28 и 29 октября. Проблемы экологии в контексте цифровой трансформации общества... Архитектура. Инженерия. Цифровизация. Экология» пройдет в...


Подборка информационных материалов по Постановлениям №№ 306 и 307 от 23 мая 2006 года

Опять под одну гребенку


Постановлениями №№ 306 и 307 от 23 мая 2006 года Правительство РФ по-своему решило проблему всех утечек. В постановлениях приведены формулы расчета потребления тепла, воды, электроэнергии, газа, потребленных услуг ЖКХ.

Заложники знаменателя
Постановлениями №№ 306 и 307 от 23 мая 2006 года Правительство РФ по-своему решило проблему всех утечек. В постановлениях приведены формулы расчета потребления тепла, воды, электроэнергии, газа, потребленных услуг ЖКХ. С одной стороны, формулы – вроде бы гарантия порядка и законности. А на самом деле формула № 9 узаконила беспорядок и беззаконие.

В формуле № 9 имеется коэффициент небаланса. В его знаменателе две объективных величины: объемы горячей воды, потребленной в квартирах со счетчиками, и горячей воды, которую должны потребить по нормативу в квартирах без счетчиков. Потребить завышенный норматив невозможно, поэтому в числителе цифра всегда должна быть меньше, чем в знаменателе.

Коэффициент небаланса всегда должен быть меньше единицы. За счет «экономии» жильцами без счетчиков жильцы со счетчиками должны быть всегда в выигрыше. Но если в квартирах без счетчиков окажутся неучтенные жильцы, рассчитываться за них по формуле придется жильцам со счетчиками. Если в квартирах со счетчиками станут воровать воду, если теплотрасса в подвале неисправна, потери оплатят жильцы со счетчиками. Несправедливо? Может быть, поэтому на Зеленом клине потери и хищения воды распределяют на жильцов без счетчиков. А это справедливо? Для справедливости надо немного: учесть всех жильцов, не брать воду в обход счетчиков, содержать в исправном состоянии трубы.

Вынудив всех установить счетчики, утечки и хищения станут распределять на всех. И именно распределять, а не рассчитывать. Распределение делает бессмысленной установку счетчиков.

Пока бийчан «достала» формула № 9, а их в постановлении № 306 имеется 29 и 15 формул в постановлении № 307. Что будет, когда мы встретимся со всеми «формулами Фрадкова»? Пока четко действует только «формула Черномырдина»: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».

Сейчас неизвестно, каких размеров может достигнуть коэффициент небаланса в формулах постановлений правительства. А вот коэффициенты завышения тарифов в Бийске хорошо известны.

П. Казанцев.

С больной головы на здоровую
Не надо людям мозги пудрить, ссылаться на председателя правительства, выводить коэффициенты. А просто заявить: «Караул, воруют! Нерационально расходуют горячую воду». Индивидуальные нормы потребления в «Бийскэнерго» заложены с учетом того, что их хватает на все потери, на доставку, на потребление и воровство горячей воды внутри домов. К примеру, эти нормы завышены по сравнению с Францией в три раза. Не думаю, что французы принимают ванну или душ реже, чем бийчане. Не может быть такого в природе – коэффициента ниже 1, просто люди платят по 44,3 рубля из расчета норматива на человека, и этого достаточно, чтобы скрыть все безобразия по расходованию горячей воды, в том числе этого хватает и на незарегистрированных жильцов дома.

Абоненты, не имеющие счетчиков, расплачиваются по установленным нормам. Абоненты, скрывающие показания счетчиков, остались в выигрыше, а добросовестные плательщики, имеющие индивидуальные счетчики, вынуждены расплачиваться за всех должников. Чем ближе показания к утвержденной норме, тем больше переплата. Невольно задаешь вопрос, зачем держать такой штат сотрудников в «Бийскэнергосбыте» и «Бийскэнерго», не способных провести анализ, наметить и реализовать меры по устранению вышеперечисленных недостатков.

Нельзя доводить дело до того, чтобы бийчане стали заложниками у «Бийскэнерго», как сегодня, когда почти половина жителей города Бийска страдают от действий руководства ООО «Тепло».

А. Игнатов, пенсионер, ветеран труда.

Время стучаться
Уважаемые горожане! Мы, жильцы многоквартирного дома по ул. Мерлина, 12, приглашаем вас к обсуждению ситуации, сложившейся в Бийске.

Наш дом – 8-подъездный, в нем проживают 115 семей. 19 ноября мы обратились с письмом к мэру города А. В. Мосиевскому по поводу высокой платы за горячую воду.

