28 и 29 октября. Проблемы экологии в контексте цифровой трансформации общества... Архитектура. Инженерия. Цифровизация. Экология» пройдет в...


ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ВОЗРОЖДЕНИЯ

ЭКОНОМИКА №2 2001 КТО есть КТО
РОССИЯ:

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ВОЗРОЖДЕНИЯ



Владимир Андрианов

--------------------------------------------------------------------------------



Андрианов Владимир Дмитриевич - доктор экономических наук, помощник Председателя Правительства России. Родился 31 мая 1952 г. в Москве. Окончил Московский государственный университет (Институт стран Азии и Африки). Действительный член Российской академии естественных наук и ряда международных академий. Основная сфера научных интересов - проблемы устойчивого развития мировой цивилизации, теоретические проблемы функционирования рыночной экономики, мировая экономика и международная торговля, экономика и внешнеэкономические связи России, экономика новых индустриальных стран и стран с переходной экономикой.

В.Д. Андрианов - автор теории "функциональных экономических систем" и теории саморегуляции рыночной экономики.

«Дайте государству 20 лет покоя, внутреннего

и внешнего, и вы не узнаете нынешней России»


Столыпин П.А.

(из интервью саратовской газете «Волга», 1909 г.)



В настоящее время Россия постепенно преодолевает глубокий финансовый и экономический кризис. Несмотря на негативное влияние на экономику России кризис нужно рассматривать как не аномальное, а как вполне закономерное явление в динамике развития экономической системы.

Кризис дает сигнал об опасности для дальнейшего развития системы в определенном направлении, о необходимости принятия конкретных мер, для снятия назревших противоречий.

Объективные противоречия, которые имманентны любой саморазвивающейся системе, на определенном этапе достигают критической точки, выливаясь в циклический, структурный, финансовый, биржевой или иной кризис экономического развития.

Кризис выявляет основные элементы энтропии предыдущего этапа развития, высвечивает неэффективность функционирования отдельных звеньев хозяйственного механизма, диспропорции в структуре материального производства, балласт спекулятивного кредита, сбои в функционировании валютно-финансовой системы, изменение потребительского спроса.

По законам развития рыночной экономики, какой бы глубины не оказался кризис, после него, рано или поздно, начинается оживление, затем следует подъем деловой активности и наконец устойчивый экономический рост.

Последние официальные статистические данные по основным макроэкономическим показателям развития России свидетельствуют о подъеме деловой активности и начале экономического роста.

Россия обладает огромным природным трудовым и научно-техническим и духовным потенциалом, реализация которого может способствовать не только преодолению негативных последствий кризиса, но в долгосрочной перспективе должна способствовать превращению страны в одну из ведущих и процветающих держав мира.

В свое время Н. Бердяев писал: «С давних времен было предчувствие, что Россия предназначена к чему-то великому, что Россия особая страна, не похожая ни на какую страну мира».

Своеобразие России, прежде всего в том, что она - крупнейшее государство мира, имеющее древнюю историю и разнообразную многонациональную культуру, обладающее богатейшими природными, интеллектуальными и духовными ресурсами.

Россия располагает многими объективными предпосылками для того, чтобы стать одним из наиболее развитых государств мира, обеспечивающее своему народу достойное существование и гармоничное развитие в мировом сообществе.

Россия в современном мире

Анализ современного положения России в мировой экономике показал, что распад Советского Союза и хаотичные экономические преобразования последних лет оказали существенное, преимущественно негативное, влияние на положении страны в различных сферах мирового хозяйства.

Прежде всего, наиболее заметно снижение основных макроэкономических показателей, по многим из которых, Россия уступает не только промышленно развитым странам и большинству новых индустриальных стран, но и отдельным развивающимся государствам и некоторым странам с переходной экономикой.

С начала 90-х годов прослеживается устойчивая тенденция к снижению стоимости Валового внутреннего продукта (ВВП), который по данным Госкомстата, исчисленный в соответствии с новой концепцией национальных счетов, в период с 1990 по 2000 гг. сократился больше чем наполовину.

Для сравнения, за годы первой мировой войны (1914-1917) ВВП России сократился на четверть, во время гражданской войны (1918-1922) на 23%, за годы второй мировой войны (1941-1945) на 21%.*

Наряду с резким снижением макроэкономических показателей наблюдается падение рейтинга России среди других государств мира по многим важнейшим социально-экономическим параметрам.

В частности, не может не тревожить низкое место России по таким показателям, как:

- уровень дохода на душу населения;

- удельный вес расходов государства на образование, здравоохранение, науку, культуру, защиту окружающей среды;

- растущий уровень безработицы;

- количество людей, живущих за чертой бедности;

- низкий уровень рождаемости;

- высокий уровень смертности и самоубийств и др.

На основе этих параметров формируются такие синтетические показатели, как индекс человеческого развития, индекс качества жизни и индекс здоровья нации, по которым рейтинг России среди других государств мира также достаточно низок и пока сохраняет тенденцию к дальнейшему снижению.

Россия в сравнении с другими странами мира занимает достаточно низкие места по показателям, характеризирующих уровень развития рыночной инфраструктуры и рыночных институтов, в том числе:

- степень экономической свободы;

- уровень развития рыночных институтов;

- роль финансовой системы в экономическом развитии;

- уровень компьютеризации общества;

- уровень развития средств связи и телекоммуникаций;

- индекс влияния непрозрачности на эффективность экономики;

- индекс экологической устойчивости и др.

