Строительство зданий по сотоструктурной схеме

Евгений Лукин и его революционное домостроение

В Череповце живет и работает предприниматель Евгений Лукин. Он делает ставку на строительство зданий по так называемой сотоструктурной схеме. А это - чисто русская разработка, которая не имеет мировых аналогов. Это - уже полностью готовая, доведенная до серийной стадии технология, которая способна обеспечить русских дешевым, качественным и энергосберегающим жильем. Подробности - в разделе "Клуб чудесных технологий" (подраздел "Носители").

Евгений Михайлович Лунин - чистой воды пассионарий. Я было думал, что их вывели под корень… Оказывается, нет…

- …Вам хоть местная власть помогает?

- Бог с вами. Мне ничего не нужно. Лишь бы не мешали, понимаете? Я вообще считаю, что не надо никогда и ничего просить. Надо заинтересовать своей идеей. Тогда ее будут реализовывать вместе с тобой. А раз так, то начнут искать возможности, средства и так далее.

Я предлагаю разумные вещи. Они позволяют увеличить налогооблагаемую базу, создать дополнительно рабочие места… Поэтому они находят поддержку. Понимаете?

- Вполне. Вы в начале встречи отрекомендовались предпринимателем… А с чем связан бизнес?

- Главным образом строительство. Но не только. Я создаю еще, скажем так, основные фонды, то есть торговые и производственные помещения, и потом сдаю их в аренду. Это тоже один из источников прибыли.

- Сами не торгуете?

- Сам я не торгую. Причем принципиально. Мне это неинтересно.

Я строю торговые комплексы. И не только в Череповце. Второе направление - строительство жилья, но на данном этапе переориентируюсь и сейчас строю завод по выпуску строительной продукции. Однако не обычной. Эта продукция не имеет аналогов.

- В мире?

- Да, конечно. Это новая сотоструктурная система. Само название говорит, что она похожа на пчелиные соты, и это, образно говоря, так.

В чем заключается необычность конструкции? Сейчас в строительстве используются бетонные балки и панели. Мы отказались от этого. В основу нашей системы положены деревянно-металлические конструкции, то есть металлический сердечник одет как бы в деревянный футляр. Но дерево - это уже не дерево в обычном нашем понимании. Почему? Потому что оно прошло глубокую обработку и имеет уже совершенно другие физико-механические свойства. Это наше ноу-хау. Мы являемся авторами разработки и патентовладельцами. Фактически мы создали новый строительный материал. Он называется цековит. Он не гниет, его не пожирает древесная тля, он не гигроскопичен, то есть не впитывает воду, и не горит…

- И в огне не горит, и в воде не тонет?

- В огне все сгорит, в том числе и металл, но цековит имеет первую группу огнезащиты. Мы провели испытания и получили сертификат в Госстрое.

А вот в воде наш коттедж не утонет. Допустим, во время наводнения. Онбудет плавать, погрузившись в воду всего на 25 - 30 сантиметров.

- Как Ноев ковчег?.. А за счет чего?

- Дело в том, что один квадратный метр готовых зданий из наших конструкций весит 126 килограммов. Это в 15 - 20 раз меньше, чем при обычных бетонных материалах. Строительная технология на самом деле потрясающая, и аналогов действительно нет.

Эта конструкция очень крепкая и очень жесткая. Она выдерживает землетрясение по шкале Рихтера выше 20 баллов. Таких землетрясений на земле не бывает. Поэтому наши дома не разрушатся. И потом само строительство из этих конструкций обходится дешевле, чем традиционное строительство.

- Я вас слушаю открыв рот. Что, на самом деле так много преимуществ?

- Да, плюсов очень много. И коэффициент термосопротивления наших конструкций равен 7,4 при нынешних в среднем 3,4 - 3,5 - это максимально.

- Что это значит?

- Это значит, как дом держит тепло. Вот на обеспечение теплом нашего дома нужно тратить энергии в три раза меньше, чем в обычных домах, настолько велико термосопротивление панелей. И уже за Полярным кругом, в Певеке, построен гостевой домик.

- Молодцы. У меня нет слов… И кто до всего этого додумался? Вы?

- Нет, генеральным конструктором и разработчиком этой технологии является Валериан Маркович Соболев. Это легендарный человек. За ракетный комплекс "Тополь" он получил Ленинскую премию, за "СС-20" - Государственную. А сейчас он отошел от разработок оружия и занимается мирными проектами.

- В рамках чего?

- Он сейчас генеральный директор НПО "Элевит". Это частная компания. Я тоже являюсь акционером компании и в нашем творческом коллективе выступаю как предприниматель и экономист.

- А кто вы по образованию?

- Я закончил Казанский финансово-экономический институт и Лесотехническую академию в Санкт-Петербурге. А в 1982 году защитился и стал кандидатом технических наук.

- Скажите, Евгений Михайлович, вашими технологиями уже заинтересовался кто-нибудь?

