ОБЩЕСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ И РОЛЬ МЕЖСЕКТОРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАЗВИТИИ ВОЗОБНОВЛЯЕМОЙ ЭНЕРГЕТИКИ

ОБЩЕСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ И РОЛЬ МЕЖСЕКТОРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАЗВИТИИ ВОЗОБНОВЛЯЕМОЙ ЭНЕРГЕТИКИ



О. Н. Сенова
Межрегиональная общественная экологическая
организация "Друзья Балтики"

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

Во многих случаях внедрение возобновляемых источников энергии (ВИЭ) приносит ощутимые экологические, социальные и экономические выгоды. Такие примеры внедрения ВИЭ на местном уровне и в частном секторе уже есть. Для ускорения этого процесса важно формирование просвещенного общественного мнения в отношении источников энергии, их экономических, социальных и экологических преимуществах и недостатках.

Также как и в других областях производства и потребления, потребительский спрос может быть существенным фактором развития тех или иных услуг, основанных на использовании возобновляемых источников энергии.

Общественное мнение и потребительский выбор в области энергетики играют значительную роль. Например, в штате Калифорния, США, и в Голландии каждый потребитель может выбирать, от какого источника он предпочитает покупать энергию. Продающая энергетическая компания в соответствии с потребительским спросом формирует заказ той или иной производящей энергетической кампании. Интересен опыт шведского города Гетеборг, где по инициативе и при акционировании жителей был создан ветропарк для электроснабжения некоторых районов города.

Несмотря на то, что энергия, получаемая от ветроэнергетических или солнечных установок, пока немного дороже, чем от атомных или тепловых станций, многие потребители предпочитают именно возобновляемые источники энергии, поддерживая своим выбором и своими платежами их развитие.

Состояние общественного мнения российских граждан по поводу ВИЭ можно проиллюстрировать результатами опроса населения об информированности и отношении к источникам энергии, проведенного в 2004 году организацией "Друзья Балтики" при содействии Российского государственного гидрометеорологического университета. Волонтеры организации "Друзья Балтики" и студенты , проводившие опрос, задавали жителям такие вопросы: — Знают ли они, из каких источников получается энергия, используемая для отопления их дома, для горячего водоснабжения, для электроснабжения?
— Известно ли им об экологических последствиях сжигания ископаемого топлива, рисках и последствиях использования ядерной энергии?
— Знают ли они, что такое "возобновляемые источники энергии" и, если знают, то какие из ВИЭ, по их мнению, доступны в нашем регионе?
— Энергию от каких источников они бы предпочли покупать, если бы существовала система потребительского выбора поставщиков энергии?


Всего было опрошено 1018 жителей С. Петербурга от 17 до 85 лет. Из них 585 служащих, 251 студент, 62 частных предпринимателя, 54 безработных, 47 пенсионеров и 19 старших школьников. Опрос проводился методом личного интервьюирования (347 чел.) и по телефону (712 чел.).

Опрос показал такие результаты: не имеют представления об источниках энергии для отопления своей квартиры четверть опрошенных, а для 9 % опрошенных это не имеет значения. Две трети опрошенных высказали свои предположения, откуда берется энергия, но эти предположения не всегда соответствовали действительности. Такая же часть опрошенных слышали о парниковых газах (следует отметить, что опрос проводился осенью 2004 года - в период, когда в средствах массовой информации широко обсуждался вопрос ратификации Киотского Протокола, проблема парниковых газов и изменения климата). Атомные электростанции считают опасными объектами 62 % опрошенных. Более половины опрошенных не знали о возобновляемых источниках энергии и не интересовались этим вопросом. В тоже время из числа жителей, осведомленных о ВИЭ, 47 % считают ветер и 21 % считают биотопливо доступными энергоресурсами для региона Санкт-Петербурга. Результаты опроса показывают, что общественность слабо информирована о взаимосвязи энергии и сохранении природы. Даже те опрошенные, которые считали, что они знают об источниках энергии, часто показывали ошибочные представления и о традиционных источниках энергии, и о ВИЭ. Заинтересованность в такой информации также незначительна, так как жители не понимают, как они могут использовать такую информацию. Следует отметить, что среди студентов как информированность, так и заинтересованность выше примерно в 2 раза, чем среди "среднестатистических" жителей.