С другой стороны, Россия занимает не престижно высокие места в рейтинге стран по показателям, влияющим общий инвестиционный климат страны и в конечном итоге на мировой имидж страны. К таким показателям можно отнести следующие:

- уровень внешней задолженности;

- степень политического и финансового риска для иностранных капиталовложений;

- степень бюрократизации общества:

- коррумпированность государственного аппарата;

- уровень преступности и др.



Экономический потенциал

Очевидно, что современное положение России в глобальной экономике не соответствует ее природному, научно-техническому, интеллектуальному и духовному потенциалу.

Ни одна страна в мире не имеет такого жизненного пространства, такого количества и разнообразия природных ресурсов, устойчивости генофонда и богатства национальных культур.

В конце 90-х годов российские ученые сделали попытку, хотя бы приблизительно, оценить Национальное богатство России, включающее в себя материальные активы и природные ресурсы. Сделанная оценка в 300-350 трлн. долл., оказалась почти в десять раз больше современного совокупного ВВП всех стран мира.

Основную часть этой суммы (около 80%) составляли материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы. Только лесные ресурсы России были оценены в 60 трлн. долл. (20%).

Оценка российских ученых оказалась несколько завышенной. В конце 2000 г. впервые Госкомстат России оценил Национальное богатство России с учетом непроизводственных активов (земля, леса, природные ресурсы и т.п.) и материальных активов. Национальное богатство России было оценено в 670 трлн. 614 млрд. рублей, что в пересчете по официальному курсу составляло около 24 трлн. долл.**

По сравнению с большинством стран мира Россия занимает громадную территорию, на которой сосредоточены значительные и весьма разнообразные природные ресурсы. По объёму разведанных запасов минерального сырья, которое оценивается в 30 трлн. долл., Россия занимает ведущее место в мире.

По оценкам специалистов, в начале третьего тысячелетия на долю России приходилось 64,5% мировых разведанных запасов апатитов, 35 - природного газа, 32 - железа, 31 - никеля, 29 - бурых углей, 27 - олова, 21 - кобальта, цинка - 16, урана - 14, нефти - 13, свинца - 12, меди - 11%.

Россия располагает одними из крупнейших в мире запасами золота, алмазов, изумрудов, платины и платиноидов, которые наиболее активно вовлекаются в промышленную разработку.***

По совокупному природному потенциалу на душу населения Россия по-прежнему опережает ведущие промышленно развитые страны мира, в том числе США в 2-3 раза, Германию в 5-6 раз, Японию в 18-20 раз.

Россия имеет огромную территорию и является абсолютным лидером по площади территории, приходящейся на душу населения.

Кроме того, Россия имеет благоприятное геополитическое положение между двумя самыми динамичными регионами мирового хозяйства - Западной Европой и Азиатско-тихоокеанским регионом. Увеличение грузопотоков с Запада на Восток, с Севера на Юг и обратно через российскую территорию поможет вернуть стране статус транспортной державы мира.

Таким образом, международный транспортный транзит через российскую территорию - огромный, но пока не реализованный национальный ресурс. Реализация транзитного потенциала России в третьем тысячелетии - естественное позиционирование нашей страны в глобальной экономической системе

Взимание транзитной ренты может стать важной статьей экспорта услуг. По оценкам специалистов, от предоставления транспортных транзитных услуг Россия могла бы ежегодно иметь дополнительно 3 - 5 млрд. долл. валютной выручки.

Обширность территории имеет важнейшее биосферное значение. По данным Института Мировых ресурсов именно Россия обладает наиболее обширными территориями, слабо затронутыми или не затронутыми хозяйственной деятельности.

При размерах территории в 17 млн. кв. км. площадь земель незатронутых или относительно слабо затронутых хозяйственной деятельностью составляет в России 7,5 млн. кв. км. Для сравнения в Канаде такие территории составляют - 6,4 млн. кв. км, в Китае - 2,1 млн. кв. км. *

Сохранение российских лесов и болот позволяет демпфировать климатические изменения, смягчать экономические и социальные потери не только для в России, но и для других регионов мира

Нельзя исключать возможность, что в будущем мировое сообщество придет к выводу о необходимости компенсировать России (как и некоторым другим государствам) потери от неосвоенности обширных территорий, являющихся мировым биосферным резервом.

Таким образом, Россия имеет огромный экологический потенциал. В частности, только возможность продать часть неиспользованных квот на выброс в атмосферу парниковых газов, что составляет около 250 млн. т в год, в перспективе может принести России от 3 до 10 млрд. долл.

Потенциальным ресурсом для государства является возможность предоставления доступа операторам к сетям и частотам, особенно к частотам сетей сотовой связи третьего поколения стандарта UMTS. При разумной государственной политике в сфере предоставления сетевых ресурсов доходы федерального бюджета России ежегодно мог ли бы возрасти на десятки миллиардов рублей.

В конце 90-х годов производство компьютерных программ по заказам зарубежных фирм получило название офшорное (контрактное) программирование.

Офшорное программирование быстро превратилось в весьма востребованный вид бизнеса из-за нехватки в развитых странах собственных специалистов в области создания программных продуктов. Мировой спрос на услуги в области информационных технологий в начале третьего тысячелетия составлял 400-500 млрд. долл.

По прогнозам специалистов в ближайшее десятилетие сохранится устойчивый рост этого рынка примерно на 10-12% в год и к 2010 г. потребности в этом виде услуг возрастут до 1010 млрд. долл.

Россия обладает уникальным сочетанием благоприятных факторов для широкого развития услуг в области заказных разработок и информационных систем. В настоящее время в стране насчитывается почти 300 тыс. программистов и высококвалифицированных математиков.

По мнению специалистов, совместными усилиями государства ассоциаций программистов и прессы уже в ближайшие годы Россия могла бы увеличить доходы от этой сферы услуг примерно в десять раз и ежегодно получать дополнительно более 1 млрд. долл. в год.

