Об уточнении основных положений Энергетической стратегии России на период до 2020 года

Опубликовано: 28.05.2002 17:58

28 мая на заседании Правительства Российской Федерации рассматривался вопрос "Об уточнении основных положений Энергетической стратегии России на период до 2020 года". Материалы по этому вопросу представлены в Правительство Министерством энергетики Российской Федерации (текст публикуется).


I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ

Главной задачей Энергетической стратегии России на период до 2020 года (далее - Энергетическая стратегия) является реализация в топливно-энергетическом комплексе ( далее - ТЭК) принципиальных установок Программы социально-экономического развития России на долгосрочную перспективу. Миссия Энергетической стратегии - совмещение целей и инструментов общей экономической программы Правительства с задачами и действиями государства в важнейшей отрасли производственного сектора экономики - ТЭК.

Цель документа - определить стратегию развития комплекса, учитывающую интересы как государства, так и хозяйствующих субъектов, функционирующих в качестве целостного механизма, призванного обеспечить интересы России и ее граждан.

Экономические интересы государства в области ТЭК можно рассматривать с двух точек зрения:

1. Эффективность функционирования собственно комплекса;

2. Развитие отрасли, обеспечивающее соблюдение стратегических интересов российской экономики в целом.

Одной из особенностей развития ТЭК, как и любой другой отрасли, является наличие комплексных последствий. Поэтому решать имеющиеся и возникающие проблемы необходимо также комплексным путем. В связи с этим безапелляционное выделение однозначных приоритетов представляется тупиковым методом, так как нерешенность любой из поставленных задач может свести на нет возможность выполнения всех остальных и поставить под вопрос выполнение программы в целом. Обособление каких-либо блоков экономических интересов также представляется весьма условным, поскольку при наличии ряда ярко выраженных функций имеется достаточно широкий спектр интересов переходного периода.

В соответствии с этим основной целью Энергетической стратегии на долгосрочную перспективу является:

Энергетическая стратегия призвана обеспечить достижение этих целей; она предусматривает разработку и реализацию комплексной, перспективно ориентированной государственной энергетической политики, направленной на максимально эффективное использование ресурсного, производственного, научно-технического и кадрового потенциала российского ТЭК.

Успешное решение задач устойчивого развития национальной экономики требует поддержания достаточных объемов и темпов роста производства в топливно-энергетическом комплексе.

Современное состояние ТЭК требует проведения структурных реформ, направленных на повышение эффективности работы предприятий, укрепление их финансовой устойчивости, развитие конкуренции, на создание условий для улучшения инвестиционного климата в отраслях.

Структурные реформы представляют собой одну из основных мер, направленных на предотвращение дефицита энергоресурсов, который может стать тормозом поступательного развития всей экономики страны.

В каждой из отраслей структурные изменения будут иметь свою специфику. Например, в электроэнергетике и газовой отрасли они будут направлены в основном на снижение степени монополизации и формирование рыночных механизмов.

Мероприятия в области модернизации и структурных преобразований в ТЭК должны проводиться с целью повышения экономической эффективности деятельности отрасли, обеспечения финансовой устойчивости предприятий, способствовать внедрению передовых, наукоемких технологий. Механизмы должны разрабатываться на основе исследований, соответствующих расчетов, а также на использовании международного опыта.

Основные направления структурной политики государства в сфере энергообеспечения должны быть направлены на:

П. ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЭК

В топливно-энергетическом комплексе России в значительной мере сохранились организационная структура, товарные потоки и система управления, характерные для плановой экономики. Для реформаторских программ также была характерна практика отраслевого управления. Даже в тех отраслях ТЭК, где проведены децентрализация управления, частичная приватизация и переход к свободному ценообразованию, остались элементы планово-распределительной системы (квотирование и распределение поставок, централизованные ограничения).

В результате в отрасли существует ряд проблем системного характера, которые препятствуют созданию условий для эффективного развития отечественной энергетики и экономики в целом. Среди них необходимо выделить:

- неприспособленность организационной структуры ряда отраслей ТЭК к эффективному функционированию в рыночных условиях;

- значительный ресурсный потенциал страны, который используется крайне неудовлетворительно вследствие отсутствия эффективного механизма государственного стимулирования поисково-разведочных работ, освоения и разработки новых месторождений;

- деформированная структура спроса на энергоресурсы, препятствующая эффективному использованию ресурсов и энергосбережению;

- нерациональная структура энергетических рынков и практически полное отсутствие конкуренции, характерное для регионов России;

- чрезмерное применение административных мер регулирования деятельности ТЭК;

- нерациональное расходование энергетических ресурсов, вызванное, в частности, неразвитостью производственной инфраструктуры;

- загрязнение окружающей среды.



Состояние ТЭК и его роль в экономике страны

Россия располагает третью запасов газа в мире, десятой частью мировых запасов нефти и пятой - угля. Роль страны на мировых энергетических рынках в значительной мере определяет ее позиции в глобальном экономическом и геополитическом пространстве.

Не менее важно значение энергетического сектора и для развития внутреннего хозяйства России: ТЭК был и остается фундаментом экономики страны. Перспективы развития народного хозяйства непосредственным образом зависят от энергетического сектора: на его долю приходится более 20% ВВП, более 30% доходов консолидированного (24% только налоговых поступлений) и более половины доходов федерального бюджета (20%), почти 55% валютных поступлений, более четверти объема промышленного производства.

В последнее десятилетие ТЭК в основном обеспечивал потребности страны в топливе и энергии. Преодолен спад и начался рост показателей производства и добычи сырья, объемов переработки топлива, приостановлено сокращение объемов переработки нефти, сохранена энергетическая независимость и энергетическая безопасность России.

Созданы основы законодательной базы, регулирующей хозяйственные отношения в энергетическом секторе экономики.

Несмотря на это, количественные и качественные показатели отраслей ТЭК оказались ниже прогнозируемых. По-прежнему высока энергоемкость экономики, не обеспечиваются необходимые приросты разведанных запасов топлива. Имеются диспропорции в ценовой и налоговой политике государства. Достаточно высок уровень износа основных фондов, в частности, для внутренней системы магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов. Для всех отраслей ТЭК характерны опережающие темпы выбытия стареющих производственных мощностей по сравнению с вводом новых. Недостаточны объемы инвестиций в отрасль. Компании не заинтересованы в привлечении кредитов на инвестиционные нужды, в основном из-за низкой отдачи на вложенный капитал, обусловленной как невысоким уровнем спроса со стороны потребителей на внутреннем рынке, так и отсутствием выхода на внешние рынки.

Вместе с тем, в последнее время наметились позитивные тенденции развития инфраструктуры транспорта энергоресурсов, в первую очередь нефти. Это строительство собственных экспортных нефтетранспортных направлений (Балтийская трубопроводная система, нефтепровод Суходольная-Родионовская), снижающих зависимость России от транзита энергоресурсов по территории сопредельных государств. Растет спрос на продукцию ТЭК и на внутреннем рынке.

ТЭК по-прежнему остается одним из крупнейших источников загрязнения окружающей среды. Сжигание попутного нефтяного газа в факелах, использование устаревших технологий сжигания угля, высокий уровень выбросов загрязняющих веществ в атмосферу представляют собой одну из основных проблем комплекса.



Угрозы национальным интересам России в энергетической сфере

Состояние энергетической безопасности страны достижимо при соблюдении двух главных условий:

Для обеспечения энергетической безопасности необходимо соблюдать следующие принципы:

Основные угрозы энергетической безопасности России таковы:

- недостаточное воспроизводство стратегически важных полезных ископаемых - нефти и газа;

- потенциальный дефицит одного или нескольких видов энергетических ресурсов на внутреннем или внешнем рынке;

- недостаточная обеспеченность извлекаемыми исчерпаемыми ресурсами и их нерациональное использование;

- неконтролируемый рост внутреннего спроса на энергетические ресурсы, деформированная структура внутреннего спроса, обуславливающая чрезмерную зависимость экономики от одного вида энергоносителя;

- потеря конкурентоспособности России на мировых энергетических рынках, снижение национальных выгод от деятельности российских экономических агентов на внешних рынках;

- нарушения в оплате поставок энергоресурсов;

- угрозы аварий и терроризма на энергетических объектах;

- экологические катастрофы и негативные экологические последствия деятельности ТЭК.

