28 и 29 октября. Проблемы экологии в контексте цифровой трансформации общества... Архитектура. Инженерия. Цифровизация. Экология» пройдет в...


КАРСТОВЫЕ ПРОВАЛЫ

ПРЕДСКАЗУЕМЫ ЛИ КАРСТОВЫЕ ПРОВАЛЫ?


Алена Фирсова

Участники международного проекта ЮНЕСКО «Корреляция мировых карстовых экосистем», посетив районы карстовых образований, связанных с Братским водохранилищем, были поражены масштабами произошедших здесь в последние десятилетия изменений. Руководитель группы, академик Юань Даосян из Китая признался: «Я побывал в разных странах, видел многое — громадные воронки, гигантские провалы, но таких карстовых образований, которые возникли в связи с созданием водохранилища, нигде в мире нет».

— Карстовый процесс — это образование провалов в земной коре, — поясняет организатор рабочего совещания участников проекта в Иркутске, заведующий лабораторией Института земной коры, доктор геолого-минералогических наук Юрий Тржцинский. — В мире есть провалы грандиозные, до ста метров, у нас же создание Братского водохранилища спровоцировало активизацию карстового процесса. Произошло растворение водой карбонатных и гипсовых пород, образовались пустоты, полости, подземные пещеры. Особенно много их в Бурятии в районе поселков Хадах, Новонукутск, Мельхитой, где развиты гипсовые и гипсоносные породы.

До создания водохранилища провалы тоже были, старые, заросшие. Если раньше породы находились в сухом состоянии, то сейчас, когда поднялся уровень подземных вод, они обводнились, и процесс пошел более активно. Правда, эти процессы прогнозируемы. У истоков всех работ по водохранилищам стоял Михаил Одинцов. В свое время над проблемой работали сотрудники ИЗК Герман Вологодский и Григорий Пальшин. Они сделали прогноз и предсказали, что зона развития карста будет простираться на три километра. Сейчас она распространилась уже на шесть. По сути, идет катастрофический процесс, который может приводить к жертвам. (Например, трактор на поле вдруг проваливается в воронку.) На месте провалов формируются водоемы до 50 метров в диаметре и глубиной свыше 30 метров. Были деформации зданий. Многое зависит от уровня Братского водохранилища, а он очень непостоянен.

Институт земной коры СО РАН в Иркутске — единственный в мире, занимающийся процессами разрушения берегов. Раньше на водохранилищах институт имел около 40 стационаров, он обладает уникальными 30-летними рядами наблюдений. Сам я с 1956 года занимаюсь Братским водохранилищем. Недавно вышла наша книга, которая отмечена премией губернатора. В ней рассматриваются не только карстовые процессы, но и другие проблемы, связанные с водохранилищами на Ангаре, на Енисее. Вообще могу сказать, что гидрогиганты — это хорошо, но с точки зрения экологии надо было подумать о создании небольших станций, которые бы не вызывали таких больших изменений.

В рабочем совещании и экспедициях принимали участие ученые из Китая, Италии, Украины, Польши, с которыми мы давно работаем. Кстати, один польский ученый даже открыл как-то во время экспедиции карстовую пещеру в береговом уступе Байкала, назвав ее «Варшавой».

http://www-sbras.ict.nsc.ru/HBC/2003/n46/f14.html

В Туле образовался карстовый провал


Вадим Сафонов
14.04.2005 18:49

О чрезвычайном происшествии в Туле сообщила 14 апреля радиостанция «Маяк».

Огромный карстовый провал образовался под фундаментом девятиэтажного корпуса «Конструкторского бюро приборостроения».

Земля повалилась, образовав две воронки полтора и шесть метров в диаметре.

Людей в этот момент в здании не было, поэтому никто не пострадал. Карстовых провалов в Туле раньше не отмечалось, хотя область находится на тектоническом разломе.

http://staff.tula.rfn.ru/rnews.html?id=2309

В Южной Америке появилась «черная дыра»


Виноваты карстовые провалы и прорванная канализация.