Удовлетворение огромного мирового спроса на услуги в области офшорного программирования может стать важным источником доходов страны. Экспорт интеллекта способен приносить стране не меньше доходов, чем вывоз невосполнимых природных ресурсов.

Как это не парадоксально, но на наш взгляд, Россия имеет достаточные собственные финансовые ресурсы для проведения структурных экономических преобразований.

В частности, незадействованные денежные сбережения населения, России оцениваются в 50-70 млрд. долл., которые при создании благоприятных условий могли бы стать источником заемных средств государства для расширения валовых внутренних инвестиций.

Для экономики России 90-х годов характерен стремительный рост такого негативного явления, как «бегство капитала», связанного, прежде всего с резкими изменениями экономической ситуации, отсутствием благоприятного инвестиционного климата внутри страны.

Российский капитал, вывезенный за годы реформ за рубеж, по различным оценка, колеблется в пределах от 100 до 300 млрд. долл. Следует подчеркнуть, что вывезенный из России капитал не приносит реальной прибыли стране, как обычно происходит при цивилизованном экспорте капитала в предпринимательской или ссудной форме.

Примерно 30-40 млрд. долл. этих средств вложены в долгосрочные бумаги и недвижимость и их возвращение представляется маловероятным. Примерно 20-30 млрд. долл. представляют собой оборотные средства российских предприятий, обеспечивающих их расчеты через офорные зоны.

Финансовые вложения в краткосрочные бумаги оцениваются в 15-25 млрд. долл. Реально рассчитывать можно только на возвращение средств. из второй и третьей категории «сбежавшего капитала», которые можно оценить примерно в 40-50 млрд. долл.

Прекращение «бегства капитала» и создание условий и механизма его возврата позволит увеличить приток валютных средств, прежде всего в форме прямых инвестиций.

Огромный внутренний потенциал имеет фондовый рынок - стратегически важная отрасль экономики, которая в России пока не в полной мере выполняет главное предназначение - мобилизацию инвестиций и обеспечение трансформации накоплений в доступные для производителей финансовые ресурсы.

По нашим оценкам, в ближайшие годы сохранится тенденция к росту стоимости акций «голубых фишек» и акций значительного числа недооцененных российских предприятий. В долгосрочной перспективе капитализация российского рынка корпоративных ценных бумаг может возрасти в несколько раз и превысит 150 - 200 млрд. долл.

Таким образом, долгосрочные перспективы для роста портфельных инвестиций можно оценить как весьма благоприятные, учитывая высокую прибыльность таких капиталовложений.

Россия единственное государство в мире, которое кроме пассивов в форме внешней задолженность располагает финансовыми активами. Зарубежные страны должны России, как правопреемнице СССР, около 130-140 млрд. долл., из которых после заключения соглашения с Парижским клубом и списания большей части задолженности, реально можно вернуть порядка 15-20 млрд. долл.

С начала функционирования Содружества независимых государств (СНГ), задолженность этих стран перед Россией постоянно увеличивается и на начало 2000 г. составляла 7,2 млрд. долл. из них 5,6 млрд. долл. приходилось на долги за поставки топливно-энергетических ресурсов. Проведение целенаправленной государственной политики по урегулированию задолженности позволило бы найти механизм обеспечения текущих платежей за энергоносители и найти подходы для возврата основной части долга.

К финансовым активам России можно отнести объекты недвижимости, находящиеся за рубежом. По состоянию на начало 2001 г. на балансе в Министерстве государственного имущества находилось 2559 объектов недвижимого имущества, расположенные в 120 государствах мира. Балансовая стоимость российского недвижимого имущества оценивается в 2,7 млрд. долл.

Кроме этого России принадлежит 119 долей, паев и акций в зарубежных компаниях, балансовая стоимость которых составляет около 1,4 млрд. долл.

Очевидно, что реальная рыночная стоимость как объектов недвижимости, принадлежащих России, так и долей, паев и акций зарубежных компаний, указанных объектов значительно выше и, по оценкам специалистов, может достигать 8-10 млрд. долл.

Золотовалютные резервы России по состоянию начало 2001 г. составляли 27,7 млрд. долл. из них запасы золота - 3,6 млрд. долл. и запасы иностранной валюты 24,1 млрд. долл.*

Хотя уровень официальных резервов по сравнению с другими странами в России не велик и не может быть использован на нужды экономического развития на прямую, тем не менее, рост этого показателя отражает рост всей экономической системы и повышение ее устойчивости..

После девальвации национальной валюты Россия получила дополнительный стимул для развития экспортного потенциала в различных отраслях народного хозяйства. По нашим оценкам, экспортный потенциал, примерно в два раза больше нынешнего уровня экспорта и составляет примерно 150-170 млрд. долл.

В начале третьего тысячелетия в России в стадии разработки находилось около 10 тыс. инвестиционных проектов на общую сумму более 50 млрд. долл. В информационной базе данных об инвестиционных проектах России, составленной Федеральной комиссией по ценным бумагам (ФКЦБ) зарегистрировано 2 тыс. инвестиционных проектов, имеющих проработанный бизнес-план.

Особо следует подчеркнуть, что одним из главных и наиболее ценных богатств России являются ее духовные ресурсы. Именно духовная энергия является основой созидания, творчества и конкуренции, которые в конечном итоге определяют основные направления экономического развития и прогресс мировой цивилизации.