В долгосрочной перспективе основным препятствием для надежного, безопасного и экономически оправданного функционирования ТЭК может стать развитие внутренних диспропорций и внешних факторов, способствующих усилению одной или нескольких перечисленных выше потенциальных угроз энергетической безопасности России.

Потенциал и перспективные тенденции развития ТЭК

Максимально эффективное использование топливно-энергетических ресурсов является необходимым условием устойчивого развития страны и роста благосостояния граждан.

Перспективные тенденции развития ТЭК предполагают решение ряда проблем:

I. Обеспечение расширенного воспроизводства сырьевой базы.

Обеспеченность добывающих отраслей разведанными запасами топлива при прогнозируемой потребности промышленности и населения в энергоносителях, а также сохранении стабильных темпов роста добычи, оценивается специалистами:

- по разведанным запасам нефти и газа - несколько десятков лет;

- по разведанным запасам угля - более двухсот лет.

Для обеспечения расширенного воспроизводства сырьевой базы ТЭК необходимо проведение следующих мероприятий:

II. Диверсификация использования энергетического потенциала страны.

III. Ликвидация диспропорций в системе цен на энергоносители.

Для решения накопившихся проблем необходима реализация следующих направлений государственной энергетической стратегии:

- стимулирование опережающего развития производства продукции с более высокой долей добавленной стоимости;

- создание условий для перетока капитала из сырьевых отраслей в сферы производства переработанной продукции, защита инвестиций;

- стимулирование развития транспортной инфраструктуры;

- интенсивное выравнивание диспропорций, в том числе ценовых, в инфраструктурных отраслях ТЭК (электроэнергетика, газ);

- демонополизация этих отраслей;

- повышение финансовой устойчивости и прозрачности деятельности субъектов этих отраслей;

- формирование в них организованной и свободной торговли энергоресурсами.

Выполнение этих задач позволит в перспективе сгладить сырьевую направленность в национальной экономике.



III. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ТЭК

Развитие отрасли в рыночных условиях хозяйствования должно быть основано на:

- согласовании экономических интересов государства и хозяйствующих субъектов;

- оптимизации производственной и отраслевой структуры экономики в целом;

- оптимизации производственной и отраслевой структуры собственно ТЭК;

- достижении равновесия спроса и предложения энергоресурсов на внутреннем рынке;

- реализации инвестиционного потенциала ТЭК;

- преимущественно частной предпринимательской инициативы в реализации целей государственной энергетической стратегии, в том числе в инвестиционной сфере;

- обновлении производственной базы ТЭК на основе новейших достижений научно-технического прогресса;

- эффективном использовании экспортного потенциала ТЭК;

- повышении эффективности в использовании энергии и энергосбережении.

Реализация экономической модели развития ТЭК как части общей концепции экономического развития требует осуществления комплекса мер, в первую очередь, предсказуемой финансово-кредитной политики государства и стабильной налоговой системы.

Управление государственным фондом недр

Темпы прироста разведанных запасов нефти и газа ежегодно снижаются из-за сокращения объемов геологоразведочных работ и начиная с 1993 года не обеспечивают восполнение объемов добычи углеводородного сырья.

Из текущих запасов нефти 19% находятся в подгазовых зонах нефтегазовых залежей, 14% относятся к тяжелым и высоковязким нефтям.

Структура запасов газа России с точки зрения текущей и долгосрочной обеспеченности газодобывающей промышленности представляется более предпочтительной по сравнению с сырьевой базой нефти, но также имеет ряд специфических проблем.

Нуждается в совершенствовании существующая классификация запасов и ресурсов углеводородов в части обеспечения достоверности количественной оценки сырьевой базы углеводородного сырья с учетом изменившихся условий развития экономики страны и мирового опыта.

Требуется внесение принципиальных изменений в сформировавшиеся механизмы воспроизводства сырьевой базы углеводородов, которые не учитывают правовых и экономических реалий, сложившихся в России за годы реформ.

Снижена инвестиционная привлекательность геологоразведочных работ.

Действующим законодательством не в полной мере созданы благоприятные условия, повышающие заинтересованность инвестора вкладывать средства в воспроизводство минерально-сырьевой базы.

Необходимо наращивать сырьевую базу углеводородов. Россия обладает одной из крупных в мире сырьевой базой, позволяющей обеспечить потребности страны в углеводородном сырье на многие десятилетия при условии совершенствования и реализации комплекса мер по ее эффективному использованию и воспроизводству.

Первоочередные меры по воспроизводству сырьевой базы углеводородов должны предусматривать определение приоритетных направлений геологоразведочных работ на нефть и газ на период до 2020 года, а также внедрение механизмов стимулирования и повышения заинтересованности недропользователей инвестировать средства в работы по геологическому изучению недр. Эти работы должны предусматривать:

- возможность продления срока геологического изучения участка недр при выполнении владельцем лицензии условий пользования недрами;

- гарантию недропользователю на бесконкурсное получение права пользования недрами для добычи полезных ископаемых в случае открытия месторождения за счет собственных средств;

- возможность недропользователя компенсировать государству затраты на геологоразведочные работы в случае открытия месторождения за счет собственных и частично государственных средств;

- совершенствование процедуры перехода права пользования недрами и переоформления лицензии на пользование недрами;

- упорядочение системы взимания регулярных платежей при пользовании недрами;

- экономическое стимулирование выполнения условий лицензий;

- повышение ответственности недропользователей за выполнение установленных лицензией условий пользования недрами;

- совершенствование механизма досрочного прекращения права пользования недрами в случае нарушения условий пользования недрами.

- четкое определение понятий поисковой и разведочной площади участка работ, с которых должны взиматься регулярные платежи в случае одновременного проведения поисковых и разведочных работ на одном лицензионном участке недр;

- разработка и введение в действие новой Классификации запасов месторождений, перспективных и прогнозных ресурсов углеводородного сырья, учитывающей экономический аспект разработки месторождений;

- переоценка разведанных запасов и прогнозных ресурсов углеводородного сырья по всей территории Российской Федерации с учетом требований новой Классификации;

- совершенствование системы управления государственным фондом недр, инвентаризация действующих и разработка новых нормативно-правовых и методических документов в сфере недропользования по вопросам углеводородного сырья;

- создание в системе МПР России информационно-аналитического Центра недропользования с целью осуществления сбора, учета и анализа всей информации в сфере недропользования, ведения постоянного мониторинга за выполнением условий пользования недрами, а также выработки предложений для устранения выявляемых негативных факторов, оказывающих отрицательное влияние на эффективное управление государственным фондом недр.

- разработка и внедрение государственной статистической отчетности по выполнению условий пользования недрами, обязывающей владельцев лицензий периодически предоставлять информацию по основным показателям выполнения условий лицензий.

Инвестиционная модель развития ТЭК

Большая часть производственных объектов на сегодняшний день практически выработала свои эксплуатационные сроки. Кроме того, возобновление части основных фондов оказалось экономически невыгодным в связи с изменением условий хозяйствования и прогнозируемым снижением спроса. Все это привело к выбытию основных производственных фондов, которое не покрывается вводом в строй новых производственных мощностей.

