Развитие наружного освещения мегаполиса

Наружное освещение, помимо создания безопасности и комфорта на улицах города в вечернее и ночное время суток, является элементом системы энергоснабжения и энергопотребления. Поэтому комплексное решение вопросов столичной энергетики предусматривает улучшение функционирования наружного освещения.

 

Рассмотрение основных задач данной отрасли, намеченных Правительством Москвы на период 2011–2015 годов, началось с подведения итогов выполнения городской целевой программы развития наружного освещения столицы, действовавшей в 2005–2009 годах.

 

В течение последних пяти лет стабильно проводилась поэтапная замена световых приборов и опор, имеющих сверхнормативные сроки службы. Количество устаревших светильников в городе снизилось с 34 % в 2005 году до 16 % в 2010 году. Количество опор со сверхнормативным сроком службы снизилось с 54 % в 2005 году до 35 % в 2010 году.

 

Для уменьшения электропотребления в установках наружного освещения используются осветительные приборы с энергосберегающими источниками света, такими как натриевые лампы вместо ранее использовавшихся ртутных. Светоотдача ртутных ламп в два раза ниже. В результате удельное электропотребление установок наружного освещения существенно снизилось. Средняя мощность одного светильника сократилась на 12 % (с 197 до 174 Вт).

 

При общем росте количества светильников на 18 % совокупное электропотребление выросло лишь на 5 %. Среднее количество не работающих светильников уменьшилось на 40 % и в 2010 году составило порядка 1,4 % в отношении к общему числу светильников в городе.

 

За прошедший период разработаны и скорректированы нормативные и методические документы, в том числе строительные нормы по освещению транспортных автомагистралей, надземных и вне-уличных пешеходных переходов; регламенты технической эксплуатации и соответствующие расценки на эксплуатационные работы, в том числе с длительным циклом, рассчитанные на три года. При этом учтены современные особенности развития технических средств освещения и электроснабжения, а также сжатые сроки производства работ в связи с высокой эффективностью движения и другими условиями.

 

Для повышения достоверности показаний приборов учета в 2009 году в наружном освещении города внедряется автоматизированная интегральная измерительная система коммерческого учета электроэнергии. На данный момент в ГУП «Моссвет» в эту систему интегрировано 3 128 приборов учета. За счет перехода на расчеты за электроэнергию по дифференцированным по времени суток тарифам в 2010 году планируется сэкономить около 8 млн руб. бюджетных средств.

 

Решены вопросы освещения подходов к детским дошкольным учреждениям и школам, а также к основным подъездам жилых домов.

 

В целом совокупность реализованных мероприятий в рамках программы 2005–2009 годов позволила решить наиболее актуальные задачи повышения эффективности и надежности системы наружного освещения города.

 

В то же время на реализацию данной программы оказала существенное воздействие нестабильная экономическая ситуация, сокращение расходов на финансирование программы. В 2009 году программа была практически свернута: вместо запланированных 580 млн руб. было выделено 69 млн руб.

 

Целый ряд проблем, существовавших на момент формирования программы 2005–2009 годов, но оставшихся вне ее рамок, актуален и сегодня. Необходимость решения ниже перечисленных задач явилась основанием для разработки рассматриваемой городской целевой программы на 2011–2015 годы.

 

■ Наиболее тревожная ситуация с состоянием опорных конструкций: доля опор со сверхнормативным сроком службы составляет более 34 %. В настоящее время количество бетонных опор, установленных в 1960–1970-х годах, составляет около 78 тыс. шт., с 2009 года в городе проводится их детальное обследование. К настоящему времени аварийными признано 23 % обследованных опор, общее количество опор, нуждающихся в замене, оценивается в 26 тыс. шт. В рамках выделенного на 2010 год финансирования планируется заменить более 4 тыс. опор. Аварийные опоры выявлены на всех категориях улиц. В связи с этим в проект новой программы по развитию наружного освещения Москвы включены подпрограммы замены аварийных опор освещения.

 

■ Беспокоит состояние систем электроснабжения установок наружного освещения – это устаревшее оборудование и кабельные линии. Требуется реконструкция 42 трансформаторных подстанций и около 100 км кабельных линий напряжением 6–10 кВ.

 

■ Сегодня более 350 учреждений социальной сферы нуждаются в реконструкции с необходимостью улучшения освещения их территорий. Для большинства объектов социальной сферы имеются проекты, подготовленные в рамках выполнения программы 2005–2009 годов.

 

■ Для завершения работ по реконструкции объектов телеуправления наружным освещением программой предусмотрено создание единой системы управления, оснащение 1 200 пунктов электропитания и 16 диспетчерских пунктов современным оборудованием, объединение всех диспетчерских и пунктов питания устойчивыми каналами связи на основе GSM-модемов и оптико-волоконных систем связи.

