Возможные механизмы финансирования энергосберегающих проектов

"Вестник энергосбережения Южного Урала"

Казаринов Л.С., д.т.н., Белавкин И.В., к.э.н., Самсонов П.Л., к.т.н., Барбасова Т. А.., к.т.н.

Возможные механизмы финансирования энергосберегающих проектов



Выдержки из комплексного доклада «Областная целевая программа эффективного энергообеспечения потребителей Челябинской области, в том числе на основе использования альтернативных источников энергии и местных видов топлива на период до 2010 года»

Суммарный потенциал энергосбережения по Челябинской области достаточно велик и характеризуется верхней оценкой около 2 млрд руб. в год.

Однако проблема состоит в том, что в настоящее время не существует действенных механизмов использования данного потенциала энергосбережения. Поэтому основной задачей в рамках программы эффективного энергообеспечения является создание на территории Челябинской области технико-экономических условий, стимулирующих развитие рынка сбыта современных энергоэффективных технологий.

Первичные источники финансирования работ по внедрению энергоэффективных технологий могут быть различными. В качестве базовых источников определяются: финансовые средства из бюджетов различных уровней; собственные средства предприятий; инвестиционные составляющие в тарифах; амортизационные отчисления; заемные средства.

В силу сложившихся экономических условий объем первоначальных источников финансирования работ является ограниченным, поэтому общей чертой инвестиционных процессов в сфере развития энергетики и инженерной инфраструктуры Челябинской области должно стать увеличение финансирования на основе использования существующего потенциала энергосбережения. Это обеспечит привлекательность рынка сбыта энергоэффективных технологий в Челябинской области, что в конечном итоге позволит на основе рыночных механизмов успешно реализовать настоящую программу.

В основу увеличения финансирования работ по внедрению современных энергоэффективных технологий необходимо положить технико-экономический механизм возвратного целевого финансирования.

Общая схема возвратного целевого финансирования состоит в организации специализированных программ модернизации конкретного вида энергетического оборудования. В рамках указанных программ необходимо формировать целевые фонды финансирования, которые могут иметь различную организационно-правовую форму. Начальные средства в такой фонд могут привлекаться из различных источников в соответствии с имеющимися инвестиционными возможностями. Возврат средств осуществляется за счет экономии, образующейся вследствие повышения энергетической эффективности модернизируемого оборудования. Полученная экономия аккумулируется в указанных целевых фондах. Аккумулированные средства фондов целевым образом направляются в рамках выполняемых специализированных программ на развитие работ по реконструкции и модернизации расширенного количества объектов. При этом увеличивается приток средств в соответствующий фонд за счет экономии энергетических издержек на расширенном количестве объектов.

Таким образом, можно постепенно увеличивать объемы работ по модернизации энергетических объектов и инженерной инфраструктуры с перспективой использования всего имеющегося инвестиционного потенциала энергосбережения.

Правовая основа создания механизма возвратного целевого финансирования следующая.

На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 15.06.1998 № 588 «О дополнительных мерах по стимулированию энергосбережения в России» органам исполнительной власти при определении объемов потребления топливно-энергетических ресурсов (лимитов в натуральном и стоимостном выражении) подведомственным организациям и предприятиям бюджетной сферы разрешено за счет реализации имеющегося потенциала энергосбережения сохранять при проведении мероприятий и программ по энергосбережению базовый уровень объема финансирования потребления топливно-энергетических ресурсов на период, превышающий на один год срок окупаемости затрат на энергосбережение.

В соответствии с пунктом 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» регулирующий орган на основе предварительно согласованных мероприятий по сокращению расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, обязан в течение двух лет после окончания срока окупаемости расходов на проведение этих мероприятий сохранять расчетный уровень расходов, учтенных при регулировании тарифов на период, предшествующий сокращению расходов.

Указанные постановления позволяют организациям формировать целевые средства на модернизацию энергетического оборудования за счет полученной экономии энергетических ресурсов.

Поддержка привлечения начальных инвестиционных средств может осуществляться на основе Закона Челябинской области от 28.08.2003 № 175-ЗО «О стимулировании инвестиционной деятельности в Челябинской области» и Постановления губернатора Челябинской области от 29.07.1997 № 557 «Об организационных мерах по стимулированию инвестиционной деятельности».