Интеграция в мировую экономику

Место страны в современном мире сегодня определяется, прежде всего, качеством человеческого капитала, состоянием образования, степенью и эффективностью использования достижений науки и техники в производстве. Изобилие сырьевых материалов и рабочей силы все меньше можно расценивать, как конкурентное преимущество, поскольку происходит постоянное снижение доли этих факторов в создании стоимости товаров и услуг.

Возрождение экономической мощи России невозможно без интеграции в мировую экономику, однако, этот процесс не должен ограничиваться отраслями топливно-энергетического комплекса, первичной переработки минерального и сельскохозяйственного сырья. Россия должна найти свою нишу в глобальной экономике, прежде всего в сфере высоких технологий.

Одним из основных приоритетов государственной экономической политики России должно стать сохранение и развитие научно-технического потенциала страны, а также повышение ее конкурентоспособности, как в целом на мировом арене, так и на отдельных товарных рынках. Основой для этого процесса служит пока ещё сохраняющийся высокий общеобразовательный уровень и интеллектуальный потенциал российской нации.

Россия остается мировым лидером в разработке ряда фундаментальных проблем в области физики, математики, химии, физиологии, медицины, а также прикладных разработках лазерной и криогенной техники, новых материалов, аэрокосмической техники, отдельных образцов военной техники и технологий, средств связи и телекоммуникаций, информатики, разработки программных продуктов для ЭВМ и др.

Необходимо стимулировать развитие высокотехнологичных производств, основанных на отечественных научно-технических разработках, которые способны обеспечить конкурентные преимущества российским компаниям на ближайшую и долгосрочную перспективу.

По оценкам независимых экспертов, стоимость не востребованной только промышленностью, созданной отечественной интеллектуальной собственности превышает 400 млрд. долл.

В настоящее время институты Российской академии наук, отраслевые научно-исследовательские институты обладает техническими разработками и технологиями, которые в перспективе будут определять не только конкурентоспособность отдельных товаропроизводителей, отраслей промышленности, но и основные направления развития мировой цивилизации.

В области информатики к конкурентоспособным технологиям, разработанным российскими учеными, можно отнести, прежде всего выпуск принципиально нового носителя информации - трехмерной оптико-электронной памяти.

В начале 1997 г. на мировой рынок поступили разработанные на Западе новые поколения информационных носителей DVD. Успешная реализация российского проекта «трехмерная память» может сделать самые современные технологии DVD технологиями вчерашнего дня.

Кроме того, в этой отрасли перспективными являются: технологии создания элементной базы электроники, механотроники, компьютеров 5-6-го поколений; лазерные технологии; голография; малые коммуникационные специализированные спутники; длинноволновые каналы связи; системы глобального мониторинга окружающей среды и др.

Разработанный группой российских компаний «Эльбрус» компьютерный процессор «Е2К», использующий метод двоичной компиляции, по техническим решениям и основным характеристикам превосходит мощнейший западный процессор «Merced», который компания «Intel» планирует к выпуску не раньше 2000 г.

Существующие на рынке американские аналоги (Pentium III) уступают процессору «Е2К» по скорости действия в 3-5 раз, энергопотребление у него значительно ниже, а издержки производства в два раза ниже.

Особо следует сказать о разрабатываемых в России нейрокомпьютерах (НКП), которые в перспективе также могут произвести революцию в информационной сфере.

НКП - вычислительные машины, устройству наиболее близкие к человеческому мозгу. При относительно небольших размерах и стоимости НКП почти в 1000 раз превосходят обычные компьютеры по скорости операций. Наиболее перспективные отрасли применения нейрокомпьютеров - банковская сфера и оборонные отрасли. Емкость только российского НКП оценивается в 250 млн. долл.

Сохраняет свою высокую конкурентоспособность аэрокосмическая промышленность. Россия обладает уникальным научным и производственным потенциалом, определяющий ее неоспоримый приоритет в области создания пилотируемых космических комплексов для длительных космических полетов.

Россия имеет несомненный приоритет на мировом рынке пусковых услуг, используя ракеты-носители «Протон», «Союз», «Молния», «Зенит», «Циклон», «Космос», их последние модификации. Перспективной разработкой является космическая ракета-носитель «Ангара», использующая более экологически чистое топливо и имеющая модификации от легкого до тяжелого класса.

По прогнозу Международного конгресса поставщиков коммерческих космических услуг на запуск коммерческих спутников во всем мире до 2006 г. будет потрачено почти 30 млрд. долл., из этой суммы Россия вполне может рассчитывать как минимум на треть.*

Настоящую революцию на мировом рынке глобальной космической связи может дать реализация проекта по созданию региональной спутниковой системы персональной, подвижной и фиксированной связи с развертываемыми остронаправленными космическими антеннами большого диаметра «Зеркало - КС».

В России разработана концепция построения комплексной международной системы мониторинга окружающей среды, основанная на иерархическом принципе, с использованием космических аппаратов, функционирующих на различных орбитах.

В системе используются воздушные, наземные и морские платформы, оснащенные обширным классом измерительной аппаратуры, широкой сетью пунктов приема и обработки данных, обеспечивающих получение информации о большинстве объектов окружающей среды в интересах как отдельных стран, так и человечества в целом.

В области энергетике большое значение приобретают следующие научно-технические разработки:

- ядерные энергетические установки с предельной высокой естественной безопасностью (подземные, жидкометаллические, модульные, космические, газовые);

- энергетические установки с комбинированными нетрадиционными энергоносителями (ветровые, геотермальные, солнечные, парогазовые, биотехнологические);

- установоки с использованием энергоаккумулирующих веществ, жидких и газообразных водородных средств.

Благоприятные перспективы имеет разработанный процесс переработки жидких радиоактивных отходов, универсальный способ их транспортировки и захоронения, изобретенный в Красноярске и названный Красноярская Губка.

