Нефть – черная кровь человечества

Нефть – черная кровь человечества



19 июля 2007 | Просмотров: 495 | Высказать мнение | Распечатать

Углеводородный век
Нестабильность положения американских войск в Ираке, теракты в Саудовской Аравии и постепенное оживление мировой экономики вызвали резкое повышение цен на сырую нефть. В начале этого месяца был достигнут исторический максимум: 42.75$ (за баррель Американской легкой нефти).

Как это водится в таких случаях, о нефти заговорили. О ее важности; альтернативах этому невосполнимому ресурсу; кто, что, сколько и кому продает; кто заинтересован в высоких ценах на черное золото, а кому напротив они крайне невыгодны. По всему миру прошла волна повышения цен на бензин – нефть стала интересна и рядовому потребителю.

Этот исторический очерк – попытка разобраться почему же нефть для всех нас так важна и как человечество пришло к столь высокой зависимости от ресурса, который когда-нибудь обязательно закончится. А зависимость эта действительно велика. Из нефти сегодня производят: машинные масла и смазочные материалы, спирты, пластмассы, удобрения, моющие средства, взрывчатку, пластилин, полиэтиленовую пленку, рыболовную леску, хозяйственные сумки, синтетические нитки и ткани (нейлон, капрон), одежду (чулки, шубы, белье, куртки). Из нефти получают резину, из которой производятся шины и камеры колес всех машин, самолетов, велосипедов. Из нее также делают краски, лекарства, битум для изоляции труб и покрытия дорог. Что еще? Синтетический аммиак, произведенный из нефти, - удобрение в сельском хозяйстве. Нефтесодержащие ядохимикаты убивают насекомых-вредителей и сорняки. Полученный из нефти воск - материал для свечей, вощеной бумаги и целлофана. Нефтепродукты идут на изготовление копировальной бумаги, красителей для печатания книг, газет. Асфальт по которому мы все ходим также изготовляется из нефти.

Всего в ходе процесса очищения нефть превращается в более чем 2000 полезных продуктов. Не многие это знают. Для большинства нефть – это синоним топлива. И, действительно, сегодня на энергии нефти работают миллионы машин и различных механизмов, жизнь без которых для нас немыслима. Когда-то, начав использование металлов, человечество перешло от каменного к бронзовому, а затем к железному веку. Без преувеличения исторической значимости нефтепродуктов, можно сказать, что сейчас мы живем в углеводородном веке. По сути на нефти построена вся современная цивилизация. А ведь начиналось все с малого. Смешно сказать, с... керосина для ламп.
Керосин – свет доступный всем
В середине XIX в., стремительный рост населения и развитие экономики вызвали потребность в более сильном искусственном освещении, нежели тусклый свет от лампадки с животным или растительным жиром. Те, кто побогаче, столетиями довольствовались светом, который давала при горении ворвань (получаемая из китового жира), считавшаяся лучшим источником яркого освещения. Однако добывать ее становилось все дороже, поскольку численность китов падала, и китобойным судам приходилось отправляться все дальше и дальше. Появились более дешевые жидкие вещества для освещения. Увы, все они были несовершенными. Самым популярным был камфин - производное скипидарного масла, которое давало яркий свет, но было чрезвычайно пожароопасным, и могло привести к взрыву в жилом доме. Существовал еще так называемый городской газ, получаемый путем перегонки угля - его закачивали по трубам в фонари уличного освещения и в городские дома представителей растущего среднего и высшего класса. Но "городской газ" стоил дорого, а потребности в более дешевом и надежном освещении резко возросли. Существовала еще одна потребность - в смазочных материалах. Появившиеся благодаря достижениям в машиностроении механические ткацкие станки и паровые печатные машины создавали такое трение, с которым не справлялась обычная смазка типа свиного сала.

Предприниматели пытались найти пути для удовлетворения потребностей производства. В 1854 году канадский врач и геолог-самоучка Абрахам Геснер получил патент на горючее масло, изготовленное из каменного угля и названное керосином (по-гречески "восковая жидкость"). Три года спустя американец Майкл Диц изобрел керосиновую лампу, после чего керосин стал самым ходовым товаром. К 1859 году 34 компании в США производили керосина или "угольного масла", как их тогда называли, на сумму 5 миллионов долларов в год. Впрочем, качества нового продукта оставляло желать лучшего а цена его оставалась достаточно высокой. Нужен был новый материал, который позволил бы создать действительно дешевый свет. Поиски новых горючих субстанций продолжались. Проводились опыты перегонки дерева, торфа, горючих сланцев, антрацита, а также нефти.

Хотя добыча последней была в те времена более чем мизерной, несколько нью-йоркских бизнесменов наняли известного ученого, профессора Салливана, для продолжения опытов по коммерческой перегонке нефти и в 1954 году открыли первую в мире нефтяную компанию Pennsylvania Rock Oil Со. В то время нефть добывалась весьма примитивными способами: сцеживанием с поверхности ручьев, либо отжиманием вымоченного в нефтесодержащей воде одеяла либо тряпья.

Прошло несколько лет. Профессор Салливан отладил процесс перегонки сырой нефти в керосин достаточно высокого качества. Теперь, если бы новоявленным предпринимателям удалось отыскать способ дешевой и массовой добычи добычи этого вещества, то они получали бы контроль над рынком светильных масел, вытеснив с него более дорогую и менее качественную продукцию конкурентов. Тогда-то одному из руководителей предприятия, Джорджу Бисселю, и пришла в голову идея добывать нефть из земли как воду, с помощью буровой установки.
Полковник Эдвин Дрейк
После тяжелого периода, связанного со сбором для нового проекта средств (идея, что нефть может залегать под землей в больших количествах словно вода, у многих вызывала в лучшем случае усмешку), начались поиски человека, который мог бы взяться за столь безумный проект. Совершенно случайно им оказался 38-летний отставной железнодорожный кондуктор Эдвин Дрейк. Не имея никакого образования кроме начальной школы, он сменил множество профессий — клерка, продавца, курьера, кондуктора. Был весельчаком, балагуром и как оказалось позже, обладал одной замечательной чертой характера – упорством. Впрочем, это проявилось позже, тогда же он просто понравился Таунсенду (второму руководителю предприятия) и ему предложили заняться реализацией этого безумного проекта.

