Начало большого пути

Начало большого пути


В Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете состоялось заседание круглого стола на тему "Энергоэффективная экономика - основа инновационно-инвестиционного развития России". Круглый стол был организован полномочным представителем гуманитарного международного форума "Вера, Надежда, Любовь", издательским домом "Мир" при поддержке аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе

Открыл заседание О.А. Чернышев, эксперт Экспертного совета по экономическому развитию и инвестициям при полномочном представителе Президента РФ в CЗФО, сообщением "Федеральная целевая программа [ФЦП] "Энергоэффективная экономика" в рамках энергетической стратегии России".

С помощью целевых программ государство в лице федеральных, региональных, муниципальных органов может оказывать воздействие на развитие экономики в соответствии с государственными и общественными интересами. Воздействие будет сильнее, если при реализации государственной стратегии развития региональные и муниципальные целевые программы разрабатываются, реализовываются в контексте с ФЦП. Постановлениями Правительства РФ от 17 ноября 2001 г. № 796 и от 29 декабря 2001 года № 923 утверждена ФЦП "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года", которая является наиболее оптимальной формой программно-целевого подхода в решении основных задач и положений "Энергетической стратегии России до 2020 года", утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28 августа 2003 г. № 1234-р.

ФЦП "Энергоэффективная экономика" состоит из трех подпрограмм:

"Энергоэффективность топливно-энергетического комплекса"

"Безопасность и развитие атомной энергетики"

"Энергоэффективность в сфере потребления" [в энергоемких отраслях промышленности, в жилищно-коммунальном хозяйстве, в отраслях топливно-энергетического комплекса и т. п.].

Госзаказчиком - координатором ФЦП стало Минэнерго России.

Подпрограмма "Энергоэффективность в сфере потребления" является межотраслевой и решает задачи роста энергоэффективности в российской экономике. Ее реализация должна обеспечить снижение энергоемкости ВВП в 2010 году на 26% относительно 2000 года, достижение экономии топливно-энергетических ресурсов за счет использования современных технологий в период 2002-2005 гг. - 143-156 млн тонн условного топлива и в 2006-1010 гг. - 152-169 млн тонн условного топлива, улучшение экологических показателей.

Основная проблема - отсутствие развитой бизнес-инфраструктуры и высококвалифицированных кадров. Это является сдерживающим фактором развития экономики России по инновационно-инвестиционному пути. Инвестиционный кризис оказался более глубоким, чем общеэкономический, хотя они тесно связаны и обусловлены.

В своем сообщении "Энергосервисные услуги - основа реализации программы "Энергоэффективная экономика" А.Б. Подсевалов, зам. начальника ФГУ "Балтэнергонадзор", подчеркнул, что энергоэффективность экономики является залогом успешного выполнения правительственных заданий по удвоению ВВП к 2010 году в части сокращения энергоемкости производства. Услуги, оказываемые энергосервисными компаниями, должны базироваться, по мнению органов энергонадзора, на выполнении следующих условий.

Первое условие - исполнение квалифицированного энергоаудита при наличии профессиональных специалистов - аудиторов и современной приборной базы, обеспеченной нормативно-методическими материалами. В регионе достаточное количество аудиторских фирм. Вместе с тем привлечение специалистов из других регионов также способствует применению новых методов обследования и инновационных технологий. Наличие в органах энергонадзора всей необходимой нормативно-методической базы позволяет целенаправленно координировать деятельность всех аудиторских компаний. Второе условие - осведомленность, доступность информации о современных и прогрессивных технологиях, оборудовании. Основная задача - привлечение инвестиций в реализацию проекта.

Сегодня проблема финансирования проектов энергосбережения может быть решена при помощи лизинговой схемы, участия в софинансировании в рамках федеральных программ и кредитов отечественных и зарубежных банков. С этой целью в марте 2004 года были проведены форум и конференция "БАСРЕК" по возможностям привлечения средств в энергетику. На основании вышесказанного можно констатировать, что задача снижения энергоемкости и энергопотребления может быть решена. Академик РААСН, президент АЦТЭЭТ С.А. Чистович обратил внимание участников круглого стола на проблему усиления государственного регулирования в развитии и реконструкции систем теплоснабжения и создания конкурентной среды на рынке тепловой и электрической энергии. В обеспечении городов и промышленных комплексов России тепловой энергией доминирующую роль играют теплофикация и централизованное теплоснабжение. В России созданы уникальные по своим размерам системы централизованного теплоснабжения, охватывающие всю инженерную структуру.