Основная причина сложившегося положения - недостаточный объем капиталовложений, направляемых в простое и расширенное воспроизводство, что вызвано следующими факторами:

- отсутствие в течение длительного времени стабильного налогового законодательства (с принятием Налогового кодекса ситуация улучшилась, однако процесс его рассмотрения и принятия продолжается);

- отсутствием коммерческой привлекательности проектов в соответствующих отраслях и высокими коммерческими и некоммерческими рисками.

Инвестиционная модель развития ТЭК включает в себя решение двух задач: наращивание объема инвестиций и изменение их структуры. Она является составной частью общей инвестиционной модели экономического развития Российской Федерации, основанной на вовлечении в инвестиционный процесс всех форм капитала. Основным инструментом стимулирования притока капитала в недостаточно динамично развивающиеся и инвестиционно непривлекательные отрасли станет государственная политика жесткого протекционизма в отношении инвесторов в отраслях ТЭК с высокой степенью износа основных производственных фондов, высокой капиталоемкостью и длительным инвестиционным циклом.

Меры по привлечению дополнительных инвестиций в отрасль должны стать неотъемлемой частью общей экономической политики государства.

К общим мерам государственной поддержки будут относиться:

- улучшение предпринимательского климата в ТЭК, создание ясных и стабильных правил экономической деятельности компаний, в первую очередь на основе стабильного и сбалансированного законодательства;

- совершенствование практики амортизационных отчислений.

Инструменты специальной поддержки инвестиций в приоритетных секторах развития будут включать:

- содействие снижению предпринимательских и некоммерческих рисков инвестирования, поддержка программ страхования;

- снижение административного давления на отдельные отрасли энергетики;

- долгосрочные тарифные гарантии.

Отраслями, нуждающимися в специальных мерах поддержки капиталовложений, являются электроэнергетика, добыча и транспорт газа, добыча и переработка угля, возобновляемые источники энергии, нефте- и газопереработка, нефтехимическая и газохимическая промышленность, транспортная инфраструктура, необходимая для углубления внутренней экономической интеграции и развития приоритетных направлений экспорта энергоресурсов.

Капиталовложения в отрасль будут осуществляться в основном за счет частного сектора экономики. Прямая государственная поддержка в виде финансирования объектов из бюджетов всех уровней инвестиций будет ограничена проектами, имеющими стратегическое значение или высокую социальную значимости.

К числу мер, направленных на стимулирование вовлечения в энергетический сектор необходимых кредитных ресурсов при одновременном сохранении устойчивости бюджетных поступлений, относятся:

Топливно-энергетический баланс

Для государственного сектора экономики балансы топливно-энергетических ресурсов (ТЭБ), а также их разрабатываемые прогнозы, дают информацию о вероятном изменении показателей при сохранении текущих тенденций. Это и в перспективе будет позволять оценить правильность выбранного курса еще до результатов мониторинга.

Важнейшей задачей станет разработка методологии расчета фактических и прогнозных значений ТЭБ. При этом значительная роль отводится осуществлению мониторинга показателей развития отрасли.

Для частного сектора экономики показатели топливно-энергетического баланса будут иметь скорее рекомендательный характер, служить важнейшим ориентиром в процессе разработки долгосрочных программ развития компаний.

Развитие внутренних топливно-энергетических рынков

Удовлетворение внутреннего спроса на энергетические ресурсы высокого качества по стабильным и приемлемым для российских потребителей ценам требует развития конкурентных энергетических рынков и ясными принципами организации торговли.

Демонополизация и частичная приватизация предприятий энергетического сектора в период экономических реформ не сопровождались системными мерами по формированию организованной структуры внутренних энергетических рынков. В результате сохранена избыточная концентрация производства и капитала, а также вертикальная интеграция в большинстве отраслей ТЭК. Система внутренней торговли всеми видами энергетических ресурсов характеризуется недостаточным уровнем конкуренции, отсутствием объективных индикаторов спроса и предложения, непрозрачностью финансовых потоков. Для торговли энергоресурсами характерно наличие закрытых картельных цепочек, препятствующих формированию экономически оправданных цен, а также повышению качества выпускаемой продукции.

Основными задачами развития внутреннего топливно-энергетического рынка является:

Низкая эффективность антимонопольного регулирования и топливно-энергетических бирж в предшествующие годы была неизбежной, поскольку их организация не сопровождалась структурными изменениями в соответствующих отраслях и законодательным закреплением принципов организации внутренних энергетических рынков и государственной политикой по их развитию.

Развитие организованной внутренней торговли энергоресурсами в Российской Федерации с открытым доступом к рынкам всех хозяйствующих субъектов является одним из центральных звеньев системы надежного снабжения энергоресурсами потребителей Российской Федерации.

Развитие внутренних энергетических рынков предполагает также использование системы государственных резервов отдельных видов энергетических ресурсов для проведения организованных товарных интервенций с целью сбалансировать соответствующие рынки.

Управление спросом на энергетические ресурсы и энергосбережение

Структура спроса на энергоресурсы во многом определяет долгосрочные перспективы развития не только энергетического сектора, но и экономики Российской Федерации в целом.

Энергоемкость валового внутреннего продукта в России рекордно высока и не имеет тенденции к снижению. Таким образом одним из направлений государственной энергетической стратегии станет проведение структурных преобразований и энергосбережение, в первую очередь, в ТЭК и других энергоемких отраслях промышленности.

Государственная стратегия энергосбережения проводится недостаточно эффективно. Принимая во внимание важность решения этого вопроса выработка качественно новых подходов в этой сфере представляется более чем своевременной.

Для достижения поставленных целей Россия располагает весьма значительным потенциалом организационного и технологического энергосбережения. Около трети потенциала экономии приходится на отрасли ТЭК, треть сосредоточена в энергоемких отраслях промышленности и строительстве, свыше четверти - в коммунально-бытовом хозяйстве, 6-7% -на транспорте и 3% - в сельском хозяйстве.

Состояние производственной базы отраслей в настоящее время в полной мере обеспечивает платежеспособный спрос на энергосберегающую технику, приборы и технологии. Рынок необходимой промышленной продукции представлен примерно в равных долях тремя группами производителей и поставщиков. Это предприятия бывшего машиностроительного и приборостроительного комплексов, ВПК и продукция зарубежных поставщиков. Последняя характеризуется высоким качеством и надежностью, но ее ценовые показатели превышают отечественные аналоги в 1,5-3 раза. Вместе с тем. Российская экономика и особенно сектор ВПК располагает большим числом разработок в области энергоэффективных технологий. Доведение их до стадии промышленного производства и широкого внедрения является важней задачей государства в рамках выполнения Энергетической стратегии.

Для широкого внедрения энергосбережения необходимо ускоренное развитие его научно-технической базы. Без развития этой сферы внедрение наукоемких и энергосберегающих технологий невозможно. Переход от прямой финансовой помощи государства к системе реализации эффективных бизнес-проектов, страхования коммерческих и некоммерческих рисков, повысит экономическую заинтересованность организаций науки.

Вместе с тем, научные разработки и производство энергосберегающей техники еще не гарантируют их широкого внедрения.

Необходимо принять меры по повышению эффективности использования энергоресурсов для внедрения энергосберегающих технологий в производстве.

Экологическая политика в ТЭК

Топливно-энергетический комплекс является одним из основных источников загрязнения окружающей природной среды в Российской Федерации. На его долю приходится около 48% выбросов вредных веществ в атмосферу и 23% сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты, 22% образования вредных отходов, а также до 70 % выбросов парниковых газов. Серьезной проблемой является концентрация негативного воздействия деятельности предприятий ТЭК в энергодобывающих и энергопроизводящих регионах.

Осуществление программы освоения новых месторождений северных территорий (Тимано-Печорский регион, Восточная Сибирь, Дальний Восток) требует решения проблемы сохранения чрезвычайно уязвимых экосистем этих удаленных регионов с суровыми природно-климатическими условиями.

