ОТ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ К ЭНЕРГОБЕЗОПАСНОСТИ

ОТ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ К ЭНЕРГОБЕЗОПАСНОСТИ


В Петербурге по инициативе «Газового Клуба» рабочей группой специалистов начата работа по обоснованию и созданию проекта городского закона об энергетической безопасности. Такой закон, составной частью которого должны быть положения об энергоэффективности и энергосбережении, имеет целью защитить северную столицу от угрозы необеспечения энергоресурсами, дать ей гарантии стабильности и возможности дальнейшего развития.

В нашем выпуске № 3 (2003 год) в беседе с главным государственным инспектором регионального управления «Севзапгосэнергонадзор» А. А. Машковым шла речь о недостаточности законодательной основы по вопросам энергосбережения. Тогда Александр Александрович заметил, что эти вопросы обязательно должны войти в закон об энергетической безопасности. В августе 2003 года решением Правительства России была принята Энергетическая стратегия России до 2020 года. Год спустя в стране был дан старт т. н. административной реформе, затронувшей в том числе и систему государственного управления и регулирования топливно-энергетического комплекса. Региональные управления теперь уже бывшего Госэнергонадзора были переподчинены с изменением ряда функций.

О современных приоритетах в государственном регулировании энергетической отрасли – в беседе с главным специалистом Регионального управления Федерального агентства по энергетике по Северо-Западному федеральному округу (РУ Росэнерго по СЗФО) А. А. Машковым.

– Александр Александрович, Санкт-Петербург, так и не приняв за девять лет регионального закона об энергосбережении, начинает работу над законом об энергобезопасности. Почему изменились приоритеты?

– Приоритеты не изменились – они получили более широкое наполнение. Сегодня от бережного использования энергоресурсов никто не отказывается, но принимать местный закон об энергосбережении надо было еще в 1997–1998 годах, а теперь это делать уже поздно. Федеральный закон давно пора изменять и принимать в принципиально новой редакции, что безуспешно пытаются сделать более трех лет.

В последнее время специалисты предпочитают чаще говорить не об энергосбережении, а об энергоэффективности. И это закономерно. Энергосбережение является составной частью энергоэффективности, реализация которой, в свою очередь, наряду с другими аспектами обеспечивает исполнение требований энергетической безопасности. Иными словами, конечным итогом сбережения энергоресурсов является практическое достижение минимального расхода ресурса на производство единицы готовой продукции установленного качества. Энергоэффективность – более широкое понятие, включающее в себя разработку и контроль соблюдения такой нормы, работу в этом направлении. Напомню, что в прошлой беседе я говорил о необходимости управлять энергосбережением. В законе об энергобезопасности это должно быть предусмотрено. Можно сказать, что, разрабатывая закон об энергобезопасности, мы поднимаем энергосбережение на более высокий уровень.

– Как специалисты определяют понятие энергетической безопасности и почему закон о ней так важен для Петербурга?

– Мировое сообщество за тридцать лет активного обсуждения темы так и не пришло к единой формулировке понятия «энергетическая безопасность». В принципе энергетическую безопасность можно определить как состояние гарантированной защищенности страны, ее граждан, общества экономики от угрозы дефицита в обеспечении экономически доступными и нормативно необходимыми топливно-энергетическими ресурсами приемлемого качества в нормальных и чрезвычайных обстоятельствах.

Эти угрозы определяются как внешними (геополитическими, макроэкономическими, конъюнктурными) факторами, так и собственно состоянием и функционированием энергетического сектора страны.
Энергетическая безопасность обеспечивается решением очень широкого круга вопросов и проблем, в т. ч. на уровне законодательной и исполнительной власти как федерального уровня, так и отдельных субъектов. Вне зависимости от того, рассматривается ли энергобезопасность в контексте страны-экспортера или -импортера энергетических ресурсов, она является одним из важнейших элементов экономической и в целом национальной безопасности.

Для Петербурга, как мегаполиса, это более чем злободневно: у нас практически отсутствует добыча топлива, а потребление его, в т. ч. на производство электрической и тепловой энергии, значительно. Любые перебои с электроэнергией и теплом затрагивают жизненные интересы огромного числа людей и могут привести к непредсказуемым последствиям. А жестко установленной на законодательном уровне ответственности по всей цепочке за эти последствия нет.

