Энергосбережение и энергоэффективность – задача приоритетная

Правительством Ленинградской области создана система управления энергосбережением региона. Политика в сфере экономии энергоресурсов определена федеральным законом «Об энергосбережении о повышении энергетической эффективности» N 261 (вступил в силу 27 ноября 2009 года).

Губернатором Валерием Сердюковым образован межведомственный координационный совет по реализации государственной политики в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности.

Распоряжением областного правительства (от 17.05.2010 №233-р) создано государственное бюджетное учреждение «Центр энергосбережения и повышения энергоэффективности Ленинградской области» (ГУ «ЦЭПЭ ЛО»).

Подробнее о работе Центра, основной задачей которого является практическая реализация мероприятий в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности, рассказывает его директор Олег Трубачёв.

Наш центр принимает активное участие в решении следующих задач:

координация работы по аналитическому, экономическому, правовому и научно-производственному обеспечению практической деятельности предприятий и организаций в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, внедрение энерго- и ресурсосберегающих техники и технологий;

разработка и реализация региональной программы по энергосбережению и повышению энергоэффективности на территории области;
экспертиза региональных, отраслевых и муниципальных проектов и программ;

разработка проектов нормативно-правовых актов Ленинградской области в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности;

разработка единой стратегии и методологии энергосбережения региона с учетом новейших достижений российского и зарубежного опыта;

информационное обеспечение органов представительной и исполнительной власти Ленинградской области, создание информационных баз данных проектов повышения эффективности использования топлива, энергии и энергоносителей, потребителей и поставщиков топливно-энергетических ресурсов, систем инженерного обеспечения региона, российской и зарубежной энергосберегающей техники и технологий;

организация и проведение энергетических обследований, составление энергетических паспортов, разработка и реализация энергосберегающих мероприятий, в т.ч. на объектах бюджетной сферы, жилищно-коммунального хозяйства и промышленных предприятий региона;

внедрение автоматизированных систем коммерческого и технического учета энергии и энергоносителей;

издание и реализация информационных, методических и популяризирующих материалов, подготовка и проведение выставок, конференций, симпозиумов и семинаров по энергосбережению и повышению энергоэффективности, внедрению новых технологий;

упорядочивание отношений между предприятиями ТЭК и потребителями посредством энергосервисных контрактов.
Структура и организация энергосбережения определена долгосрочной целевой программой «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Ленинградской области на 2010-2015 годы и перспективу до 2020 года», которая включает несколько отраслевых подпрограмм.  Координатором программы является комитет по энергетическому комплексу и ЖКХ, а ее участниками – отраслевые комитеты администрации области, администрации муниципальных образований, государственные и муниципальные учреждения, предприятия и организации региона.

Участники программы определяют её исполнителей  в  соответствии  с федеральным законом «О размещении  заказов  на  поставки  товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (от 21  июля  2005  года  N 94-ФЗ) и особенностей реализации инвестиционных программ субъектов естественных монополий (регулируемых организаций).

Помимо региональной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Ленинградской области на 2010-2015 годы и перспективу до 2020 года» органами местного самоуправления формируются муниципальные программы энергосбережения. Соответственно, программы энергосбережения должны иметь организации с участием государства или муниципального образования, осуществляющие регулируемые виды деятельности.
Мероприятия в этой сфере можно разделить на несколько групп: оснащение приборами учета различных потребителей, энергетические обследования, энергосервисные контракты, энергосбережение (в бюджетной сфере, на предприятиях ЖКХ, на промышленных предприятиях). Подробнее о каждом из этих направлений.

Оснащение приборами учета различных групп потребителей

В соответствии с базовым законом в сфере энергосбережения до 1 января 2011 года должно быть завершено оснащение зданий, строений и сооружений, где размещаются органы государственной власти и местного самоуправления или которые находятся в государственной или муниципальной собственности,  приборами учета воды, природного газа, тепловой и электрической энергии.

В ближайшее время будет разработана и утверждена соответствующая региональная подпрограмма по оснащению приборами учета государственных и муниципальных бюджетных учреждений.

Также собственники зданий и объектов,  при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, обязаны завершить их оснащение приборами учета до 1 января 2011 года.

До 1 января 2012 года приборы учета должны быть установлены собственниками жилых домов. Многоквартирные дома должны быть оснащены также коллективными (общедомовыми) приборами учета воды, тепловой и электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета. 

Энергетические обследования

Новое направление деятельности, определенное законом  – энергетические обследования предприятий.
Деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования.

В Ленинградской области  создается некоммерческое партнерство, которое объединит организации, занимающиеся этим видом деятельности. Зарегистрировать партнерство планируется до конца сентября этого года, а в декабре – получить статус СРО.

Статус саморегулируемой организации оно может получить после того, как участниками партнерства станет 25 субъектов предпринимательской деятельности, каждый из которых имеет 4-х и более сертифицированных специалистов в данной сфере деятельности. Для регистрации СРО необходимо сформировать компенсационный фонд и подготовить пакет документов.

Обучение специалистов по энергетическим обследованиям осуществляют 4 учебных заведения Санкт-Петербурга: Федеральное государственное образовательное учреждение ДПО «Петербургский энергетический институт повышения квалификации», ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет», ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный горный институт (технический университет)», ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский архитектурно-строительный колледж».