Одной из важнейших проблем является обеспечение экологической безопасности при реализация крупномасштабных проектов освоения нефтегазовых месторождений шельфа арктических морей и острова Сахалин, морских месторождений Каспийского и Балтийского морей. Эти проекты реализуются в районах богатых рыбными ресурсами, в том числе ценными видами рыб, и другими объектами водного промысла.

С целью обеспечения экологической безопасности, снижения техногенного воздействия на окружающую природную среду в ТЭК необходимо решение следующих основных задач:

- проведение экологически ориентированных реконструкции и технического перевооружения отраслей ТЭК на новой технологической базе путем внедрения высоких энерго - и ресурсосберегающих технологий, обеспечивающих снижение выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду, а также парниковых газов, сокращение образования отходов производства и других факторов вредного воздействия;

- более широкое вовлечение в топливно-энергетический баланс нетрадиционных источников энергии;

- последовательное проведение специальных природоохранных мероприятий, строительство и реконструкция природоохранных объектов, в том числе по улавливанию и обезвреживанию вредных веществ из отходящих газов, очистке сточных вод и другие;

- увеличение использования отходов производства;

- повышение уровня использования попутного нефтяного газа с целью прекращения сжигания его на факелах;

- увеличение использования шахтного метана;

- увеличение темпов рекультивации земель, загрязненных и нарушенных в процессе строительства и эксплуатации энергетических объектов;

- увеличение производства высококачественных моторных топлив с улучшенными экологическими характеристиками, соответствующих европейским нормам;

- организация работ по сертификации новых отечественных и зарубежных природоохранных технологий и технических средств;

- поэтапное внедрение обязательного экологического страхования.

- формирование единой информационной системы на базе локальных, региональных систем экологического мониторинга с использованием ГИС технологий с целью оптимизации природоохранной деятельности и повышения ее эффективности.

Выполнение указанной программы потребует создание гибкой системы экономического стимулирования обеспечения экологической безопасности энергетического сектора, включающей:

- экономическое стимулирование и инвестиционную поддержку высокоэкологичных производств, внедрения экологически чистых энергосберегающих малоотходных и безотходных технологий производства энергоресурсов;

- экономические меры стимулирования рационального использования попутного нефтяного газа с целью прекращения сжигания его в факелах (в первую очередь за счет проведения реформ газового рынка и создания экономически выгодных условий для переработки попутного нефтяного газа);

- создание условий для экономически обоснованного внедрения экологически чистых технологий сжигания угля в процессе роста его потребления электростанциями;

- усиление контроля за соблюдением требований, норм и правил законодательных, иных нормативно - правовых актов в области охраны окружающей среды и повышение экономической ответственности субъектов хозяйственной деятельности (взимание платы) за негативное воздействие на окружающую среду.

В целях выполнения Россией международных обязательств по сокращению выбросов парниковых газов необходимо:

- создание не позднее 2007 г. системы учета и контроля выбросов в атмосферу парниковых газов в энергетическом комплексе России;

- проведение корректировки прогноза выбросов парниковых газов не реже 1 раза в 2 года;

- целевое использование средств от переуступки прав на выбросы парниковых газов на финансирование экологически эффективных проектов, обеспечивающих максимальное сокращение выбросов, отбор и утверждение соответствующих проектов на конкурсной основе;

- организация системы государственной регистрации и контроля сделок, связанной с передачей прав на выбросы парниковых газов.

IV. РОССИЯ НА МИРОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЫНКАХ

Политика России на мировых энергетических рынках имеет важное значение как для перспектив развития национальной экономики, так и для экономического и политического положения России в мировом сообществе.

Государственная энергетическая политика во внешнеторговой сфере будет направлена на переход страны в мировом энергетическом пространстве от роли преимущественно поставщика сырьевых ресурсов к роли самостоятельного участника мирового оборота энергетических товаров, проводящего независимую политику на мировых энергетических рынках. Необходимость этого диктуется как объективными тенденциями к усилению международной экономической интеграции в энергетической сфере, игнорировать которые невозможно, так и потенциальными выгодами от качественного изменения роли России в мировой торговле энергоресурсами.

Перспективы глобальной экономической интеграции применительно к проблемам российского энергетического сектора до сих пор рассматривались в основном с точки зрения влияния на наполнение бюджета государства доходами от экспорта нефтяного и газового сырья. Между тем, в стране не проводилось единой политики регулирования экспорта, импорта и транзита энергоресурсов.

Внешнеэкономическая политика в ТЭК имеет ряд недостатков:

1. Отсутствует тесная взаимосвязь между налоговой, таможенно-тарифной политикой, регулированием доступа к экспортной инфраструктуре транспорта энергоресурсов и развитием надлежащей инфраструктуры.

2. Регулирование экспорта в основном ограничивалось решением двух задач: защиты внутреннего рынка нефти и нефтепродуктов и пополнения бюджета за счет изъятия части доходов экспортеров. В результате многие тенденции развития мировых рынков энергоресурсов не регулируются в достаточной степени, существует также опасность вытеснения российских компаний зарубежными конкурентами на внешних рынках.

3. Россия не имеет последовательной стратегии импорта энергоресурсов, тогда как при определенных условиях импорт может быть весьма выгодным для формирования топливно-энергетического баланса страны.

Государственная энергетическая политика на внешнем рынке, основы которой сформулированы в Энергетической стратегии, будет основана на принципах:

- максимизации национальной выгоды от внешнеэкономической деятельности, с учетом оценки взаимосвязанных последствий политики в области экспорта, импорта и транзита, присутствия российских компаний на мировых рынках энергоресурсов и капитала;

- создания механизмов координации государственной политики в области внешнеторгового регулирования в энергетической сфере;

- стимулирования диверсификации товарной структуры экспорта, повышения объема вывоза продукции с более высокой долей добавленной стоимости;

- диверсификации рынков сбыта энергоресурсов, расширения географии присутствия российских компаний на международных рынках при обеспечении экономической целесообразности такого расширения;

- поддержки проектов по активизации привлечения иностранного капитала в Россию;

- развитие новых прогрессивных форм международного сотрудничества в энергетике, научно-технического сотрудничества.

Интеграция в международное энергетическое пространство

Интеграция России в мировую экономику, перспективы вступления страны во Всемирную торговую организацию, диалог по ратификации Договора к европейской Энергетической хартии, либерализация рынка газа в Европе и иные перемены, происходящие на внешнем рынке, требуют пересмотра тактики поведения не только российских энергетических компаний, но и государства. Ужесточение конкуренции на традиционных рынках сбыта продукции российских энергетических компаний не повлечет за собой потерю рынков только в случае повышения качества продукции российских энергетических компаний, роста их эффективности, оптимизации структуры производства, снижения издержек. Приведение российских стандартов в соответствие с международными стандартами ИСО/МЭК позволит существенно улучшить качество российской энергетической продукции, в первую очередь в нефтепереработке, нефтехимии и газопереработке.

Энергетическая политика в международной области призвана обеспечить:

В соответствии с поставленными целями, международная деятельность России в сфере энергетики будет осуществляться в следующих направлениях:

В течение ближайшего десятилетии экспорт энергоресурсов, включая обязательства России по межправительственным соглашениям, останется одним из основных направлений внешнеторговой деятельности.

Россия должна в качестве одного из ключевых игроков участвовать в установлении справедливых и прогнозируемых цен на энергоресурсы на мировом рынке, справедливых и выгодных как странам-производителям, так и потребителям энергоресурсов.

Необходимо продолжить конструктивный диалог со странами Европы, направленный на расширение рынка сбыта российских энергоресурсов. Сотрудничество с европейскими партнерами может включать в себя реализацию совместных энергетических проектов, обмен опытом в области внедрения передовых научно-технических разработок, совместные усилия в области энергосбережения.