Во время опроса респонденты получали информацию от интервьюера об экологических аспектах энергетики. После этого опрашиваемые делали вывод, что если бы они владели такой информацией и имели бы право выбора источника энергии, то они составили бы свои собственные предпочтения в выборе наиболее безопасного для природы источника энергии. Двое из опрашиваемых предпринимателей во время интервью сказали, что, возможно, подумают о применении ветроагрегатов для электроснабжения пригородных филиалов своих компаний.

РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Общественные экологические организации, приоритетом которых является содействие развитию устойчивой энергетики, направляют свою деятельность на решение следующих задач: • формирование общественной потребности в информации;
• просвещение и информирование взрослых и детей о связи процессов получения и потребления энергии с состоянием природной среды, об исчерпаемости ископаемых энергоресурсов;
• распространение успешных примеров внедрения мер энергосбережения и возобновляемой энергетики;
• выявление и поддержка местных инициатив в области возобновляемой энергетики и энергоэффективности.


Общественные организации используют разнообразные формы работы для достижения этих задач. Ниже описаны некоторые из них.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

С 1997 года на Северо-западе России действует международная образовательная программа SPARE/ШПИРЭ (Школьный проект использования ресурсов и энергии). Программа направлена на то, чтобы от осознания глобальных проблем в области энергетики и окружающей среды человек перешел к личным действиям. Вместе с учителями школьники ищут резервы экономии энергии дома и в школе, применяют там простейшие меры энергосбережения и доступные возобновляемые источники энергии. Они передают свои достижения родителям, соседям, местным властями, содействуя внедрению принципов устойчивой энергетики в обществе.

Сейчас SPARE/ШПИРЭ действует в 13 странах СНГ и Восточной Европы.

В 2005 году в рамках SPARE/ШПИРЭ по инициативе и при поддержке Программы Развития ООН и Норвежского общества охраны природы объявлен Международный конкурс молодежных проектов по энергоэффективности "Энергия и среда обитания", Одна из номинаций конкурса посвящена использованию возобновляемых источников энергии.

В этой номинации представляются проекты, показывающие возможность получения энергии для местных нужд из возобновляемых источников. Проект должен также показать преимущество возобновляемой энергии по сравнению с используемыми ранее традиционными источниками энергоснабжения. Проект может быть выполнен в одном из двух вариантов: — Изготовление макета/модели какого-либо (одного) возобновляемого источника энергии. В этом случае на конкурс представляется схема, фотографии макета, текстовое описание, технические, сравнительная оценка эффективности его использования.
— Проект использования доступного местного источника энергии. Такой проект должен включать текстовое описание доступного источника энергии в данной местности и анализ того, как может быть использована энергия от этого источника, почему это лучше, чем используемые сегодня источники энергии для данной местности.


Конкурс проводится в несколько этапов: на местном (район, город, поселок), региональном, национальном и международном уровнях. В Российской Федерации конкурс организован при поддержке Федерального Агентства по образованию, Программы Развития ООН (Москва) и Норвежского общества охраны природы. Этот конкурс, в который вовлечены сотни школ и тысячи школьников, является одним из способов привлечения внимания общества к ресурсам и перспективам возобновляемой энергетики.

Важной миссией SPARE/ШПИРЭ является взаимодействие с государственными образовательными структурами, содействие внедрению темы энергоэффективности в школьные образовательные программы и внеклассную работу со школьниками, оказание информационно-методической поддержки педагогам и активистам общественных организаций по теме энергоэффективности (публикации, семинары, тренинги). Учебное пособие ШПИРЭ, изданное в помощь учителям физики, географии, экологии средней школы, где большое внимание уделяется ВИЭ, используется в школах и в дополнительном образовании школьников.