Провал в Гватемала-Сити. В мегаполисе проживают 1,2 миллиона человек. Ученые прогнозируют, что этот провал не последний. Фото воронки (в центре) с вертолета. Чтобы понять ее масштабы, сравните с размерами пожарной машины, приехавшей на ЧП Фото: AP

Гигантская воронка глубиной 150, а диаметром 20 метров образовалась в субботу в одном из жилых районов столицы Гватемалы. Под землю ушли двенадцать домов, а количество погибших до сих пор уточняется.

По словам местных жителей, примерно с начала февраля в районе будущей трагедии ощущались подвижки почвы, а из-под земли слышался приглушенный гул. Сейчас городские власти Гватемала-Сити утверждают, что знали об этой ситуации и даже заказали робота-разведчика, которого планировалось запустить под землю. Но не успели…

Пока основная версия произошедшего в Гватемале — карстовый провал, ведь город стоит на известняке, в котором подземные реки вымывают огромные пещеры. Плюс не замеченный вовремя прорыв канализационных труб. Из дыры до сих пор доносятся странные звуки, она сильно воняет.

А КАК У НАС?

На Урале под землю ушло отделение милиции с вытрезвителем

Глубина ямы — 150 метров. — Провалы почвы, произошедшие по природным или техногенным обстоятельствам, нередки и в России, — рассказывает председатель Межрегионального общества по изучению тайн и загадок Земли «Лабиринт» Андрей ПЕРЕПЕЛИЦЫН. — И случившееся в Гватемале — не рекорд. Например, в 1993 году в Калужской области под землю ушло несколько десятков гектаров леса по берегам одного из притоков Оки. Причина — карстовые провалы. Сейчас эта местность превратилась в большое болото.

А в 1999 году газета «Брянский рабочий» рассказала о провалившемся дачном поселке. И вершины самых высоких яблонь оказались на уровне земли.

Но самый забавный случай произошел в 1965 году на Урале в городе Чусовом.

Запертые на ночь в отделении милиции «асоциальные элементы» утром сообщили дежурному о «великом грохотании» из-под земли. Как отнеслись к заявлению местных выпивох милиционеры, понять несложно. Но через несколько дней здание милиции ушло под землю. Опять карстовая воронка.

26/02/07 | «Комсомольская правда»
http://news.mail.ru/society/1265385/et/



Карстовый провал.
Египет. Пустыня. Национальный парк. Карстовый провал. Внизу - вода и глубина порядка 10-15 метров. 1/1000, f/4.3


http://www.smartprint.ru/photo_info.asp?uin=20267


Не проворонить карстовый провал


Казалось, ничто не предвещало неприятных сюрпризов, когда один из жителей Арзамаса пошел утром в свой гараж. Он только отметил про себя, что тропинка сильно размыта – на скользкой глине разъезжались ноги. Автолюбитель решил обойти это место сбоку по траве, вдоль железнодорожной линии, ведущей от станции Арзамас-1 к мосту через Тешу. И вдруг увидел нечто, заставившее его остановиться, – глубокую круглую яму. Она выглядела так, словно кто-то специально выкопал ее для установки столба. Но эта версия была не слишком правдоподобной, ведь столбы на самом откосе возле железнодорожной линии не ставят. А вот карстовые провалы – явление здесь привычное.

Так поступил звонок в МЧС. Спасатели, в свою очередь, тут же поставили в известность железнодорожников. Воронка находилась в полутора десятках метров от путей. Какую она представляла опасность, было неизвестно. Поэтому по тревоге подняли руководителей. Начальник службы пути Горьковской дороги Олег Юзык и начальник Муромского отделения Евгений Анисимов, находившиеся в Нижнем Новгороде на техсовете, немедленно выехали в Арзамас.

Но первыми в этот день на 230-й километр перегона Арзамас-1 – Пешелань прибыли работники Арзамасской дистанции пути, а также начальник станции Арзамас. Оценив ситуацию, для ближайшего поезда скорость ограничили до 15 километров в час. Чуть позже приехали работники ПМС-73 со станции Арзамас-2, мостовики, энергетики, связисты. На помощь коллегам поспешили соседи с Лукояновской и Горький-Казанской дистанций пути.

