Вдогонку за Канадой

Вдогонку за Канадой


Об эффективности энергетической политики принято судить по энергозатратам на производство ВВП. По данным Международного энергетического агентства, за 2003 г. в среднем в мире на производство ВВП стоимостью в 1000 USD требовалось 250 кг условного топлива.

В тот же год показатель России составил 510 кг, Украины - 530, наш - 460 кг. Наиболее близкие к нам по климатическим условиям Канада и Финляндия расходовали соответственно 280 и 270 кг. А бесспорным лидером явилась не имеющая крупных энергоемких производств Дания - 130 кг.

Безусловно, белорусский показатель далек от желаемого. Но при этом верхнюю планку задания по снижению энергоемкости ВВП на минувшую пятилетку (25%) мы превзошли (на 0,3%). К концу нынешней решено достичь уровня канадцев в 2003 г.

Сделать это будет нелегко, констатирует председатель Комитета по энергоэффективности при Совмине Лев Дубовик, но предпосылки есть. В частности, принципиально новые возможности появились с началом реализации принятого в конце 2002 г. правительственного постановления № 1820 "О дополнительных мерах по экономному и эффективному использованию топливно-энергетических ресурсов". Теперь ни один новый дом в республике не сдается без приборов учета потребленных энергоресурсов, в них устанавливаются совсем иные окна, увеличена толщина стен, надежно изолируются ведущие к домам теплотрассы... И если в старых домах расход топлива на обогрев 1 кв. м жилья в прошлом году составил 0,034 Гкал (40 кВт), то в новых - вдвое меньше. Улучшается финансирование энергосберегающих мероприятий: если в прошлой пятилетке на эти цели из всех источников выделялось от 100 до 440 млн. USD в год, то уже в нынешнем оно составит около 700 млн. USD.

В выборе приоритетов энергосбережения надо руководствоваться тем, выгодно это или нет, - констатирует Л.Дубовик. Например, в мире неплохо развита ветроэнергетика. Однако опытная эксплуатация двух ветроустановок в районе озера Нарочь показала, что белорусам вкладывать в нее большие деньги пока неоправданно. Разумнее развивать другие направления, например использование газотурбинных установок, хотя половина проектных организаций республики не готова предлагать новые качественные решения в этой сфере и, что еще печальнее, - искать и внедрять их. Вот пример: цементные заводы вынуждены тратить много топлива (газа) на сушку исходного сырья. Можно было бы ставить на пути газа к сушильной печи турбину, которая при сжигании энергоносителя вырабатывала бы электроэнергию стоимостью всего 2цента за киловатт, тогда как цена поступающей от энергосистемы - 7 центов. А уж потом тепло выполняло бы основную функцию - сушку. Но мало кто готов браться за изготовление подобных проектов.

В республике пока не найдены универсальные экономические механизмы стимулирования энергосбережения. Задания по экономии ТЭР по-прежнему доводятся "от достигнутого". Поэтому сейчас Комэнергоэффективности работает над созданием новой схемы планирования энергозатрат. С переходом на нее организации, предприятия получат возможность экономить столько, сколько удастся без ущерба для производства, а полученную при этом прибыль вкладывать в его развитие и для поощрения авторов новых идей и тех, кто будет реализовывать их на практике.
Федор ЗАЯЦ
Выпуск газеты №37(955) от 16.05.2006 / Энергосбережение
www.neg.by