствии с п. 2.9. СанПиН санитарно-защитная зона должна иметь последовательную проработку ее территориальной организации, озеленения и благоустройства на всех этапах разработки всех видов градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного предприятия и/или группы предприятий. В составе проекта организации, озеленения и благоустройства санитарно-защитных зон представляется документация в объеме, позволяющим дать оценку проектных решений о соответствии их санитарным нормам и правилам.
    В действующем законодательстве Российской Федерации отсутствует порядок разработки, согласования и утверждения проекта организации СЗЗ, что предоставляет возможность предприятиям составлять проект СЗЗ в свободной форме, основываясь на аналогичных нормативных актах, а также предполагает невозможность уполномоченных государственных органов предъявлять требования к форме, содержанию и порядку согласования и утверждения данных проектов.

    С целью реализации требований санитарного законодательства между ФГУЗ Центр Гигиены и эпидемиологии в Воронежской области и Экологическим центром заключено соглашение о научно-практическом сотрудничестве по оценке риска здоровью населения.

    Материалы экологического обоснования

    Материалы экологического обоснования лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов.

    Материалы обоснования намечаемой деятельности по обращению с опасными отходами являются необходимым документом в составе пакета документов, подаваемых для получения лицензии и разрабатываются с целью оценки воздействия на окружающую среду в результате осуществления такой деятельности, предотвращения или смягчения этого воздействия на окружающую среду и своевременного учета связанных с указанной деятельностью экологических, социальных, экономических и иных последствий.

    В материалах обоснования отображаются условия и способы обращения с опасными отходами и раскрывается готовность соискателя лицензии обеспечить выполнение лицензионных требований и условий осуществления деятельности по обращению с опасными отходами, включающей деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов.

    В структуру материалов по обоснованию намечаемой деятельности по обращению с опасными отходами входят следующие разделы:

  • Общие сведения об индивидуальном предпринимателе или юридическом лице, планирующем осуществление деятельности по обращению с опасными отходами

  • Сведения об основной хозяйственной и иной деятельности, сопряженной с необходимостью и/или экономической целесообразностью осуществления деятельности по обращению с опасными отходами

  • Основные положения обоснования намечаемой деятельности по обращению с опасными отходами

  • Сведения о намечаемой деятельности, связанной с образованием опасных отходов

  • Сведения о намечаемой деятельности по сбору опасных отходов

  • Сведения о намечаемой деятельности по использованию опасных отходов

  • Сведения о намечаемой деятельности по обезвреживанию опасных отходов

  • Сведения о намечаемой деятельности по транспортировке опасных отходов

  • Сведения о намечаемой деятельности по размещению опасных отходов

  • Приложения


  • Проект ПДС

    Проект нормативов ПДС разрабатывается для каждого предприятия осуществляющего сброс сточных вод в водный объект.
    ПДС - это масса вещества в сточных водах, максимально-допустимая к отведению с установленным режимом в данном пункте водного объекта в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном пункте.

    Нормирование сбросов загрязняющих веществ со сточными водами в водные объекты производится путем установления предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ со сточными водами и планов мероприятий по достижению уровня ПДС со сроками их реализации.

    Согласно Водному Кодексу РФ, водный объект - сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима.

    Виды водных объектов

    В зависимости от физико-географических, гидрорежимных и других признаков водные объекты подразделяются на:

  • поверхностные водные объекты

  • внутренние морские воды

  • территориальное море Российской Федерации

  • подземные водные объекты


  • Поверхностные водные объекты подразделяются на:

  • поверхностные водотоки (реки и водохранилища на них, ручьи, каналы межбассейнового перераспределения и комплексного использования водных ресурсов) и водохранилища на них

  • поверхностные водоемы (озера, водохранилища, болота и пруды)

  • ледники и снежники


  • Рельеф местности, поля фильтрации, отстойники очистных сооружений, выгреба - водными объектами не являются и поэтому проекты нормативов ПДС для них не разрабатываются.

    Проект нормативов образования и лимитов размещения отходов (ПНОЛРО)

    Постановление Правительства РФ № 461 от 16.06.2000 г. "О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" регламентирует требования к установлению лимитов на размещение отходов, в том числе порядок предоставления документации, обосновывающей лимиты на размещение, а также установление нормативов образования отходов производства и потребления.

    Норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.
    Разработка проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение должна проводиться на основании методических указаний Министерства природных ресурсов РФ (утверждены Приказом МПР РФ от 11 июля 2002 года №115).

    Для определения (расчета) нормативов образования отходов используются различные методы и, соответственно, разные единицы их измерения. В соответствии с технологическими особенностями производства нормативы образования отходов определяются в единицах массы (объема) либо в процентах от количества используемого сырья, материалов или от количества производимой продукции.

    Нормативы образования отходов, оцениваемые в процентах, определяются по тем видам отходов, которые имеют те же физико-химические свойства, что и первичное сырье. Нормативы образования отходов с измененными по сравнению с первичным сырьем характеристиками предпочтительно представлять в следующих единицах измерения: кг/т, кг/м3, м3/тыс.м3 и т.д.

    При определении нормативов образования отходов применяются следующие методы:

  • метод расчета по материально-сырьевому балансу

  • метод расчета по удельным отраслевым нормативам образования отходов

  • Основные положения обоснования намечаемой деятельности по обращению с опасными отходами

  • расчетно-аналитический метод

  • экспериментальный метод

  • метод расчета по фактическим объемам образования отходов для вспомогательных и ремонтных работ (статистический метод)


  • Раздел рабочего проекта "Охрана окружающей среды"

    Раздел рабочего проекта "Охрана окружающей среды" разрабатывается в объеме, позволяющем дать оценку соответствия намечаемой рабочим проектом хозяйственной деятельности экологическим требованиям.

    Раздел рабочего проекта "Охрана окружающей среды" содержит в себе оценка воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной деятельности и планируемые мероприятия по сокращению негативного влияния, намечаемого к строительству объекта, на окружающую среду.

    Основное содержания раздела заключается в следующем:

  • Характеристика существующего положения в районе размещения объекта

  • Характер, объем и интенсивность предполагаемого воздействия проектируемого объекта на компоненты окружающей среды, возникающие в процессе строительства и эксплуатации

  • Возможность залповых выбросов(сбросов) и аварийных ситуаций, с анализом их последствий

  • Прогноз изменения параметров окружающей среды под воздействием проектируемого объекта

  • Экологические и социальные последствия строительства и эксплуатации объекта


  • В настоящее время СНиП 11-01-95 "Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений" действует в качестве рекомендательного документа в соответствии с письмом Госстроя России от 20.03.2003 № СК-1692/3. Соответственно и Практическое пособие к СП 11-101-95 по разработке раздела "Оценка воздействия на окружающую среду" при обосновании инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений Москва 1998 г. и Пособие к СНиП 11-01-95 по разработке раздела проектной документации "Охрана окружающей среды", ГП "ЦЕНТРИНВЕСТпроект", 2000 г являются рекомендательными.

    ЭКО центр