Проект Закона Санкт-Петербурга «Об энергосбережении»

Проект

Закон

Санкт-Петербурга

"Об энергосбережении"



Настоящий Закон устанавливает правовые, экономические и организационные основы региональной государственной политики в области энергосбережения.

* * *

Санкт-Петербург является одним из крупнейших потребителей дальнепривозного топлива и энергии в России. Одновременно город характеризуется высоким уровне потребления энергоресурсов на единицу валовой продукции, обусловленным большим удельным весом энергоемких отраслей промышленности и низкой энергетической эффективностью производства и потребления энергии.

Отмеченные особенности использования энергетических ресурсов относятся к числу определяющих причин неудовлетворительного функционирования и реформирования экономики города, что подтверждается следующими факторами:

продолжается спад производства и снижается конкурентоспособность товаров и услуг в связи с возрастанием энергетической составляющей в их себестоимости;
резко сокращаются оборотные средства у товаропроизводителей из-за роста расходов на энергетические нужды, что является крупным препятствием для их нормального функционирования и развития производственной деятельности;
не прекращается рост дефицита городского бюджета из-за роста дотаций на энергообеспечение жилищно-коммунальных услуг населения;
не сокращается дефицит финансовых средств у бюджетных организаций из-за роста расходов на оплату энергопотребления, что обуславливает сохранение или сокращение количества и качества предоставляемых ими услуг.
Основными целями данного Закона являются:

создание правовых, экономических и организационных основ развития деятельности в сфере энергосбережения с использованием государственного регулирования и рыночных механизмов;
введение контроля за использованием топливно-энергетических ресурсов;
воспитание у населения экономного отношения к использованию топливно-энергетических ресурсов на производстве и в быту;
существенное сокращение затрат на обеспечение надежного энергоснабжения;
повышение эффективности использования финансовых средств в бюджетной сфере за счет увеличения эффективности использования энергии.
Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения

Энергосбережение*

Энергосберегающая политика государства (субъектов РФ)*

Энергетический ресурс*

Вторичный энергетических ресурс*

Возобновляемые источники энергии*

Альтернативные виды топлива*

Показатель энергетической эффективности*

Непроизводительный расход энергетических ресурсов*

___________________________

* Определения приняты по Федеральному Закону от 3 апреля 1996 г. № 28-Ф3 "Об энергосбережении".

Энергетическая эффективность - объем полезного эффекта при производстве продукции или услуг, полученный в расчете на единицу топливно-энергетических ресурсов, использованных для данного производства.

Топливно-энергетический ресурс (ТЭР) - совокупность всех природных и преобразованных видов топлива и энергии, используемых в хозяйственной деятельности.

Рациональное использование топливно-энергетических ресурсов - достижение максимальной энергетической эффективности использования топливно-энергетических ресурсов при существующем уровне развития техники и технологии и одновременном снижении техногенного воздействия на окружающую среду.

Безучетное потребление топливно-энергетических ресурсов - потребление топливно-энергетических ресурсов предприятиями, организациями, населением и другими энергопотребителями без приборов учета, предусмотренных проектной документацией, предписаниями энергонадзорных органов, директивными документами администрации города Санкт-Петербурга.

Энергетический контракт - соглашение между заказчиком и исполнителем, в соответствии с которым заказчик поручает исполнителю выполнение энергосберегающих работ и оплачивает их выполнение из стоимости полученной экономии ТЭР.

Статья 2. Законодательство города Санкт-Петербурга об энергосбережении

Законодательство города Санкт-Петербурга (далее "город") об энергосбережении состоит из настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним законов и других нормативно-правовых актов.

Статья 3. Область применения настоящего Закона

Объектом правового регулирования в области энергосбережения в городе являются отношения между юридическими и физическими лицами, связанные с:

рациональным использованием всех видов энергетических ресурсов;
созданием и использованием энергоэффективных технологий, топливо-, энергопотребляющего и диагностического оборудования, конструкционных и изоляционных материалов, средств измерения и контроля расхода топлива и энергии, систем автоматизированного управления энергопотреблением.
Статья 4. Основные принципы энергосберегающей политики Санкт-Петербурга

Региональная политика в области энергосбережения реализуется на следующих принципа:

приоритет энергетической эффективности использования дальнепривозного топлива и энергии относительно увеличения объемов их закупки и потребления на территории города (при одновременном достижения самоокупаемости топливно-энергетических ресурсов);
первоочередность обеспечения безопасности и здоровья человека, социально-бытовых условий его жизни, защиты среды обитания и жизнедеятельности человека при производстве, переработке, транспортировке и использовании топлива и энергии;
удовлетворение обоснованных потребностей населения в топливе и энергии;
сочетание интересов потребителей, поставщиков и производителей топлива и энергии;
обеспечение государственной финансовой поддержки программ и проектов повышения энергетической эффективности использования энергоресурсов и развития нетрадиционной энергетики;
стимулирование привлечения энергоснабжающих организаций к процессу повышения энергетической эффективности использования топлива и энергии у их потребителей;
обеспечение достоверности в отчетности по расходованию топливно-энергетических ресурсов при обязательном применении средств измерений учета и контроля расходов используемых и отпускаемых энергоносителей;
обеспечение непрерывной активной работы по экономии ТЭР в сфере потребления населением города и, прежде всего, работы по экономии тепла;
применение административной ответственности за непроизводительное расходование энергетических ресурсов.
Глава 2. Нормативно-правовые основы энергосберегающей деятельности в Санкт-Петербурге

Статья 5. Состав нормативно-правовых регламентаций по энергосбережению

В состав действующих на территории города нормативно-правовых регламентаций энергосберегающей деятельности входят:

оговоренные в настоящем Законе положения по стандартизации и сертификации и разработанные в соответствии с ними или в их развитие другие нормативно-правовые регламентации;
региональные нормативы энергетической эффективности, утверждаемые Региональной энергетической комиссией;
принимаемые Региональной энергетической комиссией решения по стимулированию энергосбережения.
Статья 6. Стандартизация в области энергосбережения

1. Региональная система стандартизации в области энергосбережения является частью государственной системы стандартизации РФ и включает в себя Государственные стандарты (ГОСТыР, ГОСТы) и Строительные нормы и правила (СНиПы), утверждаемые, соответственно, Госстандартом и Госстроем РФ, а также региональные нормативы энергетической эффективности, утверждаемые Региональной энергетической комиссией.

2. Региональные нормативы энергетической эффективности, действующие на территории города, могут иметь статус обязательных или рекомендательных и не должны противоречить требованиям Государственных стандартов. В обоснованных случаях допускается введение в региональных нормативах более строгих показателей энергетической эффективности конкретных объектов стандартизации, чем они установлены в действующих Государственных стандартах.

3. Объектами регионального нормирования энергетической эффективности являются нерегламентированные Государственными стандартами, нормами и правилами показатели расхода топлива и энергии оборудованием, технологическими процессами, системами отопления, охлаждения, кондиционирования, вентиляции, другими процессами на производстве и в коммунально-бытовой сфере, а также жилыми и общественными зданиями. Эти показатели, как правило, должны включаться в стандарты отраслей и в стандарты предприятий видов: стандарт на продукцию, стандарт на работы (технологические и другие процессы), стандарт на методы контроля.

Допускается выпуск и введение в действие отдельным временным нормативно-техническим документом указанных нормативов энергетической эффективности соответствующего объекта стандартизации.

4. Региональные нормативно-технические акты по энергетической эффективности устанавливают комплекс норм, правил, положений и требований, правил сертификации, обязательных при проектировании, изготовлении, строительстве, реконструкции и техническом перевооружении энергопотребляющих процессов, оборудования и приборов.

5. Порядок разработки и финансирования региональных нормативно--технических актов по энергетической эффективности определяется Администрацией города. При этом указанные нормативно-технические акты в первоочередном порядке вводятся для организаций бюджетной сферы и зоны действия региональных программ энергосбережения.

6. Государственный надзор за соблюдением регламентированных требований энергетической эффективности, установленных в Государственных стандартах, осуществляется органами Госстандарта, Госстроя и Госэнергонадзора РФ.

7. Надзор за соблюдением региональных нормативов энергетической эффективности осуществляется Агентством энергосбережения во взаимодействии с местными органами государственного надзора.

Статья 7. Сертификация в области энергосбережения

1. На территории города проводится сертификация энергетической эффективности с целью установления соответствия энергетических показателей объектов, оборудования, энергетических ресурсов, технологий, средств метрологического обеспечения регламентированным требованиям нормативной документации, вводимой как на федеральном, так и на региональном уровнях.