В области добычи и глубокой переработки полезных ископаемых важное значение будут иметь:

- технологии интенсификации нефтедобычи и отдачи путем применения вибрационных процессов;

- технологии слабой динамичности при добыче алмазов (локальные тепловые процессы, дефлагационные процессы горения и взрыва);

- мембранные технологии разделения химических веществ; надводные и подводные буровые установки в ледовых условиях; ядерные транспортные подводные лодки;

- высокотемпературный и сверхвысокочастотный синтез энергоносителей.

В области биотехнологии к перспективным разработкам следует отнести методы управления наследственностью, способы управляемой очистки опасных технологических процессов; создание экологически чистых лекарственных препаратов.

В области новых материалов и химических веществ перспективными являются:

- материалы, применяемые в космических и ядерных технологиях (материалы с высокотемпературной, коррозионной, радиационной, магнитной стойкостью);

- материалы для уникальных дорогостоящих объектов с ресурсами работы до 60-80 лет;

- материалы для работы в суровых климатических условиях, при сверхглубоких погружениях;

- новые типы композитов, аморфные и многослойные материалы; металлические порошки, изделия из базальта;

- металлизированные ткани;

- сверх тонкие нити;

- материалы с памятью формы.

Следует подчеркнуть, что Россия пока сохраняет приоритет в производстве отдельных видов транспорта, это в первую очередь относится к авиационным и водным видам транспорта.

К наиболее конкурентоспособным разработкам можно отнести следующие транспортные средства:

- с магнитными подвесками, на основе использования экранопланов и амфибийных принципов (в частности, самолет-амфибия Бе - 200);

- с горизонтальным и вертикальным взлетом;

- с высокой и сверхвысокой экологической чистотой;

- с комбинированными электрическими, солнечными, ветровыми и инерционными двигателями;

- пневмоходы, глиссеры, аэростатические транспортные средства.

Россия является мировым лидером в строительстве судов смешанного плавания «река-море», кораблей и судов с динамичными принципами поддержания скорости.

Кроме того, сохраняются возможности производить на мировом уровне атомные ледоколы, корабли и суда на подводных крыльях и воздушной подушке, корабли-экранопланы, промысловые суда, плавучие буровые платформы, суда специального назначения.

По оценкам специалистов, потенциал этой отрасли весьма значительный. В частности, доходы от строительства конкурентоспособных транспортных и промысловых судов, а также стационарных и технических средств для работы на шельфе, оцениваются в 10 млрд. долл.

Доходы от использования плавучих платформ по добыче нефти, газа и их транспортировки могут составить около 7 млрд. долл. Доходы от экспорта судов и военных кораблей оцениваются в 2 млрд. долл., При этом будет обеспечена занятость в судостроительной и смежных отраслях примерно для 1,5 млн. человек.

Пока Россия сохраняет лидирующие позиции по многим видам вооружений, а по отдельным видам превосходят западные аналоги. Это относится к таким вооружениям, как истребители завоевания стратегического господства в воздухе «Су -27», тактические фронтовые истребители «МИГ - 31», системы ПВО «С-300», «Антей - 2500».

Современные боевые машины пехоты «БМП - 2» и «БМП - 3», оперативно-тактический ракетный комплекс «Искандер-Э» вообще не имеют западных аналогов.

В России созданы лучшие в мире роботы по обезвреживанию взрывоопасных предметов. Разминирование является весьма прибыльным бизнесом, в год на эти цели расходуется от 100 до 150 млн. долл., а общий мировой портфель заказов на разминирование оценивается примерно в 34 млрд. долл.

Приоритетное развитие этих отраслей поможет России занять достойное место в международном разделении труда и значительно повысить конкурентоспособность страны как в целом на мировой арене, так и на отдельных товарных рынках.

Рассчитывать на прорыв на мировые рынки готовых изделий и наукоемких изделий Россия может лишь резко сократив издержки производства, при этом повысив производительность, интенсивность труда и эффективность материального производства.

Как показывает мировой опыт, основными субъектами интеграции отдельных стран в мировое хозяйство являются транснациональные корпорации, которые формируются на базе национальных финансово-промышленных групп (ФПГ).

В этой связи государственная политика должна быть ориентирована на создание крупных российских корпораций и поддержку их внешнеэкономической экспансии, при этом на внутреннем рынке такие компании не должны занимать монопольного положения.



Смена экономической парадигмы

Совершенно очевидно, что не существует универсальной модели экономического развития и социально-экономического прогресса, и каждая страна должна следовать тем путем, который в наилучшей степени отвечает ее историческим, политическим и культурным традициям.

Вместе с тем, проводя радикальные реформы, нельзя не учитывать того громадного опыта, который накопила мировая цивилизация по созданию оптимальных моделей социально-экономического развития.

В свое время революция в России и образование Советского Союза своим отрицательным примером заставили западные страны искать альтернативные модели социально-экономического развития, что в конечном итоге привело к появлению модели социально-ориентированной рыночной экономики.

Однако вопреки всяким догмам наилучшим является такой экономический строй, который с учетом исторических, политических и экономических обстоятельств обеспечивает оптимальную эффективность, при которой экономические цели гармонично сочетаются с реальными условиями, а также с социальными целями.

В настоящее время Россия имеет реальный шанс, используя положительный мировой опыт, избежать тех ошибок и негативных последствий развития цивилизации, с которыми столкнулись промышленно развитые страны в послевоенный период, и пойти другим путем развития экономики и построения современного общества.

Глубокий экономический и финансовый кризис российской экономики, как ни парадоксально - фактор благоприятствующий переходу на иные принципы хозяйственной деятельности.