25 ноября состоялось собрание жильцов нашего дома. Все единодушны в том, что плата за горячую воду высокая. Имеющие индивидуальные счетчики платят больше, чем те, кто оплачивает по нормативу. По нормативу мы бы уплатили по 167,05 руб. за человека, а за октябрь заплатили больше двухсот рублей. На собрании были найдены причины высокой платы за воду. Первая причина – воду мы тратим без оглядки на здравый смысл, неэкономно.

Вторая причина – проживание в доме значительного количества людей, не зарегистрированных (не прописанных) в нашем доме. Мы думаем, что такое же положение во многих многоквартирных домах.

Наши люди, к великому сожалению, очень изобретательны в способах поживиться за счет другого человека, даже живущие под одной крышей пользуются этими способами годами. Живет в городе у кого-то, а прописан в селе, ни за что не платит. Живет в селе, купил квартиру в городе, пустил квартирантов, а платит коммунальные лишь за себя. Живет в городе, пустил на квартиру большую семью, договора об аренде нет, налога нет, платит коммунальные только за себя. Прекрасно?!

Вариантов изобретено много, и все бьют по нашему карману и по казне ООО «Тепло» и ООО «Бийскэнерго». Каждый незарегистрированный «стоит» ООО «Тепло» 77 руб. 36 коп. в месяц, 928 руб. – в год. Если в квартире нет счетчика учета потребления горячей воды, то ООО «Бийскэнерго» не получает с каждого незарегистрированного 167 руб. 05 коп. в месяц, 2000 руб. – в год. А если на доме есть счетчик на горячую воду, то всю нераспределенку, то есть воду, использованную незарегистрированными... разбрасывают на зарегистрированных. Выходит, за свои кровные денежки, в том числе и пенсии, мы купаем и обстирываем тех, кто материально лучше обеспечен, чем мы.

ООО «Тепло» и ООО «Бийскэнерго» несут миллионные убытки. А эти денежки пригодились бы на ремонт и обновление коммуникаций.

В Библии сказано: «Стучите, да вам откроется». Так давайте стучать. В городе много служб, которые призваны решить эту проблему. Видимо, настало время призвать к порядку и сограждан, и «гостей с юга» (к весне их количество возрастет). Уважаемые бийчане, пожалуйста, через нашу родную газету выскажите свои предложения, как нам дальше жить и быть.


Бачурина, Кузовлева, Геращенко и другие жильцы дома 12 на улице Мерлина (всего 20 подписей).

«Время молодых» Ежемесячный спецвыпуск к газете «Бийский рабочий»
ПЯТНИЦА 15 декабря 2006г. №241 (19057)
http://www.biwork.ru/html/2006_12/241_3.htm




09 Июля 2007 15:55

Анализ правового регулирования газоснабжения в ЖКХ


Руководство РГО объявило о намерении добиваться всеми возможными способами, вплоть до судебного разбирательства,

отмены введенных Жилищным кодексом и нормативными правовыми актами Правительства дискриминационных положений, касающихся работы газоснабжающих организаций.

Как известно, вступивший в силу новый Жилищный кодекс предусматривает передачу функций по обслуживанию жилого фонда, в том числе газоснабжения и обслуживания внутридомового газового оборудования, управляющим компаниям (УК).

Это нововведение ставит под угрозу надежность газоснабжения жилого фонда, а также (из-за появления посредника) может привести к увеличению цен на газ для населения.

До вступления в силу ЖК РФ правовое регулирование отношений по снабжению природным газом жилых помещений строилось на нормах ГК об «Энергоснабжении» и ФЗ «О газоснабжении». Модель построения договорных отношений по газоснабжению физических лиц была проста и прозрачна. Она заключалась в следующем:

1. основанием для снабжения газом выступал договор газоснабжения, который заключался между поставщиком газа и абонентом;

2. сторонами отношений были, с одной стороны, поставщик, собственник газа или уполномоченное им лицо, а с другой — конечный потребитель, использующий газ в качестве топлива и обладающий газопотребляющим оборудованием;

3. публичный характер договора газоснабжения: поставщик газа не вправе произвольно отказать абоненту в заключении договора;

4. государственное регулирование розничной цены на газ, используемый для удовлетворения гражданами личных потребностей.

