28 и 29 октября. Проблемы экологии в контексте цифровой трансформации общества... Архитектура. Инженерия. Цифровизация. Экология» пройдет в...


Трагедия «Уралкалия»

«Эксперт Online» / 24 октября 2006

Трагедия «Уралкалия»


Рудник БКРУ-1 ОАО «Уралкалий» (г. Березники, Пермский край), на котором добывается 20% всей продукции компании, может быть затоплен из-за проникновения в шахту надсолевых вод. К такому выводу приходят эксперты, проанализировав данные сейсморазведки.

19 октября на калийном руднике был обнаружен рассол, сопровождаемый резким выделением сероводорода, концентрация которого превышала предельно допустимую норму в 2,5 раза. К полудню 20 октября концентрация сероводорода на руднике стала допустимой, и горняки приступили к работе. К 21 октября количество рассола в руднике значительно уменьшились.

Но сегодня в первой половине дня в шахте рудника БКРУ-1 ОАО «Уралкалий» вновь было зафиксировано повышение концентрации сероводорода и одновременно снижение плотности рассола, сообщает пресс-служба предприятия. Немедленно было принято решение о введении плана ликвидации аварии. К 14.30 по местному времени все работники были выведены из шахты на поверхность. Для выяснения причин рассоловыделения был создан штаб с участием специалистов ОАО «Уралкалий», Ростехнадзора и научных организаций.

Последствия аварии могут быть весьма плачевными для «Уралкалия» и города Березняки, где находится рудник. На руднике добывается 20% всей продукции «Уралкалия», соответственно его затопление обернется для компании потерей порядка 60 млн долларов. Пострадает также и титаново-магниевый комбинат «Ависма», который производит продукцию из сырья «Уралкалия» и является поставщиком титановых элементов для авиапромышленности. В частности, может быть не выполнено долгосрочное соглашение с Boeing общей строимостью 18 млрд долларов.

Эксперты также говорят о возможном затоплении части города Березняки. В компании «Уралкалий» отмечают, что шахта была построена очень давно, еще в 60−е годы.

http://www.expert.ru/news/2006/10/24/uralkaly/


«Эксперт» №40(534) / 30 октября 2006

Докопались


Иван Рубанов

Одна из шахт «Уралкалия» находится под угрозой затопления. Котировки акций компании падают, цены на калийные удобрения будут расти. Техногенная катастрофа грозит неприятностями не только самому «Уралкалию», но также городу Березники и всему северу Пермской области


В районе третьего рудоуправления
Всередине октября с первого рудоуправления расположенного в Березниках «Уралкалия» поступила неофициальная информация о протечке в подземные выработки насыщенного солью водного раствора и повышении концентрации сероводорода. Рабочие были эвакуированы из шахты, но вскоре вернулись на свои места: протечки под землей случаются нередко, и на предприятии поначалу рассчитывали, что смогут оперативно справиться с проблемой. Однако затем ситуация осложнилась: приток воды и концентрация сероводорода значительно увеличились. В понедельник, 23 октября, «Уралкалий» официально заявил о возможности затопления одной из своих самых старых шахт, работы на которой начались еще в 30−х годах.

Наиболее осведомленные в ситуации научные работники — глава Института галургии Аркадий Гринберг и директор Уральского горного института Аркадий Красноштейн — отказались комментировать нам ситуацию на руднике. Поэтому искать ответы на возникшие вопросы нам пришлось самостоятельно, исходя из противоречивых сведений разношерстных источников. Ситуация в Березниках, похоже, весьма сложная, хотя мы не можем быть до конца уверенными в точности наших выводов и предположений.

Отрыжка советского прошлого

Затопление шахты могло бы оказаться частной проблемой частной компании, если бы не одно обстоятельство: СССР был единственной в мире страной, где жилые кварталы и целые города, обслуживающие калийную индустрию, строились непосредственно над разрабатываемым месторождением. В результате города оказывались «подвешенными» над подземными пустотами. Уходящий вертикально в землю шахтный ствол — лишь маленькая часть инфраструктуры месторождения, состоящего из множества тонких, около шести метров толщиной, горизонтальных слоев полезных минералов. От ствола шахты на разной глубине и в разных направлениях отходят многочисленные ходы, образующие целые поля подземных пустот (панелей). Эти пустоты перемежаются целиками — частями пласта, которые оставляют нетронутыми при разработке месторождения.

