В теплой вражеской обстановке

30 апреля - 13 мая 2007 № 18 (144)

Никита Максимов, Карен Бреслау, Дмитрий Мунгалов, Александра Василюк

В теплой вражеской обстановке



Дебаты Совбеза ООН по климату в середине апреля по накалу страстей напоминали обсуждение резолюции по Ираку. Послы разных стран соревновались, кто сделает самое апокалиптическое заявление: Намибия предупреждала о наступлении малярии, Гана констатировала опустынивание пастбищ, а представитель Мальдивских островов утверждал, что повышение среднего уровня моря приведет к погружению его страны под воду. «Именно бедным придется заплатить за легкомысленное поведение богатых», - вывел простую экономическую формулу глобального потепления посол Конго, а его расчувствовавшийся панамский коллега даже процитировал Томаса Элиота: «Так и кончится мир, не взрывом, но всхлипом».

Глава МИДа Британии Маргарет Бекетт не выдержала на этом, ею же организованном, совещании и двух часов, встала и ушла. Представители «бедных» в кулуарах шутили, что первым делом стоит выключить рекламу на Пикадилли в Лондоне, чтобы хоть немного охладить атмосферу. Впрочем, дискуссия не привела к принятию каких-либо итоговых документов; по сути, ее участники просто выпустили пар.

Главным «климатическим органом» ООН сейчас является не Совбез, а Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК), представившая очередную часть своего доклада по глобальному потеплению. Политики жарко заспорили по поводу новых данных. Теперь утверждается, что потепление на 90–99% дело рук человека, а 6 лет назад людям предъявляли на треть меньше обвинений. Сторонники антропогенного влияния на потепление празднуют победу - их научную теорию поддерживают почти все ученые. Скептики, конечно, никуда не делись, но они теперь в явном меньшинстве. «Потепление связано не с антропогенной деятельностью, а с солнечной активностью. Мне грустно наблюдать, как в очередном докладе говорят о нашем воздействии на климат», - говорит главный научный сотрудник Института океанологии РАН Олег Сорохтин. Впрочем, и он признает, что сторонников его точки зрения становится все меньше.

«Сегодня мы гораздо более уверены в достоверности полученных результатов. В нашем распоряжении больше деталей, наблюдений и подробностей глобального потепления», - сказал Newsweek председатель МГЭИК Раджендра Пачаури. В мае комиссия выпустит новую часть доклада - об энергосберегающих технологиях. Между публикациями двух частей доклада сама природа решила придать весу его утверждениям: стало известно, что из-за таяния льдов от побережья Гренландии откололся остров длиной в несколько километров. Не мудрствуя лукаво, его назвали «Островом потепления». «Безусловно, все уже осознали, что глобальное потепление реально, и надо как-то приспосабливаться к новым условиям жизни в изменившемся мире», - говорит один из авторов доклада, Сергей Гулёв из Института океанологии РАН.

Правда, приспосабливаться пока готовы лишь те, кому борьба с изменением климата сулит выгоду. Или те, для кого само потепление означает смерть. Сильные сего стремительно теплеющего мира к проблеме по-прежнему холодны. Китайцы, например, в новом докладе правительства признали угрозу глобального потепления, неизбежность засух и других катаклизмов, но развитие страны - а значит, и интенсивность выбросов парниковых газов - замедлять не собираются. По мнению правительства КНР, экономический прогресс приоритетнее экологического.

Но в экологию, кажется, приходят огромные деньги, а сама она вот-вот станет важным фактором конкурентоспособности. Например, британский миллиардер Ричард Брэнсон, строящий сейчас империю суборбитального туризма, готов вложить $3 млрд в разработку экологически чистых способов производства энергии. Сам он говорит, что о прибыли не думает, но Кэтлин Маккарти, директор Центра изучения благотворительности в Нью-Йорке, утверждает, что это отличное долгосрочное вложение: все дело в нише, которая «пока свободна, и в ней особенно незначительно присутствует государство».

Флагманом экологического бизнеса с прошлого года является Калифорния, губернатор которой, похоже, сумел внушить штату, что зеленый - это не только цвет «Гринписа», но и цвет купюр, которые можно заработать. Экобизнес - не только дань харизме губернатора Арнольда Шварценеггера; в штате действительно верят в его окупаемость.