Отправляя Дрейка в Пенсильванию, Таунсенд мудро позаботился о "верительных грамотах" для своего посланца. Будучи наслышан о возможных неприятностях при пересечении границ штатов, а также желая впечатлить местное население, Таунсенд заблаговременно отправил в место назначения несколько сопроводительных писем, в которых Дрейк именовался не иначе как "полковник Э. Л. Дрейк". Так был изобретен несуществующий полковник, которому по прибытии в декабре 1857 года в крошечную обнищавшую деревушку Тайтусвиль был оказан теплый, радушный прием.

В марте 1858 года была вырыта глубокая открытая шахта, со дна которой приступили к бурению. С самого начала Дрейку пришлось столкнуться с множеством затруднений из-за недостатка нужных ему людей и инструментов. Никто не питал доверия к человеку, который хотел добывать нефть из водоподъемной шахты. Наконец, весной 1859 г. Дрейку удалось найти опытного бурильщика, который занимался своим делом около 30 лет. Дело пошло немного быстрее. Однако, не смотря на углубляющуюся шахту, нефти не было.

Наконец наступил момент, когда средства у руководства компании закончились. Дольше всех держался Таусенд, в последнее время ему одному приходилось оплачивал все расходы Дрейка из собственного кармана. Но однажды и он, отчаявшись, отправил "полковнику" последний денежный перевод, велев расплатиться по всем счетам, законсервировать проект и возвращаться в Нью-Хейвен. Случилось это в конце августа 1859 года.
Факты
Бьющую из-под земли нефть нужно было где-то хранить, и для этого использовали единственное, что было под рукой, - "баррели", или бочонки из-под виски емкостью 159 литров. Сегодня «баррель» как единица измерения объема нефти, де факто, является стандартом во всем мире.
27 августа 1859 года - Дрейк еще не получил рокового письма - на глубине шестидесяти девяти футов бур провалился в пустое пространство и, пройдя еще шесть футов, остановился. Работы в этот день были приостановлены. На следующее утро, в воскресенье, "дядюшка Билли" пошел осмотреть скважину. Заглянув в трубу, он увидел отблески темной жидкости, плавающей на поверхности воды. Взяв с помощью жестяной водосточной трубы ее образец, "дядюшка Билли" с волнением с ним ознакомился. Вернувшийся в понедельник из поездки Дрейк увидел необычное зрелище - "дядюшку Билли" с сыновьями посреди целой батареи всевозможной посуды от кастрюль до бочек, до краев заполненных нефтью. Приспособив к скважине обычный ручной насос, Дрейк приступил к многократно осмеянной противниками процедуре - выкачиванию нефти. В тот же день пришел денежный перевод Таунсенда с указанием закрыть предприятие. Еще неделю назад, лишенный каких бы то ни было средств, Дрейк без промедления выполнил бы приказ руководства. Тогда - но не теперь. Упрямство Дрейка окупилось, причем вовремя. Он нашел нефть. Фермеры, чьи хозяйства располагались вдоль по течению Ойл-Крик, мгновенно донесли до Тайтусвилла новость: "Этот янки нашел нефть". Новость распространилась со скоростью лесного пожара и вызвала безумный ажиотаж среди желающих немедленно приобрести участки в районе ручья и начать добычу нефти бурением скважин. Чуть ли не за одну ночь крошечное население Тайтусвиля увеличилось в несколько раз, а стоимость земельных участков стремительно подскочила.
Империя Рокфеллера
«Даже тогда, в возрасте двадцати шести лет, он производил отталкивающее впечатление. Худощавый и высокий, он выглядел одиноким молчаливым аскетом. Его непреклонное спокойствие в сочетании с холодным пронизывающим взглядом, угловатым лицом и острым подбородком создавало у окружающих ощущение неловкости и легкого страха. Иногда людям казалось, что он смотрит сквозь них.» Так описывали современники человека построившего величайшую нефтяную империю.

Рокфеллер был единственной наиболее важной личностью, заложившей основы нефтяной промышленности. То же самое можно сказать и о его роли в истории индустриального развития Америки и появления корпораций современного типа. Вызывая у одних восхищение своим гением управления и организации, он в то же время был самым ненавистным и презираемым дельцом в глазах других - отчасти вследствие своей безжалостности, отчасти из-за своего успеха.

Начиналось же все с малого. Сколотив начальный капитал на перепродаже зерна, он решил вложить средства в нефтяную отрасль. Но не в добычу. Трудно преуспеть, когда у тебя 150 тысяч конкурентов. Нет, Рокфеллер решил заняться тем, чем не занимался никто, - переработкой и транспортировкой. Он построил в Кливленде керосиновый завод, оборудованный по последнему слову техники, потом другой, третий... В 1870 году была основана компания Standard Oil. Ее название отражало главную идею Рокфеллера - дать Америке, а потом и всему миру "стандартную", самую качественную нефть.

Начав работать в конкурентной среде и осуществив стратегию охвата всей цепочки бизнеса от добычи до сбыта готовой продукции, компания добилась поразительных успехов. Этот процесс через много лет мы назовем "вертикальной интеграцией".

Агенты компании наладили выпуск надежных бочек для нефти; вначале дубовых, потом жестяных, выкрашенных в узнаваемый синий цвет. Поезда и пароходы везли бочки в города восточного побережья и дальше за океан. В считанные годы северо-восток США покрылся густой сетью железных дорог, причем их хозяева брали с Рокфеллера вдвое меньше, чем с других клиентов. Независимые нефтедобытчики пытались бороться, построив в 1865 году первый в мире нефтепровод. Но с "нефтяным спрутом", как уже тогда называли Рокфеллера, шутки были плохи: вначале он нанял бандитов, которые подожгли деревянный нефтепровод, а потом задешево скупил то, что от него осталось. Вскоре ему принадлежали 90% нефтепроводов в США, а заодно почти вся переработка нефти и львиная доля добычи.