Подземные выработки первого рудоуправления простираются на многие километры и находятся аккурат под контуром 150−тысячного города (см. карту). Поэтому основная опасность заключается не в угрозе подтопления шахты, а в возможных последствиях. Ведь при неблагоприятном развитии событий в подземной полости (линзе), из которой сейчас вытекает рассол, возможно, уже смешавшийся с водой из других источников, образуется пустота — тем большая , чем больше выкачано просочившейся жидкости. Лишившись ее поддержки, кровля линзы может обрушиться, что, в свою очередь, будет способствовать быстрому проседанию или даже провалу поверхностного слоя почвы над ней. Иными словами, какой-то минимальный риск в буквальном смысле слова провалиться сквозь землю есть у части городских построек, включая жилые дома.

Правда, в созданном в Березниках техническом штабе и штабе по контролю за чрезвычайными ситуациями, куда входят местные и региональные чиновники и отраслевые специалисты, сотрудники «Уралкалия», ученые и который теперь осуществляет контроль за ситуацией, уверяют, что сейчас опасности для жилых кварталов города нет. «Непосредственной угрозы жизнедеятельности города и горожанам нет — зона, в которой возможно оседание грунта из-за затопления рудника, находится за пределами жилой застройки», — заявил на брифинге 24 октября мэр Березников Андрей Мотовилов.

По информации местных жителей — работников «Уралкалия», рассол поступает в подземные выработки пятой и шестой западных панелей самого нижнего калийного горизонта «красный-II» (глубина около 400 м). Эти два блока, судя по имеющейся у нас информации, тянутся на запад от наземных зданий первого рудоуправления, и их проекция на земную поверхность пересекает промзону юго-западной окраины города — идущую через Березники железную дорогу, отвалы пород первого рудника — и приближается к территории химкомбината «Азот» (см. карту).

С железной дорогой ситуация, похоже, очень серьезная. Пока поезда по ней ходят, но местные специалисты регулярно проверяют ее на возможность провалов; у станции находится несколько грузовиков, спецтехника для ликвидации проседания грунта и составы с путевой решеткой, с помощью которой можно будет оперативно уложить около пяти километров железнодорожных путей. При этом 25 октября уже начата работа над проектом строительства новой ветки, перенос которой (по информации Аркадия Красноштейна, распространенной на брифинге) необходим, чтобы избежать нарушения транспортных потоков. Судя по всему, может пострадать и газопровод, идущий на опасном участке к ТЭЦ-10, которая обеспечивает светом и теплом половину города. «ТЭЦ расположена на монолитной породе, благодаря чему никакие проседания почвы ей не угрожают. Что касается газопровода, то перенести его при необходимости можно за несколько дней», — отметил Аркадий Красноштейн.

Духи подземелья

В «Уралкалии» отмечают, что ситуацию удалось стабилизировать: приток рассола не увеличивается, его плотность и концентрация оставались 24–25 октября на прежнем уровне. Специалисты надеются, что ситуация не безнадежна, поскольку место разрушения водозащитной толщи перекрыто мощным слоем глины и может быть заилено ею, в результате чего поступление вод в рудник прекратится. «Но неопределенность ситуации связана с тем, что до конца не удается выяснить, откуда в выработку поступает рассол; неясно, попадают ли в него примеси подземных вод», — отметили нам в «Уралкалии». Вместе с тем «истощение (рассольного горизонта. — «Эксперт») со временем может привести и к разрыву вышележащих защитных толщ, в результате чего может произойти проникновение пресных вод. Вот это уже достаточно серьезная проблема», сказал на брифинге Аркадий Красноштейн. Пресная вода опаснее рассола, поскольку может поступать большими объемами и в отличие от него способна растворять и уносить соли целиков месторождения.