Кроме вдруг «позеленевших» предпринимателей есть еще одна группа людей, которая, наверное, имеет большее право, чем кто-либо, качать свои права в ООН - это индейцы Южной Америки и северные народности Аляски и Канады. Но эти уже ни во что не верят.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПИАРЩИК

«Я могу позвонить президенту крупной компании и сказать: “Твои ребята ведь не станут с этим спорить”, - и ко мне будет больше доверия, чем к тем, кто ходит и говорит: “Я хочу защитить это дерево” или “Я хочу спасти эту рыбу”», - объясняет Шварценеггер свой подход к делу. Он не имеет ничего общего с лекциями бывшего вице-президента Альберта Гора, запечатленными в оскароносном документальном фильме «Неудобная правда», где тот предупреждает общество о грядущих экологических катаклизмах. Если Гор - экологическая совесть нации, то Шварценеггер - ее экологический пиарщик, задача которого - сделать борьбу с глобальным потеплением доступной, привлекательной и относительно безболезненной для зажиточных американцев, производящих больше всех на Земле парниковых газов. «Это, по сути, то же самое, чего мы добивались в “Качая железо” [“Pumping Iron”, документальный фильм 1977 года о культуризме, который принес ему мировую славу], - говорит Шварценеггер в интервью Newsweek. - Только там мы продвигали бодибилдинг, делая его модным».

День Земли (экологический праздник, прошедший 22 апреля) доказал, что пиарщик из Шварценеггера хороший - Калифорния, где зеленое движение раньше состояло из активистов и хиппи, вышла на субботник многомиллионной армией. После своего катастрофического первого срока, во время которого он сражался с профсоюзами медсестер и учителей и называл конгрессменов-демократов «бабами», Шварценеггер преобразился в умного дипломата, умеющего продвигать серьезные инициативы в сфере экологии.

По словам Шварценеггера, к нему каждый день обращаются руководители компаний и желающие знать, каковы будут правила игры в этой новой - экологичной - экономике. «Я буду защищать бизнес, и они это знают, - говорит он. - Но я также планирую делать то, что хорошо для окружающей среды». В начале этого года он постановил сократить на 10% содержание углерода во всех видах транспортного топлива к 2020 году, в результате чего Калифорния станет крупнейшим в стране рынком альтернативного топлива. Цель - сократить ежегодные выбросы парниковых газов на объем, эквивалентный выхлопам 3 млн автомобилей. Для нефтяных компаний Шварценеггер сделал акцент на потенциальной прибыльности его нового низкоуглеродного стандарта: ведь они будут контролировать сеть распространения неископаемых видов топлива, продаваемых в Калифорнию. Он отправил еще одного советника в Детройт, чтобы сообщить «большой тройке» автомобилестроителей, что им нечего бояться: их автомобили вполне могут ездить на низкоуглеродном топливе, без каких-либо дорогостоящих перестроек производства.

В прошлом месяце Шварценеггер подписал договор с 4 другими западными штатами об учреждении региональной «системы ограничения выбросов парниковых газов с помощью квот». Эта система, аналогичная той, что была запущена в Евросоюзе в 2005 г., должна создать финансовые стимулы для компаний, чтобы те экономили энергию и переходили на более экологичные виды топлива. «Углеродная дипломатия» Шварценеггера встретила особенно теплый прием в Англии. В душный мир борьбы с переменами климата, говорит премьер-министр Великобритании Тони Блэр, Шварценеггеру удалось добавить глоток свежего воздуха. «Он, безусловно, добавляет [в эту борьбу] остроты, - сказал Блэр в интервью Newsweek. - Иметь за спиной Калифорнию, шестую по величине экономику в мире, - это о чем-то да говорит».

Шварценеггер с радостью позиционирует Калифорнию как национальную лабораторию для экологических испытаний. В сентябре прошлого года он укрепил свои позиции, утвердив калифорнийский «Акт решений по глобальному потеплению», согласно которому к 2020 г. выбросы парниковых газов должны сократиться на 25%, а к 2050 г. на все 80%, - самый смелый из принятых в стране законопроектов. «Меня знали как водителя “хаммера”, - рассказывает губернатор. - Зеленые говорили: “Ты трепло. Ты туда идешь не природу охранять, а нефтяным компаниям задницы лизать”. А потом мы начинаем издавать законы, и они говорят: “Ого! Да мы ошибались”».