Синие бочки Standard Oil можно было встретить повсюду. В далеком Китае рекламные агенты компании бесплатно раздавали керосиновые лампы вместе с листовками: "Если вы хотите счастья и долгой жизни, пользуйтесь волшебными лампами Мэй Фу" (так по-китайски почему-то звучала фамилия Рокфеллера).

Некоторые критики были поставлены в тупик достижениями Рокфеллера. Принадлежавшая правительству Соединенных Штатов авторитетная "Минерэл Ресорсиз" заявляла в 1882 году: "Не может быть никаких сомнений в том, что компания проделала огромную работу, и переработка нефти превратилась в настоящий бизнес, а транспортировка была значительно упрощена; но как много дегтя было в этой бочке меда, определенно сказать практически невозможно".

Постепенно Рокфеллер стал в Америке воплощением величайшего зла. Слишком много людей зависело от этого человека. Слишком многим компаниям перекрывала дорогу к развитию империя Стандарт. В 1911 году Верховный Суд Соединенных Штатов утвердил Антитрастовый Закон Шермана и издал приказал расформировать Standard Oil, превратив ее в ряд независимых корпораций. Впрочем это уже совсем другая история.
Король умер, да здравствует король!

Факты
Практически вплоть до конца XIX века бензин представлял собой побочный продукт нефтепереработки, имевший ограниченное применение в качестве растворителя и топлива для печей - и только. В 1892 году нефте-промышленник поздравлял себя, если ему удавалось продать бензин более, чем за два цента за галлон. В противном случае, его просто выливали в реку по ночам. Ситуация изменилась только с появлением автомобиля.
В конце девятнадцатого столетия спрос на искусственное освещение удовлетворялся преимущественно керосином, газом и свечами, если он вообще каким-либо образом удовлетворялся. Газ получался в результате переработки угля с помощью подручных средств, или добывался на месторождениях природного газа и транспортировался к месту потребления. У всех этих трех источников света - керосина, газа и свечей были серьезные недостатки: они коптили и нагревались, они поглощали кислород, и, кроме того, всегда существовала опасность возгорания. Именно поэтому многие здания не освещались совсем.

Господству керосина, газа и свечей оставалось совсем мало времени. Изобретатель Томас Алва Эдисон, среди крупнейших изобретений которого были мимеограф, биржевой телеграф, фонограф, зарядные батарейки и движущиеся изображения, обратился к проблеме электрического освещения в 1877 году. В течение следующих двух лет он создал лампу накаливания. В 1882 году, стоя в офисе банкира Дж. П. Моргана, он нажал рубильник, который привел в действие электростанцию, ознаменовав тем самым не просто создание новой индустрии, но и новой энергии, которой было суждено изменить мир. Электрический свет был ярче, от пользователя не требовалось никаких забот, и было очень трудно удержаться от использования его там, где это было возможно. К 1885 году использовалось 250 тысяч электрических лампочек, а к 1902 году - уже 18 миллионов. "Новые светильники" работали теперь на электроэнергии, а не на керосине. Природный газ теперь использовался лишь для отопления и приготовления пищи, а рынок керосина Соединенных Штатов, важнейший в нефтяном бизнесе, сужался и все больше ограничивался сельскими районами Америки.

Тем, кто пользовался электричеством, оно давало большие удобства. Но его быстрое развитие представляло собой серьезную угрозу нефтяной индустрии и, в особенности известной нам уже "Стандард ойл". Какое будущее могло ожидать, вложившую огромные деньги в нефтедобычу, нефтеперерабатывающие предприятия, трубопроводы, нефтехранилища и сеть распространения, если она потеряла бы свой основной рынок, а именно осветительные системы?

Однако, тогда как один рынок был на грани исчезновения, другой только появлялся. Это были "самодвижущиеся экипажи", известные также под названием автомобиль. Некоторые из этих экипажей передвигались с помощью двигателя внутреннего сгорания, в котором направленный взрыв бензина преобразовывался в движущую силу. Это было шумное, небезопасное и столь же ненадежное средство передвижения, но экипажи на двигателях внутреннего сгорания завоевали признание в Европе после пробега Париж - Бордо - Париж в 1895 году, в ходе которого была достигнута замечательная по тем временам скорость в пятнадцать миль в час. На следующий год в Наррагэнсетте, штат Род-Айленд, были проведены первые автомобильные гонки на специальном треке. Они были столь медленны и скучны, что уже тогда впервые послышался крик: "Садитесь на лошадь!"

Тем не менее, в Соединенных Штатах, а также и в Европе, самодвижущийся экипаж сразу же завладел умами предприимчивых изобретателей. Одним из них был главный инженер "Эдисон Иллуминэйтинг Компани" из Детройта, который бросил работу, чтобы заняться проектированием, производством и сбытом приводимого в движение бензином экипажа, который он назвал собственным именем -"Форд". Первый автомобиль Генри Форда был продан одному человеку, который в свою очередь перепродал его другому, некоему Э. У. Холлу, который признался Форду, что "заболел лихорадкой самодвижущегося экипажа". Холл заслужил себе почетное место в сердцах всех последующих автомобилистов как первый зарегистрированный покупатель подержанного автомобиля.

К 1905 году автомобиль на бензиновом двигателе победил своих конкурентов на рынке самодвижущихся средств передвижения - паровых и электрических - и добился полного господства.

Нефтяная промышленность получила новый толчок для своего развития.
Новый курс Британской Империи – нефть становится стратегическим ресурсом
За одну лишь ночь Уинстон Черчилль изменил свои взгляды. Вплоть до лета 1911 года он, тогдашний министр внутренних дел, был одним из лидеров "экономистов" - группировки в британском кабинете министров, критически относившейся к росту расходов на военные цели, для поддержания превосходства над Германией на море. Это соперничество значительно обостряло растущий антагонизм между двумя нациями. Но Черчилль горячо оспаривал неотвратимость войны с Германией, а также то, что намерения Германии необязательно носят агрессивный характер. Он настаивал на выделении средств на внутренние социальные программы, а не на дополнительные военные корабли.