Нажмите, чтобы увеличить.
Примичание. Контуры нанесены схематично, составленный материал не претендует на точность и достоверность. Источники: «Эксперт», министерство промышленности и природных ресурсов Приморского края.
«Мы продолжаем контролировать три основных параметра: содержание сероводорода, приток рассолов, концентрацию и качественный состав рассолов. В зависимости от данных показателей будут приняты решения о продолжении работы рудника либо продолжении его дальнейшего простоя. Это (остановка, консервация рудника. — “Эксперт”) будет уже решение федеральных органов власти», — отметил 25 октября на брифинге гендиректор «Уралкалия» Владислав Баумгертнер.

Многие отраслевые специалисты считают, что рудник наверняка будет затоплен. В пользу такой версии свидетельствует весь предыдущий опыт калийной индустрии. Серьезные подтопления калийных и соляных шахт регулярно происходят по всему миру, и из 80 зафиксированных случаев ни один промышленный объект спасти не удалось. В случае консервации и затопления шахты в подземные пустоты придется закачать огромное количество (более десятка миллионов кубометров) насыщенного рассола, который должен воспрепятствовать попаданию в пустоты пресной воды.



О возможных трудностях местные жители знают не понаслышке: в марте 1986 года был затоплен третий рудник «Уралкалия». В июле на его территории произошел катастрофический провал грунта, образовалась воронка площадью около гектара и глубиной более 100 м (см. фото). Подземные выработки напоминали о себе и после этого. «С 1993 года ситуация начала осложняться проявлением техногенных землетрясений, — отмечается в законе Пермского законодательного собрания “Об областной целевой программе «Обеспечение безопасности жизнедеятельности города Березники на 2002–2007 годы»”. — Первое, силой четыре балла по шкале Рихтера, зафиксировано 25 октября 1993 года в районе затопленного в 1986 году рудника. 5 января 1995 года произошло разрушительное землетрясение силой пять баллов по шкале Рихтера на руднике второго соликамского рудоуправления “Сильвинита”. В результате чего в течение нескольких секунд на земной поверхности на площади 950 на 750 метров образовался провал глубиной 4,4 метра».

Ученые успокаивают жителей. «Город находится на подработанной горными выработками территории, и оседания земной поверхности уже идут, — заявил журналистам Аркадий Гринберг. — Большой объем выполненных работ по закладке подземных пустот под городом привел к снижению скорости оседания и увеличению сроков этого процесса. Оседания земной поверхности практически не отражаются на конструкции зданий и сооружений. Возможные поступления рассолов под городскую застройку не представляют опасности для города, так как заполнение пустот создает своеобразную гидравлическую подушку под зданиями. Это подтверждено и мировым опытом». «На сегодняшний день под городской застройкой у нас заложено 90 процентов пустот», — отметил руководитель Пермского управления Федеральной службы по технологическому и экологическому надзору России Станислав Южанин. «Если все произойдет нормально, оседания земной поверхности будут минимальные… по сегодняшним прогнозам, это не более 5–10 миллиметров в год, никто из жителей этого не почувствует», — оговаривается Аркадий Красноштейн.

Проблема Пермского края

Затопление первого рудника, если оно произойдет, будет серьезным ударом для «Уралкалия», ведь на нем добывается около четверти всей перерабатываемой предприятием руды. «Строительство нового рудника с наземной инфраструктурой требует около миллиарда долларов инвестиций и нескольких лет. “Уралкалий” так и не провел IPO, которое помогло бы выручить необходимые сейчас деньги», — отметил нам один из отраслевых специалистов. На самом предприятии ситуацию оценивают не столь драматично. «Наземные сооружения могут продолжать работу, а руду на них можно доставлять наземным транспортом с других рудоуправлений, как это происходит на третьем руднике», — пояснил один из специалистов компании. «Первый рудник самый старый, и его запасы выработаны на 96 процентов, через пять лет в любом случае планировалось его закрытие», — отметили в пресс-службе «Уралкалия».

