КАК ПРОЕХАТЬ БЕЗ БЕНЗИНА

КАК ПРОЕХАТЬ БЕЗ БЕНЗИНА

17. 10. 07


Почему сдерживается рост отечественной биотопливной промышленности? Вопросом задаются Сергей Муниципалов и Российские вести


Как заявила на недавнем заседании Правительства новый министр экономического развития и торговли Эльвира Набиуллина, основной причиной скачка цен в сентябре стало резкое повышение цен на мировых рынках на сельхозпродукцию. По ее словам, это связано с несколькими факторами. И среди главных был назван «спрос на сельскохозяйственное сырье для использования в виде альтернативных видов топлива – биотоплива». И в этой связи возникал вполне резонный вопрос, а как развивается российская биотопливная промышленность, которой должны были перепасть прибыли, полученные в результате этого скачка.

Впрочем, сегодня, как это ни парадоксально звучит, об этой отрасли в России известно очень немногим. В реальности же речь идет о весьма перспективном направлении развития энергетики в целом. Тем более, что запасы нефти, природного газа, как впрочем и угля, тают с каждым днем. И добавим, относятся к тем, которые не возобновляются.

Сегодня биологическое топливо все увереннее шагает по планете. К примеру, Европейская комиссия разработала план, в соответствии с которым к 2020 году не менее десяти процентов потребляемого в Европе автомобильного топлива должно составлять горючее, полученное из органического сырья. Сам же план, которым предусмотрены поощряющие льготы и весомые экономические стимулы, принят в рамках долгосрочной стратегии перехода Европы на возобновляемые источники энергии. С другой стороны, этот проект задает лишь общие ограничения и обязательства, но каждая страна в рамках ЕС сможет самостоятельно определять состав «корзины» биотоплива. Но, как считают эксперты, основным препятствием здесь является, прежде всего, нынешняя высокая стоимость и техническая сложность производства органического горючего. Возобновляемая альтернатива

Как свидетельствуют справочники, биологическое топливо является частью биомассы планеты. В отличие от полезных ископаемых, она восполняется в течение периода жизни или роста каждого конкретного организма. Понятно, что период роста различных видов и пород растений неодинаков, но от этого суть преимущества возобновления не меняется. Для производства биотоплива годится как обычный рапс или та же низкосортная пшеница, так и отходы деревообработки.

Тем временем ежегодно значительными темпами растет потребительский спрос на рынке биотоплива. И прежде всего, как это ни парадоксально, во многом благодаря Киотскому протоколу, который поощряет создание энергетики, использующей альтернативные экологически безопасные виды топлива. Таких, например, как производство и потребление топливных гранул (пеллет), которые изготовляются из древесины. Уже сегодня, кстати, их основными потребителями являются страны Европы, США, Япония.

В европейских странах на древесных гранулах уже работают котельные, предприятия, электростанции. Особенно популярным становится использование гранул для отопления частных жилых домов. Потребление пеллет в Германии, Швеции и Японии измеряется уже миллионами тонн. В той же Стране восходящего солнца уже десять процентов котельных распрощались с углем в пользу древесных гранул.

По мнению аналитиков, мировые цены на этот вид биотоплива определяют американские компании. Экспортные цены в США ежегодно растут на 3 - 5 долларов и составляют сегодня примерно 115 долларов за тонну, но при этом являются низкими относительно европейских цен. Но все-таки цены в Европе также имеют тенденцию к росту. Крупные электростанции и другие крупные потребители в Дании и Швеции покупают гранулы судовыми партиями по 90 - 110 евро за тонну. Но самые высокие цены наблюдаются в Англии.

Специалисты объясняют это тем, что процесс получения модернизированного древесного топлива, особенно его сушка и прессование, влечет за собой значительные энергетические затраты, что приводит к удорожанию продукции.

Впрочем, кроме древесных гранул исключительно быстрое развитие получает производство биобензина - биоэтанола, который производят из зерновых, в том числе из той же кукурузы - «царицы полей».

Новый вид топлива – реальность сегодняшнего дня. Как сообщают средства массовой информации, Бразилия уже сейчас производит 30% горючего из сахарного тростника. Соевое масло является в Южной Америке основным сырьем для производства биодизеля. На текущий момент биодизельная отрасль Аргентины активно развивается, чему способствуют государственные налоговые и торговые льготы.

Австралия хочет превратить часть своих земель в месторождения зеленой нефти. Дело доходит до конкурентных войн. Ведущие производители соевого масла Бразилии стараются убедить правительство страны добиться от Аргентины пересмотра ее налоговой политики в отношении этого вида топлива.