Но 1 июля 1911 года кайзер Вильгельм направил военное судно "Пантера" в порт Агадир, на атлантическом побережье Марокко. Целью рейда был сбор сведений о французском проникновении в Африку, и поиск ниши для Германии. Но хотя "Пантера" была всего лишь канонерской лодкой, а Агадир - портом второстепенной важности, прибытие военного судна вызвало глубокий международный кризис. Рост немецкой военной мощи уже вызывал беспокойство у соседей по Европе; теперь Германия в поисках "места под солнцем", казалось, бросила прямой вызов мировому господству Франции и Британии. В течение нескольких недель в Европе царил страх большой войны. Однако, к концу июля, когда Черчилль заявил, что "возмутитель спокойствия сдает позиции" напряжение спало. Но кризис изменил взгляды Черчилля на будущее. В противоположность прежним убеждениям о намерениях Германии, он теперь считал, что Германия стремится к господству и готова ради этого применить силу. Он склонялся к мнению о неизбежности войны, о том, что она лишь вопрос времени.

Возглавив сразу же после события в Агадире адмиралтейство, Черчилль обещал сделать все для подготовки вооруженных сил Великобритании к неизбежному столкновению. Он отвечал за то, чтобы британский флот - слава и гордость Британской империи, был готов встретить вызов Германии на морских просторах. Одним из наиболее важных и спорных вопросов, вставших перед ним, был переход британского флота на нефть вместо традиционного угля. Вопрос казался техническим, но на деле он имел огромное значение для двадцатого века. Многие считали такой переход нецелесообразным, поскольку вместо надежных поставок уэльсского угля флот должен был зависеть от уязвимых поставок нефти из Персии, как тогда называли Иран. "Чтобы полностью перевести флот на нефть, следовало быть во всеоружии против моря беспорядков", - сказал Черчилль. Но стратегические преимущества нового топлива - увеличение скорости судов и эффективности использования людских ресурсов - были для него столь очевидными, что вопрос был решен. Великобритания должна была положить "нефть в основу своего господства на море", и он посвятил все свои силы и энергию на достижение этой цели.

Альтернативы не было, по словам Черчилля, "Господство - вот цена этого предприятия"

Так Черчилль накануне Первой мировой войны провозгласил максиму, применимую не только к последовавшему вскоре мировому пожару, но и ко всему, что последовало за этим на многие десятилетия вперед, поскольку нефть означала господство на протяжении всего двадцатого века.
Первая мировая – рождение боевых машин
Казалось, что эта война продлится недолго, каких-нибудь несколько недель, максимум несколько месяцев. Однако, вопреки ожиданиям, после несколько первых месяцев активных боевых действий, быстрая и освежающая война (как накануне войны писалось в патриотичных газетных очерках), превратилась в бессмысленную, изнуряющую бойню растянувшуюся на долгие годы. Война подхлестнула разработки всевозможных машин, постепенно ставя армии воюющих держав во все большую и большую от них зависимость, а следовательно и от того, что приводило их в действие, от нефти.

С самого начала войны, широкое применение автоматического оружия, траншеи и проволочные заграждения создали патовую ситуацию: долгие месяцы ни одна из сторон не могла существенно изменить линию фронта. Единственным выходом из тупика траншейной войны могло стать некое механическое новшество, которое позволило бы войскам передвигаться по полю боя под более надежной защитой, чем мундиры. Первыми подобный механизм создали британцы. Поначалу это было нечто вроде бронированного трактора, не так давно изобретенного в Америке. Черчилль назвал его "caterpillar" ["caterpillar" - "гусеница"]. Из соображений секретности во время испытаний и перевозки новшеству дали и другие "имена" - "цистерна", "резервуар" [англ. «tank»].

Впервые танк был использован в 1916 году в битве при Сомме. Он сыграл важную роль уже в ноябре 1917 года в битве при Камбре. А триумф новой машины состоялся 8 августа 1918 года в битве при Амьене, когда лавина из 456 танков прорвала германский фронт. Генерал Эрих Людендорф, помощник Верховного главнокомандующего Пауля фон Гинденбурга, назвал впоследствии этот день "черным днем германской армии в истории войны". Траншейной войне пришел конец. И когда германское высшее командование объявило в октябре 1918 года, что победа более уже невозможна, в качестве главной причины оно указало на появление танков.

Быстрыми темпами развивался механизированный транспорт. Высадившийся во Франции в августе 1914 года британский экспедиционный корпус располагал 827 автомобилями (747 из них были реквизированными) и примерно 15 мотоциклами. К последнему месяцу войны автопарк британской армии состоял из 56000 грузовиков, 23000 автомобилей и 34000 мотоциклов и мопедов. Кроме того, Соединенные Штаты, вступившие в войну в апреле 1917 года, доставили во Францию еще 50000 машин с двигателями внутреннего сгорания. Весь этот транспорт при необходимости обеспечивал быстрое перемещение войск и снаряжения с места на место. Это сыграло решающую роль во многих сражениях.

Еще более драматичным было появление двигателя внутреннего сгорания на другом поле боя - в воздухе. До начала войны воздухоплавательные средства в армии практически не использовались. За пять месяцев, к январю 1915-го, английской промышленности удалось построить всего 250 самолетов, причем 60 из них были экспериментальными. Во Франции и Германии ситуация была не лучше.

К 1916 году самолеты уже летали строем, возникла тактика воздушного боя. Было применено тактическое бомбометание для поддержки пехотных сражений. Германия широко использовала цеппелины. Скорость самолетов в короткое время более чем удвоилась и превысила 120 миль в час, а "потолок полета" достиг почти 21000 футов. Стремительно росли объемы производства. За время войны Великобритания выпустила 55000 самолетов, Франция - 68000, Италия -20000, а Германия - 48000. За полтора года участия в войне Соединенные Штаты произвели 15000 самолетов. Таким образом, была доказана практическая военная польза того, что недавно считалось только "хорошим спортом". Слова, сказанные начальником штаба ВВС о Королевских военно-воздушных силах, можно отнести ко всей военной авиации: "Нужды войны сотворили их за одну ночь".

За короткий промежуток времени, использование техники в армиях воюющих сторон, полностью изменила стратегию и тактику боя. Нефть же окончательно утвердилась как важнейший стратегический ресурс. Важнейшую роль в исходе войны сыграло то, что Германия оказалась отрезанной от путей поставок нефти, тогда как ее поставки во Франции и Британии только наращивались. Выражение "нефть - это власть", полностью подтвердило свою истину.

