КОХАУЗИНГ - ДАТСКИЙ ВАРИАНТ ЭКОПОСЕЛЕНИЯ

КОХАУЗИНГ - ДАТСКИЙ ВАРИАНТ ЭКОПОСЕЛЕНИЯ


Идеей альтернативного, экологического образа жизни, я интересуюсь с 1979 года, а особенно с 1983, когда в руки попался журнал IN CONTEXT. В нём обсуждались различные аспекты различных форм проживания людей: в городах, поселениях... Сила антропогенной нагрузки и качество жизни. Журнал издавался Робертом и Дианой Гилман из Сиеттла, США. Впоследствии они написали книгу "Экодеревни и устойчивые поселения", собрав и проанализировав опыт большого числа существующих экопоселений.

Мы познакомились и пытались создать на то время первое экопоселение в России (1991), но столкнулись со множеством трудностей перечислять которые долго. Их каждый может себе представить, включая проблемы личностного характера.

В процессе нашего знакомства и изучения различных форм организации поселений мне посчастливилось побывать в нескольких, в том числе в Дании в так называемых "кохаузингах" - изобретение этой страны, которое взрывным образом перенимается многими странами (США, Австралией, европейскими и мн. др.). Это не совсем экодеревня, но и точно не город. Это отдельно от города построенная компактная группа одно- или двухэтажных домов, стены которых соприкасаются (экономия тепла и строительного материала). Поселение напоминает карэ или круг (в разных кохаузингах по-разному). Снаружи - огороды. Они могут быть общинными или частными. Внутри поселения - перед каждым входом уютная лужайка, кусты (могут быть плодоносящими), плодовые деревья. Ящики для сортировки бытового мусора и для компостирования бытовых отходов. Скамеечки, море цветов.

В кохаузинге есть:

* Общинная столовая где группа из записавшихся добровольцев дежурит один раз в месяц (готовит ужин, убирает и моет посуду) и за это может все
остальные дни приходить и питаться без хлопот. Кто хочет питаться дома имеет такую возможность по определению, но многие предпочитают именно
общинную столовую где соседи узнают новости тех мест где их не было и делятся своими новостями с соседями о тех местах где не были они. Таким
образом, им не грозит одиночество как многим горожанам. Там они обсуждают между собой различные вопросы совместного проживания, затевают общественные мероприятия, на которые все охотно откликаются, обмениваются новостями семейной жизни. Продукты покупаются мелким оптом и потому стоят дешевле. Их можно некоторое время хранить в * общинном складе и холодильнике.

* Общинная прачечная. Кохаузинг может себе позволить купить самые лучшие и надёжные стиральные машины, которые прослужат долго и не будут простаивать. Каждой семье нет надобности покупать свою машину - экономия места и средств - но при этом он получает ту же услугу, платя только за часть машины. Опять экономия.

* Обменный пункт одежды. Если одежда в хорошем состоянии, но больше не нужна - выросли из неё или перестала нравится, надоела, то, постирав её, можно бесплатно положить в специальную кладовку где её бесплатно возьмёт другой житель кохаузинга. Любой житель может класть и брать одежду не спрашивая. Одежда используется более эффективно и экономятся деньги.

* Общинная библиотека. Туда отдаются книги, которые больше читаться не будут. Взамен можно взять книги, принесённые другими. Не надо тратить
денег, сначала можно посмотреть есть ли интересующие книги в общинной библиотеке.

* Общинный парк автомашин. Каждой семье вовсе не обязательно иметь машину. Небольшое количество автомобилей используется очень эффективно. Машины стоят в гараже при входе в посёлок. Въезд на машине невозможен: так структурировано внутреннее пространство. В результате дети могут играть во внутреннем дворе и родители спокойны, что машина их не собьёт. У каждого свой велосипед, который считается основным видом транспорта в кохаузинге. Считается, что велосипед, как и зубная щётка, дело индивидуальное, и общинность здесь неприемлема. Хотя в других кохаузингах есть и общинные велосипеды (для гостей).

* Общинный телевизор с огромным экраном и видеомагнитофон. Он не исключает возможности иметь свой личный, но многие предпочитают смотреть видео сообща и обмениваться впечатлениями. Он дорогой и один из самых лучших - на каждого всё-равно получается дешевле, чем если бы каждый хотел купить свой, даже намного более дешёвый.

* Общинная сауна и души.

* В некоторых кохаузингах есть свои небольшие магазинчики где продаются изделия своих жителей.

* Система внутреннего обмена услугами, то есть внутренние деньги. Это не денежные знаки в прямом смысле, а некая многоуровневая система взаимозачётов. Называется она LETS (local exchange trading system). Не буду вдаваться в детали, скажу только, что система эта успешно работает в сотнях мест Европы, Америки и других континентов. Суть её в том, чтобы максимально уйти от кабалы внешних денег, на зарабатывание которых уходит время жизни. Если можно получить ту же сумму товаров и услуг внутри замкнутого круга, то сумма денег, соответствующая полученным товарам и услугам остаётся в общине и может быть потрачена на то, что не произвести на месте. Или можно этих денег попросту не зарабатывать и потратить время с большим удовольствием и пользой на саморазвитие и развитие общественного организма. Эта система - настоящий общественный капитал. Вся община экономит на доверии: им не нужны замки, ключи, охрана, юристы и всё то, что создала ущербная кабальная цивилизация, основанная на деньгах.

Дети в кохаузинге желанны в каждом доме. Вообще движение кохаузингов в Дании зародилось под девизом "У каждого ребёнка должно быть сто родителей!". Каждый взрослый присматривает за каждым малышом. Малыши играют вместе. Старики не одиноки, дети не заброшены. Взрослые могут спокойно работать, если работа в городе, зная, что дети под надёжным присмотром.

Общественная жизнь в кохаузинге активна. Всё время кто-нибудь что-нибудь предлагает и всегда находятся желающие поддержать её и поучаствовать в ней. При этом нет обязаловки: всё делается по желанию. Праздники иногда празднуются сообща.

Если есть необходимость выполнить работу (построить что-нибудь и т.д.), то в первую очередь стараются выполнить её своими силами. Если нет специалиста такой квалификации, тогда приглашается сторонний. Деньги остаются внутри общины. Значит можно меньше работать вовне, чтобы заработать на такой же уровень жизни и получить более высокое качество жизни: больше времени провести с семьёй, друзьями, заняться любимым делом, поиграть в игры с соседями и т.д.

Датский журналист спросил жителя кохаузинга: "Вот Вы так привлекательно описали преимущества проживания в кохаузинге, но неужели нет ни одного недостатка?" Тот задумался ненадолго и ответил: "Пожалуй есть один. Мы забываем своих друзей за пределами. У нас такая интересная жизнь внутри,
столько общих интересов, что внешний мир нам не очень нужен. А это плохо."

Жителю бывшего Советского Союза, досыта нахлебавшемуся принудительной коммунальностью, возможно, такой опыт покажется неприемлемым для России с её другой психологией, историей и даже в некоторых регионах климатом. Ну нет, это не про нас! Возможно, он будет прав. А жаль. Каждый из нас борется за выживание в одиночку в джунглях нового общественного устройства, социального дарвинизма. А если бы была возможность создать такой общественный организм, который придумали датчане и который так активно распространяется по миру, то многим удалось бы решить свои личные проблемы, а обществу - многие общественные, и сообща создать ту среду, которую поодиночке не создать каждому.

Владимир Шестаков