Вместе с тем теплоснабжение страны находится в состоянии кризиса.

Недостаток финансовых средств на устранение физического износа таких систем, хаотичный характер создания генерирующих мощностей, отсутствие целенаправленной государственной политики в этой области приводят к ускорению деградации систем теплофикации и централизованного теплоснабжения.

Властные структуры на всех уровнях причину кризиса в теплоснабжении часто объясняют централизацией. Решение проблемы они видят в демонтаже тепловых сетей и крупных источников тепловой энергии, в повсеместном переходе к автономным системам теплоснабжения.

При этом не учитываются негативные последствия реализации такого подхода.

Сегодня необходимо жесткое государственное регулирование процессов реконструкции и развития систем теплоснабжения. Структуру системы теплоснабжения необходимо создавать из соображений надежного и качественного снабжения потребителей тепловой и электрической энергии, с обеспечением энерго- и ресурсоэффективности пространственного развития территорий. Должна быть создана конкурентная среда на рынке производства и потребления [в первую очередь в ЖКХ] энергоносителей. Необходимо усиление роли государства [городских структур] при создании [реорганизации] сетевых компаний.

В сообщении Л.Ф. Куляницы, ген. директора ЗАО "ИЦ - "Энергетика-инжиниринг", посвященном опыту разработки и реализации программ энергосбережения на примере демонстрационной зоны [далее - демзона] высокой энергетической эффективности "Санкт-Петербург", подчеркивалось, что хроническая убыточность объектов ЖКХ часто оправдывается необходимостью значительных затрат на восстановление физически и морально устаревшего оборудования.

Учитывая высокую степень централизации инженерной инфраструктуры города, необходимо заведомо убыточные предприятия теплоэнергетики выводить из эксплуатации и покрывать возникающий при этом дефицит тепловой и электрической энергии за счет более эффективных источников предприятий промышленности. Так, по данным ГУ "Петербурггосэнергонадзор", установленная мощность теплоисточников ГУП "ТЭК Санкт-Петербурга" и промышленных предприятий равновелика, но у ГУП "ТЭК" нет резерва, а у промышленных предприятий - есть.

Принцип резервирования обеспечивает надежное функционирование сложных разветвленных систем. Реализация этого принципа означает подключение к процессу энергоснабжения альтернативных источников, вторичных энергоресурсов, дополнительных финансовых ресурсов и т. д. То есть более полное освоение и использование всех финансовых и энергетических источников страны и каждого региона в особенности.

Формирование необходимой для этого инфраструктуры управления в соответствии с действующим законодательством должно осуществляться в условиях государственной поддержки, обеспечивающей нормативно-правовое и финансовое сопровождение. Учитывая невозможность реализации такой задачи одномоментно и повсеместно, правительство предполагало осуществлять ее на демонстрационных пилотных объектах, в число которых должны были войти ряд промышленных ТЭЦ города, теплоисточники промышленных предприятий, а также городские объекты с целевым бюджетным финансированием.

Необходимо снижать зависимость ресурсоэнергоснабжения города от дальнепривозного топлива. Все варианты освоения альтернативных источников энергии требуют значительных затрат и могут быть реализованы только в условиях государственной [федеральной] поддержки. Важно сохранять и развивать отечественное энергомашиностроение.

Практика спонтанного "латания дыр" в энергокомплексе города во многом обуславливается отсутствием плана стратегического развития города и его инженерных инфраструктур. Убыточные котельные ГУП "ТЭК Санкт-Петербурга" включены в систему теплоснабжения города, а более эффективные котельные промышленных предприятий не имеют доступа на рынок тепловой энергии. Преодоление инвестиционного тупика, в котором оказалась отечественная теплоэлектроэнергетика, требует кардинального изменения форм государственной поддержки, осуществляемой в настоящее время через тарифную политику в виде государственных дотаций и льгот по налогообложению.