В настоящий момент на все это накладывается не разрешенная до конца ситуация с реорганизацией федеральных органов исполнительной власти в части ТЭК. Напомню, что раньше вопросы энергосбережения (в конечном итоге – энергетической безопасности) наряду с безопасностью в энергетике находились в ведении Госэнергонадзора, а надзор за промышленной безопасностью в целом был функцией Госгортехнадзора.

При создании Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) к ее компетенции отнесли все виды безопасности (атомную, экологическую, промышленную, в т. ч. в энергетике). При этом без «государева ока» остались вопросы энергосбережения и энергоэффективности, как относящиеся к экономике, регулируемой рыночными отношениями (не государством и не надзором).

– Существует расхожее мнение, что все, что касается экономики и коммерции, должен отрегулировать рынок.

– Теоретически это так, а практически рынок вначале должен быть построен. В России рынка в энергетической отрасли не существует, ведутся мучительные попытки его создать. Поэтому надежда на регулирующую роль создаваемого рынка остается весьма сомнительной. К тому же такая позиция не совпадает с положениями Энергетической стратегии России до 2020 года, которую никто не отменял. В этом документе четко указано на необходимость государственного контроля за энергетической безопасностью.
Человечество не может не потреблять энергоресурсы, но делать это следует в разумных пределах. Проблема выживания с каждым сожженным кубометром газа и каждой сожженной тонной нефти обретает все более реальные очертания, становится проблемой № 1 в мире. И принятие здравых правил игры, точнее, правил жизни (а любой закон – это некие правила) по энергобезопасности позволит не только решить важнейший вопрос надежности и качества энергообеспечения, но и во многом определить будущее региона, страны, человечества.

– Может быть, проведение административной реформы делает менее обязательным исполнение документа двухгодичной давности? К тому же за скорейшее введение свободного рынка в энергетике ратуют сторонники вхождения России в ВТО.

– Я с этим категорически не согласен. Если государство перестанет контролировать вопросы энергоэффективности, энергетической безопасности, это приведет к серьезным негативным последствиям во многих сферах жизни и скажется на поддержании национальной безопасности. Причем результаты этого мы почувствуем сразу, а исправлять потом будет очень трудно. Не стоит забывать, что ВТО сформирована теми странами, которые изначально развивались по законам рыночной экономики, а мы много лет строили экономику, а также создавали глобальные инженерные структуры в ТЭК, по иным законам и техническим нормам. Стоит ли слепо копировать «чужие» правила игры, тем более что масштабы использования энергоресурсов большинства из них не сравнимы с масштабами энергопотребления России.

– Ведутся ли работы над законом об энергобезопасности на федеральном уровне в других регионах и городах?

– Мы не располагаем такой информацией. Если кто-то этим и занимается, то локально. Мы пытаемся говорить об энергосбережении и получении гарантий поставок энергоресурсов для Петербурга, но обязательно будем искать союзников в стране. Сегодня у законодательного органа, который формирует бюджет (страны, субъекта федерации, муниципального образования), нет оснований закладывать средства на гарантии обеспечения энергоресурсов, потому что нет соответствующего закона. Его наличие заставит четко определять, сколько энергоресурсов должно быть на данном объекте, в данном городе, регионе, каких и по какой стоимости, откуда брать на это средства и кто за это отвечает. Тогда, может быть, мы услышим: «На основании закона «Об энергетической безопасности Санкт-Петербурга» ответственность за перебои в электро-, теплоснабжении несет…».

– Энергетическая безопасность – это общемировая проблема?

– Об энергетической безопасности мировое сообщество заговорило во времена энергетического кризиса в Европе в 60-е годы прошлого столетия. С тех пор и ученые, и энергетики во всем мире решают эту проблему. Академик Жорес Алферов на попытку сгладить проблемы ТЭК однажды образно заметил: «Солнце погасить нельзя!». Поэтому решить вопросы энергобезопасности – это решить задачу сохранения энергетического потенциала мировой экономики. И вопросы надежности поставки энергоресурсов в нужном количестве и нужного качества, рациональность распределения этих поставок – это вопросы обеспечения жизнедеятельности человечества.

Добавлю, что энергобезопасность является одним из следствий универсального закона сохранения энергии, согласно которому энергия не исчезает, а лишь преобразовывается. И преобразовывать ее следует очень разумно. Если человечество хочет существовать как можно дольше, оно так или иначе придет к осознанию необходимости истинного энергосбережения, в том числе и на духовном уровне. Вопрос лишь во времени. Его остается не так уж много.

Беседовала Светлана Соснова

www.stroygorhoz.ru