Немедленно был вызван арзамасский противоразмывочный поезд: пять платформ с бутовым камнем, две со щебнем, «теплушка» со всем необходимым – лопатами, ломами, веревками, носилками. В общей сложности на место ЧП прибыло около 120 человек. Еще 150 работников дистанции пути в полусотне километров от Арзамаса на перегонах Мухтолово – Балахониха и Смагино – Перевозская были предупреждены о том, что в любой момент может потребоваться их помощь. Они оставались на местах, готовые прийти на подмогу.

Воронку тщательно обследовали: куда идет, не под путь ли? Есть ли угроза безопасности движения? Диаметр ее был сантиметров 60, а глубина около пяти метров. Осматривали при помощи фонарей, раздолбив ломиком края. Оказалось, что под путь она не изгибается, но как знать, что может быть в дальнейшем? Яму проверили и в динамике, проследив за ее «реакцией» при прохождении поезда: проседает ли грунт под нагрузкой, не растет ли карстовый провал? Геологи сделали специальные разрезы, исследовали качественный состав земли. Догадки подтвердились: обнаружили глину с включением известняков – это самая благодатная почва для размыва. Бурили и вокруг воронки. Но проверка показала: рядом с путями пустот нет.

После этого было организовано двухчасовое «окно». Сначала злополучную воронку засыпали бутовым камнем. Его ушло 20 кубометров – целая платформа. Поверх сделали глиняный «замок» для ограждения от проникновения воды. Хотя воронка вроде и не угрожала линии, но при сильных дождях скопившаяся вода могла пойти под путь и вызвать его просадку. За злополучным местом внимательно наблюдали четыре дня, но бывшая яма никак себя не проявляла. После этого круглосуточную «охрану» сняли. Тем не менее два раза в день там бывают опытные обходчики.

Перегон Арзамас-1 – Пешелань считается карстоопасным участком первой категории. Там иногда возникают воронки до полусотни метров в диаметре. В конце зимы 1993 года здесь не уследили за карстом, и на 226-м километре произошло крушение грузового поезда. Путь внезапно просел на несколько метров. Центр огромной воронки оказался непосредственно под осью полотна. И движение на линии прекратилось почти на сутки. Пассажиров скорого поезда Москва – Первомайск железная дорога была вынуждена ночью вывозить из Арзамаса на десятках автобусов.

А случай, с которого мы начали рассказ, уже не первый «сюрприз» весны нынешнего года. Обходчики обнаружили маленькую воронку и на 373-м километре. Сейчас, разумеется, ее уже нет. В общем местные геологические особенности, рельеф и климат (грунт в этих местах уже весь оттаял) требуют от арзамасских путейцев постоянной бдительности. Ведомость с указанием опасных и больных мест земполотна – весной на дистанции главный документ. Участки, где карст особенно вероятен, обследуются с особой тщательностью. Если выявлены какие-то негативные перемены в земполотне, лучше, считают здесь, ограничить скорость, пока специалисты не дадут своего заключения.

Весна часто доставляет путейцам волнения и тревоги. Поэтому до начала апреля путевое хозяйство со всеми его сооружениями и земполотном было подготовлено к пропуску паводка, ливневых вод. В этом году магистраль сформировала 37 противоразмывных поездов. Плотины, прорыв которых может нарушить работу железнодорожных сооружений (их 31), тщательно осмотрены. По результатам проверок составлены акты. Путейцы вскрывали затянутые льдом кюветы, водоотводные канавы, очищали от снега и льда «больные» и нестабильные места с деформацией земполотна, отверстия малых мостов и труб.

Все помнят, как в прошлом году, в апреле, случилось несчастье – было размыто земполотно на 998-м километре перегона Саркуз – Люга линии Москва – Казань – Екатеринбург. У входа в каменно-бетонную трубу образовалась наледь, которую работники дистанции вовремя не ликвидировали. И труба с пропуском воды не справилась, движение поездов было прервано на 46 часов.