2. Функционирующая на территории города система сертификации устанавливает правила и процедуры испытаний, необходимых для проведения оценки соответствия показателей энергопотребления нормативам энергетической эффективности, результатом которых является выдача энергетического сертификата и/или знака соответствия.

3. Основной задачей функционирующей в городе совокупности участников сертификации является создание условий для деятельности предприятий и предпринимателей на едином товарном рынке России.

4. Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер. Сертификация объектов, оборудования, технологических процессов и технических средств энергетического назначения, на которые распространяются рекомендательные нормативы, проводится на добровольной основе. Обязательная сертификация осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ.

5. В городе предусматривается обязательная государственная сертификация энергетической эффективности жилых и общественных зданий. Порядок проведения указанной сертификации определяется Администрацией города во взаимодействии с территориальным представительством Госстандарта России.

Статья 8. Нормативы стимулирования энергосбережения

Региональная энергетическая комиссия в рамках предоставленных ей полномочий действует на территории города как независимый орган исполнительной власти. Эта комиссия принимает решения по стимулированию энергосбережения на основе тарифного регулирования, а также рассмотрения и утверждения региональных нормативов энергетической эффективности.

Принимаемые Региональной энергетической комиссией решения являются обязательными для всех юридических и физических лиц на территории города и могут быть оспорены только в судебном порядке в арбитражном суде.

Глава 3. Организация энергосберегающей деятельности в Санкт-Петербурге

Статья 9. Состав органов управления и обеспечения энергосберегающей деятельности

В состав региональных органов управления и обеспечения энергосберегающей деятельности входят:

Законодательное собрание Санкт-Петербурга;
Администрация Санкт-Петербурга;
Региональная энергетическая комиссия Санкт-Петербурга;
Агентство энергосбережения Санкт-Петербурга (рабочий орган Администрации по решению задач энергосбережения);
Внебюджетный фонд энергосбережения Санкт-Петербурга;
Администрации районов и других муниципальных образований местного самоуправления;
Дирекция демонстрационной зоны высокой энергетической эффективности и другие образования, создаваемые по постановлениям Правительства Санкт-Петербурга;
Рабочие группы по энергосбережению на производственных предприятия и в организациях по обслуживанию жилых и общественных зданий.
Статья 10. Программы и проекты энергосбережения

1. Энергосберегающая деятельность в Санкт-Петербурге должна быть направлены на реализацию энергосберегающей политики и организовывается по программному принципу, характеризующемуся тем, что:

предусматривается разработка программ работ по энергосбережению на территории города на текущий год, на ближайшую перспективу (3-5 лет) и на период 10-15 лет;
предусматривается разработка программ работ по энергосбережению на территориях районов и других муниципальных образований местного самоуправления на текущий год и на ближайшую перспективу (3-5 лет). Подобные же программы разрабатываются на производственных предприятиях и в организациях по обслуживанию жилых и общественных зданий;
предусматривается разработка проектов энергосбережения для конкретных энергетических объектов;
разработка названных программ и проектов энергосбережения осуществляется по методикам, утверждаемым Администрацией города. В указанных методиках должны быть определены процедуры разработки, согласования, утверждения, финансирования, осуществления и мониторинга программ и проектов энергосбережения. В методиках также отражается порядок взаимодействия хозяйствующих субъектов и разработчиков этих программ и проектов с органами управления и обеспечения разных уровней и между собой. В методике разработки проектов энергосбережения для конкретных энергетических объектов должны быть отражены вопросы их финансово-экономических обоснований, энергетической эффективности и критериев их отбора (в т.ч. конкурсного) для включения в городские и районные программы энергосбережения.
2. Для организаций бюджетной сферы и для организаций, входящих в зоны действия соответствующих программ, разработка названных видов программ и проектов является обязательной.

3. Программы, финансируемые из бюджета города, должны быть одобрены Правительством Санкт-Петербурга.

Статья 11. Источники финансирования и внебюджетный фонд энергосбережения

1. Для формирования и аккумулирования средств постоянного источника финансирования программ и проектов энергосбережения в Санкт-Петербурге создается и функционирует внебюджетный фонд энергосбережения в соответствии с Законом Санкт-Петербурга "О внебюджетном фонде энергосбережения Санкт-Петербурга".