В то же время только законодательного регулирования отношений по газоснабжению граждан было недостаточно. За пределами нормативного регулирования остались более специальные, но от этого не менее важные вопросы:

1) технологическое присоединение к распределительным газопроводам, выдача технических условий;

2) обслуживание внутридомового газового оборудования;

3) порядок доступа газоснабжающих организаций в жилые помещения для проверки соблюдения режимов потребления газа, показаний приборов учета и т.п.

На наш взгляд, нормативная база в отношении газоснабжения должна быть специальной. Использование газового оборудования должно подчиняться самым жестким правилам и контролю. За 2005-2006 гг. произошло 28 взрывов, пострадало 109 человек.

Сознавая острую необходимость в устранении белых пятен в правовом регулировании газоснабжения населения, в ООО «Межрегионгаз» был разработан проект правил газоснабжения жилых помещений, который позволил бы снять большинство вопросов, возникающих на практике. Однако до сегодняшнего дня принятие этого проекта тормозится. По мнению Минрегионразвития, он не вписывается в концепцию реформы ЖКХ, заложенную в Жилищном кодексе РФ и Правилах предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства № 307.

С введением в действие Жилищного кодекса РФ отношения по газоснабжению граждан были отнесены к сфере регулирования жилищного законодательства. Газоснабжение на уровне законодательного акта было поименовано коммунальной услугой. Вместе с тем в Жилищном кодексе отсутствует понятие «коммунальной услуги». Содержание данного понятия раскрыто путем простого перечисления определенных видов деятельности: электро-, водо-, газоснабжение и т.д. в норме, посвященной определению состава платы за коммунальные услуги. Произошло смешение понятий «коммунальные ресурсы» (газ, электроэнергия, вода — как товар) и «коммунальные услуги» -- как деятельность. При этом ЖК не раскрывает, в чем заключается суть этой деятельности. Правила предоставления коммунальных услуг также не раскрывают понятие «коммунальной услуги», в чем эта деятельность заключается, ограничившись лишь упоминанием о ее целях.

Следующий важный аспект заключается в следующем. Согласно ЖК плата за коммунальные услуги вносится жильцами многоквартирных домов непосредственно ресурсоснабжающим организациям лишь в одном случае, когда собственниками квартир выбран непосредственный способ управления многоквартирным домом. При ином способе управления многоквартирным домом, а также в отношении социального найма, ЖК РФ предусматривает появление посредника в отношениях по оплате коммунальных услуг.

При управлении домом привлеченным по договору управляющим ЖК устанавливает следующее:

• плата вносится управляющей компании;

• правила о предмете и существенных условиях договора управления указывают на обязательность включения в договор перечня коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая компания.

Абсолютной ясности в вопросе — является ли управляющая компания «монопольным» исполнителем коммунальных услуг — все же нет.

Однако, изданные во исполнение ЖК РФ Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства № 307, предусматривают, что исполнителем коммунальных услуг является управляющая компания, и состав таких услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома. Таким образом, в настоящее время при управлении многоквартирным домом договорная модель следующая:

• потребитель заключает договор на предоставление коммунальных услуг с управляющей компанией;

• управляющая компания заключает договор на снабжение ресурсом с соответствующей организацией.

В большинстве случаев управляющая компания не осуществляет переработку ресурса, например, газа в тепло, холодной воды в горячую и т.д. То есть, по сути, она является перепродавцом коммунальных ресурсов. Между потребителем и продавцом газа и других ресурсов появился посредник. Более того, он обязателен при таком способе управления.

Кто-то может возразить, что граждане, если не захотят такого посредника, просто не выберут указанный способ управления. Однако следует принять во внимание, что данный способ управления рассматривается в условиях реформы ЖКХ как превалирующий. В частности, это подразумевает установление его, что называется, по умолчанию, то есть орган местного самоуправления в том случае, если граждане не определили способ управления либо не реализовали его. При социальном найме это вообще единственный способ управления.

Учитывая низкий уровень правовой культуры, информированности и активности населения, особенно в районных центрах, прогнозировать повсеместное установление именно такого способа управления несложно.

Риск несостоятельности управляющих компаний вполне реален, что обусловлено следующими предпосылками:

• одинаковая цена приобретения и продажи коммунального ресурса;

• отсутствие стопроцентной платежеспособности населения;

• существующий порядок предоставления мер социальной поддержки в форме скидки в оплате. По сложившейся практике, возмещение выпадающих доходов из бюджета может происходить с заметным опозданием.