В 2002-2005 гг. на Северо-западе России Министерство образования и науки РФ при содействии общественных организаций сети SPARE/ШПИРЭ осуществляло проект "Экономически эффективные меры энергосбережения в образовательном секторе Российской Федерации" при поддержке Программы Развития ООН и фонда ГЭФ (Global Environmental Facility). Проект работал в 4-х пилотных регионах: республика Карелия, Архангельская, Мурманская и Тверская области. Создано учебное пособие для школьных факультативов "Энергосбережение", в каждом из регионов выбраны пилотные объекты, где при со-финансировании ГЭФ и местной администрации осуществляются меры энергосбережения. За счет экономии энергии создается "револьверный" фонд, средства из которого в дальнейшем направляются на внедрение новых мер энергосбережения, которые приносят новую экономию и новые пополнения "револьверного" фонда. В реализации проекта есть ряд проблем, связанных с системой финансирования регионов, но уже сейчас проект продемонстрировал, что энергосбережение является значительным возобновляемым источником энергии.

ПРОСВЕЩЕНИЕ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЭКОИНФОЦЕНТРЫ

Такая форма работы с информацией и населением уже реализуется в нескольких городах Северо-запада России с 2001 года.

Содействие развитию ВИЭ является одним из приоритетов Общественного Экоинфоцентра, созданного в 2001 году в Санкт-Петербурге (это совместная программа общественных организаций "Друзья Балтики", "Центр Экологических Инициатив" и ТЭИА). Каждый год на базе Экоинфоцентра в С.-Петербурге проводится День Альтернативной Энергетики. Это открытый день для публики, для школьников, в рамках которого проводится выставка литературы, видео-шоу, круглые столы и консультации, встречи с журналистами, посвященные ВИЭ.

На базе Центра создана и постоянно пополняется библиотека, видеотека и коллекция компакт-дисков на тему ВИЭ, осуществляются консультации для посетителей и доступ в интернет для поиска информации по этой теме. Экоинфоцентр аккумулирует и распространяет информацию об успешных примерах внедрения ВИЭ в России и других странах.

В 2004 году по инициативе и при поддержке организаций, создавших Экоинфоцентр в С.-Петербурге, была создана сеть центров экологической информации Северо-запада России. Подобные центры открылись в Апатитах, Пскове, Ломоносове, Калининграде, Архангельске. Для многих из них тема устойчивой энергетики является приоритетом. Организация "Друзья Балтики" в сотрудничестве с Центром Экологических Инициатив в 2004 году подготовила просветительский информационно-методический комплект по энергоэффективности. В него вошли популярные печатные издания, видеоматериалы, мультимедийный диск и демонстрационный комплект средств энергосбережения. Такой комплект был тиражирован и распространен среди общественных организаций и информационных центров, работающих в области содействия устойчивой энергетике и развитию ВИЭ.

Общественные организации сотрудничают с научными и техническими организациями, занимающимися разработкой и внедрением ВИЭ, поддерживают местные инициативы в области энергоэффективности (консультирование, распространение опыта); участвуют в законотворчестве на местном и региональном уровне. Все эти меры помогают сформировать позитивное общественное мнение по поводу ВИЭ на основе объективной информации, подготовить потенциальных потребителей, создать основу для общественной поддержки государственных решений, направленных на развитие ВИЭ.

В то же время усилий отдельных общественных организаций или учебных заведений недостаточно, чтобы сформировать во всех слоях общества полноценное понимание возможностей возобновляемой энергетики, помочь и потребителю, и производителю, и представителю власти найти свой интерес в развитии ВИЭ. Необходимо создание региональных демонстрационных центров возобновляемой энергетики, которые показывали бы все аспекты ВИЭ - технические, экологические, социальные, экономические. Задачей таких центров, созданных в партнерстве общественными, научными, образовательными организациями, должна быть как просветительская и информационная работа, так и практическая деятельность по содействию внедрению ВИЭ в интересах конкретных территорий и потребителей.


http://baltfriends.ru/rus/publ/renwr/index.htm