Аналогичные шаги следует предпринять и в отношениях со странами и региональными объединениями других частей мира при условии наличия их потенциального и экономически подкрепленного интереса в поставках энергетической продукции из Российской Федерации.

Государство поддержит участие российских компаний в зарубежных инвестиционных проектах. Принципиальным условием реализации государственной энергетической политики в этой сфере станет отказ от поддержки участия российских компаний в экономически неэффективных проектах, выгодных прежде всего для зарубежной стороны.

Диверсификация структуры энергетического экспорта

В нынешней структуре экспорта России удельный вес товаров топливно-сырьевой группы составляет 56%, из которых почти половина (25%) приходится на сырую нефть.

В области экспорта энергоресурсов одним из перспективных направлений является увеличение объемов поставок обработанной продукции.

Диверсификации товарной структуры экспорта должна основываться на соответствующих изменениях в сфере производства топливно-энергетических товаров.

Государственная поддержка диверсификации экспорта будет производиться в следующих направлениях:

- поступательное улучшение инвестиционного климата в сфере производства продуктов переработки энергетического сырья;

- создание мерами тарифно-таможенного регулирования наиболее благоприятных условий для продвижения на внешних рынках российской продукции высоких стадий обработки и новейших технологий.

Реализация соответствующей положений Энергетической стратегии позволит переломить тенденцию опережающего развития сырьевого экспорта.

Перспективные внешние рынки

Эффективная внешнеторговая политика в сфере ТЭК должна базироваться на оценке перспективных энергетических рынков, расширение присутствия на которых будет выгодным для страны.

Укрепление позиций России на мировых энергорынках позволит не только максимально реализовать экспортные возможности отечественного ТЭК; этого требуют и интересы экономической безопасности страны.

Настоящая Стратегия не ставит целью определение приоритетов в использовании экспортного потенциала ТЭК России для достижения геополитических и стратегических целей. Вместе с тем, объективные тенденции в экономическом развитии Содружества Независимых Государств, а также набирающие силу процессы глобализации мировой торговли, диктуют вывод о том, что взаимодействие с государствами всех регионов мира, в том числе со странами-членами СНГ, должно основываться на принципе извлечения Россией национальной выгоды.

При сотрудничестве со странами СНГ следует исходить из принципа верховенства экономического интереса, оценки выгодности предполагаемых контрактов.

В частности, Россия заинтересована в долгосрочном масштабном вовлечении в свой топливно-энергетический баланс углеводородных ресурсов (особенно природного газа) центрально-азиатских стран-участниц СНГ. Это не только позволит экономить ресурсы северных газовых месторождений России для будущих поколений и избежать необходимости форсированных капиталовложений в их разработку, но и даст ей возможность уменьшить давление на рынки, которые представляют стратегический интерес для самой России. В интересах России участие национальных компаний в проектах по расширению инфраструктуры транспорта энергоресурсов по территории стран-участниц СНГ. Приоритетными направлениями сотрудничества будут восстановление и дальнейшее развитие единой электроэнергетической системы стран Содружества, укрепление минерально-сырьевой базы стран СНГ, участие России в разработке и эксплуатации месторождений нефти и газа и строительстве электроэнергетических объектов в странах Содружества. К числу стратегических приоритетов относится и решение комплекса проблем на Каспии, включая подготовку конвенции по правовому статусу Каспийского моря.

Энергоресурсы России и в дальнейшем будут играть существенную роль на энергорынке стран Европы, который в перспективе останется одним из основных рынков сбыта продукции российского ТЭК. Расширение Европейского союза, промышленный рост в странах ЕС должны сыграть положительную роль в расширении российского экспорта на этом рынке и максимизации национальных выгод от поставок энергетических ресурсов в страны Европы.

Объединение в параллельную работу электроэнергетических систем России и стран Европы отвечает взаимным долгосрочным интересам России и европейских государств и будет способствовать усилению конкуренции на европейском электроэнергетическом рынке, развитию экспорта российской продукции.

Перспективными для России является североамериканский энергетический рынок, в особенности США. Преодоление рецессии в американской экономике и прогнозы ее долгосрочного роста позволяют рассчитывать на расширение потребности США в энергетических ресурсах. Интересы России связаны с обеспечением стабильного сбыта собственной нефти и продуктов ее переработки по экономически обоснованным ценам. США может стать долгосрочным рынком сбыта продукции российской нефтяной отрасли, а американский капитал - источником инвестиций в развитие экспортных направлений транспортировки российской нефти и продуктов ее переработки. Кроме того, США являются перспективным рынком сбыта энергетической продукции российской атомной промышленности.

Важнейшую роль для российской энергетической политики во внешнеторговой сфере будет играть рынок Азиатско-тихоокеанского региона. Прогнозы динамичного экономического развития в этом регионе, в первую очередь в странах Северо-Восточной Азии, определяют существенные возможности как для расширения экспорта энергетической продукции, технологий и рабочей силы из России и государств - участниц СНГ, так и для расширения присутствия на Азиатско-тихоокеанском рынке. Основными партнерами в экономическом сотрудничестве станут Китай, Корея, Япония, Индия - перспективные рынки сбыта газа, нефти, электроэнергии, атомных технологий и продукции ядерно-топливного цикла. К 2020 году энергетический экспорт в этом географическом направлении станет основой структуры экспорта продукции российского ТЭК.

Несомненно, что при рассмотрении внешних рынков нельзя обходить вниманием рынки Ближнего Востока, Южной Америки, Африки и других развивающихся стран. Именно благодаря тому, что страны этих регионов обладают собственными запасами полезных ископаемых целесообразно рассматривать их как потенциальных потребителей услуг российских энергетических компаний, присутствие которых только укрепит позиции России в соответствующих регионах.

Вступление в международные альянсы государств-поставщиков отдельных видов энергетических ресурсов целесообразно только в том случае, если это отвечает национальным интересам России. Россия будет проводить политику конструктивного диалога как с государствами - нетто-импортерами энергетических ресурсов и потенциальными покупателями российской энергетической продукции, так и со странами - нетто-экспортерами нефти, газа, угля и других энергоресурсов. Конечная цель этой политики - добиться выгодных условий торговли энергетическими ресурсами на мировом рынке.

Твердые позиции России на мировых энергетических рынках позволят не только обеспечить стабильный доход от экспорта продукции ТЭК, но и существенно укрепить политические позиции страны в мире.

V. СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

Одной из важнейших целей государственной энергетической стратегии в долгосрочной перспективе является гарантированное снабжение энергетическими ресурсами населения, социально значимых и стратегических объектов.

В этих целях необходимо разработать экономические механизмы, приведение в действие которых не будет сдерживать развитие рыночных преобразований. В то же время, чрезмерная административная защита социально значимых институтов в форме запретов ограничений на подачу им энергетических ресурсов, снижает финансовую дисциплину и приводит к расточительному использованию энергоресурсов.

Наиболее эффективными методами гарантированного энергообеспечения социальных и стратегических объектов признаны бюджетное финансирование, адресная помощь малоимущим слоям населения, создание эффективной системы автономного и резервного обеспечения соответствующих объектов энергетическими ресурсами.

Задачи государственной энергетической стратегии в социальной сфере таковы:

- создание институтов, ответственных за снабжение энергоресурсами населения, объектов жизнеобеспечения, стратегических объектов (гарантирующих поставщиков), и соответствующее снятие социальной нагрузки со свободных рынков энергоресурсов;

- обеспечение эффективной системы социальной защиты малоимущих слоев населения в условиях структурных реформ в большинстве отраслей ТЭК;

- рационализацию системы расходования бюджетных средств, направляемых на финансирование социальной помощи и инвестиции в

- развитие энергетического сектора: переориентацию бюджетных инвестиций в энергетику от инвестирования в предприятия к инвестированию в резервные запасы энергоресурсов снабжения социально значимых и стратегических потребителей;

- расширение социальных гарантий работникам ТЭК;

- диверсификацию производства в городах, построенных на базе градообразующих предприятий;

- обеспечение производственной безопасности и охраны труда, социальных гарантий работникам ТЭК.