Вызывает также серьезные опасения эффективность действующих механизмов защиты интересов собственников жилых помещений в многоквартирном доме, поставщиков ресурсов от недобросовестных участников рынка управления. Никаких нормативно установленных требований к управляющим компаниям нет, за исключением общего положения о том, что ими могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели. Нет требований ни к размеру уставного капитала, нет ни аттестации, аккредитации, обязательной сертификации, лицензирования, нет обязательного страхования гражданской ответственности и т.д. Таким образом, как таковой государственный контроль на рынке управления многоквартирными домами отсутствует.

На сегодня обязательным требованиям к участнику конкурса по отбору управляющей компании соответствует любое вновь образованное юридическое лицо с уставным капиталом в 10 000 руб. и штатом, состоящим из одного директора. Откровенная слабость государственного регулирования рынка управления многоквартирными домами открывает путь для недобросовестных фирм — «однодневок» в условиях, когда нет эффективной защиты имущественных интересов граждан и поставщиков ресурсов.

Следует также отметить, что посредник в отношениях газоснабжения не вписывается в существующие основополагающие начала правового регулирования: государственное регулирование розничной цены и публичность договора.

С передачей снабжения газом, да и любым другим ресурсом, управляющей компании государственное регулирование цены «смазывается», неизменно увеличатся фактические расходы граждан на оплату коммунальных услуг.

Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг, цена, по которой приобретает коммунальный ресурс управляющая компания, равна розничной цене коммунальных услуг. Очевидно, что управляющая компания будет нести расходы на содержание работников так называемого абонентского отдела, в функции которого будут входить начисление платы, ведение учета потребленных ресурсов, выставление платежных документов. Кроме того, необходимы ведение бухгалтерии и начисление налоговых платежей, расходы на канцелярские принадлежности, бумагу, оргтехнику, банковские услуги. Все это будет увеличивать плату за управление, которая государством не регулируется.

В соответствии со статьей 21 ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», Правительством может быть установлено государственное регулирование цен на газ, реализуемый лишь конечным потребителям, использующим его в качестве топлива и сырья. То есть на сегодняшний день государственное регулирование цен на природный газ, реализуемый для дальнейшей перепродажи конечным потребителям, не может быть установлено, в связи с чем региональные газоснабжающие компании во взаимоотношениях с управляющими организациями вправе применять договорные цены. В газоснабжении посредник, не использующий газ в качестве топлива или сырья, не вправе требовать заключения с ним договора в обязательном порядке. На это прямо указал Высший арбитражный суд в постановлении от 27 сентября 2005 г. № 4279/05. Следовательно, поставщик газа вправе отказать управляющей компании в заключении договора поставки газа.

Следует сказать об изданных во исполнение ЖК РФ постановлениях Правительства РФ № 306 и 307. По мнению многих специалистов, они не учитывают специфики газоснабжения, а в некоторых случаях содержат серьезные ошибки. Так, постановление № 306, в частности, «забыло» о таких издавна существующих направлениях использования газа, как бани, теплицы, содержание домашних животных. В результате, как утверждать нормативы потребления по этим видам использования газа, непонятно.

Постановление № 307 вывело из правового режима коммунальных услуг индивидуальные жилые дома.

Комитет по энергетике, транспорту и связи предлагает:

Первое: не следует ломать то, что проверено временем и надежно работает. Сегодня имеются отношения между абонентами — физическими лицами и региональными газовыми компаниями, установленные договорами газоснабжения, которые не расторгнуты и продолжают действовать.

Второе: независимо от способа управления многоквартирным домом поставка газа должна производиться на основании договора между поставщиком и покупателем (населением), заключаемого в соответствии с требованиями ГК РФ, федеральных законов. Необходимо на законодательном уровне разграничить ресурсоснабжение или, используя терминологию ЖК, оказание коммунальных услуг и управление общим имуществом многоквартирного дома.

Для этого Комитету Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству предлагаем инициировать внесение изменений в Жилищный кодекс:

• уточнить в статье 154 понятие «платы за коммунальные услуги», в которой отдельно выделить плату за ресурсы: газ, воду, электрическую и тепловую энергию. Тем самым поставить точку в дискуссии: газоснабжение — продажа товара или услуга;

• установить в статье 155, что плата за коммунальные услуги вносится непосредственно ресурсоснабжающим компаниям по прямым договорам;

• исключить из управления многоквартирным домом посредническую функцию по перепродаже коммунальных ресурсов. Ограничиться закреплением за управляющими организациями функций создания и поддержания оптимального режима пользования имуществом многоквартирного дома и прилегающей территории, а также реализации

собственниками помещений правомочий распоряжения правами на квартиры и общее имущество. Управляющие компании могут предоставлять

коммунальные услуги гражданам, используя общее имущество многоквартирного дома: тепловые пункты, крышные котельные и т.п.

