Ветровая энергетика: немецкий энергетический поворот

 

В Германии переход к возобновляемой энергетике начался именно с ветровой энергии в начале 1990-х годов. В настоящее время прибрежная ветроэнергетика является самым дешевым возобновляемым источником энергии. В 2016 году Германия получила около 12 процентов электроэнергии от наземных ветровых станций. К 2020 году в Германии планируется утроить долю ветроэнергетики (как береговой, так и оффшорной).

В первом раунде аукционов береговой ветровой энергии 96 процентов энергии пришлось на проекты, которые соответствовали юридическому определению «гражданские проекты».
В 2016 году Германия получила примерно 12 процентов своего электричества от ветряных турбин, подавляющее большинство которых установлены на берегу. К 2020 году Германия планирует примерно утроить долю ветровой энергии (как от береговых, так и оффшорных установок).

При этом сектор ветроэнергетики морского базирования значительно отличается от традиционной береговой. Последняя состоит из ветростанций среднего размера, принадлежащих местным сообществам и малым инвесторам, в то время как оффшорная ветроэнергетика почти полностью находится в руках крупных корпораций и коммунальных предприятий, многие из которых до настоящего момента сопротивлялись переходу к возобновляемой энергетике.

Традиционный наземный сектор хочет модернизации старых ветростанций, так как технологии ветровых турбин с 1990-х годов были значительно усовершенствованы: теперь при помощи гораздо меньшего количества турбин можно произвести гораздо большее количество энергии. Примерно 15 процентов новых турбин, введенных в строй в 2016 году, заменили старые. С 2014 года производство береговой ветровой энергии выросло почти в девять раз с 1,4 ТВт·ч до 12,4 ТВ·ч.

Современные ветровые турбины в 50 раз мощнее, чем выпущенные 20 лет назад
Модернизация является важной проблемой для Германии. Поскольку вертовая энергетика развиватеся здесь уже два десятилетия, первые ветряные электростанции, получившие зеленые тарифы, уже выработали свой ресурс, и даже те, которым осталось проработать еще несколько лет, не используют пространство так эффективно, как последние модели.

В конце концов, производительность средней современной турбины примерно в 10 раз выше, чем у средней турбины, произведенной в середине 1990-х годов. Иначе говоря, заменив старые турбины новыми — модеринизировав их — мы получим большее количество ветровой энергии, при том что места ветряные фермы будут гораздо меньше.

Для примера, турбина, произведенная в 2016 году, имеет номинальную мощность в два раза выше, чем у турбины, установленной в 2000, и в несколько раз больше, чем у установленных в 1990-е годы.

Германия имеет виды на оффшорную ветрову энергию: правительство намерено разместить в немецких водах установки на 6,5 гигаватт к 2020 году и 15 ГВт к 2030. 2015 год стал рекордным для Германии по объему ветровой энергии — установлены генераторы общей производительность 2,2 ГВт, в результате чего общая выработка достигла 3,3 ГВт. В 2010 году к сети был соединен первый немецкий оффшорный ветропарк — Альфа Вентус, за которым в 2011 году последовали коммерческие ветропарки Бард 1 и Балтик 1.

Уже выданы разрешения на строительство еще 20 ветростанций морского базирования в пределах эксклюзивной экономической зоны Германии в Северном море и еще трех в Балтийском море. В 2016 году мощность морской ветроэнергетики выросла на 818 мегаватт.

Предполагается, что ветровые электростанции на шельфе более надежны в плане выработки энергии, так как в открытом море ветра откличаются большим постоянством. На недавних акционах цены на морскую ветровую энергию соответствовали ожидаемым к 2025 году.

Тем не менее, морская ветровая энергия стоит сейчас в два-три раза больше, чем береговая. Кроме того, немецкий рынок ветровой энергии настроен по отношению к оффшорной ветроэнергетике в некоторой степени индифферентно, потому что такие проекты находятся в основном в руках крупных корпораций, в то время как береговая ветроэнергетика управляется в основном гражданами.

Поддержка, которую правительство Меркель оказывает оффшорной ветроэнергетике, иногда интерпретируется как средство поощрения крупных немецких энергетических компаний, чьи ядерные реакторы правительство закрыло. К концу 2016 года оффшорные ветроэнергетические мощности Германии составляли чуть более 4,1 гигаватта.

Ветроэнергетический сектор Германии традиционно состоял из локальных проектов, находящихся в собственности местных сообществ и возникающих «естественным путем»: кто-то устанавливает несколько турбин, люди начинают понимать, что ветровая ферма приносит прибыль, и тоже устанавливают турбины, которых становится все больше. В первом раунде аукционов береговой ветровой энергии, проведенных в 2017 году, были установлены особые условия для заявок, соответствующих определению «гражданские проекты».

В частности, на момент подачи заявки не требовалась оценка воздействия на окружающую среду, а сами проекты получали право на наивысшую выигрышную цену вне зависимости от фактически заявленной цены. В результате более 96 процентов объемов первого раунда аукциона были использованы именно этими проектами.

Даже представители Партии зеленых считают, что эта доля слишком высока, поэтому будущие аукционы, скорее всего, будут слегка изменены в пользу коммерческих участников торгов. Также появились первые сообщения о том, что многие коммерческие игроки уже смогли обойти системы, приняв форму «гражданских проектов» и заставляя своих сотрудников действовать в качестве независимых инвесторов.

По мере увеличения количества работающих ветряных турбин, люди убеждаются, что опасения, связанные с производимым ими шумом, преувеличены. На международном уровне озабоченность воздействием ветровых турбин на здоровье ограничивается всего лишь несколькими местами.

Последствия для здоровья крайне редко обсуждаются на дебатах в Германии и Дании — двух странах с наибольшей плотностью ветроэлектростанций. Напротив, люди понимают, что последствия для здоровья скорее положительные, так как чистая энергия ветра заменяет грязную угольную и потенциально опасную ядерную.

Наконец, по мере роста количества ветряных ферм люди привыкают к их внешнему виду и начинают воспринимать их не более навязчивыми, чем столбы освещения, здания и дороги, и менее шумными, чем автомобили.

Благодаря технологическому усовершенствованию последних лет, использование ветровой энергии становится более привлекательным для удаленных от моря территорий. В южной Германии — особенно в юго-западной федеральной земле Баден-Вюртемберг, где ветроэнергетика представлена пока очень слабо — были устранены существующие в области планирования барьеры, которые препятствовали установке ветровых турбин в лесах и на склонах холмов.

В то же время новые турбины должны соответствовать строгим экологическим критериям. Земля Баден-Вюртемберг, правительство которой впервые возглавляет партия зеленых, планирует значительно увеличить число вводимых ежегодно новых ветроэнергетических мощностей с целью к 2020 году довести их долю в энергетическом секторе до 10 процентов. Баден-Вюртемберг является одной из наиболее экономически сильных федеральных земель Германии.

Сектор наземной ветроэнергетики, несомненно, стал крупным успехом 2016 года: после рекордных 4,4 гигаватт в 2014 году, почти четверть из которых заменили выведенные из эксплуатации старые установки, были добавлены еще 4,3 гигаватта. В 2015 году были построены еще 3,5 гигаватта мощностей.

Эксперты рынка считают, что сейчас владельцы спешат строить прежде, чем страна перейдет от зеленых тарифов к тендерам в 2017 году. Кроме того, ряд федеральных земель улучшил условия для развития береговой ветроэнергетики, устранив некоторые барьеры в отношении установки ветрогенераторов.

 

https://econet.ru/articles/vetrovaya-energetika-nemetskiy-energeticheskiy-povorot


15.05.2019