И Шварценеггер, и Блэр стремятся позиционировать свои экономические системы как «центры экологичных технологий», где планируется создание новых рабочих мест в таких областях, как альтернативные виды топлива, новые материалы и «зеленое строительство». «В этом направлении движется весь мир, это лишь вопрос времени, и перед нами открываются обширные коммерческие перспективы», - говорит Блэр. В Англии, продолжает он, было создано более 500 000 рабочих мест в «экологичных» областях с тех пор, как страна начала выполнять условия Киотского протокола. Шварценеггер же предсказывает у себя в Калифорнии еще больший рост занятости.

В штате появляется все больше и больше «зеленых» компаний. Справочники заполнены адресами «зеленых» дизайнерских фирм, «органических» продуктовых магазинов, «натуральных» косметических салонов и даже экологически озабоченных похоронных бюро. «Просто поразительно, сколько компаний хотят стать экологически-аккредитованными, - говорит Newsweek Джэред Блуменфельд, директор отдела по окружающей среде в Сан-Франциско. - Бизнес-сектор стал поддерживать экологические законопроекты. Это интересно, потому что сначала считалось, что интересы бизнеса будут несовместимы с заботой об окружающей среде. Но все, что улучшает продуктивность, хорошо и для окружающей среды, и для экономики».

Несколько месяцев назад в Сан-Франциско открылся центр вторичного сырья «Зеленый гражданин», принимающий «электронные отходы» - от старых компьютеров до компакт-дисков и батареек. А глава административного округа в Сан-Франциско Росс Миркарими решил перенять советский опыт. В марте он предложил запретить целлофановые пакеты в городских универмагах. Запрет сэкономит 3000 т нефти в год и избавит планету от лишних 14 т отходов, утверждает чиновник: «Я думаю, всем удобствам, к которым мы привыкли, есть своя цена. Мы не можем ждать, пока государственные лидеры решат наши проблемы, и должны решать их самостоятельно. Моя бабушка была с Украины, и я помню, как она всегда носила с собой матерчатые сумки». Его поддерживает Джэред Блуменфельд: «Новый Орлеан - первый город, который мы потеряли из-за глобального потепления. Мы должны что-то предпринять до того, как начнутся новые ураганы вроде “Катрины”».

ЛЕД – НАША ЗЕМЛЯ

«Эти деревни еще не переселены. Мы работаем, чтобы обеспечить жителей картой эрозии почв, рекомендациями и сводом правил, описывающих, как они могут выдвигать претензии», - таков официальный ответ Newsweek от Инженерного корпуса Армии США, который оценивает положение нескольких поселений Аляски, постепенно сползающих в океан. Поселок эскимосов Шишмареф (находящийся на острове в Чукотском море), видимо, будет одним из первых населенных пунктов, местоположение которого придется изменить из-за глобального потепления. Из-за убыстряющегося таяния льда у 600 его обитателей осталось чуть больше года для того, чтобы перебраться вглубь материка. С 2001 г. вода наступает на остров со скоростью от 4 до 7 м в год, тогда как в 90-е этот показатель не превышал 3 метров. По данным властей Аляски, участь Шишмарефа рано или поздно могут разделить еще около двух сотен эскимосских поселков, разбросанных по побережью. Переселение каждого из них будет стоить около $130 млн.

Эскимосы от Аляски до Канады выдвигают претензии безо всяких сводов правил - их охотники уже несколько лет боятся выйти на лед и заниматься традиционными промыслами. «Этой зимой береговой лед никак не мог замерзнуть до середины ноября, что нетипично для северного побережья Канады», - говорит Джеймс Форд из Университета МакГилла в Монреале. Результат: сокращение сезона охоты на белых медведей и тюленей существенно влияет на доходы эскимосов.

В своих бедах северяне винят южных соседей. В начале марта местная знаменитость и номинант на Нобелевскую премию мира Шейла Уотт-Клотье подала петицию в американскую комиссию по правам человека. Она утверждает, что правительство США нарушает гражданские права эскимосов, отказываясь сократить выбросы парниковых газов. «Этот лед - не только наша земля, это фактически наш супермаркет», - заявила Шейла, выступая перед представителями комиссии, которой предстоит решить, давать ли делу ход. Впрочем, решать судьбу канадских индейцев будут не американские судебные органы, а межамериканский суд по правам человека. И даже если он примет решение в пользу эскимосов, вряд ли это затронет интересы Соединенных Штатов. Дело в том, что и суд, и сама комиссия существуют на основе Американской конвенции по правам человека, которую Вашингтон так и не ратифицировал.

В подготовке материала участвовал Кирилл Петров

http://runewsweek.ru/rubrics/?rubric=science&rid=1839