Стратегия развития ТЭК в социальной области включает также преодоление неблагоприятных социальных последствий функционирования градообразующих производств. Необходимо уделить особое внимание безопасности труда на предприятиях ТЭК. В настоящее время контроль государства за соблюдением правил безопасности труда крайне низок, поэтому представляется целесообразным дополнить административный контроль мерами экономического стимулирования предприятий ТЭК по соблюдению правил техники безопасности.

VI. РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТЭК

Нестабильность обеспечения энергетическими ресурсами регионов России и территориальное обособление внутренних энергетических рынков представляют собой основные угрозы энергетической безопасности страны на региональном уровне. Единый рынок топливно-энергетических ресурсов может быть создан только при условии обеспечения равного доступа всех желающих к энергоресурсам любого региона страны вне зависимости от степени его природной обеспеченности минеральным сырьем и фактически сложившейся структуры размещения производительных сил его энергетического сектора.

Важнейшим условием сбалансированного развития ТЭК станет единство целей и методов государственной энергетической политики на федеральном и региональном уровнях.

Целями федеральной региональной политики в ТЭК на средне- и долгосрочную перспективу будут являться:

- углубление межрегиональной интеграции и создание единого экономического пространства в энергетической сфере, в первую очередь, путем развития межрегиональных рынков энергоресурсов и транспортных инфраструктур;

- законодательное разграничение полномочий федеральных, региональных и местных органов власти на базе единообразия принципов и механизмов регулирования энергетического сектора страны, установления правовых основ единого рынка энергоресурсов;

- сбалансированное развитие производительных сил в ТЭК, обеспечение равного доступа потребителей к природным богатствам страны и достижениям народного хозяйства в области развития ТЭК в предыдущие годы;

- оптимизация территориальной структуры потребления топливно-энергетических ресурсов при условии максимального использования ресурсов региона.

Реализация Энергетической стратегии на региональном уровне будет способствовать раскрытию потенциала развития энергетического комплекса и обслуживающей его инфраструктуры.

Особое внимание будет уделено диверсификации системы снабжения энергетическими ресурсами регионов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Для каждого из этих регионов будут разрабатываться индивидуальные планы повышения их обеспеченности энергетическими ресурсами.

Региональная энергетическая политика должна исходить из необходимости:

Для достижения основных целей региональной энергетической политики предусматривается осуществление следующих функций:

Для всех административных образований Российской Федерации общими направлениями энергетической политики являются:

Реализация системных мер федеральной региональной политики в ТЭК позволит ликвидировать основные ограничения развития единого энергетического рынка, четко разграничить полномочия федеральных, региональных и местных властей, создать условия для интенсивного развития энергетики в регионах, сгладить неравномерность в обеспечении энергоресурсами регионов.

VII. РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

Экономическое развития отраслей ТЭК будет иметь сбалансированный, взаимоувязанный характер. Произойдет переход от бессистемной оценки тенденций развития отраслей ТЭК и эпизодического решения отдельных отраслевых проблем к комплексной государственной энергетической стратегии, основанной на единой экономической модели развития ТЭК. Развитие отраслей будет происходить в соответствии с общими принципами государственной энергетической политики.

Нефтяная промышленность

Для нефтяной промышленности не характерно большинство проблем, свойственных другим отраслям ТЭК. Добыча и реализация нефти и продуктов ее переработки приносит высокую прибыль как на внешнем, так и на внутреннем рынках. Отрасль располагает значительными источниками инвестиций, однако структуру капиталовложений необходимо оптимизировать.

Инвестиции в нефтяной отрасли осуществляются главным образом в производство сырья.

В нефтяной промышленности России происходит естественное качественное ухудшение сырьевой базы вследствие отработки в первую очередь наиболее доступных и хорошо подготовленных месторождений.

Потенциально новые нефтегазоносные провинции Европейского Севера, Восточной Сибири и Дальнего Востока гораздо скромнее по запасам полезных ископаемых, чем Западная Сибирь, и их детальная разведка и добыча будет требовать значительных капиталовложений.

Особое внимание следует уделить развитию малых и средних нефтедобывающих производств, которые вносят весомый вклад в вовлечение в хозяйственный оборот небольших месторождений и малорентабельных нефтяных скважин.

Перспективными направлениями государственной энергетической стратегии в нефтяной отрасли будут:

- создание условий для сохранения высокой степени конкуренции, и как следствие для поддержания эффективности нефтяной отрасли за счет обеспечения равных и прозрачных условий хозяйствования для всех участников нефтяного рынка;

- содействие всеми имеющимися в распоряжении государства политическими и экономическими инструментами расширению участия российских нефтегазовых компаний в мировых товарных рынках, в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности других стран;

- поддержка в освоении российскими нефтегазовыми компаниями зарубежных проектов, выгодных для Российского государства;

- поощрение кооперирования компаний в освоении новых нефтегазоносных провинций на территории России и за ее пределами;

- использование долгосрочных механизмов государственного регулирования, направленных на улучшение инвестиционного климата в нефтяной отрасли;

- стимулирование инвестиций в развитие производств, обеспечивающих повышение качества нефтепродуктов и продуктов нефтехимии, их соответствие мировым нормам в области экологии;

- создание транспортных технологий, обеспечивающих сохранение качества добываемой нефти при поставках на внешний и внутренний рынок;

- стимулирование открытой торговли и конкуренции на внутреннем рынке нефтепродуктов и нефти;

- своевременное формирование транспортных систем в новых регионах добычи нефти и газа;

- приоритетное развитие инфраструктурных комплексов, обеспечивающих экспортные поставки нефти и нефтепродуктов, в том числе на новых перспективных направлениях;

- обеспечение закрепленного в действующем законодательстве равнодолевого доступа к нефтетранспортной инфраструктуре.

Целями развития нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отраслей должны стать:

Газовая промышленность

Значение газовой отрасли в рассматриваемый период будет не только расти, но и видоизменяться качественно. На внутреннем рынке магистральным направлением - в соответствии с общемировой тенденцией -станет стабилизация и последующее снижение доли газа, применяемого для производства электроэнергии. При этом структура производства и распределения будет основываться на учете особенностей развития и потребностей регионов.

Ответственные задачи перед газовой отраслью ставят перспективы либерализации газового рынка в Европе и возможное присоединение России к Договору к Энергетической хартии. От государства требуется гибкость подходов к экспорту газа, которая, с одной стороны, позволила бы российским газовым компаниям участвовать в открытой системе общеевропейской торговли газом, а с другой стороны, минимизировать потери экспортной выручки российских газовых компаний и риски при переходе к оптовой торговле газом в Европе.

Долгосрочные цели государства в газовой отрасли будут следующими:

- расширение сферы применения рыночных цен на газ на внутреннем рынке;

- повышение эффективности экономической деятельности ОАО "Газпром" с возможным изменением внутренней структуры, рационализация использования ресурсов при сохранении оптимального уровня концентрации производства и капитала, обеспечивающей его сохранение в качестве базового производителя газа в стране, ликвидация препятствий для развития рыночных отношений во внутрироссийской торговле газом;

- стимулирование разработки новых газовых месторождений, в том числе независимыми производителями;

- максимизация выгод национальной экономики от экспорта газа.

Поскольку реальные возможности для замещения газа другими видами энергоносителей (использования угля и урана в производстве электроэнергии) не столь велики, основные усилия государства по энергосбережению будут сосредоточены в газовой отрасли.

Как разведанные месторождения, так и недоразведанные, в силу объективных условий и значительной удаленности, потребуют более значительных капитальных вложений.