Сразу же после войны, сенатор Беранже, руководитель Государственного нефтяного комитета США, изрек пророчество: "Нефть была кровью войны, теперь ей предстоит стать кровью мира. Сейчас, в первые мирные дни, наше гражданское население, наша промышленность, наша торговля, наши фермеры - все просят больше нефти, всегда больше нефти; больше бензина, всегда больше бензина".
От колониализма к национализму

Вплоть до конца XIX века, нефть была найдена и была налажена ее промышленная добыча всего в трех странах: США, Румынии, России. Рынки сбыта контролировались также тремя игроками: Стандарт Ойл, Рокфеллерами и Нобелями. В 1897 году голландцы нашли нефть в Нидерландской Ост-Индии (современная Индонезия), в 1908 британцы пробили первую нефтеносную скважину в Персии (современный Иран), в 1910 году присоединилась к нефтяному клубу Мексика. Между двумя мировыми войнами «черное золото» было также найдено в Венесуэле, Бахрейне, Кувейте и Саудовской Аравии.

Естественно, не могло быть и речи, чтобы национальные правительства сами разрабатывали нефтяные месторождения. Одни из них были слишком бедны, другие являлись колониями. Во всех стадиях наладки промышленного производства нефти, начиная от исследования потенциальных нефтеносных участков и заканчивая добычей и доставкой готового продукта к конечному потребителю, принимали участие лишь крупные нефтяные компании. Они имевшие (может, имели?) средства для инвестиций и рынки для сбыта. Это было время, когда основными игроками на рынки нефти были не правительства государств, а руководства крупных компаний. Позже, этот период назовут эпохой нефтяных концессий. Концессия юридически закрепляла право разработки ресурсов определенного нефтеносного участка за определенной компанией.

Однако долго так продолжаться не могло. Национальное самосознание народов начало пробуждаться. Впервые открыто оно проявилось в Мексике. В этой стране с приходом к власти генерала Ласаро Карденаса, который в 1934 году стал президентом, началась полномасштабная война против нефтяных компаний, которые «выкачивали национальное богатство страны и получали сверх прибыли используя труд мексиканского народа». В 1938 году Карденаса впервые провел экспроприацию нефтеносного промысла по всей стране. Это был первый порыв, начавшейся после второй мировой войны бури деколонизации и национализации промышленности.

С середины 1940-х годов центр мировой нефтедобычи стал перемещаться из Карибского бассейна в район Персидского залива. Вместе с ним и центр политических и экономических интересов не только нефтяных компаний, но и западных государств сместился на Ближний Восток. Поток дешевой ближневосточной нефти кардинально изменил жизнь в Европе. В то же время нефть стала центром растущего национализма – "мощнейшим оружием арабов", по выражению лидера Саудовской Аравии. Ближневосточные страны требовали увеличения поступлений от нефтяных компаний. Нефть для них означала обретение власти, мирового влияния. Именно это сделало борьбу столь ожесточенной. Компании были вынуждены пойти на уступки и отдавать все большую часть своих доходов государствам-владельцам нефтяных ресурсов с целью поддержания у власти "дружественных" режимов. Постепенно арабские страны избавлялись от своего колониального прошлого, и статус западных нефтяных компаний опустился до уровня наемной рабочей силы.
Создание ОПЕК
После второй мировой войны количество мест, где можно было добывать нефть продолжало расти. Нефти на рынке становилось все больше и больше. Начался кризис перепроизводства. Компании наращивали свои запасы будучи не в состоянии продать всю свою нефть. Снижение производства нефти не представлялось возможным, так как в этом случае рынки захватил бы Советский Союз, динамично наращивающий объемы экспорта энергоносителей. Оставался лишь один выход из сложившейся ситуации.

9 августа 1960 года без предупреждения экспортеров "Стандард ойл оф Нью-Джерси" заявила о снижении объявленной цены ближневосточной сырой нефти на 14 центов за баррель - около 7 процентов. Другие компании последовали за ней, хотя и не проявляя особенного энтузиазма и в некоторых случаях выражая серьезное беспокойство.

И не напрасно, экспортеры были в ярости. Компании внезапно резко снизили их национальный доход. Более того, это решение, столь важное для их финансового положения и государственного статуса, было принято односторонне, без консультации. Лидеры стран-производителей решили не тратить время попусту. Через несколько часов после объявления "Джерси" о снижении объявленной цены в августе I960 года Абдулла Тарики, глава нефтяной промышленности Саудовской Аравии, спешно отправился с однодневным визитом в Бейрут. "Что должно произойти?" – спросили его журналисты. "Просто подождите", - ответил он.

Нефтяные компании быстро осознали, что одностороннее снижение цены было фатальной ошибкой. 8 сентября 1960 года "Шелл" предложила оливковую ветвь; она подняла объявленные цены на 4 цента. Жест слишком запоздал. К 10 сентября представители главных стран-экспортеров: Саудовской Аравии, Венесуэлы, Кувейта, Ирака и Ирана - прибыли в Багдад. Катар присутствовал в качестве наблюдателя.

14 сентября группа завершила свою работу. Была создана новая организация, которая могла противостоять международным нефтяным компаниям. Она была названа Организацией стран-экспортеров нефти (ОПЕК), и ее цели были совершенно ясными: защитить цены на нефть, а точнее, восстановить их прежний уровень. С этого момента страны-члены будут настаивать, чтобы компании консультировались с ними по ценовым вопросам, коренным образом затрагивающим их национальные доходы. Они также призвали к введению системы регулирования производства и обязались приходить друг к другу на помощь в случае, если компании попытаются установить санкции против одной из них.

Однако, на протяжении 60-х, ОПЕК не казалась слишком угрожающей или внушительной. Многие не придавали ей большого значения, так как считали не серьезной. Поначалу компании притворялись, что "ОПЕК не существует". Западные правительства также не обращали на нее большого внимания. В секретном докладе "Ближневосточная нефть", подготовленном ЦРУ в ноябре 1960 года, через два месяца после основания ОПЕК из сорока трех страниц новой организации было посвящено всего лишь четыре строчки.