2. Основными источниками формирования внебюджетного фонда энергосбережения в Санкт-Петербурге являются:

ассигнования из федерального бюджета;
средства бюджета города. Объем расходов городского бюджета определяется ежегодно в размере не менее 0,5% от стоимости топливно-энергетических ресурсов, потребленных народно-хозяйственным комплексом города за прошедший год, в ценах (тарифах) на момент утверждения бюджета. Расходы городского бюджета на указанные цели являются защищенными и подлежат исполнению в полном объеме и в первоочередном порядке;
отчисления в объеме 1% от стоимости фактически израсходованных предприятиями города топливно-энергетических ресурсов, включаемой в тариф в качестве инвестиционной составляющей энергосбережения;
средства, получаемые в результате экономии от выполнения энергосберегающих программ, проектов и мероприятий;
средства, получаемые от применения экономических санкций к юридическим и физическим лицам в сфере энергосбережения;
средства отчислений от прибыли, остающиеся в распоряжении организаций и предприятий (кроме бюджетных организаций), в размере не менее 0,75% от стоимости потребленных топливно-энергетических ресурсов. Данные средства остаются в организациях и предприятиях и направляются на целевое финансирование их энергосберегающих программ и проектов;
инвестиции российских и зарубежных юридических и физических лиц;
собственные и заемные средства организаций и предприятий, в т.ч. из фонда научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и инвестиционных фондов;
другие источники, не запрещенные федеральными законами и законами Санкт-Петербурга.
Статья 12. Демонстрационная зона высокой энергетической эффективности

Демонстрационная зона высокой энергетической эффективности создается по постановлению Правительства Санкт-Петербурга. Сформированная демонстрационная зона высокой энергетической эффективности должна представлять собой осуществленный в масштабах города инновационно-инвестиционный проект, направленный на создание благоприятных условий во всех сферах энергетического рынка. В демонстрационную зону высокой энергетической эффективности входит дирекция демонстрационной зоны и объекты демонстрационной зоны, предназначенные демонстрировать совокупный эффект применения энергоэффективных технологий, политики в области цен на энергию, выгодных тарифных структур, консультативных услуг, анализа расходования энергии, средств измерения, наблюдения и контроля, информационного обеспечения, налоговых льгот, дотаций, а также программ и проектов энергосбережения с обеспечением кредитов.

Статья 13. Контроль эффективности энергопотребления и энергообеспечения

1. Устанавливается следующий порядок учета и контроля потребления энергоносителей:

объем потребляемых, хранимых и отпускаемых потребителям топливно-энергетических ресурсов на территории города подлежит обязательному учету с применением средств измерения и контроля расхода топлива и энергии в соответствии с имеющимися нормативными документами;
при отсутствии федеральных нормативных документов порядок учета может быть установлен Администрацией города;
организация и проведение учета энергоресурсов обеспечиваются органами Госэнергонадзора и Агентством энергосбережения города совместно с потребителями и производителями энергоресурсов;
ответственность за достоверность учета расхода энергоресурсов возлагается на руководителей энергетических объектов.
2. Для получения систематизированной оценки энергетической эффективности использования топлива и энергии проводятся энергетические обследования объектов производства и потребления энергетических ресурсов (с оформлением энергетических паспортов) в следующем порядке:

обследование энергетических хозяйств организаций с целью оценки эффективности использования топлива и энергии организует Агентство энергосбережения во взаимодействии с региональными органами государственного энергонадзора;
при Агентстве энергосбережения и в коммерческих сервисных компаниях по энергосбережению могут создаваться специализированные группы по энергетическому обследованию энергетических объектов, получившие лицензию на право проведения таких работ;
энергетические обследования организаций, за исключением бюджетных, производятся на договорной основе;
бюджетные организации подлежат обязательному энергетическому обследованию один раз в 5 лет. Порядок проведения этих обследований устанавливается Администрацией города или местным органом самоуправления в зависимости от уровня бюджета, из которого данная организация финансируется.
3. На стадии разработки проектной документации на энергетические объекты по производству и потреблению энергетических ресурсов проводится энергетическая экспертиза проектов в следующем порядке:

обязательной государственной экспертизе на предмет эффективности использования энергетических ресурсов подлежат проекты по всем реконструируемым, модернизируемым и вновь строящимся энергетическим объектам на территории города;
государственная экспертиза проектов осуществляется органами государственного надзора в порядке, предусмотренном действующим законодательством;
по объектам с большим энергопотреблением и со специфичной технологией проводится всесторонняя экспертиза с привлечением специализированных экспертных подразделений;
решение о реконструкции, модернизации и строительстве объектов принимается с учетом заключения государственной энергетической экспертизы.
4. Государственное статистическое наблюдение за объемами, структурой и эффективностью потребления топливно-энергетических ресурсов на территории города организует и проводит территориальный Комитет государственной статистики. Агентство энергосбережения совместно с территориальным Комитетом государственной статистики издают "Энергетический статистический ежегодник Санкт-Петербурга".

Глава 4. Управление энергосбережением в Санкт-Петербурге

Статья 14. Основные направления деятельности региональных органов управления по энергосбережению

1. Стимулирование инвестиций в работы по внедрению энергосберегающего оборудования, осуществляемое посредством:

предоставления предприятиям и организациям гарантий возврата инвестиций по энергетическим контрактам;
участия городской и районных администраций, а также других муниципальных образований города в обеспечении бюджетных гарантий возврата инвестиций по энергетическим контрактам, заключенным в рамках программ энергосбережения;
предоставления городским внебюджетным фондом энергосбережения финансовых средств исполнителям энергосберегающих работ на контрактной основе в рамках программ энергосбережения;
предоставления льгот и премирования участников энергосберегающих работ в рамках программ энергосбережения.
2. Контроль за использованием топливно-энергетических ресурсов, осуществляемый посредством введения:

городских и применения федеральных нормативов расхода топлива и энергии для организаций бюджетной сферы, технических объектов, продукции, технологических процессов, производства и работ, входящих в сферу действия программ энергосбережения;
учета использования топливно-энергетических ресурсов;
экспертизы энергетических проектов и действующего энергетического оборудования юридических и физических лиц, включенных в сферу действия программ энергосбережения.
3. Правовое регулирование основных направлений деятельности в сфере энергосбережения, осуществляемое настоящим Законом и иными правовыми актами города, не противоречащими ему.

Статья 15. Финансово-бюджетные основы управления энергосбережением

Управление финансовыми потоками в энергетике Санкт-Петербург должно являться одним из основных инструментов энергосберегающей деятельности в городе. Для обеспечения непрерывного анализа Администрацией города финансовых потоков в региональной энергетике и своевременного принятия управленческих решений по их корректировке в интересах энергосбережения предусматривается:

создание в органах управления энергетикой города системы контроля и анализа финансовых потоков в топливно-энергетическом комплексе региона на базе специально разработанной методики проведения этой работы. Указанная методика должна обеспечивать контроль и повышение эффективности использования средств городского бюджета, налоговых льгот, гарантий по кредитам федерального и городского уровней путем систематического анализа результатов использования этих средств и внесения соответствующих изменений в принимаемые хозяйственные и финансовые решения. В методике также должны излагаться мероприятия постепенного отказа от целевых отчислений, включаемых в тариф (цену) на энергию и газ: в инвестиционный и страховой фонды, фонд НИОКР, в региональные целевые фонды и т.п.;
обеспечение "прозрачности" отчетной финансовой информации энерго- и топливоснабжающих организаций города независимо от форм собственности. Состав и периодичность предоставления названной информации определяются постановлением главы Администрации Санкт-Петербурга;
введение конкурентных отношений между сервисными компаниями и другими обслуживающими подразделениями в жилищно-коммунальной сфере услуг, а также разработка и введение в действие программы компенсации затрат социально незащищенных групп населения по оплате используемых ими энергии и газа;
проведение конкурса проектов реконструкции и вновь вводимых энергетических объектов, а также тендеров для определения подрядчиков и поставщиков оборудования для указанных проектов;
использование приборов контроля потребления энергии и топлива, как основного средства для финансовых расчетов между субъектами энергетики города.
Статья 16. Функции органов управления энергосбережением на территории Санкт-Петербурга

1. Управление энергосбережением на территории Санкт-Петербурга осуществляют следующие органы: Законодательное собрание Санкт-Петербурга, Администрация Санкт-Петербурга, Городская энергетическая комиссия, администрации районов и других муниципальных образований города, дирекция демонстрационной зоны в границах объектов демонстрационной зоны, Агентство энергосбережения Санкт-Петербурга, региональные органы государственного надзора.