Снижение производства во многих отраслях промышленности является наиболее быстрым и эффективным способом решения проблем структурной перестройки экономики. Кроме того, сворачивание производства в условиях стабильной экономики является весьма длительным и болезненным процессом, в условиях кризиса кардинальные изменения - относительно быстрый и естественный процесс.

Исходя из общих закономерностей функционирования больших систем автаркические тенденции в российской экономике, в условиях кризиса, отражают момент фазового перехода системы из одного состояния в другое.

Любые кардинальные изменения экономической системы не могут быть абстрактными и, что совершенно очевидно, должны проводиться в интересах своего народа. Реформы не ради реформ, а во благо человека.

Поэтому для России необходимы смена экономической парадигмы, смещение акцентов в сторону социально-рыночного хозяйства и создания устойчивой, саморегулируюшейся экономики.

Таким образом, гипотетически Россия имеет все условия и ресурсы для создания прототипа модели будущей цивилизации, базирующейся на принципах устойчивости, сочетающей разумное отношение к производству, потреблению и окружающей среде.

Именно на не тронутых хозяйственной деятельностью территориях России можно создать новое общество, обеспечивающее удовлетворение основных потребностей людей, высокий уровень жизни для всех, при этом защищающее и сохраняющее экологические системы.

Экономика должна удовлетворять потребности населения России, но ее рост должен вписываться в пределы экологических возможностей страны. Вместо хаотичного беспредельного роста стране нужно сбалансированное устойчивое развитие экономики.

Здесь необходимо подчеркнуть различие между ростом и развитием. Когда что-либо «растет», оно становится больше количественно, когда что-то «развивается», оно становится качественно иным. Количественный рост и качественные изменения подчиняются различным законам.

Наша планета развивается во времени без увеличения размеров. Российская экономика как подсистема мировой экономики, а последняя как подсистема конечной и неростущей Земли должна адаптироваться к этой модели развития, так как нет пределов развития, но есть пределы роста.

Потенциальные возможности России позволяют предположить, что в перспективе страна вполне могла бы оказаться на гребне следующей волны новоиндустриальности. Современная структура экономики России имеет объективные предпосылки для формирования феномена новоиндустриальности.

Причём, если у бывших развивающихся стран, из которых выросли новые индустриальные страны (НИС - Гонконг, Сингапур, Тайвань, Южная Корея, Малайзия и др.), адекватная промышленно развитым странам экономическая структура формировалась в три этапа, то Россия имеет шанс включиться в этот процесс интеграции на последнем этапе. Это связано с тем, что в отличие от развивающихся государств, Россия имеет достаточно развитый научно-технический потенциал.

Кроме того, Россия имеет возможность развивать внешнеэкономические связи не только с промышленно развитыми странами, но и с новоиндустриальными экономиками.

Поскольку по законам системного анализа, чем шире сфера взаимообмена, тем глубже и взаимное проникновение, то, очевидно, увеличивается вероятность более быстрого формирования в России основных элементов новоиндустриальности.



Государство и рынок: механизмы взаимодействия

В западной макроэкономической теории сформировались две альтернативные концепции экономического регулирования, получившие название кейнсианство и монетаризм, которые чаще всего противопоставляются друг другу.

Автор предлагает собственную теорию регулирования рыночного хозяйства, которая представляют собой своеобразный симбиоз из элементов кейнсианства и монетаризма, формализованных в единый механизм саморегуляции.

Анализ последствий экономических и финансовых кризисов последних десятилетий показал, что в целом значительно повысилась устойчивость отдельных стран и мировой экономики к кризисным явлениям.

По законам системного анализа устойчивость любой системы определяется наличием в ней механизмов саморегуляции. По мнению автора, в рыночном хозяйстве такими механизмами становятся функциональные экономические системы (ФЭС).

Под функциональными экономическими системами (ФЭС) автор понимает динамические саморегулирующиеся системы, деятельность всех структурных элементов которых направлена на поддержание макроэкономического равновесия и создание благоприятных условий для устойчивого функционирования рыночного институтов.

Используя понятие «института» функциональные экономические системы можно определить как - совокупность институтов и институциональных организаций, формирующих механизмы саморегуляции рыночной экономики.

Таким образом, появление и развитие функциональных экономических систем в современном рыночном хозяйстве можно рассматривать как результат длительного процесса эволюции институтов.

ФЭС в современных экономических системах занимают промежуточное положение между государством и рынком, тем самым обеспечивая гармоничное единство хозяйственного механизма.

Рис. 1. Положение функциональных экономических систем (ФЭС) в современном рыночном хозяйстве.




Далее необходимо обратить внимание на идею упорядочения экономических процессов биологическими. Эта идея возникла давно. Аналогии между хозяйственной сферой и живой природой проводили еще в ХVIII веке известные экономисты Т. Мальтус, Б. Мандвиль, Д. Юм и др.

По нашему мнению, такие аналогии вполне оправданы, поскольку общество и экономику создают люди, которые во внешней среде подсознательно и сознательно создают структуры подобные своей собственной организации. Кроме того, говоря о саморегуляции, следует отметить, что наиболее совершенны эти процессы в биологических организмах.

В свое время Д. Кейнс писал об экономике, что предмет этот легок, но малочисленны те, кто добивается в нем успеха. Парадокс заключается в том, что ученый-экономист должен обладать редкой комбинацией талантов. Он должен быть математиком, историком, государственным деятелем, философом. На наш взгляд, к перечисленным областям знаний необходимо добавить еще и физиологию.

Поэтому автор, заимствуя из физиологии понятие обмена веществ (метаболизм), вводит в научный оборот термин «экономический метаболизм».