Третье: необходимо совершенствовать подзаконную нормативную базу в области газоснабжения физических лиц. Считаем возможным рекомендовать Правительству принять правила газоснабжения жилых помещений, урегулировать вопросы обслуживания внутридомового газового оборудования жилых домов, внести изменения в постановления № 306 и 307. В постановлении № 75 правила отбора управляющих компаний, выполняющих функции ресурсос-набжения, должны быть ужесточены, а система мер по обеспечению исполнения обязательств по договору управления — переработана. О необходимости внесения изменений в постановление № 75 фракцией «Единая Россия» подготовлено соответствующее обращение в адрес Председателя Правительства.

Мы не против жилищной реформы и управляющих компаний. Мы против того, чтобы газоснабжение попало в руки компаний, не имеющих ни кадровой, ни материальной базы, ни ответственности. При этом каких-либо веских причин для того, чтобы утверждать о безусловной необходимости и оправданности обязательного посредника в лице управляющей компании, мы не видим.


Евгений Заяшников

председатель подкомитета по газовому комплексу Комитета Госдумы РФ

Журнал «Газовый бизнес», май-июнь 2007
http://www.pskovregiongaz.ru/press/digest.php?action=Item&id=170



Городской голова Калуги: Постановления правительства о реформе ЖКХ нуждаются в корректировке


13 октября на заседании Совета руководителей органов местного самоуправления городов - областных центров субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный Федеральный округ, Максим Акимов, городской голова Калуги, отметил, что постановления правительства РФ о реформировании ЖКХ с точки зрения практиков прописывают умные, технологичные и нужные нововведения, которые давно назрели, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Однако есть проблемы в их реализации. Одной из них является определение границ земельных участков и согласование этих границ с собственниками помещений многоквартирного дома, а также последующее оформление данных участков для присвоения им кадастровых номеров. Выполнение этой работы за год невозможно ни с технической, ни с финансовой стороны, а присвоение кадастрового номера земельному участку многоквартирного дома обременит собственников еще и земельным налогом.

Одних только землеустроительных дел придется изготовить 3331, и это будет стоить в 2007 году 12140 тыс. руб., в 2008 - 6500 тыс. руб. Вторая крайне серьезная проблема, по мнению Максима Акимова, возникающая при реализации 75-го Постановления: разница в оплате за содержание и текущий ремонт в зависимости от года постройки и степени благоустройства многоквартирного жилого дома. Люди будут находиться в совершенно неравных условиях: чем хуже фонд и условия проживания, тем выше будет оплата.

Пример по домам разных годов постройки: 1950г.-15,89 руб./кв.м., 1979г.-7,08 руб./кв.м., 2003г.-4,35руб./кв.м. Все это неизбежно приведет к неприятным социальным последствиям. Калуга - это город с плотной застройкой. В силу многих причин исторического характера доля ветхого жилья здесь, пожалуй, больше чем во многих соседних городах. В общем количестве многоквартирных жилых домов около 13% составляют дома, износ которых 60 и более процентов. Из 3331 жилого дома, построено до войны 342, то есть более 10%.

Третий момент - установление предельных индексов. Согласно постановлениям №№ 306, 307 и 491 муниципалитет не имеет права усреднять тариф. Сейчас в Калуге 29 юридических лиц - поставщиков тепла. Согласно произведенному укрупненному расчету нормативов потребления и размеров платы за отопление на 2007 год, размер платы в отопительный период колеблется от 10 руб. 80 коп. (котельная ОАО "Калужский турбинный завод") до 44 руб. 71 коп. (угольные котельные МУП "Калугатеплосеть") за квадратный метр общей площади. В результате произойдет перераспределение оплаты по категориям потребителей: у одних - снижение оплаты от 1 до 30%, у других - увеличение от 3 % до 50%, а по угольным котельным рост составит 307% (т.е. плата за отопление увеличится в 3 раза).

"Я бы попросил, если меня поддержат коллеги, откорректировать федеральные законодательные акты - 306, 307, 491" - заявил Максим Акимов. - "В идеальной экономике, с хорошим жилым фондом, грамотными потребителями, сильными обслуживающими организациями, положения, прописанные в вышеупомянутых постановлениях работали бы, но мы сегодня имеем несколько другие стартовые условия для их реализации".


Постоянный адрес новости: www.regnum.ru/news/722173.html
10:59 16.10.2006