Из печальных уроков прошлого года сделали выводы не только путейцы. Многое, как показывает опыт, зависит и от локомотивных бригад. В прошлом году, к примеру, машинисты и помощники, которые вели поезда на одном из опасных участков, проявили невнимание: сообщи они тогда вовремя, что накапливается в ложбине вода, ничего бы не случилось. Теперь локомотивщики получили специальные памятки, где указывается, как следовать по таким перегонам, на что обращать внимание.

Руководители дистанций пути встретились и побеседовали со всеми локомотивщиками дороги во время техучебы. Каждый день с мест поступают сообщения о положении дел. Только так можно предотвратить неприятные происшествия.

Ольга АБРАМОВА.
Арзамас,
Нижегородская обл.

© «Гудок» 13.04.2004 http://www.gudok.ru/index.php/8105

Пермская область. Жителей Кунгура, пострадавших от карстовых провалов, отселят из аварийных домов.


26 ноября 2004 г.

Жителей Кунгура, пострадавших от карстовых провалов, отселят из аварийных домов. Проблему карстообразования и путей ее решения обсуждал накануне на совещании в Кунгуре и.о. губернатора Олег Чиркунов, местные власти и представители МЧС.Наибольшее карстообразование в Кунгуре - в месте, где наиболее близко подходят друг к другу две реки: Ирень и Сылва. Процесс карстообразования ускорился после строительства и наращивания противопаводковой дамбы (сейчас ее высота около 8 метров). На сегодняшний день часть дома по улице Коммуны, 45 в Кунгуре нуждается в расселении в связи образовавшимися под нею пустотами. Общая стоимость вопроса - около 15 млн.рублей. Еще 22 дома нуждаются в проведении исследований и дальнейшем укреплении домов или расселении.По словам О.Чиркунова, 7,5 млн. рублей он готов выделить из резервного фонда губернатора для переселения жильцов из аварийного дома в Кунгуре. Еще на 7,5 млн.рублей областной бюджет готов предоставить бюджету г.Кунгура кредит на возвратной основе.В 2005 году около 10 млн.рублей из областного бюджета будет выделено на дальнейший мониторинг геологических процессов в городе и на разработку проектно-сметной документации на ликвидацию последствий карстовых провалов, сообщаетИА "Новый регион" (Пермь) .Управе Кунгура поручено разработать и принять программу по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья до 1 января. Средства из областного бюджета в 2004 и в 2005 гг. будут направлены только при условии выделения 50 % средств из муниципального.В течение месяца региональное управление МЧС должно принять меры, провести переговоры по возможности привлечения средств федерального бюджета для ликвидации аварийной ситуации.

Источник: Regions.Ru
http://www.rol.ru/news/misc/newsreg/04/11/26_039.htm


Куликово поле, карстовые провалы.


Георадарное обследование на Куликовом поле в районе Зеленой дубравки было проведено 30.04 - 01.05.2004 по просьбе зам. директора по науке музея-заповедника "Куликово поле" А.Н. Наумова. Аэрофотосъемка на территории Зеленой дубравки обнаружила несколько геометрически-правильным образом расположенных западин. Четыре западины расположены вдоль прямой линии с запада на восток вдоль русла Смолки. Западины расположены на участке Зеленой дубравки, который примыкает к зоне основных событий Куликовской битвы. Это давало основания для предположений, что западины могут быть следами могильников русских воинов, погибших в Куликовской битве.



Яма1

Яма2

Яма3

Яма4


Результаты георадарного обследования и анализ, выполненный специалистами геоморфологами, показывают, что западины это следы карстовых провалов. Такие "воронки располагаются иногда цепочкой вдоль разлома или над горизонтальным карстовым каналом, или над крупной, вытянутой карстовой пещерой." (Иванова М. Ф., "Общая геология с основами исторической геологии", учебник, М., Высш. Школа, 1980, стр. 156).