2. Законодательное собрание Санкт-Петербурга в пределах своих полномочий:

утверждает и вводит в действие городские программы энергосбережения;
утверждает финансовые средства, выделяемые из городского бюджета на реализацию программ и проектов энергосбережения;
определяет объем льготного налогообложения для организаций в сфере энергосбережения из сумм налогов, зачисляемых в городской бюджет;
по предложению городской Администрации создает городской внебюджетный фонд энергосбережения и контролирует его использование;
осуществляет контроль ассигнований из городского бюджета в сферу энергосбережения;
устанавливает условия применения экономических санкций и административной ответственности за нерациональное использование и безучетное потребление топливно-энергетических ресурсов на территории Санкт-Петербурга.
3. Администрация Санкт-Петербурга в пределах своих полномочий:

формирует региональные органы управления энергосбережением и осуществляет контроль за их деятельностью;
формирует и вводит в действие финансово-экономические механизмы энергосбережения;
разрабатывает и обеспечивает выполнение межрегиональных и городских программ энергосбережения;
определяет направления использования городского внебюджетного фонда энергосбережения;
участвует в обеспечении бюджетных гарантий возврата инвестиций по энергетическим контрактам и договорам на выполнение энергосберегающих работ для организаций бюджетной сферы в рамках городской программы энергосбережения;
согласовывает программы энергосбережения в районах и других муниципальных образованиях;
определяет органы управления и юридические лица, ответственные за реализацию программ энергосбережения на территории города.
4. Городская энергетическая комиссия в пределах своих полномочий:

обеспечивает стимулирование энергосбережения на основе тарифного регулирования;
утверждает региональные нормативы энергетической эффективности;
осуществляет контроль за выполнением энергосберегающих программ, финансируемых предприятиями и организациями всех организационно-правовых форм;
содействует деятельности Агентства энергосбережения и коммерциализации работ по энергосбережению;
при определении текущих тарифов на энергию и газ обеспечивает учет необходимости экономического воздействия на потребителей, допускающих нерациональное использование и безучетное потребление топливно-энергетических ресурсов.
5. Администрации районов и других муниципальных образований города в пределах своих полномочий:

обеспечивают финансовую поддержку энергосбережения на основе формирования местных источников финансирования;
разрабатывают и осуществляют местные программы энергосбережения;
представляют местные программы энергосбережения на согласование в Администрацию города.
6. Дирекция демонстрационной зоны высокой энергетической эффективности в Санкт-Петербурге в пределах своих полномочий обеспечивает управление программой "Энергоэффективная демонстрационная зона внедрения пилотных проектов городского хозяйства и промышленности".

7. Агентство энергосбережения Санкт-Петербурга в пределах своих полномочий:

разрабатывает предложения по региональной политике энергосбережения;
осуществляет и координирует все виды работ по разработке и реализации программ и мероприятий повышения энергетической эффективности;
участвует в реализации целевых финансовых средств на осуществление энергосберегающих программ и проектов;
совместно с региональными подразделениями Госстандарта и Госэнергонадзора осуществляет контроль за соблюдением стандартов и региональных нормативно-технических документов энергетической эффективности;
осуществляет экспертизу энергопотребителей для определения резервов экономии топливно-энергетических ресурсов;
разрабатывает предложения по нормированию энергетической эффективности оборудования и энергетических объектов;
выполняет работы по созданию и совершенствованию системы сброса объективной информации о масштабах и структуре потребления энергии в городе и публикует эту информацию;
выполняет работы по развитию информационной структуры по распространению нормативно-технической документации и баз данных для сферы энергосбережения.
8. Региональные органы государственного надзора (энергетическая, газовая и нефтяная инспекции) входят в единую систему органов государственного надзора. Объем их полномочий и выполняемых функций установлен в положениях об этих органах. Основными задачами региональных органов государственного надзора на территории города являются:

осуществление надзора за рациональным использованием топлива и энергии при их потреблении организациями и предприятиями независимо от их организационно-правовых форм;
надзор за организацией учета, производства и потребления топлива и энергии;
надзор за проведением предприятиями, организациями и учреждениями балансовых энергетических испытаний действующих, вводимых в действие, реконструируемых и модернизируемых энергетических установок и оборудования;
осуществление выборочной технической экспертизы проектов в части эффективного использования топлива и энергии.
Статья 17. Лицензирование

1. Отдельные виды деятельности в сферах топливно-энергетического комплекса Санкт-Петербурга проводятся предприятиями и организациями (независимо от их организационно-правовой формы), а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, на основании лицензии - специального разрешения органов, уполномоченных на ведение лицензирования.