На проведение энергетических обследований в нашем  распоряжении два года.
Первые энергетические обследования до 31 декабря 2012 года необходимо провести:
органам государственной власти и местного самоуправления,
организациям с участием государства или муниципального образования,
организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности,
организациям, осуществляющим производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов,
организациям, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают десять миллионов рублей за календарный год,
организациям, проводящим мероприятия в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемым полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
Энергосервисная деятельность

Энергосервисная деятельность – это средство реализации многих энергосберегающих проектов, а также потенциальный дополнительный источник финансирования мероприятий в сфере энергосбережения.

Многие энергосервисные предприятия готовы работать с предприятиями ЖКХ на основе реализации проектов и возврата инвестиций от достигнутой ежемесячной экономии. Трудности в реализации данной схемы – отрицательный баланс предприятия: экономия есть, а денег – нет.
Энергосбережение:
 
Бюджетная сфера

Начиная с 1 января 2010 года бюджетное учреждение ежегодно обязано снижать объемы потребляемых воды, топлива (дизельного, мазута, угля и иного), природного газа, тепловой и электрической энергии не менее чем на три процента по сравнению с объемами 2009 года, и в течение пяти лет снизить потребление энергоресурсов не менее чем на пятнадцать процентов. 

От этого будут зависеть бюджетные ассигнования на обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений. Главные распорядители бюджетных средств с 1 января 2010 года осуществляют финансовое обеспечение бюджетных учреждений (оказание государственных и муниципальных услуг) на основании данных о фактически потребленных  ресурсах. До конца этого года, как уже упоминалось ранее, во всех бюджетных учреждениях должны быть установлены приборы учета энергоресурсов.

В бюджетное сфере будет осуществляться и лимитирование энергоресурсов, выявление приоритетных по потенциалу энергосбережения бюджетных учреждений и проведение в них энергетических обследований.
Предприятия ЖКХ 
Необходимо отдельно остановится на предприятиях ЖКХ, которые можно разделить на две группы: осуществляющих регулируемые виды деятельности и другие, в том числе жилищно-эксплуатационные предприятия.

В сфере потребления основной потенциал энергосбережения у жилищно-эксплуатационных предприятий, на которые, как правило, мало кто обращает внимание. По проведенным еще в конце 90-х годов исследованиям,  теплотехническая характеристика ограждающих конструкций зданий в России в 1,5-2,5 раза хуже, чем в странах Запада с их достаточно мягким климатом, т.е. нерационально используется около половины поставленного потребителю тепла.

У теплоснабжающих предприятий, занятых в производстве и транспорте тепловой энергии,  КПД в среднем составляет около 75%, из которых потенциал энергосбережения -  3-5%, за исключением старых, изношенных котельных.

Энергоресурсным предприятиям законом предписано заниматься энергосервисной деятельностью в части установки и эксплуатации приборов учета. Это не только обязанность, но и дополнительный источник доходов предприятий ЖКХ.

До 1 июля 2010 года ресурсоснабжающие организации обязаны предоставить собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов или представляющим интересы собственников, предложения об оснащении приборами учета используемых ими энергетических ресурсов.

До 1 января 2012 года ресурсоснабжающие организации обязаны оснастить приборами учета все объекты, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям.

Возможно, после установки приборов учета у некоторых предприятий ЖКХ, которые завышали объемы отпуска энергоресурсов, возникнут проблемы с формированием баланса предприятия.

Хочу обратить внимание руководителей предприятий на то, что в 2009 году вышло постановление российского правительства № 1221 «Об утверждении правил установления требований энергетической эффективности товаров, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных и муниципальных нужд».

К первоочередным требованиям энергетической эффективности с 1 марта 2010 года относятся:

а) для строящихся и реконструируемых объектов по производству тепловой энергии, мощностью более 5 гигакалорий в час – обеспечение комбинированной выработки тепловой и электрической энергии. Указанное требование применяется также при размещении заказов на выполнение работ по разработке проектных решений по реконструкции действующих объектов по производству тепловой энергии и по их реализации;

б) для строящихся и реконструируемых объектов по производству тепловой энергии (за исключением объектов по производству тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, мощностью менее 5 гигакалорий в час) – обеспечение коэффициента полезного использования энергии не менее 85 процентов при нормальном режиме работы (под коэффициентом полезного использования энергии понимается отношение энергии произведенного тепла к энергии потраченного топлива);

в) для строящихся и реконструируемых объектов по производству тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии – обеспечение суммарного коэффициента полезного использования энергии не менее 70 процентов в когенерационном цикле при нормальном режиме работы (под суммарным коэффициентом полезного использования энергии понимается суммарное отношение тепловой и электрической энергии к энергии потраченного топлива).

Данные требования будут учитываться комитетом по энергетическому комплексу и ЖКХ при установлении топливных режимов.
Предприятия промышленности
В секторе промышленности при  разработке проекта региональной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности выявлен значительный потенциал энергосбережения  – около 34-38%.

Повышение энергетической эффективности предприятий промышленности потребует значительных инвестиций в модернизацию производств. Крупные промышленные предприятия входят, как правило, в вертикально интегрированные компании международного уровня РУСАЛ и СУАЛ, Сургутнефтегаз и т.д. С руководством и собственниками данных компаний будет проводится совместная работа на основе подписанных соглашений в сфере энергосбережения.


Напомню, что более подробную  информацию обо всех интересующих предприятия, организации и население аспектах реализации федерального закона  об энергосбережении и энергоэффективности можно получить в нашем Центре. Он расположен по адресу: Санкт-Петербург, ул.Шпалерная д.51, офис 410, тел. 332-84-88, тел/факс 332-84-89, e-mail: info@lenoblces.ru

www.lenobl.ru