Электроэнергетика

Значение и роль электроэнергетики в национальной экономике трудно переоценить. Доля в общероссийском объеме добавленной стоимости непосредственно от производства и реализации электроэнергии составляет почти 3%, прямые поступления в государственный бюджет - около 5%. И это только прямое участие, не говоря уже о том, что производство, распределение и потребление других видов продукции, товаров широкого потребления и услуг без электричества невозможно.

В силу резкого ухудшения показателей промышленного производства с начала 90-х годов и, соответственно, снижения потребления электроэнергии (почти на 25%), вопрос о проблемах отрасли не стоял настолько остро. Даже сейчас потребности страны в электрической энергии пока практически полностью удовлетворяются. Однако из-за недостаточного инвестирования предприятия работают на пределе своих возможностей.

Действующая система хозяйствования в электроэнергетике, несмотря на проведенные в 1992-2001 годах реформы, во многом сохранила прежнюю планово-распределительную. Несмотря на имеющиеся положительные эффекты реформ - относительную финансово-экономическую стабильность и столь же относительную независимость от внешних факторов - решение многих проблем пока не найдено.

Основные проблемы развития электроэнергетической отрасли и направления государственной политики в области их решения намечены одобренными Правительством Российской Федерации Основными направлениями реформирования электроэнергетики Российской Федерации, утвержденными в 2001 году.

Вместе с тем, глубокие институциональные преобразования в электроэнергетике пока не увязаны с реформами в смежных отраслях энергетического сектора (в первую очередь, газовой промышленности).

Реализация одобренной Правительством Российской Федерации программы реформирования электроэнергетики, создание полноценного конкурентного рынка электроэнергии, разделение естественно-монопольных и конкурентных видов деятельности, снятие с государства ряда несвойственных ему функций управления конкурентными отраслями электроэнергетики - неотъемлемая часть новой экономической модели развития ТЭК и модернизации энергетического сектора, предусмотренных Энергетической стратегией.

Проведение реформы электроэнергетики необходимо. Монополистический тип развития себя уже исчерпал. Вместе с тем, реформы не должны проводиться революционным путем. При этом каждому шагу должны предшествовать расчеты последствий принимаемых решений с учетом климатических особенностей, структуры и практики размещения производства, уровня энергопотребления, существующих межсистемных электрических связей, транспортной инфраструктуры и т.д. И только после анализа расчетов можно приступать к следующему шагу.

Теплоснабжение

В системах централизованного теплоснабжения производится около 70% тепла, из них половина - на ТЭЦ в комбинированном цикле.

Степень износа производственных фондов теплового хозяйства чрезвычайно высока, кроме того, большая их часть характеризуется крайне низкой производительностью. Закрытию ТЭЦ, которые, с одной стороны, низкоэффективны, а с другой выступают безальтернативными источниками теплоснабжения, должен предшествовать анализ социальных последствий принятия таких решений.

Опыт промышленно развитых стран с сопоставимыми климатическими условиями (Канада, страны Скандинавии) свидетельствует, что развитие теплоэнергетики за счет децентрализованных источников теплоснабжения существенно повышает рыночный потенциал электроэнергетики, усиливает возможность влияния потребителей на производственные и экономические показатели функционирования систем теплоснабжения. Вместе с тем, переход на такую систему требует больших капиталовложений.

Значительная доля поставляемых на внутренний рынок энергоресурсов приходится на цели теплоснабжения. Региональная структура потребления весьма неоднородна. Так, например, в Европейской части России доля потребления угля крайне низка, поскольку здесь преобладают ТЭЦ, работающих на газе. А на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, кроме гидроэнергии потребляется в основном уголь. Таким образом, принятие решения об увеличении объемов производства каждого вида топлива требует экономического обоснования с учетом местонахождения потребителя.

Угольная промышленность

С начала 1990-х годов были проведены реструктуризация и приватизация угольной промышленности России. Вместе с тем, эти преобразования оказались недостаточными для преодоления кризиса в отрасли, хотя она располагает объективными условиями для эффективной работы.

Угольная промышленность России обладает подготовленной сырьевой базой для полного удовлетворения потребностей экономики страны в угольном топливе. Исходя из намеченных высоких темпов развития экономики и в целях снижения риска перебоев в энергообеспечении народного хозяйства отрасль должна иметь реальные резервы для наращивания объемов добычи угля, величина которых будет соответствовать растущему спросу. Большое внимание должно быть уделено качеству угольной продукции. Это обуславливает широкое применение прогрессивных методов переработки и обогащения углей с целью приближения их качества к мировым стандартам.

В отрасли сохраняется ряд проблем, к числу которых относятся:

- недостаточный уровень внутриотраслевой конкуренции, а также наличие недобросовестной межотраслевой конкуренции (в основном с природным газом);

- монопсонический и закрытый характер рынков сбыта энергетических и коксующихся углей, который обуславливает избыточные рычаги давления потребителей на предприятия угольного сектора, отсутствие свободных организованных рынков торговли углем, долгосрочных договоров сбыта продукции;

-конкуренция с импортным углем;

- высокая стоимость и низкое качество транспортировки углей железнодорожным транспортом на дальние расстояния, сдерживающая развитие системы внутренней торговли углем;

- самый низкий в ТЭК объем инвестиций;

- экологические проблемы.

Решению отраслевых проблем будет способствовать повышение организованности внутренних угольных рынков, стандартизация сделок с приданием им долгосрочного характера. Реструктуризация угольной отрасли с закрытием неперспективных шахт и разрезов будет в основном завершена, развитие отрасли будет осуществляться на базе экономически эффективных предприятий.

Опыт развития угольной отрасли в новых экономических условиях выдвигает на первый план задачу обеспечения прозрачности финансовых потоков в отрасли.

Важным направлением государственной энергетической стратегии станет ужесточение экологического контроля. В частности, его усиление требуется в отношении импортируемых углей, которые характеризуются наибольшими показателями зольности и содержанием вредных примесей. Экономическая поддержка будет оказываться высокоэкологичным технологиям сжигания угля на электростанциях, расширению использования коксующихся углей в металлургическом производстве.

На перспективу основными угледобывающими регионами федерального значения по-прежнему останутся Кузнецкий и Канско-Ачинский угольные бассейны. Межрегиональное значение также будут иметь месторождения Восточной Сибири, Печорского, Донецкого и Южно-Якутского угольных бассейнов.

Основным направлением улучшения технологической структуры добычи угля является увеличение удельного веса открытого способа добычи с доведением его, в течение рассматриваемого периода, до 80 %.

Подавляющая часть общей добычи угля в стране будет обеспечена крупными предприятиями.

Регулирование внешнеторгового оборота угля будет осуществляться с помощью взаимосвязанного развития инфраструктуры по транспорту угольной продукции (портовых терминалов по перевалке угля). При этом необходимо совершенствование системы регулирования импорта и экспорта углей.

Развитие возобновляемых источников энергии

Нетрадиционные (возобновляемые) источники энергии (биомасса, солнечная энергия, энергия ветра, геотермальная энергия и т.д.) являются основным потенциалом стратегических ресурсов энергетики, поскольку они замещают невозобновляемые углеводородные ресурсы. Их использование оказывает меньшее вредное влияние на окружающую среду. Развитие нетрадиционной энергетики будет отдельным направлением государственной энергетической политики.

Поддержка развития и применения нетрадиционных источников энергии включает в себя:

- прямую финансовую поддержку фундаментальных исследований в области развития возобновляемых источников энергии с целью поиска новых технологий в этой сфере;

- обеспечение условий для ускоренного развития данной отрасли ТЭК, включая государственные меры поддержки по привлечению дополнительных инвестиций.

Вышеназванные меры подготовят условия для повышения темпов роста использования возобновляемых источников в период, когда выработка месторождений ископаемых ресурсов с более легкими условиями добычи и удорожание традиционных первичных энергоресурсов, добываемых на новых месторождениях с более сложными условиями, сделает стоимость производства традиционных и нетрадиционных источников энергии более сопоставимой.