Действительно, можно отметить только два достижения ОПЕК в первые годы ее существования. Она гарантировала, что нефтяные компании будут осторожны и без консультаций не будут делать никаких крупных шагов в одностороннем порядке. Они также не посмеют снова снизить объявленную цену. Имелось много причин, почему ОПЕК смогла достичь столь немногого в первые десять лет своего существования. Во всех странах-членах, за исключением Ирана, нефтяные ресурсы в недрах принадлежали концессионерам - компаниям по контракту, и этим ограничивался государственный контроль. Более того, мировой нефтяной рынок был переполнен, и страны-экспортеры являлись конкурентами, им приходилось беспокоиться о сохранении рынка, чтобы обеспечить государственные доходы. Поэтому они не могли отталкивать от себя компании, от которых зависел доступ к рынкам.

Все изменилось в начале 70-х, когда Америка, задействовав все свои производственные возможности в нефти, стала превращаться из страны-экспортера в страну-импортера этого энергоносителя. Тогда у арабского мира впервые появилась возможность применить нефтяную дубинку для достижения своих целей.
Судный день
10 октября 1973 года за несколько минут до 2.00 ночи, когда по календарю того года наступал еврейский национальный праздник Йом-Киппур, 222 египетских реактивных самолета взмыли в небо. Их целями были командные пункты и позиции израильтян на восточном берегу Суэцкого канала и Синайском полуострове. Несколько минут спустя огонь по всей линии фронта открыли свыше 3000 полевых орудий. Почти одновременно сирийские самолеты нанесли удар по северной границе Израиля, а за ним последовал артиллерийский обстрел из 700 орудий. Так началась война "судного дня", четвертая из арабо-израильских войн; - самая разрушительная и напряженная из всех, война, которая привела к крайне серьезным последствиям. Оружие участникам конфликта было поставлено супердержавами: Соединенными Штатами Америки и Советским Союзом. Естественно СССР был на стороне арабов, а Америка помогала Израилю.

После того как помощь США евреям стала явной, Арабские Страны-экспортеры нефти заявили, что устанавливают нефтяное эмбарго для тех стран которые помогают Израилю. Был объявлен список этих стран, а для того чтобы та нефть которая поставляется на смежные рынки не перетекала в стан врага, была введена дополнительная мера: растущее ограничение добычи – разовое первоначальное сокращение и дополнительные на 5 процентов каждый месяц. Эти меры повлиял на весь мировой рынок.

В Соединенных Штатах низкий уровень поставок ударил по вере в бесконечное изобилие природных ресурсов, - убеждению, настолько прочно укоренившемуся в американском сознании и повседневной жизни, что вплоть до октября 1973 года огромное большинство населения даже понятия не имели о том, что страна вообще импортирует нефть. Между тем, в результате неумолимого хода событий на глазах американских владельцев машин розничные цены на бензин подскочили на 40 процентов, по причинам им непонятным. Повышение цены ни на один другой товар не дало бы такого заметного, мгновенного и эмоционального результата. Автомобилистам приходилось не только "отстегивать" больше денег, чтобы наполнить бак, но и отыскивать бензоколонки, где цена одного галлона бензина повышалась не чаще одного раза в день. Однако нехватка бензина стала еще более очевидной с введением "лимита на одну заправку", названных так Джоном Сохиллом из федеральной комиссии по энергетике, но более известным как "очереди за бензином".

На некоторых бензоколонках заправка производилась по определенным дням недели в зависимости от того, оканчивается ли номер машины на четное или нечетное число. Раздраженные водители ожидали по несколько часов в очереди, не выключая мотора, и порой расходовали больше бензина, чем им удавалось купить. Во многих регионах страны на бензоколонках появились объявления "Извините, сегодня бензина нет" - так не похожие на те, которые зазывали покупателей, обещая скидки, и которые были такими привычными в прошедшее десятилетие избытка. Эмбарго и вызванный им дефицит обозначили резкий и внезапный отход от прошлого, и этот новый опыт коренным образом подрывал уверенность американцев в будущем.

Влияние эмбарго на психологию европейцев и японцев было также огромным. Нарушение поставок мгновенно вернуло их к тяжелым послевоенным годам лишений и дефицита. Экономические достижения пятидесятых и шестидесятых годов внезапно показались весьма сомнительными и шаткими. В Западной Германии министерство экономики занялось распределением и почти сразу же оказалось погребенным под грудой телексов от находившихся в отчаянном положении предприятий промышленности. Первым был телекс из сахарной промышленности, со свеклоперерабатывающего завода, где в разгаре был сезон переработки. При отсутствии топлива в течение всего двадцати четырех часов, говорилось в телексе, остановится весь технологический процесс, и в трубах произойдет кристаллизация сахара. Угроза выхода из строя этой отрасли и не поступление на рынок ее продукции была в Германии настолько велика, что сахарорафинадным заводам был срочно выделен необходимый объем мазута.

В Японии водители такси вышли на демонстрации протеста, а домохозяйки бросились в магазины скупать стиральные порошки и туалетную бумагу, создавая запасы, которых в некоторых случаях хватило бы не менее чем на два года. И если бы не государственное регулирование, цены на туалетную бумагу повысились бы в четыре раза, как это произошло с нефтью. Таким образом, дефицит нефти сопровождался нехваткой туалетной бумаги.