На основании вышеуказанных документов стимулирование инвестиционной деятельности предприятий и организаций по приоритетным для области направлениям администрация и Законодательное собрание области в пределах своих полномочий осуществляют в следующих формах:

— предоставление налогового инвестиционного кредита;

— установление льготных налоговых ставок;

— предоставление льготных займов (кредитов), поручительств (гарантий) займов;

— проведение конверсии задолженности областного бюджета инвесторам в ценные бумаги с возможностью дисконтирования;

— предоставление иных нефинансовых льгот: государственных заказов на льготных условиях, оказание помощи по созданию инфраструктуры бизнеса, получению в аренду и приобретению в собственность земельных участков и объектов нежилого фонда, отнесенных в установленном порядке к государственной собственности области;

— оказание содействия инвесторам в получении таможенных льгот;

— предоставление государственных гарантий области;

— участие в учреждении хозяйственных товариществ и обществ с закреплением в области собственности части акций;

— погашение процентов по кредитам коммерческих банков, предоставляемых инвесторам для реализации инвестиционных проектов;

— предоставление инвесторам возможности конверсии задолженности областному бюджету в ценные бумаги.

Для образования средств усиления финансирования конкретных программ модернизации энергетического оборудования в жилищно-коммунальном хозяйстве регулирующие органы должны руководствоваться при назначении тарифов Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

В соответствии с указанным законом финансовые потребности организации коммунального комплекса, необходимые для реализации ее производственной программы, направленной на реализацию энергоэффективных мероприятий, обеспечиваются за счет средств, поступающих от реализации товаров или оказания услуг данной организации по тарифам на товары и услуги, установленным для данной организации. В течение периода действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса дополнительные средства, полученные организацией коммунального комплекса в результате снижения затрат вследствие повышения эффективности деятельности этой организации при реализации ее производственной программы, остаются в ее распоряжении. Сокращение затрат организации коммунального комплекса не является основанием для досрочного (до даты окончания периода действия тарифов на товары и услуги данной организации коммунального комплекса) пересмотра тарифов на товары и услуги данной организации. Финансирование инвестиционных программ организаций коммунального комплекса — производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения, необходимых для реализации комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, осуществляется посредством установления регулируемых надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры.

Технико-экономический механизм экономии денежных средств в системах коммунального теплообеспечения может быть следующим.

Население в настоящее время платит за услуги теплоснабжения по установленным нормативам. Более прогрессивным является переход на оплату услуг теплоснабжения по показаниям индивидуальных приборов учета. Однако системы теплообеспечения жилых домов, построенных в Челябинской области, не рассчитаны на индивидуальный учет потребления тепловой энергии. Здесь реально возможен лишь групповой учет для отдельных домов или комплексов зданий. Соответственно, и регулирование теплопотребления можно осуществлять в масштабах одного дома или комплекса зданий. Экономия денежных средств образуется не индивидуально, а для группы потребителей, проживающих в доме или в комплексе зданий.

Данную экономию денежных средств можно выделить при условии, если платежи населения за услуги теплоснабжения собирает управляющая организация, в ведении которой находятся жилые дома (управляющие жилищные организации, товарищества собственников жилья, квартировладельцев, кондоминиумы, товарищества по оплате услуг) и которая расплачивается с энергоснабжающими организациями по показаниям приборов учета. Разница между платежами населения, которые осуществляются по установленному нормативу, и платежами управляющей организации, которые осуществляются по приборам учета, и составляет экономию платежей населения. Правовая основа для создания указанных выше структур предусмотрена Постановлением Правительства РФ № 411 от 26.08.2004 «О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья в 2005 году». В постановлении рекомендовано органам государственной власти и органам местного самоуправления продолжать работу по введению собственниками жилого фонда или уполномоченными ими организациями субсчетов по каждому многоквартирному дому для учета на этих счетах платежей граждан и иных средств на оплату жилья и коммунальных услуг.

Механизм использования платежей населения для финансирования инвестиций в ресурсосбережение предполагает сбор фиксированных платежей по каждому многоквартирному дому управляющей организацией и осуществление платежей тепло- и водоснабжающим организациям за предоставленные услуги по теплу, горячему и холодному водоснабжению в соответствии с показаниями установленных счетчиков. Остающиеся в распоряжении управляющей организации средства направляются для выполнения работ по ресурсосбережению.

Возможности и масштабы предложенной схемы существенно расширяются, если в распоряжение управляющих организаций будут предоставлены бюджетные ассигнования на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию населению. В свою очередь, управляющим организациям вменяется в обязанность обеспечить оплату поставщикам тепловой энергии за фактические объемы потребления тепла. Высвободившиеся в результате средства остаются в их распоряжении и должны быть направлены на компенсацию неплатежей населения и финансирование жилищных организаций, в том числе: на установку приборов учета и контроля расхода тепловой энергии, внедрение ресурсосберегающего оборудования, капитальный ремонт жилищного фонда и коммуникаций, стимулирование работников коммунальных служб и др.