Такая форма государственной поддержки оправдана в переходный период необходимостью сохранения целостности инфраструктур электроэнергетики и ЖКХ. К сожалению, функции государственного управления свелись к формальным операциям контроля за распределением бюджетных средств при сохранении всей инфраструктуры неизменной. Реализация концепции российских демзон высокой энергоэффективности проводилась в рамках национальной программы энергосбережения в России. Постановлением правительства Санкт-Петербурга в 1997 году была создана демзона высокой энергетической эффективности "Санкт-Петербург", одобрена программа "Энергоэффективные демзоны внедрения пилотных проектов городского хозяйства и промышленности". Исполнение функций управления демзоной поручено "ИЦ - "Энергетика-инжиниринг".

За время существования демзоны были проведены энергетические обследования и разработаны пилотные инвестиционные проекты внедрения энергоэффективных мероприятий по ряду промышленных и коммунальных объектов, в том числе на ФГУП "Адмиралтейские верфи", г. Колпино и ОАО "Ижорские заводы", в микрорайоне Горелово и т. д., всего на 20 объектах. Реализация данных проектов была приостановлена. В последнее время экономическая и политическая ситуация позволяет начать работы по созданию новой инфраструктуры управления, обеспечивающей инвестиционную привлекательность энергокомплекса и сокращение бюджетных дотаций.

В Санкт-Петербурге сегодня отсутствуют какие-либо действующие программы энергосбережения. В 2001 году администрацией города совместно с комиссией при Государственной думе предпринимались усилия по возможному участию Санкт-Петербурга проектами демзоны в ФЦП "Энергоэффективная экономика", однако развития эта инициатива не получила.

Необходимо создать рабочую группу и осуществлять периодический контроль за программными работами демзоны со стороны аппарата полномочного представителя Президента РФ в СЗФО, организовать взаимодействие демзоны с ассоциацией "Северо-Запад" и распространить опыт на весь регион. Требуется нормативно-правовое обеспечение проектов демзоны через систему тарифов экономического развития с использованием опыта демзоны Москвы, более полно использовать интеллектуальный потенциал высшей школы Санкт-Петербурга при реализации проектов демзоны "Санкт-Петербург". Генеральный директор "ИЭЦ-Контакт", член НТС при губернаторе Санкт-Петербурга Н.Н. Дзекцер в кратком сообщении "Энергетический аудит промышленных предприятий как один из основных инструментов энергосбережения" предложил собравшимся следующую схему стратегического направления развития страны: эффективная экономика - энергетика - энергосбережение - энергоаудит [диагностика энергокомплекса].

Системный подход в энергетике иллюстрирует последовательность событий: 1957 г. - спутник [Россия], 1961 г. - Ю. Гагарин, 1962 г. - послание Кеннеди конгрессу, 1969 г. - Apollo-11, 1973 г. - эмбарго ОПЭК, 1977 г. - разработка программы энергетики США. В Латвии реализации программы реконструкции систем тепло- и электроснабжения предшествует комплексный энергоаудит. В Санкт-Петербурге системный подход к энергосбережению имеет место на Ижорском заводе, на предприятиях судостроительной и пищевой промышленности [хлебозаводы, пивзаводы].

Энергетические обследования проводятся в соответствии с Законом РФ [№ 28-ФЗ от 03.04.96], постановлением Правительства РФ [№ 588 от 15.06.98] "Об обязательном энергетическом обследовании", на основе региональных Программ, постановлений и т. д.; ведомственных постановлений [Газпром, Минатом и т. д.]; при установлении индивидуальных энергетических тарифов; инициативно [добровольный аудит].

Основные особенности энергокомплексов промпредприятий:


доля ТЭР в себестоимости продукции [20-25%], в ряде случаев 40-50%; в 3,5-4,5 раза больше, чем в развитых странах [в 1985 г. - в 3 раза больше].

отсутствие научно обоснованных реальных тарифов: электроэнергия [90 к - 3,0 ц, за рубежом 3,5-7 ц], газ [2,6 ц, за рубежом - 15 ц], несоответствие стоимости газа и мазута. Это приводит к дотациям государства, перекрестному субсидированию, отсутствию стимула для энергосбережения. Вместе с тем собираемость платежей, повышение тарифов должны быть направлены на развитие и ремонт энергокомплексов.

Основные результаты энергетического аудита: анализ эффективности работы энергокомплекса; топливный, электрический и тепловой баланс; удельные нормативы и мониторинг потребления ТЭР; перечень мероприятий с укрупненным расчетом инвестиций, потенциала энергосбережения и сроков окупаемости; возможность создания комплексной нормативной базы энергосбережения; разработки энергетического паспорта.