Правда, организация поставок на обогатительную фабрику третьего рудника сырья с других рудников потребовала от предприятия восьми месяцев, а в случае закрытия железнодорожного сообщения одно или два рудоуправления не смогут отгружать свою продукцию. В любом случае, серьезные финансовые траты на борьбу с затоплением и закладку пустот, восстановление имиджа, технологические реорганизации, возможные иски со стороны контрагентов и, не дай бог, пострадавших для «Уралкалия» неизбежны. В лучшем случае они будут измеряться десятками миллионов долларов.

В то же время, несмотря на возникшие трудности, Владислав Баумгертнер уже заявил, что возглавляемая им компания собирается активизировать производственную программу и ускоренными темпами вводить новые мощности. Видимо, вселяют уверенность колоссальные финансовые средства, накопленные предприятием за последние два года крайне благоприятной ценовой конъюнктуры на рынке калия.

Впрочем, одним «Уралкалием» список потенциальных экономических потерь края далеко не ограничивается. Есть риск, что в случае разрыва газопровода может остановить работу березниковский «Азот». Серьезные потери в результате аварии может понести местная «Ависма», производящая титановую губку для ВСМПО. Это предприятие получало необходимый для выплавки титановой губки магний как раз с первого рудника. В случае же остановки плавильных печей на длительный срок потребуется их капитальный ремонт. Правда, на предприятии уже договорились об организации поставок содержащего магний обогащенного карналлита с соседнего «Сильвинита», куда будут откомандированы специалисты «Уралкалия», кроме того, у самой «Ависмы» есть запас обогащенной руды. Однако неясно, удастся ли в среднесрочной перспективе обеспечить полную загрузку предприятия, которое к тому же вынашивало планы по наращиванию выпуска основной продукции.

Но главная беда для экономики края — весьма вероятное временное прекращение железнодорожного сообщения. Поскольку железнодорожная ветка, поднимающаяся на север от Березников, заканчивается тупиком, в случае ее закрытия весь север области, включая крупный Соликамский промышленный узел, окажется отрезанным от железнодорожного сообщения с остальным миром. Особенно болезненно это скажется на «Сильвините», калийном побратиме «Уралкалия», ежегодно отгружающем по «железке» несколько миллионов тонн удобрений. Все это означает, что мировому калийному рынку вскоре может грозить дефицит и рост цен. На прокладку нового железнодорожного полотна может потребоваться до пяти месяцев, а некоторые высказываются и более скептично: мол, крюк, который предположительно будет сделан в обход Березников с востока, окажется протяженностью 40–50 км, и на его строительство потребуется года полтора.

Но как бы ситуация ни развивалась дальше, нам уже пора извлечь серьезный урок из происходящего и хорошенько подумать, какие «сюрпризы» может таить доставшаяся нам с советских времен изношенная промышленная инфраструктура.

http://www.expert.ru/printissues/expert/2006/40/dokopalis/





«Уралкалий» готов провалиться под землю


02.11.2006
Из-за затопления шахт ОАО «Уралкалий» Свердловская железная дорога вынуждена строить новый обходной железнодорожный путь на станции Березники в Пермской области. Техногенная катастрофа в Пермской области затронула не только комбинат, местных жителей и РЖД, но и мировой рынок удобрений.

Уже вторую неделю работники ОАО «Уралкалий» борются с затоплением своих рудников. Из-за разрыва системы водозащиты оказалась затоплена часть одного из трех главных калийных рудников комбината. Разработка шахты приостановлена, в ней резко возросло количество сероводорода.

Ученые полагают, что при неблагоприятных обстоятельствах произойдет обрушение грунта на участке СвЖД Березники – Калийная.

«Работники Пермского отделения ведут круглосуточный мониторинг опасной зоны. График пассажирских и пригородных поездов скорректирован так, что часть маршрута пассажиры преодолевают на автобусах по железнодорожным билетам. Изменен план формирования грузовых поездов для исключения из работы парка приема составов на станции Березники», – сообщил «Гудку» начальник СвЖД Шевкет Шайдуллин.