Термином «экономический метаболизм», по аналогии с метаболизмом живых организмов, автор обозначает обмен веществом, энергией и информацией. В экономических системах их аналогами являются товары, услуги, техника, технологии, "ноу-хау", различные формы капитала, рабочая сила, то есть практически все то, что составляет основные элементы современного рыночного хозяйства.

Однако в отличие от биологических организмов, где основные параметры нормального функционирования организма устанавливаются генетически, в экономике параметры динамизма и устойчивости системы возникают в процессе эволюции рыночных институтов.

Кроме того, если в биологических системах эти параметры не меняются на протяжении всей жизни организма, то в экономических системах они могут периодически пересматриваться и корректироваться по мере развития производительных сил, производственных отношений, научно-технической революции, а также изменений в конъюнктуре мирового хозяйства и отдельных его сегментов.

Функциональные экономические системы отличаются от целенаправленных систем (банковской, налоговой, страхования, социальной защиты и др.) прежде всего тем, что представляют собой саморегулирующиеся организации, в которых всякое отклонение от определенных заданных параметров устойчивости служит толчком к немедленной мобилизации многочисленных механизмов соответствующих ФЭС, восстанавливающих утраченное равновесие на макроэкономическом уровне.

Для сохранения динамизма и устойчивости экономического развития функциональные экономические системы должны поддерживать равновесие вокруг определенных заданных макроэкономических параметров. Так например:

- уровень дефицита государственного бюджета - не должен превышать 3-5% от ВВП;

- государственный долг - не должен быть более 60% ВВП

- рост денежной массы должен соответствовать росту производства

- объём золотовалютных резервов должен быть достаточен для покрытия расходов по импорту товаров как минимум в течение трёх месяцев;

- отношение текущих платежей по обслуживанию внешнего долга - не должно превышать 20% от годовых доходов от экспорта;

- для обеспечения инвестиционного процесса уровень накоплений в ВВП должен быть не меньше 10%;

- критический уровень безработицы - не должен превышать 15-20% от общего числа трудоспособного населения;

- доля иностранных товаров на отдельных сегментах национального рынка - не должна превышать 10-20% и т.д.

Поддержание, приведенных выше параметров, на определённых уровнях с помощью функциональных экономических систем, сохраняет равновесие на внутреннем рынке, устойчивость экономического развития и тем самым обеспечивает нормальный процесс «экономического метаболизма».

Познание экономической реальности предполагает ее моделирование в виде адекватной абстрактной схемы. Мы не можем найти пути разумного осмысления действительности, если не представим ее в виде соответствующей логической структуры, базирующейся на существующих экономических понятиях, знаниях и теориях. В этой связи условно процесс экономического метаболизма, который обеспечивают ФЭС можно изобразить в виде следующей абстрактной схемы.

Рис. 2. Абстрактная схема процесса «экономического метаболизма», который обеспечивают функциональные экономические системы.



- система формирования и поддержания конкурентной среды и защиты отечественных товаропроизводителей от иностранной конкуренции;

- система, обеспечивающая сбалансированность государственного бюджета;

- система, регулирующая уровень инфляции;

- система, определяющая параметры внутреннего и внешнего долга;

- система поддержания уровня золотовалютных резервов;

- система защиты окружающей cреды;

- система обеспечения стабильности национальной валюты;

- система, обеспечивающая необходимый уровень накопления в ВВП

- система, стимулирующая валовые внутренние инвестиции и многие другие.

По нашему глубокому убеждению, роль государства в рыночной экономике должна пониматься не в кейсианском и тем более не в марксистском смысле. Государство должно активно влиять на институциональную среду, путем целенаправленного процесса формирования и совершенствования функциональных экономических систем в экономике.

Спонтанная селекция институтов, как убедительно показывает эволюционная теория, далеко не всегда отбирает лучшие из них, наиболее оптимальные варианты. Напротив она может укрепить такие институты, которые противоречат интересам общества.

В частности, об этом наглядно свидетельствует экономическая история бывшего Советского Союза и непродуманные, спонтанные экономические реформы в современной России.

В саморегулирующейся экономической системе принципиально меняется роль государства, которое превращается в главный координирующий центр всей хозяйственной системы, обеспечивающий нормальную работу функциональных экономических систем, способствующий расширению их сети и совершенствованию структуры.

Государство через ФЭС вмешивается в жизнь рынка только в той степени, в которой требуется поддержание устойчивости и макроэкономического равновесия, а также для обеспечения работы механизма конкуренции или для контроля тех рынков, на которых условия вполне свободной конкуренции не осуществимы.

Превосходство саморегулирующейся, устойчивой модели экономического развития заключается именно в том, что в таком хозяйстве, благодаря наличию ФЭС, как бы ежедневно и ежечасно осуществляются процессы приспособления, которые приводят к правильному соотношению спроса и предложения, сбережений и инвестиций, расходов и доходов, экспорта и импорта и т.д.

Таким образом, обеспечиваются устойчивость и равновесие национального рынка и соответственно динамизм и устойчивость всей экономической системы.

Мировой финансовый кризис показал, что необходима серьезная структурная перестройка рыночной инфраструктуры. Стало совершенно очевидно, что стабилизаторы функционирования экономических систем, обеспечивающих динамизм и устойчивость развития, должны быть встроены в экономику не только на страновом, но и на региональном и глобальном уровне.

Этот кризис наглядно показал, что для решения экономических проблем на региональном и глобальном уровне не достаточно существующих международных институтов в виде Международного валютного фонда (МВФ), Мирового банка (МБРР), Международной финансовой корпорации (МФК) Международного агентства развития (МАР), региональных банков развития, специализированных организаций ООН и др.