- Сейчас мы делаем проект мансарды одного жилого дома в Череповце и шести домов в Москве, где подрядчиком работ является трест "Мосмонтажспецстрой". Юрий Михайлович Лужков под нашу строительную технологию создал Управление санации жилья. Он очень заинтересовался. Дело в том, что наши конструкции позволяют надстраивать мансарду в двух уровнях и потом, продав жилье, получить средства на капитальный ремонт всего здания. Сейчас по Москве такого жилья порядка 19 миллионов квадратных метров. Представляете, какие надо выделять средства. А при нашей технологии на капитальный ремонт из бюджета не надо тратить ни копейки.

- А сооружать такие мансарды из обыкновенных стройматериалов нельзя?

- Нельзя. Я же вам сказал, что наши конструкции в 15 - 20 раз легче. Под них не надо переделывать и укреплять фундамент. Поэтому наши технологии востребованы. У нас уже заказов очень много по России. У нас предложений столько, что нам не проглотить.

- Этими технологиями владеете только вы?

- Только мы. Мы никому их не продаем.

- А вас хватит на всю Россию?

- Тут уже я буду вам отвечать как экономист. Понимаете? Дело в том, что неважно, где организована структура, которая управляет производством. Абсолютно неважно. Почему? Потому что, допустим, какая-то область стала потреблять 50 тысяч квадратных метров строительных конструкций в год. Значит, нам уже станет выгодно разместить в этой области сборочное производство. Понимаете? И так где угодно. И никаких проблем не будет.

Почему? Потому что ни на одном из этих производств не будет ни своего управленческого персонала, ни своей бухгалтерии. Это будут технологические производства. Понимаете?

- Опять что-то новое. Вы как не от мира сего, Евгений Михайлович. Скажите, пожалуйста, кем вы были во времена СССР?

- Я был секретарем парткома крупного управления "Металлургпрокатмонтаж", то есть состоял в штате горкома партии… Потом ушел в частный бизнес. Создал фирму "Экология", поскольку меня занимали вопросы очистки рек от затонувшей древесины, и стал поднимать топляк, которого по рекам Вологодской области больше 5 миллионов кубометров. Это по расчетам сплавных контор, а на самом деле гораздо больше.

…Я категорический противник того, чтобы использовать сегодня нефть, газ и другие ресурсы планеты, в том числе каменный уголь, то есть все то, что не восполняется. Понимаете? Мы сегодня строим экономику на том, что завтра кончится. Это неразумно. Это надо держать про запас. А сегодня есть огромное количество технологий, которые позволяют использовать только восполнимые ресурсы планеты. И это экологически чистые технологии, которые не ввергнут нас в природные катаклизмы. Понимаете?.. Все равно биосфера не позволит нам разрушить состояние баланса. Она просто уничтожит нас и все.

Но топляком я занялся от нужды. Для того чтобы можно было начать более серьезный бизнес, нужны были деньги. А их у меня не было. В то же время за топляк на первых порах нам платили. Почему? Потому что мы его поднимали и очищали реки. Я поднимал до 30 тысяч кубометров в год… А потом уже начал заниматься строительством. Сначала дачные домики строил, потом торговые комплексы, которые сдавал в аренду, что обеспечивало постоянный источник доходов и позволяло свободно заниматься наукой и новыми технологиями.

- Так вы ученый или бизнесмен?

- А вы знаете, на мой взгляд, это неразрывно связано между собой. Одно без другого не может существовать. И бизнес не может, иначе он будет неконкурентоспособным, и наукой сегодня заниматься без денег нельзя. Фондов, которые финансировали бы науку, у нас практически нет или очень мало. А средства чаще всего используются для личных и корыстных целей. Хотя в дореволюционной России примеры были. Наш знаменитый купец первой гильдии Христофор Семенович Леденцов в свое время создал фонд, и он был крупнее фонда Нобеля. На его средства финансировались работы и Менделеева, и Павлова, и других ученых.

На сегодняшний день средства фонда составляют около одного миллиарда долларов. Но он сейчас находится в США и не действует. После революции фонд был заморожен. И слава Богу.

- А то бы разворовали?

- Конечно, разворовали бы.

- Бизнесом в России трудно заниматься?

- Вся беда в том, что мы сегодня живем в условиях рыночной экономики, но при административно-хозяйственной системе управления. Чиновничье право как было, так и осталось в силе. Мы всецело зависим от него. Поэтому предприниматель вынужден возиться с чиновниками, обхаживать, тратить на них время и нервы. Попробуйте так поработать: начать свое дело, вложить душу, энергию, средства и потом жить как на вулкане…

- Чиновники - это действительно бич. И, помимо прочего, поедают бюджет, как колорадские жуки картошку. Может быть, президент должен этим озаботиться?

- Вы понимаете, что есть государственная машина, огромная, десятки миллионов людей. А президент один. И апеллировать к нему нет смысла. Правила создают законодатели. А вокруг них всегда кружится сонм людей, которые выстраивают эти правила под себя, потому что просто не могут жить в условиях естественного отбора…

Владимир СМИРНОВ, ЧЕРЕПОВЕЦ - МОСКВА
© "Литературная газета", 2002
ОТ М.КАЛАШНИКОВА:

Эту статью прислал нам по электронной почте один из братьев. Друзья, если вы найдете нечто подобное - присылайте нам. Или пишите о таких людях и проектах. Давайте вместе создадим базу данных о сверхновых русских, их делах и их технологиях.
www.bratstvo.su