 

■ В 2009 году в хозяйственное ведение ГУП «Мос-свет» принято в неудовлетворительном состоянии более 3 700 установок придомовых территорий; сегодня продолжают поступать обращения органов государственной власти и жителей с просьбой осветить дополнительно объекты внутри дворов. Всего таких

 

■ Накопились проблемы в архитектурном освещении города: это отсутствие системы управления и мониторинга объектов АХП, сверхнормативный срок службы большого количества эксплуатируемых установок. В последнее время кардинально изменились подходы к технологии организации и к характеристикам

 

Реализуемые в проекте комплексной городской целевой программы развития наружного освещения мероприятия должны способствовать повышению надежности системы наружного освещения, а также выполнению принятых решений по вопросам энергоэффективности и энергосбережения.

 

Для этого будут применяться исключительно энергоэффективные осветительные приборы и источники света, современные электротехнические материалы, опорные конструкции, обладающие высокими эксплуатационными характеристиками.

 

Существенным является изменение подходов к проектированию установок освещения. Например, ликвидация избыточной освещенности, заложенная в проектах, позволит сэкономить в зависимости от категории объектов от 20 до 40 % электрической энергии. На новых объектах предполагается применение элемента «умного» освещения – регулирование светового потока в зависимости от состояния внешней среды, погодных условий, интенсивности других источников света, а также движения транспорта и пешеходов.

 

Освещение светодиодами фонтана на площади Европы (Москва)

 

В целом поддержав представленный проект программы, участники обсуждения предложили:

 

■ добавить специальную подпрограмму по разработке нормативных документов, поскольку действующая нормативная база наружного освещения требует серьезной модернизации в соответствии с меняющимся федеральным законодательством и принимаемыми основополагающими документами в сфере энергоэффективности и ресурсосбережения;

■ предусмотреть специальный раздел по реализации пилотных проектов и внедрению новых технологий, поскольку наружное освещение XXI века должно быть «умным», интеллектуальным – меняться в зависимости от времени года и времени суток, погоды, транспортных потоков, от наличия других источников света и т. п. Нужно активизировать разработку НИРов и НИОКРов по наружному освещению и светотехнике в рамках программ Департамента науки и промышленной политики;

■ раздел «Энергосбережение и ресурсосбережение» раскрыть более подробно по методу и форме модернизации систем наружного освещения (применения более долговечных типов опор освещения и светильников, высокоэффективных систем регулирования нагрузок);

■ включить раздел, где будут указаны конкретные лесопарковые зоны, где следует применять осветительное оборудование, работающее от альтернативных источников энергии, поскольку земляные траншеи для прокладки кабельных линий в этих зонах недопустимы;

■ предусмотреть в программе специальный раздел по освещению спортивных площадок, переданных муниципалитетам для работы с жителями;

■ разработать адресные планы-графики по замене опор освещения с истекшим сроком амортизации и на основании претензий к текущему содержанию опор внести изменения в действующий регламент с целью увеличения кратности выполнения работ по их очистке;

■ предусмотреть в перспективе применение технологии светодиодов как наиболее прогрессивной в части энергосбережения, для чего разработать соответствующие стандарты на региональном уровне, а также других инновационных осветительных технологий, для чего включить в программу раздел «Внедрение передовых технологий»;

■ расширить финансовые возможности реализации программы: активно использовать метод государственно-частного партнерства, новые формы, дающие право применять энергосервисные контракты, а также направлять на эти цели финансовые потоки, полученные от различных мероприятий, проводимых в данной области (конкурсов, аукционов и т. п.), и при взыскании с нарушителей, наносящих ущерб системам наружного освещения;

■ дать четкое определение и разграничить термины, связанные с работами в области наружного освещения и используемые в различных разделах программы, например: «устройство объектов наружного освещение», «реконструкция», «замена», «ремонт», «содержание».

 

Кроме этого, поднимались вопросы об ускорении создания автоматизированной системы, позволяющей дистанционно осуществлять управление и мониторинг состояния установок архитектурно-художественной подсветки и необходимости во всех проектных документах вновь строящихся объектов соцкультбыта или объектов, связанных с дорожно-мостовым строительством, прописывать аспекты архитектурно-художественной подсветки.

 

При подведении итогов обсуждения было отмечено, что любая новостройка, появляющаяся в городе в режиме строительства инвестиционных проектов – школа, поликлиника, детский сад – обязательно должна иметь соответствующую вечернюю и ночную подсветку. И это требование должно быть размещено в нормативном документе.

 

Также к важнейшим вопросам были отнесены энергетические задачи. Отмечено, что пора принимать решения по использованию освещения от нетрадиционных источников энергии. Что касается выбора самих светильников, то городские заказы должны организовываться исключительно в соответствии с целями снижения энергозатрат и повышения качества наружного освещения.

 

Опубликовано в журнале «Энергосбережение» №7/2010