Магические ритуалы ведут к экологической катастрофе

 

В Древнем мире сова олицетворяла мудрость. Она была спутницей и атрибутом Афины Паллады. Король Артур благодаря сове заглядывал в невидимые пространства. Сова охраняла дворец Минотавра и спасла молодому Чингисхану жизнь. Кто сегодня спасет сову от истребления? И какие усилия требуются, чтобы защитить людей и животных от жестоких магических практик?

 

Всемирный фонд дикой природы всерьез обеспокоен сокращением поголовья сов, обитающих в лесах Индии. Как сообщает радио ООН, эти птицы в последнее время стали объектом охоты местных шаманов. Дело в том, что совиные перья, кости, мясо и внутренности используются в различных магических ритуалах.

 

Уничтожение сов наносит непоправимый ущерб экосистеме. Совы являются основными регуляторами численности мышевидных грызунов, которых в Индии тьма тьмущая. Подсчитано, что одна сова истребляет за ночь от 5 до 20 мышей, крыс или полевок, и если учесть, что в одном небольшом лесу обитает до 50-80 пар этих птиц, то их вклад в борьбу с хвостатыми пожирателями растений становиться очевиден.

 

К чему может привести исчезновение сов? Прежде всего, к бесконтрольному размножению мышей и крыс. В лесах Индии очень мало хищных млекопитающих. В отличие от наших лесов, где обитают ласки, горностаи и прочие хищники, регулирующие численность грызунов, в тропиках Южной Азии мышей контролируют в основном плотоядные птицы и змеи. Полчища ошалевших от счастья крыс и мышей мгновенно уничтожат проростки и семена лесных растений, что, в свою очередь, может привести к уничтожению джунглей.

 

Но это еще не все. Очень скоро мышам станет тесно в лесу, и они переместятся на рисовые поля, которые, как правило, находятся неподалеку от джунглей. Здесь страдать придется людям. Рис до сих пор составляет основу питания большинства индийцев, и в стране с миллиардным населением его уже сейчас не очень-то хватает.

 

Кроме того, мыши и крысы – переносчики различных инфекционных заболеваний, самое страшное из которых – печально известная чума. Таким образом, совы становятся как бы первый барьером, отделяющим людей от эпидемии. И этот важный барьер человек интенсивно разрушает собственными руками!

 

Несмотря на то что, согласно закону об охране природы Индии, охота на сов в стране запрещена, их можно приобрести на черном рынке. Индийцы верят, что совы связаны с душами умерших. Живых сов здесь боятся, а вот мертвая птица не опасна и якобы служит проводником в потусторонний мир. (Похожие верования существуют и в других странах: жители Средней Азии верят в то, что перья совы защищают детей и скот от злых духов, а африканцы считают сову символом зла. На многих африканских наречиях название совы звучит как «ведьминская птица». Из-за этого сов подвергают безжалостному уничтожению, и защитники животных ничего не могут поделать.)

 

Помимо магических целей несчастных птиц в Индии используют в уличных представлениях, а также в качестве приманки для более крупных птиц-хищников; части их тела находят применение в народной медицине, а перья и когти – в изготовлении головных уборов.

 

Впрочем, от колдовских практик страдают не только совы. В рецепты многих магических зелий и настоев входят, например, кровь летучих мышей и крыс, кошачья шерсть, внутренние органы различных животных. Так что зеленым есть о чем беспокоиться.

 

Однако куда большие опасения вызывает использование в магических и «лечебных» целях человеческих останков. Особенно это распространено в странах Африки. В южноафриканской нетрадиционной медицине существует целое направление – «мути», в котором части тела и внутренние органы мертвецов используются для приготовления различных снадобий. К примеру, колдун из Лимпопо (ЮАР) варил микстуру из костей покойников для лечения душевных болезней. По данным Интерпола, сегодня части трупов можно запросто приобрести на черных рынках Африки, Азии и даже Европы.

 

Добывают мертвечину, как правило, раскапывая могилы. Доходит до полной дикости. Так, 30-летнего Суманто из Индонезии приговорили к пяти годам заключения за то, что он вырыл из земли труп 80-летней соседки и съел некоторые его части. Трупоед заявил полиции, что сделал это, чтобы обрести сверхъестественную силу. Согласно многим верованиям, если съедаешь части тела другого человека, то приобретаешь его лучшие качества – например, силу, смелость и т.д.

 

Чтобы заполучить «сырье», колдуны и их помощники часто идут и на убийство живых людей. Например, в 1989 году в Зимбабве подручные магов убили двух девушек и вырезали части внутренностей, языки и гениталии, чтобы изготовить амулеты на счастье. А несколько лет назад один из африканских колдунов был осужден за убийство 11-летнего мальчика с целью изъятия органов. Человеческая кожа используется африканскими магами для изготовления амулетов, якобы придающих их обладателям сверхъестественные качества. Причем содрана она должна быть с еще живого человека!

 

Так, два жителя Танзании – 25-летний Мартин Калунга и 31-летний Нико Бенсон – умертвили 9-летнего мальчика, содрав с него заживо кожу, которую затем продали за 20 тысяч шиллингов (18 американских долларов) местному колдуну.

 

У жителей Танзании весьма ценится кожа альбиносов, которые здесь рождаются чаше, чем в других местах. По поверью, альбиносы приносят несчастье, поэтому к ним относятся как к изгоям: отказываются принимать в школу, на работу и т.д. Зато амулеты из кожи, лишенной пигментации, имеют высокий спрос: считается, что они защищают от злых сил, помогают находить клады и способствуют удачной рыбной ловле…

 

Власти стран третьего мира постоянно борются с мракобесием, но искоренить древние верования никак не удается. В результате происходят жестокие убийства людей и животных, а также многочисленные инциденты, связанные с осквернением могил.

 

Между тем, даже если не касаться этической стороны дела, «целительные» свойства останков более чем сомнительны. Отведав внутренностей покойника или постоянно соприкасаясь с амулетом, изготовленным из останков, вы просто-напросто рискуете отравиться трупным ядом или заразиться болезнями, которыми страдал усопший.

 

Чтобы исправить ситуацию, нужны объединенные усилия общественно-политических, экологических и здравоохранительных организаций, причем здесь необходимы не только силовые методы давления на население, но и широкая просветительская деятельность.

 

Ирина Шлионская, Антон Евсеев

www.pravda.ru