«Круглый стол» на тему: «Актуальные вопросы законодательного обеспечения развития возобновляемой энергетики, энергоэффективности и энер

«Круглый стол» на тему: «Актуальные вопросы законодательного обеспечения развития возобновляемой энергетики, энергоэффективности и энергосбережения»




26 марта 2007 года подкомитет по возобновляемым источникам энергии Комитета по энергетике, транспорту и связи провел "круглый стол" на тему: "Актуальные вопросы законодательного обеспечения развития возобновляемой энергетики, энергоэффективности и энергосбережения".

В работе "круглого стола" приняли участие депутаты Госдумы, представители министерств и ведомств, научно-исследовательских институтов и организаций, занимающихся вопросами энергетики.

Цель "круглого стола" – сравнить эффективность и применимость в РФ различных механизмов обеспечения минимальной энергетической устойчивости населенных пунктов и собрать картину из многочисленных средств, используемых мировым сообществом для обеспечения энергетической безопасности в условиях перспективы истощения природных ресурсов нефти и газа и повышения цен на них, особенно в секторе конечного потребления, а также деградации окружающей среды, вызванной деятельностью человека.

Открыл и вел слушания председатель подкомитета Валентин Иванов.

В своем выступлении В.Иванов привел аналитические данные, касающиеся потребления местного возобновляемого топлива развитыми и развивающимися странами. Согласно этим данным, минимальный уровень годового потребления местного возобновляемого топлива составляет 250-300 килограмм нефтяного эквивалента на душу населения. В развитых странах доля этой энергии в общем потреблении энергии составляет от 2,5% (Германия) до 10%. В Финляндии, где биомасса используется для выработки электроэнергии, этот показатель достигает 20%. В слаборазвитых странах доля возобновляемого топлива в энергетическом рационе более 60% (Гана – 67,4%, Камерун – 80,6%, Замбия – 85,4%). Для России этот показатель равен 22 килограммам нефтяного эквивалента (всего 0,5% от общего потребления энергии на душу населения). Подобная ситуация, усугубляемая низкой энергоэффективностью зданий, крайне неблагоприятна, так как при потере централизованного энергоснабжения российскими населенными пунктами возможны самые серьезные последствия.

В рамках мобилизационной подготовки и специальных государственных энергетических программ каждый населенный пункт должен иметь обеспечение энергией за счет местных возобновляемых источников энергии на уровне не ниже 10-15% от общего потребления. В дальнейшем, при исчерпании запасов нефти и природного газа, повышении цен на эти энергоносители, потребуется более существенное увеличение доли реэнергетики в топливно-энергетическом балансе страны.

Ответственность за обеспечение минимально допустимого уровня энергоснабжения, по мнению В.Иванова, должна быть возложена на органы местного самоуправления, но при существенной поддержке федерального и регионального бюджетов. Он полагает, что формирование минимально допустимого уровня энергоснабжения требует внесения соответствующих изменений в Федеральный закон "О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ" от 26 марта 1997 года или даже разработки отдельного федерального закона. Соответствующие законодательные и нормативно-правовые акты должны быть приняты на уровне субъектов федерации и органов местного самоуправления.

В.Иванов считает целесообразным введение и использование энергетического налога в качестве инструмента перестройки структуры топливно-энергетической базы. Бюджетное распределение собранных средств должно осуществляться с учетом выполнения муниципальными образованиями нормативов энергоэффективности. Энергетические программы всех уровней должны содержать конкретные целевые показатели энергоэффективности и энергоресурсосбережения. Введение энергетического налога позволит также сделать более справедливой пропорцию распределения доходов между государствами-производителями энергоресурсов и государаствами-потребителями.

Участники "круглого стола" обратили внимание на внесенный в январе 2007 года в Конгресс США законопроект, касающийся порядка формирования Стратегического нефтяного резерва США. В нем предлагается изменить наименование резерва на "стратегический топливный резерв". Это означает, что федеральное правительство может закупать в резерв не только сырую нефть, но и биотопливо: биодизель и биоэтанол. В Евросоюзе установлен аналогичный критерий формирования резерва: 90 суток текущей потребности в сырой нефти. И в США, и в Евросоюзе эти требования установлены законом. Механизм формирования резервов существует и в Российской Федерации. Ответственность за его формирование возложена на федеральное агентство Росрезерв РФ, которое действует на иной законодательной основе - федеральном законе "О государственном материальном резерве" от 29 декабря 1994 года. Совершенствование процедур обеспечения государственного резерва может стать, по мнению выступавших, действенным фактором для стимулирования развития реэнергетики.

Отмечался также большой потенциал снижения энергопотребления в жилом секторе. Это снижение энергопотребления достигается при использовании специальных стандартов проектирования и строительства зданий. Применение их в странах Евросоюза позволяет снизить энергопотребление в 2,5-3 раза по сравнению со зданиями старой постройки. Обязательность применения стандартов установлена законами, а нормы сбережения энергии, воды и т.п. подробно прописаны в законодательстве.

Участники слушаний пришли к выводу, что элементы каркаса системы управления развитием реэнергетики должны иметь адекватную структуру, наделяться необходимыми полномочиями и быть ответственными за результаты своей деятельности. К главным элементам данного каркаса были отнесены: стратегия энергетической политики, структура органов государственного и муниципального управления реэнергетикой, стандарты энергообеспечения и энергосбережения, статистика энергетики, включая реэнергетику в качестве составной части, стимулы поощрения и понуждения для населения и организаций.

Рекомендации будут рассмотрены секцией экспертного совета, а затем переданы на утверждение Комитету по энергетике, транспорту и связи.


Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ

http://www.duma.gov.ru/index.jsp?t=news/indexa.jsp&file=4102.html&l=0