Эта лицензионная деятельность учреждается для обеспечения защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства. Решая указанные главные задачи, лицензионная деятельность в сферах топливно-энергетического комплекса города одновременно содействует повышению эффективности энергообеспечения и энергопотребления.

2. Выделенные в установленном прядке федеральные органы исполнительной власти и органы Администрации Санкт-Петербурга осуществляют лицензионную деятельность в сферах топливно-энергетического комплекса города на основании Закона РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности", нормативных актов Президента РФ и издаваемых в их развитие постановлений Правительства РФ и главы Администрации Санкт-Петербурга.

3. К числу оговоренных в п.п. 1-2 видов лицензируемой деятельности в топливно-энергетическом комплексе, осуществляемой юридическими и физическими лицами, относятся работы по выполнению энергетических обследований, которые предусмотрены статьей 13 настоящего Закона.

Глава 5. Мотивация и механизмы энергосберегающей деятельности

Статья 18. Материальное стимулирование участников реализации энергосберегающих программ и проектов

1. Источником материального стимулирования участников реализации энергосберегающих программ и проектов являются средства, сэкономленные в результате выполнения указанных программ и проектов.

2. Положение о материальном стимулировании участников реализации энергосберегающих программ и проектов бюджетной сферы утверждается постановлением главы Администрации Санкт-Петербурга.

3. Стимулирование участников энергосберегающих программ и проектов предприятий внебюджетной сферы осуществляют руководители предприятий.

Статья 19. Льготы потребителям топливно-энергетических ресурсов

1. В рамках городских программ и проектов энергосбережения юридическим и физическим лицам, взявшим на себя обязательства по улучшению показателей эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, энергетической комиссией Санкт-Петербурга предоставляются тарифные скидки на потребляемые топливно-энергетические ресурсы.

2. Проверку указанных в п.1 обязательств выполняют органы Госэнергонадзора либо уполномоченные ими юридические лица.

3. Порядок предоставления льгот потребителям топливно-энергетических ресурсов определяется постановлением главы Администрации Санкт-Петербурга.

Статья 20. Льготы энергоснабжающим организациям

1. Доля прибыли, полученная поставщиком топливно-энергетических ресурсов от инвестиций в энергосберегающие проекты и работы у своих потребителей, освобождается от налогообложения в городской бюджет по решению Законодательного собрания Санкт-Петербурга.

2. Производители тепловой и электрической энергии, не входящие в территориальные энергоснабжающие организации, имеют право на отпуск энергии в сети указанных энергоснабжающих организаций в количестве и режимах, согласованных с городской энергетической комиссией, по договорной цене, не ниже 85% от среднего действующего тарифа.

Статья 21. Экономическая ответственность за нерациональное использование и безучетный расход топливно-энергетических ресурсов

1. Юридические и физические лица, допустившие нерациональное использование и безучетный расход топливно-энергетических ресурсов, несут экономическую ответственность в виде экономических санкций.

2. Экономические санкции налагаются органами Госэнергонадзора.

3. Порядок взыскания и размеры экономических санкций определяются постановлением главы Администрации Санкт-Петербурга.

Статья 22. Инвестиционные механизмы энергосберегающих работ за счет будущей экономии средств от выполнения этих работ

1. Предусматривается инвестирование энергосберегающих программ, проектов, мероприятий на основе коммерческих финансовых схем, при которых стартовый этап работ осуществляется в счет будущей экономии от выполнения этих программ, проектов, мероприятий.

К этим общедоступным схемам финансирования относятся инвестиции по энергетическому контракту или по договору о лизинге энергоэффективного оборудования, приборных средств учета и диагностики, другие финансовые схемы, построенные по подобному принципу.

2. Гарантиями возврата инвестиций, оговоренных в п.1, являются обязательства администраций города, районов и других муниципальных образований по оплате энергосберегающих работ из бюджетных средств, сэкономленных в результате выполнения указанных работ.