Георадарные данные (фрагменты профиля с запада на восток) приведены в виде "копий экрана" без обработки с учетом понижений рельефа в западинах. Зондирование выполнено с помощью георадара "ЛОЗА-В".
http://geo-radar.ru/works/kulikovo.php


Карстовые провалы вывели из строя цех режимного предприятия в Туле


14 Апреля 2005 года 19:30

Не смогли приступить сегодня к работе сотрудники одного из цехов режимного предприятия областного центра - Конструкторского бюро приборостроения. Виновником массового нарушения трудовой дисциплины стал карстовый провал.

Ранним утром под фундаментом 9-этажного корпуса образовались две воронки 1.5 и 6 м в диаметре глубиной около метра, в результате чего здание серьезно пострадало. Людей в корпусе в этот час не было, поэтому обошлось без пострадавших. Весь день сегодня работники цеха занимались эвакуацией оборудования.

В областном управлении по чрезвычайным ситуациям сказали, что карстовых провалов в Туле прежде не отмечалось, хотя для Тульской области, стоящей на тектоническом разломе, они обычны. Последние пару лет карстовая активность не проявлялась, но в 1999-2001 годах в регионе случилось 10 провалов и 12 оползней.

Одной из причин этого специалисты называют некачественную консервацию закрытых шахт Мосбасса. Об этом сообщает ИТАР-ТАСС.

Источник: Известия
http://www.rnews.ru/news/view/20050414/117890/



Карст - явление коварное


10.03.2005 15:41 Газета "Уральская магистраль"

Альфия Ташбулатова

Коллеги называют начальника инженерно-геологической базы по земляному полотну дорожного центра диагностики пути Валерия Першина «профессором». Так уж вышло - защититься не успел, но с красным дипломом закончил УЭМИИТ и аспирантуру, и с 1969 года инженер-путеец вплотную занимается верхним строением пути на Свердловской железной дороге, во ВНИИЖТ.
Таких «узких» специалистов на сети по пальцам перечесть, поскольку их не готовит ни один вуз страны, а работать приходится на стыке многих наук: геологии, геофизики, строительства… Недавно, встретившись в Москве на международной научно-технической конференции, посвященной 100-летию корифея транспортной науки Георгия Михайловича Шахунянца, коллеги узнавали друг друга не только по научным разработкам, статьям, но и в лицо.
Земляное полотно, как фундамент здания, готово принять на себя нагрузку составов с грузами и пассажирских поездов. Обеспечение надежного основания для верхнего строения пути является важнейшим условием безопасности движения. Земляное полотно СвЖД имеет 291 участок, подверженный различным деформациям. Но есть участки, которые хотя и не вошли в этот список, но не в меньшей, а может даже, в большей степени влияют на безопасность движения. Это реальные и потенциальные провалы в карстоопасных зонах.
Об этом коварном явлении мы попросили рассказать Валерия Першина.

- Валерий Петрович, деформации земной поверхности в закарстованных районах часто вызывают почти мистический ужас. Есть мнение, что карстовые ямы возникают внезапно и не в наших силах их задержать или предупредить. Так ли серьезно это явление?
- Да, конечно. К примеру, в США карст рассматривают как стихийное бедствие. Карстоопасные участки распространены и на сети дорог России: Горьковской, Куйбышевской, Свердловской, Приволжской, Северной, Московской, Восточно- Сибирской…
Слово «карст», ставшее в литературе нарицательным, происходит от названия известнякового плато, расположенного недалеко от города Триеста в Югославии, и означает совокупность природных явлений, обусловленных растворением подземными и поверхностными водами горных пород с образованием полостей. На поверхности земли неожиданно появляются провалы, оседания, воронки. Растворимыми или карстообразующими породами являются гипсы, ангидриты, известняки, каменная соль. В пределах Свердловской дороги есть все указанные типы карста. Глубина залегания размываемых пород может достигать 100 метров, что, естественно, вызывает трудности при проведении изысканий. Опасность карстовых процессов заключается во внезапности и скоротечности их проявления, непредсказуемости последствий.
Так, например, в 1949 году в районе станции Кишерть за несколько часов произошло три провала с образованием воронок диаметром 30 метров и глубиной 10 метров. Здесь еще в начале XX века в 65 метрах от железнодорожного полотна образовался провал, где сейчас раскинулось озеро Молебное диаметром 120 метров и глубиной 19 метров.
К катастрофическим последствиям привел карстовый провал в 1986 году на Березниковском калийном руднике №3. Сейчас этот провал глубиной 40 метров заполнен водой. Причиной крушения грузового поезда в 1993 году на Горьковской дороге опять-таки стал карстовый провал. Подобные примеры можно продолжить.