Возобновляемые энергоресурсы потенциально способны полностью обеспечить внутренний спрос страны на энергоресурсы, однако, из-за их высокой стоимости, еще долгое время доля таких ресурсов в структуре топливно-энергетического баланса страны будет незначительной.

Общие гидроресурсы России по своему потенциалу сопоставимы с общей выработкой всех электростанций страны. Однако их освоение (за исключением использования малых и микро-ГЭС) требует значительных капитальных вложений, предусматривает длительные сроки строительства, приводит к затоплению огромных территорий, оказывая значительное воздействие на окружающую среду вследствие сосредоточения больших запасов воды в ограниченном пространстве. Вместе с тем, учитывая ограниченность запасов органического топлива, напряженный баланс и прогнозируемый значительный рост цен на него, целесообразно максимально возможное развитие гидроэнергетики.

Кроме того, предстоит большая работа по рациональному использованию мощностей существующих ГЭС.

Основной импульс развитие возобновляемых источников энергии получит в период после 2015 года, когда, с одной стороны, научно-технический прогресс позволит существенно снизить стоимость их производства, а с другой стороны, энергетические рынки в достаточной степени адаптируются к ценам на них.

Транспортная инфраструктура

В перспективе транспортные ограничения технологического характера способны стать одной из серьезных препятствий при реализации долгосрочных целей Энергетической стратегии. Неразвитость трубопроводной транспортной инфраструктуры сдерживает разработку перспективных нефтегазоносных полей Восточной Сибири и Дальнего Востока, имеющих ключевое значение для развития экспорта нефти и газа в страны Азиатско-тихоокеанского региона. Отсутствие у России собственных глубоководных портов лишает страну возможности маневрировать при проведении политики на мировых рынках энергоресурсов. Отсутствие прочных электрических связей между Европейской частью России, Сибирью и дальневосточным регионом, несбалансированность тарифных систем в железнодорожных перевозках и трубопроводном транспорте и значительно ограничивают развитие единых внутренних рынков энергоресурсов, способствуют усилению экономической изоляции отдельных регионов России.

Поэтому транспортная инфраструктура нуждается в особых мерах поддержки.

Целью такой политики будет обеспечение сбалансированного развития всех систем транспортировки энергетических ресурсов (нефте-, нефтепродуктопроводов, газопроводов, систем перевозок энергоресурсов железнодорожным и водным транспортом, транспортных терминалов и портов энергетические сети и т.д.) для:

- усиления внутренней экономической интеграции;

- развития инфраструктуры в новых районах добычи (производства) энергетических ресурсов;

- содействия развитию перспективных направлений экспорта энергоресурсов.

Действия по улучшению работы в области развития транспортной инфраструктуры должны быть направлены на:

Прогнозируемый рост экономики и связанный с этим рост грузооборота требует обновления транспортных средств. Собственных средств предприятий транспорта для этого будет недостаточно. Поэтому, наряду с увеличением эффективности использования собственных средств, важной задачей будет привлечение дополнительных инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры.

Принятие законодательства о концессиях позволит привлечь значительные средства инвесторов для строительства глубоководных портов, способных принимать океанские суда и увеличивающих возможности России по экспорту нефти, в том числе, на американский рынок. Это даст возможность к участию в строительстве соответствующих портовых сооружений иностранный капитал, в том числе американский.

Для России с ее уникальным географическим и геополитическим положением особое значение имеют проблемы транзита энергоресурсов. Территория России должна стать важным транзитным коридором для энергоресурсов центральноазиатских и прикаспийских государств.

Поддержка будет оказываться и перспективным трубопроводным проектам за пределами территории России.

Единая система установления тарифов на транзит энергоресурсов будет способствовать повышению конкурентоспособности трубопроводов, проходящих по территории России, по сравнению с трубопроводными системами других государств.

Развитие транспортной инфраструктуры имеет отраслевую специфику.

Строительство новых магистралей предполагается осуществлять за счет кредитов и средств инвесторов.

Развитие транспортных систем будет осуществляться под государственным контролем и будет направлено на определение и ликвидацию узких мест этих систем, препятствующих развитию внутренней торговли энергоресурсами.

В электроэнергетике будут созданы особые условия поддержки инвестиций в строительство электросетевой инфраструктуры, обеспечивающей прочные электрические связи между Сибирью и Европой, Восточной Сибирью и дальневосточным регионом. Эти проекты будут реализовываться при освобождении от большинства административных ограничений, присутствующих в электросетевом бизнесе. Будет разрешена передача электроэнергии по тарифам, гарантирующим окупаемость проектов. Сооружаемые объекты будут освобождаться на определенный период от обязательств, связанных с вхождением в состав единой национальной электрической сети.

Развитие единой национальной сети силами федеральной сетевой компании будет направлено на устранение основных внутренних ограничений пропускной способности электрических сетей, препятствующих свободной торговле электроэнергией в объединенной энергозоне Европы и Урала.

В целом успешная реализация политики развития транспортной инфраструктуры будет способствовать сбалансированному развитию ТЭК в долгосрочной перспективе.

VIII. РЕАЛИЗАЦИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ

История России свидетельствует о том, что даже во времена сильного административного контроля за функционированием экономики ни один из планов экономического развития даже на 5 лет не был выполнен по натуральным показателям. Более того, чрезмерная адресация к конкретным пообъектным показателям экономического развития при стратегическом планировании снижает гибкость стратегии по отношению к различным сценариям развития и угрожает кризисными последствиями при возникновении отклонениях от заданных показателей, предсказать которые на сегодня невозможно. Вместе с тем, в процессе реализации Энергетической стратегии необходимо проведение мониторинга основных показателей функционирования отрасли.

Система реализации Экономической стратегии включает в себя комплекс мер экономического регулирования в сочетании с административными мерами воздействия.

Не подлежит сомнению, что меры по реализации Энергетической стратегии определяются поставленными в ней задачами. Однако общим условием решения всех этих задач является формирование комплексной нормативно-правовой базы, обеспечивающей стабильное развитие ТЭК, отдельные положения которой дополняли бы друг друга. Необходимость создания такой базы - одна из актуальнейших задач Энергетической стратегии; лишь при ее наличии можно говорить о ее реализации.

На реализацию целей Энергетической стратегии должны быть направлены и институциональные преобразования - они будут предусматривать, в частности, развитие системы бирж по реализации топливно-энергетических ресурсов.

Возможности государственного воздействия на экономические процессы в значительной степени определяются долей собственности государства в предприятиях той или иной сферы деятельности. Энергетическая стратегия должна предусматривать пропорциональное, экономически обоснованное соотношение между государственной и частной собственностью.

При условии научно обоснованного подхода к регулированию деятельности ТЭК к 2020 году должны быть достигнуты следующие результаты, намеченные в Энергетической стратегии:

- насыщение внутреннего рынка энергоресурсами при оптимальном соотношении между экспортом и внутренним потреблением;

- достижение оптимальной структуры потребления энергоресурсов;

- установление оптимального соотношения и уровня цен на различные виды энергоресурсов без инфляционного давления на экономику;

- устранение структурных диспропорций в ТЭК;

- значительное повышение эффективности производства во всех отраслях ТЭК;

- повышение эффективности и совершенствование товарной структуры экспорта продукции ТЭК;

- сведение к минимуму вредного воздействия ТЭК на окружающую среду;

- решение социальных проблем, связанных с развитием ТЭК.

Высокая степень организации и концентрации усилий всех органов государственной власти при осуществлении этих мер позволит реализовать предлагаемую Энергетическую стратегию.

http://www.government.gov.ru/archiv/data/news_text.html-he_id_15_news_id_5380.htm