В этом году, как предрекают аналитики, потребление кукурузы на выпуск биоэтанола в США заметно превысит ее экспорт, на который приходится почти 70% всего мирового экспорта кукурузы. Кстати, в 2006 году США стали наибольшим производителем этанола, оттеснив Бразилию. Строящиеся в США заводы позволят увеличить мощности по выпуску этанола в 2 раза - до 50 миллиардов литров в год, для чего будет использоваться около 86 миллионов тонн кукурузы. Правда, в Европе уровень производства этанола весьма незначителен.

По оценкам экспертов, уже в 2007 - 2008 годах 107 миллион тонн зерновых будет использовано этаноловой отраслью. В том же Китае, где еще не так давно существовали проблемы с продовольствием для населения, в 2007 – 2008 году будет переработано более 9 миллионов тонн кукурузы на этанол. Но самое интересное, что китайское правительство не так давно заявило, что в будущем большая часть биотоплива будет выпускаться на основе другого сырья.

По мнению специалистов, возможности России в плане переработки биомассы практически не ограничены. Тем более что общий лесной прирост в стране пока еще намного опережает лесозаготовки, да и заготовленная древесина используется неэффективно. А возможности производства зерновых для этанола превосходят самые грандиозные прогнозы. По различным оценкам, в энергетических целях Россия имеет возможность ежегодно использовать до 400 миллионов тонн органических отходов. Эта цифра складывается, прежде всего, из отходов сельскохозяйственного производства (250 миллионов тонн) и лесной и деревообрабатывающей промышленности (70 миллионов тонн).

Но пока российское отставание от передовых в биотехнологическом плане государств становится не только существенным, но и катастрофическим. И это несмотря на то, что только за последние годы на российский рынок пришли несколько крупных немецких компаний, занимающихся поставками оборудования для производства пеллет.



А щепки летят…

Впрочем, вполне реально, что российская лесная отрасль в самом ближайшем будущем может оказаться на передовом рубеже научно-технического прогресса. Ведь речь идет о переработке биомассы, то есть тех же растений, в экологически чистое топливо – растения, превращенные в него, выделяют в окружающую среду лишь то количество углерода, которое они поглотили.

Впрочем, по заявлению производителей этого топлива, для перевода на него автомобилей не требуется модификация современных двигателей. По оценке немецких ученых, если этот вид топлива займет 20% рынка ЕС, то в Европе можно уменьшить выбросы углерода на 200 миллионов тонн. А тем временем крупнейшие международные топливные компании и автомобильные концерны открывают программы по переводу автомобилей с традиционного топлива на возобновляемое.

А у нас? Ни проект Лесного кодекса, ни какой-либо другой государственный документ не содержат даже упоминания об этой проблеме.

Понятно, что нам не до таких «мелочей» при столь высоких ценах на нефть и газ. Словом, лес рубят, а щепки летят … Точнее, в безудержной погоне за двойным ВВП сгорают пятикратно упущенной прибылью.

Впрочем, в последнее время ситуация несколько меняется. Так, в качестве одного из приоритетных направлений в области нетрадиционной энергетики Государственной научно-технической программой России «Экологически чистая энергетика» рассматривается значительное использование энергетического потенциала древесной биомассы. Но пока программа продвигается с большим трудом и в основном лишь благодаря региональным инициативам. Новые заводы по производству биотоплива скорее исключение для российской глубинки, чем закономерность. Один из них, кстати, на днях будет открыт в Казани.



Перспектива отставания

Похоже, что нас начинают обгонять даже наши ближайшие соседи. В том же Казахстане, снискавшем лавры хлебной житницы, собираются сделать биоэтанол еще одним своим экспортным коньком. В общей сложности в республике со временем будут построены 5 - 6 биоэтаноловых заводов.

В России же для того чтобы процесс производства биотоплива не превратился в стихийный, предстоит еще определить правила игры. Пока же законодательная основа не создана, отсутствуют даже коды товарной классификации разных видов этиловых спиртов. Но подготовкой специального закона сейчас вплотную занимаются в Минсельхозе.

Не так давно, кстати, начала действовать рабочая комиссия Российской академии наук по биотопливной промышленности. Она уже представила Правительству записку, в которой обозначена возрастающая роль возобновляемых источников энергии, в частности биотопливной промышленности. Преимущества подобных технологий, по мнению ученых, очевидны. Но речь пока не идет о масштабных инвестициях в отрасль, которая способна внести весомый вклад не только в решение глобальной проблемы парникового эффекта, но и сделать страну в недалеком будущем независимой в энергетическом плане от наличия нефти, газа и продуктов переработки.

http://www.rsppenergy.ru/main/content.asp?art_id=3506