Но автобусы не в состоянии заменить железную дорогу, поэтому сейчас в район Березников уже прибыли составы со щебнем и спецтехника для локализации возможных провалов. На станциях Пермь-сортировочная и Ферма приготовлена собранная рельсошпальная решетка для оперативной укладки путей. Параллельно начались работы по строительству обводного пути. На перегоне Березники – Калийная уже устанавливаются новые стрелочные переводы. Пермское отделение Екатеринбургского проектно-изыскательского института «Уралжелдорпроект» в экстренном порядке готовит проект дальнейшей прокладки резервного хода.

В регионе работает специальная комиссия Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. В ее состав входят также ученые Уральского отделения Академии наук. Задача комиссии – выяснить причины возникновения аварийной ситуации и минимизировать ущерб от нее. При этом ни ученые, ни чиновники, ни железнодорожники пока не могут дать ответ на вопрос, какие последствия может повлечь за собой обрушение шахты.

«Мы не можем предположить, на какой площади может произойти обвал грунта. Соответственно, нельзя сказать, сколько времени потребуется на ремонт полотна, если этот обвал произойдет. Десять лет назад на нашей дороге произошел провал грунта на огромной площади. Воронка достигала километра в диаметре при глубине 80 м. Понятно, что такие разрушения в короткие сроки не исправить», – рассказал «Гудку» заместитель начальника СвЖД по путевому хозяйству Сергей Павлов. Пока грузовые составы с калием следуют по небезопасному основному ходу, не превышая в подтопленном районе скорости 25 км/час.

Тем временем ОАО «Уралкалий» уже пришлось пересмотреть планы выпуска и отгрузки продукции.

Как сообщил «Гудку» директор по связям с общественностью компании Эдуард Коридоров, производственный план на 2007 год, предусматривавший выпуск 6,2 млн тонн хлористого калия, может быть пересмотрен. Объемы выпуска сократятся на 1,2 млн тонн. «У компании есть необходимые технические решения, блестящие управленцы, инженеры, горняки. Исходя из своих возможностей, она будет формировать новые планы, развивать новый участок. Они выйдут из положения, хотя потеряют часть прибыли. Через два года восстановят свои объемы. Думаю, компания все же выполнит обязательства перед заказчиками, несмотря на случившуюся беду», – заявил «Гудку» председатель исполкома Межрегиональной ассоциации «Большой Урал» Сергей Воздвиженский.

Однако затопление шахты «Уралкалия» чревато проблемами не только для самого комбината, но и для глобальных планов производителей удобрений создать монополию на мировом рынке.

Два крупнейших производителя калийных удобрений «Уралкалий» (произвел 5,4 млн тонн хлористого калия в 2005 году) и «Беларуськалий» (7,1 млн тонн) в прошлом году создали трейдинговую «Белорусскую калийную компанию» (БКК). Если бы к этому альянсу удалось подключить второго по величине в России производителя калийных удобрений «Сильвинит» (4,9 млн тонн), то Россия получила бы контроль над третью мирового рынка. Правда, «Сильвинит» пока отказывается передавать всю свою продукцию БКК, требуя в обмен на это контроля над компанией.

Под возможное объединение уже закладывается и соответствующая логистическая основа. Губернатор Калининградской области Георгий Боос объявил о строительстве мощного портового терминала по перевалке насыпных грузов из Белоруссии около Балтийска. Пока российские компании пользуются в основном перевалочными мощностями Латвии и Литвы, которые установили в два раза более низкие тарифы на железнодорожные перевозки к своим портам, чем к Калининграду. Георгий Боос и «Беларуськалий» рассчитывают, что терминал, построенный в особой экономической зоне, сможет предоставить лучшие условия, чем прибалтийские государства. Но пока «Уралкалий» и «Сильвинит» относятся к подобным заявлениям скептически.

В понедельник руководство «Уралкалия» сообщило о том, что шахту первого БКРУ все-таки придется затопить. Лишившись ее, компания ухудшит свои экономические показатели на 20%. Как заявил президент «Уралкалия» Владислав Баумгертнер, убытки из-за аварии составят $30 млн, а в следующем году – $200 млн.