В мае Киссинджеру удалось добиться сирийско-израильского разъединения, и мирный процесс, по-видимому, начался. В июне Ричард Никсон посетил Израиль, Египет, Сирию и Саудовскую Аравию. Нефтяное оружие было зачехлено. Результаты его применения оказались не просто убедительными, но ошеломляющими и гораздо более действенными, чем сторонники его применения даже осмеливались предполагать. Оно изменило расстановку сил и геополитическую реальность на Ближнем Востоке и во всем мире. Оно изменило мировую нефтяную политику и отношения между производителями и потребителями и, соответственно, внесло изменения в мировую экономику. Теперь оно могло убрано в ножны. Но угроза его применения оставалась.
Золотой век ОПЕК
Изменившаяся ситуация изменила и статус организации экспортеров нефти. Теперь членов ОПЕК обхаживали, им льстили, их ругали и обвиняли. Для этого были все основания. В основе мировой торговли лежали цены на нефть, и те, кто мог контролировать их, стали новыми хозяевами в мировой экономике. В середине семидесятых в ОПЕК входили все мировые экспортеры нефти, за исключением Советского Союза. От воли ОПЕК зависело, наступит ли инфляция или спад. Они стали новыми международными банкирами. Они устанавливали такой мировой экономический порядок, при котором они бы не ограничивались лишь перераспределением ренты от потребителей к производителям, а полностью перераспределяли и экономическую, и политическую власть. Они становились примером для всех других развивающихся стран, реально влияли на внешнюю политику и даже суверенитет самых могущественных стран мира. Поэтому неудивительно, что один из бывших генеральных секретарей ОПЕК однажды назвал годы с 1974 по 1978 "золотым веком ОПЕК".

В конце 70-х, с появлением на нефтяном рынке новых игроков, тотальная монополия ОПЕК стала слабеть. Начиная с восьмидесятых она уже не могла диктовать миру свою волю в порядке обязательном к исполнению. Однако, значительное, а в некоторых случаях решающее влияние этой организации на мировой рынок нефти, уже никто больше не оспаривал.
Хусейн – неудавшийся император

В 80-х годах, с увеличением предложения нефти, ее цена стабильно опускалась. Монопольная власть ОПЕК слабела. О нефтяных кризисах 70-х начали потихоньку забывать. Нефти по-прежнему уделялось много внимания с точки зрения охраны окружающей среды, в прочих же аспектах она становилась все менее важной, поистине "просто еще один товар". Потребители были счастливы, поскольку цена на нефть была низкой. Фактически, американские автолюбители платили за бензин самую низкую цену за весь период после Второй мировой войны. Казалось, не предвидится никаких проблем с поставками нефти в долгосрочной перспективе, ведь мировые запасы нефти существенно увеличились - от 615 миллиардов баррелей в 1985 году до 917 миллиардов баррелей в 1990 году.

При всем самоуспокоении причины для беспокойства оставались. Мировые ресурсы заметно выросли, но все они были сконцентрированы у пяти основных производителей в Персидском заливе, плюс Венесуэла. И при этом не имелось нефти из альтернативных, не-ОПЕКовских, источников. Импорт нефти в США достиг самого высокого уровня, и продолжал расти. Мир откатывался к прежней зависимости от Персидского залива. "Резерв безопасности" - разница между спросом и производственными возможностями сокращался, что делало рынок более уязвимым при конфликтах или чрезвычайных ситуациях. Такой резерв был достаточно большим лишь в начале и середине восьмидесятых годов, чтобы компенсировать падение объемов добычи во время ирано-иракской войны, но никогда не позднее.

Тем не менее, энергетический кризис казался реликтом прошлого. На слушаниях в Сенате США весной 1990 года говорилось о том, что вероятность крупных срывов поставок нефти невелика, по крайней мере в течение нескольких лет. И некоторые аналитики объявили весной 1990 года, что в этом десятилетии нефтяной кризис невозможен.

В 2 часа ночи 2 августа 1990 года иллюзии растаяли. Стотысячная армия Ирака начала вторжение в Кувейт. Не встречая значительного сопротивления, иракские танки вскоре неслись в Эль-Кувейт по шестиполосной автомагистрали. Так, первым кризисом после холодной войны, стал геополитический нефтяной кризис.

Цели Саддама Хусейна были очевидны: доминировать в арабском мире, добиться гегемонии в Персидском заливе, сделать Ирак господствующей нефтяной державой, и в конечном итоге, превратить Великий Ирак в военную державу мирового масштаба. Но в финансовом отношении Ирак испытывал огромные затруднения. Ирано-иракская война, затеянная Саддамом Хусейном, стоила стране полмиллиона погибших и серьезно раненных, и завершилась тупиком. В 1981 году Израиль уничтожил иракский комплекс по производству атомного оружия, но Ирак продолжал эти попытки, а также публично заявлял о наращивании арсенала химического оружия. Его армия насчитывала миллион человек, при общей численности населения в восемнадцать миллионов. Естественно все это требовало денег. И в какой-то момент Хусейну пришла в голову замечательная идея, как решить все эти проблемы одним махом.

В 1990 году он пришел к мысли, что сможет быстро поглотить Кувейт, обладающий третьим по величине запасом нефти, и поставить мир перед свершившимся фактом, что вызовет лишь нарекания и ничего более. Тем временем, он решит свои финансовые проблемы за одну ночь и получит необходимые средства для финансирования своих грандиозных военных и политических амбиций. Он станет героем арабского мира, Ирак станет нефтяной державой номер один, и, хотят они этого или нет, западные страны должны будут ему поклониться.

Он допустил просчет еще раз. Протест против его акции был выражен с беспрецедентным единодушием в мировом сообществе и в большей части арабского мира. Соединенные Штаты воспользовавшись личными связями с руководителями других государств, наработанными Джорджем Бушем на протяжении двадцати лет, возглавили сосредоточения войск и координации противодействия. Это было столь успешное и удивительное достижение дипломатии, которого не мог ожидать Садам Хусейн и многие другие. Ираку не удалось осознать насколько сильно изменились интересы и положение недавнего союзника - Советского Союза. ООН сделала то, чего не удалось сделать Лиге Наций в тридцатые годы - наложить эмбарго для предотвращения агрессии. Опасаясь того, что следующей страной в перечне Хусейна может быть Саудовская Аравия, многие страны спешно направили свои вооруженные силы в этот регион.

Возможные последствия могли быть ужасными для девяностых годов и двадцать первого века. Если бы Саддаму Хусейну удалось удержать Кувейт, то он напрямую бы контролировал 20 процентов добычи ОПЕК и 25 процентов мировых запасов нефти, и смог бы угрожать соседним странам, включая прочих основных экспортеров нефти. Он мог бы стать господствующей державой в Персидском заливе, хорошо оснащенной для возобновления войны с Ираном. Он обладал бы экономической независимостью для того, чтобы предпринять и более серьезные шаги.