- И много ли таких участков на Свердловской железной дороге?
- Следует отметить, что по нашей оценке более 700 километров пути проходит по закарстованным участкам. Оценка проводилась на основе интенсивности провалообразования и диаметра карстовых провалов с осадками основания земляного полотна более 10 мм в год.
Были определены карстоопасные участки, которые в свою очередь проранжированы на 4 степени. Эти места объединяются по следующим районам: Кунгурский, Богдановичский, Каменск-Уральский, Чусовской. Общая протяженность карстоопасных участков ориентировочно составила 40 километров. Наибольшую степень опасности представляют 15 километров пути, расположенных на главном ходу Транссиба, в районах Кунгура и Баженово.

- Но не можем же мы сидеть, сложа руки, и смотреть на это безобразие, творимое природой?
- Проблем здесь больше, чем достаточно. Изучением карстоопасности и способов защиты от нее на территории бывшего СССР активно начали заниматься в послевоенные годы. Так еще 1965 году было сделано инженерно-геологическое районирование по степени закарстованности на участке железнодорожной линии Москва-Горький, в 1966 году начат тампонаж карстовых полостей на Донецкой железной дороге.
На Урале в силу разных причин работа в этом направлении проводилась менее активно. К примеру, система контроля устойчивости основания земляного полотна на проблемных участках с помощью высокоточного нивелирования глубинных реперов, предложенная Шаклеиным (УрГУПС) должной поддержки не нашла.
Не суждено было найти широкого применения и разработке геобазы Горьковской дороги - устройству оповестительной электрорелейной сигнализации для ограждения двухпутного участка колеи между двумя заградительными светофорами при обрушении основания земляного полотна.
Своеобразным толчком для активизации комплекса работ по защите земляного полотна явилось неожиданное образование в 1989 году карсто-суффозионной воронки под рельсошпальной решеткой на 1517-ом километре перегона Ергач-Иренский.
В дальнейшем карстовые провалы практически ежегодно проявлялись на Пермской, Кунгурской, Березниковской, Каменск-Уральской, Баженовской дистанциях пути. Половина из них находилась в пределах рельсошпальной решетки и непосредственно угрожала безопасности движения поездов.

- И что же?
- Вот так и возникла необходимость в организации планомерных масштабных работ по инженерным изысканиям и мониторингу закарстованных участков земляного полотна с использованием современных средств диагностики. Большую помощь дороге в этом трудоемком и малоизученном деле оказал коллектив научно-производственного центр «Карст» под руководством кандидата геолого-минералогических наук Нещеткина.
С 1992 года начались работы по тампонажу карстовых полостей на первоочередных участках Кунгурского, Богдановичского и Каменск-Уральского районов. Выполнена противокарстовая защита 700 погонных метров. Под путь закачена 21 тысяча кубометров раствора. Отменено длительное ограничение скорости движения поездов на направлении Пермь-Свердловск.
Нами была составлена система контроля за карстоопасными участками Свердловской железной дороги, Инструкции по ограждению опасных мест, инструкция для локомотивных бригад по наблюдению за проблемными участками.