Необходимо отметить, что при оплате населением услуг теплоснабжения по нормативу показания приборов учета объективно свидетельствуют только о неполном выполнении нормативных объемов поставок тепла. Если при этом снижается комфортность потребителей, то разница должна быть возвращена потребителям. Однако, если в результате проведенных работ по повышению эффективности использования ресурсов уровень комфортности потребителей не снизился, подобные работы должны быть оплачены.

Правовой основой использования экономии платежей населения для финансирования работ по повышению энергетической эффективности служит Постановление губернатора Челябинской области от 7.10.1998 № 503 «Об утверждении положения об организации услуг энергосервиса населению и организациям бюджетной сферы, финансируемым из областного и местного бюджетов». Услуги энергосервиса — это услуги, оказываемые потребителям энергетических ресурсов на договорной основе и дающие энергосберегающий эффект при обеспечении необходимого уровня комфортности. Управляющая организация имеет право начислять услуги энергосервиса. Доля средств, сэкономленных из платежей населения за счет услуг энергосервиса, определяется на основе проведения независимого энергетического обследования. Энергетические обследования проводятся в соответствии с Постановлением губернатора Челябинской области от 2.02.1998 № 71 «Об утверждении положения о проведении энергетических обследований организаций». Акт энергетической экспертизы устанавливает долю экономии платежей населения, полученную за счет выполнения энергосервисных работ без снижения уровня комфортности потребителей, и долю экономии платежей потребителей, полученную за счет снижения уровня комфортности, те есть за счет недополученных услуг. Доля экономии платежей населения, образованная за счет недополученных услуг, подлежит возврату на основе перерасчета в конце финансового года, а доля платежей населения, полученная за счет проведения энергосервисных работ без снижения уровня комфортности, направляется целевым образом на компенсацию неплатежей населения и финансирование работ по повышению эффективности использования ресурсов. Таким образом, образуются дополнительные инвестиционные средства развития работ по модернизации систем ресурсоснабжения.

Финансирование инвестиционных программ организаций коммунального комплекса производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения, необходимых для реализации комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, осуществляется посредством установления регулируемых надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры.

Для реализации указанного инвестиционного потенциала в жилищно-коммунальном хозяйстве необходимо пересмотреть существующую организацию платежей потребителей за коммунальные услуги. С этой целью в программе предусматривается внедрение биллинговых систем. Коммунальный биллинг — это цикл, включающий в себя поддержку единой базы жилого фонда, тарифов, поставщиков и сборщиков средств. В рамках коммунального биллинга целесообразно организовать аккумулирование инвестиционных средств компенсации неплатежей населения и модернизации систем ресурсообеспечения. Внедрение биллинговых систем по территориям позволит снизить сбытовые издержки поставщиков услуг, увеличить собираемость платежей.

Эффективность технико-экономического механизма возвратного целевого финансирования работ по модернизации и реконструкции энергетических объектов существенно зависит от трех факторов риска:

1) неплатежей потребителей энергетических ресурсов;

2) высокого уровня инфляции;

3) распыления средств при их нецелевом использовании.

Действие указанных факторов риска можно снизить на основе следующих мероприятий:

1. Организация по линии Правительства Челябинской области специализированных целевых программ модернизации и реконструкции конкретных видов энергетических объектов. Данные программы должны обеспечиваться административно-финансовой поддержкой со стороны Правительства Челябинской области. За ходом выполнения специализированных программ должен быть организован действенный контроль.

2. Признание со стороны регулирующих органов деятельности по оказанию услуг энергообеспечения населению области как коммерческих работ с повышенным уровнем риска, обусловленным неплатежами населения. Для компенсации указанного повышенного риска необходимо при тарифном регулировании включать в прибыль энергообеспечивающих организаций соответствующие составляющие, компенсирующие в определенной мере (5—6%) неплатежи потребителей.

3. Организация платежей потребителей на основе специализированных биллинговых систем. Специализированные биллинговые системы должны учитывать показатели энергетической эффективности объектов жилищно-коммунального хозяйства и рассчитывать экономию платежей потребителей энергетических ресурсов от выполнения работ по модернизации и реконструкции энергетических объектов.

4. Заключение с регулирующими органами в рамках специализированных программ по модернизации и реконструкции энергетических объектов тарифных соглашений, предусматривающих выполнение условий обеспечения необходимой прибыли исполнителям работ по указанным специализированным программам. Осуществление в рамках тарифных соглашений регулирующими органами контроля над целевым использованием средств, образующихся у энергообеспечивающих организаций в соответствии с условиями заключенных соглашений.

При нарушении энергообеспечивающими организациями тарифных соглашений регулирующие органы должны применять санкции с целью компенсации убытков, понесенных при нецелевом использовании средств.

http://energosber.74.ru