Реструктуризация предприятий. Энергоаудит - "черный ящик" работы энергокомплекса. Примеры предприятий, где проводились работы: завод "Светлана" - создание [ЧРЭП, натриевых ламп], Адмиралтейские верфи, ЦКБМ [электро- и теплоснабжение микрорайона], Волхов - научно обоснованные лимиты электропотребления и ОАО "Ленинградсланец" - создание электротехнологического комплекса для производства нефти и газа из сланцев. Особое значение в процессе энергоаудита играют вопросы повышения надежности энергоустановок, а также экологические проблемы.

По мнению М.В. Раевского, зам. директора ФГУП ГНТК "Модуль", ветроэнергетика является потенциально эффективным источником энергии в России. Недостаток углеводородного топлива, экологические проблемы стали причинами развития возобновляемых источников энергии на Западе.

Для России характерны особые условия работы ветровых электростанций, отличающиеся от зарубежных. В удаленных районах строительство энергосетей, доставка топлива экономически необоснованны. Экономический потенциал энергии ветра в России оценивается в 81 млрд кВт · ч электроэнергии в год.

Cтоимость ветроэнергии устойчиво снижается, а кВт · ч традиционной электроэнергии дорожает.

Ветроэнергетика конкурентоспособна в ряде регионов России уже сейчас, а стоимость ветроэнергии с учетом обслуживания инвестиционных ресурсов сравнима с электроэнергией, вырабатываемой традиционным способом.

Государству следует не финансировать строительство генерирующих мощностей, а создавать условия для окупаемости негосударственных инвестиций. Необходима помощь государства в создании производственной и эксплуатационной отраслевой инфраструктур: инжиниринговой, инновационной и др., в развитии производств по выпуску промышленных ВЭУ большой мощности.

Ветроэнергетику как отрасль энергетики следует создать в Северо-Западном регионе [источник энергии востребован, наличие климатических, экономических условий для ее развития]. Необходимо создание условий для строительства ВЭС на базе ВЭУ большой мощности как полигона для отработки инжиниринговых и экономических аспектов строительства и эксплуатации ВЭС, подготовки кадров, обслуживания ВЭУ.

Успешное развитие ветроэнергетической отрасли возможно только при условии разработки законодательных мер, направленных на ее поддержку.

РЕШЕНИЕ

На данном этапе развития экономики России особую важность приобретает сочетание методов государственного регулирования с программно-целевым подходом, обеспечивающее координированную работу различных государственных и коммерческих организаций на пути реализации важнейших приоритетов государственной экономической и энергетической политики. Учитывая, что настоящая государственная политика направлена на активизацию роста предпринимательской активности, подключение бизнеса к решению стратегических государственных задач, участники круглого стола отметили особую значимость координирующей роли аппарата полномочного представителя Президента РФ в СЗФО в вопросах согласования мероприятий региональных энергетических и федеральных целевых программ, а также в области образования, стимулирования и поддержки стратегических инициатив хозяйствующих субъектов в инновационной, инвестиционной, экологической, социальной, научно-технологической и энергосберегающих сферах. В целях более эффективной реализации основных целей и задач "Энергетической стратегии", а также параметров ФЦП "Энергоэффективная экономика" участники круглого стола решили: Обратиться в аппарат полномочного представителя Президента РФ в СЗФО с предложением о создании постоянно действующего рабочего органа круглого стола по вопросам реализации "Энергетической стратегии" и ФЦП "Энергоэффективая экономика" в тесном взаимодействии с ассоциацией "Северо-Запад".

В рамках постоянно действующего рабочего органа круглого стола установить деловые контакты с Московской торгово-промышленной палатой с целью обмена опытом по организации внебюджетного финансирования программных мероприятий.

Обратиться к руководству Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета с предложением об участии в реализации программы ФЦП "Энергоэффективность в сфере потребления", в том числе по подготовке кадров и повышению квалификации.

Журнал МИР СТРОИТЕЛЬСТВА И НЕДВИЖИМОСТИ - Издательский Дом МИР
http://old.mirpress.ru/msi_05.phtml?arg=arh&bas=ms&st=0&st_n=16