«Планы «Уралкалия» по развитию могут задержаться на год-полтора, – считает аналитик компании «Финам» Анастасия Сарапульцева. – Шахту пришлось закрыть раньше срока, не достроив рудник на Утерянском участке, который компания приобрела в 2005 году. Компания сможет реализовать планы на мировом рынке не раньше 2009 года».

Впрочем, провал породы в Березняках вполне может отразиться и на «Сильвините», который ведет разработки севернее. Если железная дорога не сможет работать, то предприятие лишится возможности отправлять свою продукцию на Транссиб. А у «Сильвинита» очень большие планы по наращиванию добычи и выходу на первое место в стране.

С другой стороны, как считает Анастасия Сарапульцева, производители калийных удобрений, чьи мощности сейчас загружены всего на 80%, вполне могут воспользоваться ситуацией и поднять цены на свою продукцию, поскольку при нынешней стоимости им невыгодно увеличивать производство. Поэтому дефицита на рынке не будет, но, поскольку он уже монополизирован, цены неизбежно возрастут.


Георгий ЛЕТОВ,
соб. корр. «Гудка»
Екатеринбург
Вячеслав ЗАКАТАЕВ
Юрий МАЦАРСКИЙ
Сергей ПЛЕТНЕВ



Природа деформации
Как рассказали «Гудку» в департаменте пути и сооружений ОАО «РЖД», железнодорожникам приходится сталкиваться с проблемами, связанными с деформациями земляного полотна, практически на всех дорогах. Обычно причиной таких деформаций становятся природные явления.

«У каждой железной дороги есть своя специфика воздействия внешней среды на земляное полотно. Например, на Московской – оползневые явления. На Свердловской и Горьковской дорогах есть участки с карстующими грунтами. Там из-за растворения грунтовыми водами известняковых слоев в грунте образуются пустоты. Они могут привести к внезапным деформациям полотна железной дороги. На Восточно-Сибирской – оттаивающие от вечной мерзлоты грунты. Один из ярких примеров проблемной зоны с оттаивающей мерзлотой – станция Казанкан (1374-й км участка Лена – Хани) на ВСЖД. Здесь на протяжении нескольких лет происходит оттаивание грунтов земляного полотна. Железнодорожники, чтобы остановить оттаивание, в летний период вынуждены охлаждать грунты, слагающие земляное полотно», – пояснил «Гудку» заместитель начальника отдела инженерных сооружений департамента Дмитрий Богданов.
www.gudok.ru
http://www.mmk-trans.ru/presscent/novosti_ot/?pid=386





26 июня 2007 года

Пермский край получит бюджетный кредит, чтобы переселить людей из зоны вероятных разрушений в районе рудника в Березняках


Москва. 26 июня. ИНТЕРФАКС - Минфин РФ выделит бюджету Пермского края бюджетный кредит в размере до 700 млн рублей на покрытие расходов, связанных с началом работ по переселению граждан из зоны вероятных разрушений в районе рудника Верхнекамского месторождения калийно- магниевых солей в городе Березняки.

Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр РФ Михаил Фрадков, сообщили в пресс-службе правительства во вторник.

Минрегиону совместно с правительством Пермского края поручено утвердить до 1 июля текущего года список граждан, подлежащих переселению из зоны вероятных разрушений, а также площадь жилого фонда, находящегося в границах зоны вероятных разрушений, и перечень объектов, подлежащих строительству, с указанием пообъектного финансирования.

Правительству Пермского края поручено организовать в соответствии со списком граждан и перечнем объектов, подлежащих переселению, работы по переселению граждан из жилых помещений в срок до 1 декабря 2007 года.

Эвакуацию людей из зоны вероятных разрушений необходимо обеспечить не позднее 1 декабря текущего года усилиями МВД и МЧС России. ***/ вк

http://www.interfax.ru/r/B/0/318.html?id_issue=11776334