Поэтому необходимо целенаправленное создание и совершенствование функциональных экономических систем (ФЭС) на страновом, региональном и глобальном уровне, которые в следующем тысячелетии смогли бы обеспечивать макроэкономическое равновесие всей глобальной экономической системы.

В настоящее время за целый ряд особенностей функционирования российскую экономику западные экономисты называют виртуальной.* Такое название российская экономика получила прежде всего потому, что она построена на иллюзорном представлении практически о всех важнейших рыночных экономических параметрах - ценах, объемах продаж зарплате, налогах и бюджете.

Кроме того, сохраняются неденежные формы расчетов, сопровождающиеся множественностью форм и инструментов платежа, огромная задолженность по платежам, существует и успешно функционирует огромный сегмент теневой экономики.

В основе виртуальной экономики лежит обманчивое представление о том, что положение в экономике лучше, чем оно есть на самом деле.

Поэтому в настоящее время сложно говорить о России как о едином национальном хозяйстве, а об ее экономике как о целостной системе, поддающейся объективному количественному анализу, то достаточно трудно прогнозировать возможность создания действенных механизмов саморегуляции в российской экономике.

В ходе экономических преобразований в России появились новые институты, начали формироваться отдельные элементы функциональных экономических систем, из которых в перспективе должны сформироваться действенные механизмы саморегуляции.

Среди важных элементов будущих функциональных систем, созданных в России следует отметить образование:

Государственного комитета по антимонопольной политики и поддержке предпринимательства;

Правительственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле;

Общество защиты прав потребителей;

Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ);

Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР);

различных ассоциаций товаропроизводителей и др.

Однако до создания рыночной, саморегулирующейся экономики России придется пройти очень долгий путь эволюции институтов и изменения социокультурной среды.



Человеческий фактор

Национальное богатство каждой страны создается непосредственно трудом ее граждан, поэтому трудовые ресурсы следует отнести к одному из основных факторов развития как национальной, так и мировой экономики.

Экономика не живет какой-то своей собственной жизнью в режиме бездумного автоматизма, а создается и управляется людьми.

Радикальные экономические преобразования и возрождение России невозможны без консолидации общества и активного подключения к этому процессу человеческого фактора.

Без осознания разными слоями российского общества необходимости перемен и направлений этих преобразований, любые реформы априори обречены на неудачу.

В этой связи весьма интересными представляются взгляды на проблему роли человеческого фактора в процессе экономической трансформации известного германского ученого и политического деятеля Людвига Эрхарда, основоположника теории и практики социально-рыночного хозяйства, автора германского «экономического чуда».

В своей известной на весь мир книге «Благосостояние для всех» он писал: «я хотел, чтобы в германском народном хозяйстве укрепилось такое умонастроение, под влиянием которого каждый покупатель обдумывал бы самым обстоятельным образом, действительно ли не слишком высока цена товара, который он желает приобрести.

С другой стороны всякий, кто что-либо производит или предлагает, еще раз должен бы подумать, оправдана ли его цена с точки зрения требования о сохранении устойчивости цен и обеспечения прочности нашего народного хозяйства в целом».**

Опыт Германии наглядно свидетельствует о том, что успешные экономические преобразования невозможны без включения в этот процесс человеческого фактора, который, в частности, оказывает существенное влияние на динамику и характер ценовых показателей.

Фактически речь идет о человеческой революции, которая должна изменить наш образ жизни и поведение, продвинуть наше собственное развитие и дать возможность создать механизмы взаимного приспособления между человеком, обществом и окружающей средой.

Реальная возможность обеспечить более устойчивое развитие России зависит от способности населения, государственных и общественных институтов осознать сложный комплекс вопросов развития и охраны окружающей среды для того, чтобы сделать верный выбор путей экономической трансформации и дальнейшего развития.

Россиянам необходимо вернуть веру в свою страну, зажечь в них желание возродить Россию на новых идеях и принципах. Идея Великой России как одной из ведущих мировых держав, возрожденной на принципах концепции устойчивого развития настолько универсальна, что могла бы объединить государственные интересы, интересы предпринимателей, различных политических партий и движений.

Эта идея должна быть близка всем социальным слоям российского общества и отдельным его гражданам.

Однако для реализации этой идеи и экономического потенциала России, кроме объективных факторов необходимы субъективные предпосылки.

Поскольку в России пока не создана рациональная структура государственного управления с четким разграничением полномочий всех ветвей власти, то на период реформ государство должна возглавлять незаурядная, сильная личность масштаба Ф. Рузвельта, Л. Эрхарда или Дэн Сяо Пина.

Личность, понимающая своеобразие России, представляющая законы функционирования рыночной экономики и институциональное устройство современного общества и главное личность - способная реализовать идею возрождения Великой России.

В противном случае в новом тысячелетии Россия так и останется страной «вечно зеленых помидоров», которая в течении длительного исторического периода не смогла реализовать во благо своего народа огромный природный, трудовой, научно-технический и духовный потенциал.

Очевидно, что Президент России В.В. Путин имеет уникальный шанс заложить фундамент для экономического и социального возрождения России и войти в историю не как разрушитель, а как созидатель нового общества.

Искренне верю в возрождение России. Я сторонник идеи Великой России как одной из ведущих мировых держав, возрожденной на принципах демократии, социально-рыночного хозяйства, концепции устойчивого развития и создания открытой саморегулирующейся экономики.

* Gaddy C., Ickes B. Russia' Virtual Economy. - Foreign Affairs. 1998, vol. 77, № 5,

** Людвиг Эрхард. Благосостояние для всех., М.: 1991, стр. 242


www.whoiswho.ru