Впрочем, ничего из перечисленного Хусейну не удалось совершить. Быстрые и скоординированные действия союзников, навсегда лишили его каких- либо возможностей к восстановлению былой мощи. После окончания военных действий для Ирака было введено специальное нефтяное эмбарго, которое впоследствии было заменено программой «Нефть в обмен на продовольствие». Последняя предполагала продажу нефти по специально установленным цена, а вырученные за ее продажу средства начислялись на специальный счет, который мог быть использован лишь для покупки лекарств и продовольствия для рядовых жителей Ирака.

13 лет спустя после неудачной попытки Хусейна примерить императорскую корону, его маленькое королевство (обладающее вторым в мире по величине запасом нефти), падет в результате агрессии со стороны другого, демократичного императора. Причина конфликта будет та же – нефть.
Немного сухой статистики
В апреле этого года Министерство энергетики США распространило доклад "Перспективы мировой энергетики 2004", в котором говорится, что в будущие 20 лет ожидается быстрый рост мирового спроса на энергоресурсы, особенно сильная тенденция отмечается в развивающихся государствах, в которых бурно развивается экономика.

В докладе прогнозируется, что до 2025 г. мировое потребление энергоносителей увеличится на 54% по сравнению с 2001 г. В развитых странах его ежегодный рост достигнет 1,2%. Спрос в азиатских странах, в том числе в Китае и Индии, за этот отрезок времени увеличится в 2 раза и составит 40% будущего прироста мирового спроса на энергоресурсы. В странах Восточной Европы и республиках бывшего СССР ежегодный рост спроса на энергоносители составит 1,5%.

В будущие 20 лет нефть по-прежнему останется главным видом энергоносителей, говорится далее в докладе. Мировой спрос на эту продукцию будет ежегодно увеличиваться на 1,9%. В 2025 г. ее суточное потребление возрастет с 77 млн. баррелей в 2001 г. до 121 млн. баррелей. В то время мировая цена на нефть, возможно, составит $51 за баррель в ценах 2002 г.

По оценкам ОПЕК потребности мирового рынка в сырой нефти в 2004 г. составят до 80,1 млн. баррелей в день. В марте этого года добыча и экспорт нефти странами-членами ОПЕК составил 28,30 бар./день. Как ожидается, объем нефтяного экспорта из стран бывшего СССР, достигнет в 2004 г. 7,26 млн. бар./день.





Несколько вопросов о нефти
Подводя черту под нашим очерком, давайте напоследок поставим несколько вопросов, которые волнуют, наверное, многих.

Сколько нефти осталось? На долго ли ее хватит?

К сожалению, нельзя даже приблизительно определить дату, когда нефть на земле закончится. Можно лишь утверждать, что когда-нибудь она таки закончится.

На сегодняшний день, разведанные запасы составляют чуть больше 1 триллиона баррелей, которых, при сохранении сегодняшней интенсивности потребления, хватит на 35 лет. Однако значит ли это, что через указанный промежуток времени, вся нефть на земле иссякнет? Ответом будет: нет. С того момента, когда полковник Дрейк пробурил скважину и выкачал свой первый баррель, тысячи аналитиков предсказывали, что в самом ближайшем будущем: через одно, два, три десятилетия в промышленных масштабах нефть будет использовать невозможно – ее останется слишком мало. Но, проходили десятилетия, а разведанных запасов становилось не меньше, а все больше и больше. Словно в старой детской загадке: чем больше из нее берешь, тем больше она становится. Чем больше добывалось нефти, чем сильнее становилась зависимость от этого ресурса, тем больше вкладывалось средств в разработку новых методов поиска и разведку новых запасов.

Что будет, когда нефть все-таки закончится? Все машины остановятся?

Конечно нет. Уже сейчас существует множество проектов, с использованием иных ресурсов. Это может быть: газ, синтетическое топливо, электрическая энергия. Также, в последнее время, человек начинает использовать восполняемые ресурсы (энергия ветра, воды, солнца).

Когда добыча нефти упадет и ее стоимость повысится до определенного уровня, начнется широкомасштабный переход на альтернативные виды энергии.

Хотя определенные опасности коллизий и кризисов все же возможны. Приведу пару примеров сценария с негативным вариантом развития событий (при продаже их Голливуду, ссылка на автора обязательна :)).

Сценарий 1. Есть возможность, что со временем, основные производственные мощности окажутся в руках одного государства, или группы государств вошедших в тайный либо явный сговор. В этом случае, это государство или группа государств, приобретет совершенно уникальную власть мирового масштаба. Последствия могут быть весьма драматичными.

Сценарий 2. Если ведущие страны загодя не начнут переводить свою промышленность на иные источники энергии, то они могут оказаться просто не готовыми к сокращению производственных возможностей стран-производителей, и, как следствие, к стремительному взлету цен на нефть без ее дальнейшего понижения. Резкое сокращение производства, инфляция, миллионы безработных, всеобщая паника... мир впадет в депрессию более глубокую и продолжительную, нежели депрессия 1929-33гг.

Впрочем, будем надеяться, что подобные картины мы увидим лишь на экранах кинотеатров.

Почему же промышленный мир не начинает переходить уже сейчас на альтернативные источники, если существуют такие опасности?

Потому что использовать нефть именно сейчас очень выгодно. Товары, произведенные на нефти, получаются в разы дешевле произведенных на, скажем, энергии ветра или солнца. Ситуация с автомашинами еще более драматична.

Переход на более дорогие ресурсы означает отставание в росте валового продукта. Тот, кто использует нефть, выигрывает в себестоимости товара. Причем, наибольшим образом выигрывают те страны, которые используют нефть наиболее интенсивно, ведь когда-нибудь ресурсы подорожают, и чем больше они успеют произвести товаров и услуг сейчас, тем большую прибыль они получат по сравнению с другими странами. Показательно, что одним из самых жестких противников Киотского протокола, в числе прочего предписывающего сокращение использования нефти, стали Соединенные Штаты, на долю которых приходится четверть мирового объема потребления этого ресурса.

Источник www.csc.com.ua

www.energospace.ru