3. Гарантии названных в п.2 администраций распространяются на энергосберегающие работы, выполняемые в рамках программ энергосбережения для организаций бюджетной сферы (городских, муниципальных).

4. Порядок возврата средств под гарантии соответствующей администрации определяется постановлением главы Администрации Санкт-Петербурга.

5. Гарантиями возврата инвестиций по предприятиям и организациям внебюджетной сферы являются условия, предусмотренные энергетическим контрактом или договором по лизингу.

Глава 6. Информационное обеспечение энергосбережения

Статья 23. Информационно-аналитическая деятельность для обеспечения работ по энергосбережению

1. Предусматривается разработка периодически обновляемых информационных программ энергосбережения для потребителей топлива и энергии, освещаемых телевидением, радио и печатными средствами информации.

2. Предусматривается издание "Энергетического статистического ежегодника Санкт-Петербурга" с отражением в нем эффективности проводимых работ по энергосбережению.

3. Предусматривается разработка и введение программ подготовки и повышения квалификации по решению задач энергосбережения для сотрудников отдела главного энергетика предприятий города.

4. Предусматривается ежегодная публикация информационных и аналитических материалов о технических и экономических аспектах повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов на территории города с предложениями о пропаганде передовых направлений в сфере энергосбережения.

5. Предусматривается проведение контроля выполнения на территории города требований федерального закона "Об энергосбережении" в части обучения основам эффективного использования энергетических ресурсов в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, а также в учреждениях подготовки и переподготовки кадров.

6. Порядок организации проведения перечисленных в п.п.1-5 работ с определением органов управления и юридических лиц, ответственных за их выполнение, устанавливается постановлением главы Администрации Санкт-Петербурга.

Статья 24. Доступ к информации и базам данных

1. Предприятия энергоснабжения и предприятия и организации - потребители топлива и энергии обязаны предоставлять органам исполнительном власти города и, по их представлению, участникам разработки региональных программ и проектов энергосбережения достоверную информацию (в т.ч. и содержащую коммерческую тайну), необходимую для разработки энергосберегающих программ и проектов.

При этом перечисленные юридические и физические лица несут персональную ответственность за неразглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, полученную ими при выполнении указанных работ.

2. Информация по определению себестоимости и цен на электрическую и тепловую энергию у их производителей и поставщиков, а также информация по себестоимости и ценам на газ, топливные нефтепродукты и каменный уголь у их производителей и поставщиков должна быть доступна разработчикам программ и проектов энергосбережения и представителям общественности.

Этим же юридическим и физическим лицам должна быть обеспечена возможность свободного доступа к материалам городской энергетической комиссии по определению тарифов на электрическую и тепловую энергию и цен на отпускаемый газ.

Глава 7. Международное сотрудничество

Статья 25. Международное сотрудничество

Международное сотрудничество в области энергосбережения осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

Основными направлениями международного сотрудничества в области энергосбережения являются:

взаимовыгодный обмен энергоэффективными технологиями с иностранными и международными организациями;
участие в международных проектах и программах поддержки экономических реформ в России;
разработка программ и проектов, выполняемых совместно зарубежными и отечественными организациями и специалистами и ориентированных на повышение эффективности энергоснабжения и энергопотребления как в топливно-энергетическом комплексе Санкт-Петербурга в целом, так и в интересах его отдельных энергетических объектов и предприятий промышленности и городского хозяйства.
Содержание этого сотрудничества должно координироваться органами властей Санкт-Петербурга и нацеливаться на достижение конкретных результатов, таких как: подготовка проектов для долевого финансирования из зарубежных и отечественных источников, подготовка совместных групп и компаний для управления программами и проектами, разработка нормативно-правовых документов для обеспечения энергосберегающей деятельности в Санкт-Петербурге.
Глава 8. Заключительные положения

Статья 26. Ответственность за нарушение положений настоящего Закона

Юридические лица, виновные в нарушении настоящего Закона, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Статья 27. Вступление Закона в силу

Настоящий Закон вступает в силу на территории Санкт-Петербурга с 1 января 1998 г.

Авторы: Дзекцер Н.Н., к.т.н.

Ильин Г.Г., д.т.н.

Коваленко В.П., к.т.н.

Куляница Л.Ф., к.т.н.

22 апреля 1997 г.