Государственные жилищные инспекции и вопросы энергосбережения

"Вестник энергосбережения Южного Урала"

Государственные жилищные инспекции и вопросы энергосбережения


28 февраля и 1 марта 2006 года в Челябинске проводилось заседание Координационного Совета государственных жилищных инспекций Уральского, Сибирского и Приволжского федеральных округов. Прибыло более полусотни представителей из 41 субъекта Российской Федерации. В семинаре участвовали первый заместитель губернатора Челябинской области Владимир Дятлов и министр строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области Валерий Шопов.
Основная часть рассматриваемых вопросов касалась работы самих жилищных инспекций, программы доступного жилья, проблем обеспечения качественных услуг в ЖКХ и так далее. Однако эти вопросы, конечно, тесно переплетены с вопросами энергосбережения и рыночных отношений в ЖКХ.

В своем выступлении Владимир Дятлов озвучил итоги реформирования жилищно-коммунального хозяйства Челябинской области за 2005 год >>>.

Выступали москвичи — главный государственный жилищный инспектор РФ Николай Васютин и председатель Координационного Совета госжилинспекций Центрального федерального округа Александр Стражников.

«Вчера и сегодня мы посмотрели размещение, оснащение и материально-техническую базу инспекции, ознакомились с работниками, посмотрели качество кадрового состава, и я скажу, что в Челябинской области очень много сделано по укреплению госжилинспекции за последние 7 месяцев. Я очень доволен результатами по Челябинской области... В 2006 году мы вправе ожидать повышения активности и результативности», — отметил Николай Васютин.

В своем докладе он говорил о положительном эффекте работы госжилинспекций: так, в результате проведенных мероприятий по инструктажу и контролю на порядок снизился процент аварий, случившихся на основании человеческого фактора. Около 90% всех аварий зимы 2005-2006 года произошло по причине ветхих сетей. Этим вопросом участникам семинара было предложено серьезно заняться. Также были озвучены некоторые недавно принятые документы.

6 февраля 2006 года было принято Постановление Правительства РФ №75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом». «Пятым пунктом этого постановления подтверждена наша легитимность, это говорит о том, что правительство подтверждает, что госжилинспекция была, есть и будет, и в будущем она будет только лишь укрепляться. Последние годы показали, что даже в сложные времена, такие, как прошедшая зима, можно нормально работать. Даже в условиях недофинансирования отрасли, в очень сложный период реформирования можно достигать вполне положительных результатов и с надеждой смотреть в будущее».

Постановление Правительства РФ от 21.01.2006 № 25 «Об утверждении правил пользования жилыми помещениями» включает в себя требования жилищного законодательства России по правам и обязанностям пользователей жилых помещений: нанимателей и собственников. «Документ небольшой, читаемый, я считаю, очень хороший и принесет реальную пользу по наведению порядка в жилищной сфере», — прокомментировал Васютин.

Постановление Правительства РФ от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре в РФ» разделило обязанности контролирующих организаций. К сфере действия Федеральной службы по экологическому, технологическому, атомному надзору отнесены объекты капитального строительства с особо опасными технически сложными и уникальными характеристиками. Это высота более 75 м, или пролетами более 100 м, а также вылетами консолей более 20 м; наличие более 1 подземного этажа, использование конструкций и систем на территории, сейсмичность которых превышает 9 баллов. Все остальное относится к субъектам Российской Федерации. Методическое руководство оставлено за федеральной службой.

29.12.2005 вышел Приказ Федеральной службы по тарифам №853-э/4, который устанавливает предельные коридоры роста тарифов на услуги ЖКХ в 2006 году.

Александр Стражников говорил в том числе об организации учета потребления ресурсов в Москве. «Каждый должен оплачивать то, что он получает. Если поставить прибор на дом, это будет очень полезное мероприятие. Мы сегодня в Москве завершили это мероприятие и в каждый дом установили приборы учета холодной воды, горячей воды и на тепло. Мы, конечно, по-прежнему показания приборов раскладываем на жителей, но это мероприятие позволило предъявить претензии тепло- и водоснабжающим организациям на те потери, которые были на трассах. Это первое, и второе — мы смогли установить по показаниям приборов учета, что, к примеру, прописано в квартире 2 человека, а живут 12 человек. Значит, это важная составляющая. Установка квартирных приборов учета — это очень важное направление, но тут я похвастаться не могу, и достижениями в том числе в Москве, хотя приборы, которые установлены в жилых домах, показали, что житель начинает платить где-то на 15—20% меньше, чем он получал до установки приборов. И еще одна составляющая — качество предоставляемых услуг. Открыв кран горячей воды, я 10 минут жду, пока пойдет эта горячая вода. А счетчик-то будет крутиться. Это тоже задача, в том числе и для органов государственной жилищной инспекции, в реализации этого вопроса».

Начальник госжилинспекции Челябинской области Рафиль Нажипов сообщил в своем докладе:

«В городах Сатка, Златоуст весь жилищный фонд сегодня у нас обслуживается частными предприятиями. Увеличилось число частных предприятий и управляющих компаний.

Далее им был поставлен вопрос о той новой роли, которую приобретают госжилинспекции в рамках нового Жилищного кодекса: «В условиях реформирования ЖКХ, когда приходят частные компании, единственным органом, который может осуществлять государственный контроль за использованием и сохранностью жилфонда, является государственная жилищная инспекция субъекта федерации. Это определяется тем, что мы не связаны в своей деятельности коммерческими интересами, наделены правом контроля жилфонда независимо от его ведомственной принадлежности и формы собственности, имеем достаточные властные полномочия, которыми нас наделил Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Однако здесь есть и проблема: органы жилищной инспекции должны иметь самостоятельный статус, чтобы использовать полномочия Федерального закона — Жилищного кодекса.

Рафиль Нажипов рассказал о работе, проводимой госжилинспекцией Челябинской области. В-первых, сейчас формируется единый реестр всех управляющих компаний и предприятий, которые работают в ЖКХ, с целью отслеживания качественности их работы и доведения этой информации до жильцов. Во-вторых, создается реестр паспортов на каждый дом. «Создается единое информационное пространство и компьютерная сеть по всей Челябинской области», — подчеркнул Нажипов.

Председатель Координационного Совета госжилинспекций СибФО, начальник ГЖИ Кемеровской области Владимир Максименко был назван москвичами одним из самых опытных инспекторов. В вопросах реформирования ЖКХ он видит четыре основные проблемы: привлечение к управлению жилыми домами частных компаний ТСЖ (инвесторов); учет потребляемой энергии и услуг; проблема капитального ремонта; несовершенство нормативно-правовой базы. Причем приоритет таков: «Считаю, что проблема учета — главная. Не будет учета — ничего не будет».

Во второй день семинара его участники посетили выставку «Южуралэкспо» «Теплый дом», приняли участие в «круглом столе», побывали на показательной автономной котельной и в диспетчерской службе в Челябинске.

http://energosber.74.ru