- Валерий Петрович, расскажите, пожалуйста, об опыте работы в этом направлении за рубежом и в России?
- В странах Западной Европы карстовые полости под путем принято заполнять цементно-песчаным раствором. Известны случаи укрепления земляного полотна высокопрочными композитными элементами.
Отечественный же опыт связан в основном с Горьковской дорогой. Это, прежде всего, тампонаж под давлением до 40 атмосфер обнаруженных карстовых полостей. Однако здесь есть и недостатки. Во-первых, это вероятность нарушения естественной фильтрации и движения грунтовых вод, что может вызвать размыв почвы рядом с прежней карстовой полостью. Во–вторых, удовольствие дорогое и слабо контролируемое. На укрепление 100 погонных метров пути необходимо не менее 15 млн. рублей.
Группой специалистов под руководством доктора технических наук Исаенко предложено и рассчитано новое инженерное сооружение – противокарствый лежень, представляющий собой своеобразный мост под верхним строением пути. Ориентировочная стоимость таких работ в пересчете на 100 погонных метров составляет около 1 млн. рублей. На Горьковской дороге был уложен такой лежень длиной 112,5 метров.
На соседей мы иногда смотрим с завистью. К примеру, на Горьковской для обнаружения карстоопасных мест применялась спектральная и космическая съемка, наземные обследования – электроразведка, гравиметрическая съемка, съемка с помощью георадара, сейсмическое профилирование с помощью сейсмостанции «Диоген», высокоточное нивелирование по геодезическим маркам… Наши же возможности ограничены из-за слабой технической оснащенности, но даже обладая лишь частью необходимого по регламенту оборудования, геологическая база смогла бы взять на себя значительную часть работ по мониторингу карстоопасных участков. Это позволило бы сократить расходы дороги на выполнение инженерных изысканий на сумму около 6 млн. рублей в год.
Актуальной задачей является разработка методов прогнозирования карстовых провалов с выполнения заблаговременных профилактических мер.
Возможно увеличение объемов работ по тампонажу выявленных карстовых полостей за счет привлечения к этой работе путевой машинной станции №287, а также применение других альтернативных методов противокарстовой защиты.
Уже давно назрела необходимость создания научного координационного центра по обобщению и направлению исследований, выполняемых производственными и научными организациями в карстовых районах, а также по наблюдению за эффективностью осуществленных мероприятий по защите земляного полотна.

- Весна - это не только пробуждение природы. Она еще вскрывает все болячки земляного полотна. Даже малое половодье может принести неприятные сюрпризы. Не так ли?
- Конечно. Путейцам следует помнить, что основные беды земляного полотна связаны с водой.
Усугубляющим фактором активизации карстовых процессов является деятельность человека. Это искусственное нарушение общего водного режима, вскрытие потенциально-опасных к карстованию пород и так далее. Пример тому появление особо опасного карстового участка на 1913-ом километре перегона Богданович–Пышминская с длительным ограничением скорости движения поездов - и это на главном ходу Транссиба - спровоцированное открытым сбросом агрессивных вод Богдановичского завода огнеупорных материалов. Очень важно знать, в каком состоянии находятся водоотводные сооружения - кюветы, банкетные канавы, лотки и дренажи.

Следует помнить, карст – явление коварное.
http://www.svrw.ru/railway/press/newspaper/list_item/2005/03/10/20050310_5969p.shtml



15% территории Москвы является потенциально опасными с точки зрения возможных карстовых провалов земли.



Об этом на пресс-конференции сообщил директор института геоэкологии Российской академии наук Виктор Осипов. По его словам, в основном эти территории расположены в границах Центрального округа столицы. Но, например, и в районе Хорошевских улиц начиная с 1960 года было зарегистрировано 42 карстовых провала. Вместе с тем В.Осипов подчеркнул, что оснований для серьезных опасений не существует. Массовые карстовые провалы могут произойти только в том случае, если будут допущены какие-либо непродуманные действия, например, значительный забор подземных вод с территории. Директор института геоэкологии сообщил также, что никаких тектонических разломов литосферы на территории столицы не зафиксировано. При этом он отметил, что земная кора под Москвой состоит из отдельных блоков, которые движутся (поднимаются или опускаются) на 1-2 мм в год. На прочности зданий, построенных в столицы, а также на различных городских коммуникациях это никак не отражается, подчеркнул В.Осипов.

http://www.businesspress.ru/newspaper/article_mId_69_aId_1148.html