Основные задачи экологического сопровождения малого бизнеса

Экологическое сопровождение малого бизнеса предполагает осуществление комплекса регламентированных процедур, направленных на обеспечение экологической безопасности в районе создания (строительства) малого предприятия, оказывающего воздействие на состояние окружающей среды, связанных с разработкой и проведением мероприятий, направленных на охрану природы и здоровья населения от вредных воздействий этого объекта на всех стадиях его жизненного цикла.

 В общем случае жизненный цикл такого малого предприятия может быть представлен в виде жизненного цикла инвестиционно-строительного проекта. C учетом специфики решаемых задач цикл может быть разбит на этапы (фазы) с разной степенью детализации. С ориентацией на задачи экологического сопровождения проекта структура жизненного цикла может быть представлена в следующем виде:

Рис. 1. Схема жизненного цикла инвестиционно-строительного проекта

В соответствии с действующими правовыми актами Российской Федерации и города Москвы как субъекта федерации инвестор (заказчик) вправе осуществить строительство, реконструкцию или иной вид строительных работ по объекту при наличии разрешения и ордера на производство строительно-монтажных и земляных работ. Любому строительству предшествует предпроектная и проектная подготовка.

Для рационализации порядка проектирования в г. Москве установлено 5 категорий сложности объектов строительства и осуществлена их классификация [1] . В соответствии с классификацией Заказчиком совместно с Проектировщиком в Задании на проектирование устанавливается стадийность проектирования. В зависимости от категории сложности объекта при строительстве объектов в г. Москве рекомендуется [2] использовать следующую стадийность проектирования:

  • проект и рабочая документация для объектов V, IV категорий сложности и объектов III категории сложности, строящимся по индивидуальным проектам;
  • рабочий проект (утверждаемая часть и рабочая документация) для объектов III-I категорий сложности, а также для объектов, строящихся по типовым и повторно применяемым проектам.

Предпроектная подготовка строительства включает:

  • разработку градостроительного обоснования размещения объекта (при отсутствии утвержденной прединвестиционной градостроительной документации);
  • подготовку исходно – разрешительной документации;
  • оформление правового акта городской администрации – разрешения на осуществление градостроительной деятельности.

Результатом предпроектной подготовки является правовой акт городской администрации (разрешение на осуществление градостроительной деятельности), определяющий Заказчика – Застройщика и условия проведения инвестиционно-строительной деятельности.

Проектная подготовка строительства предусматривает проведение следующих работ:

  • разработку, согласование и утверждение архитектурно-градостроительного решения – архитектурного проекта, который для малых предприятий может выполняться в составе проектной документации;
  • разработку, согласование, экспертизу и утверждение проектной документации – проекта, утверждаемой части рабочего проекта;
  • разработку рабочей документации.

Результатом проектной подготовки строительства является утверждение проекта, получение разрешения и ордера на производство строительных работ.

Как предпроектная, так и проектная подготовка строительства малого предприятия должны включать в себя соответствующие этапы экологического сопровождения инвестиционно-строительного проекта.

Предпроектное и проектное экологическое сопровождение создания малого предприятия состоит в разработке набора экологических обоснований намечаемой хозяйственной (или нехозяйственной) деятельности  на разных стадиях подготовки предпроектной и проектной документации.

Экологическое обоснование разрабатывается в составе:

  • Ходатайства (декларации) о намерениях;
  • Обоснования инвестиций в строительство;
  • Проекта строительства (рабочего проекта);
  • Проекта организации строительства (ПОС);
  • документов для получения лицензии на отдельные виды деятельности.

Состав документов, а, следовательно, и виды экологических обоснований, в каждом конкретном случае будет зависеть от выбранной стадийности разработки проектной документации.

В качестве объектов экологического обоснования выступают:

  • выбор места (площадки) размещения объекта;
  • проектные решения, связанные с выбором технологии, ассортимента продукции или услуг, производственных мощностей и других решений;
  • способы и объемы изъятие природных ресурсов;
  • уровень экологической опасности производимой продукции и образующихся отходов;
  • экологическая безопасность (возможный экологический риск) планируемой деятельности, включающей оценку воздействия объекта на окружающую природную среду при нормальном режиме эксплуатации и возникновении аварий;
  • планируемые природоохранные мероприятия;
  • способы организации строительно-монтажных работ;
  • заявка на получение лицензии (способность соискателя лицензии обеспечить экологически безопасное осуществление лицензируемого вида деятельности).

Требования к содержанию обоснования, глубине проработки, составу исходной информации, порядку согласования и прохождения экспертизы зависят от типа предпроектной и проектной документации, характера намечаемой деятельности и вида малого предприятия.

Основной целью разработки экологического обоснования в предпроектной и проектной документации является предотвращение или снижение экологически вредного воздействия на окружающую природную среду при:

  • новом (капитальном и некапитальном) строительстве,
  • расширении, реконструкции, техническом перевооружении предприятий,
  • установке нестационарных объектов,
  • консервации и ликвидации объектов,

а также сохранение природных ресурсов и создание благоприятных условий для жизни людей путем всестороннего комплексного рассмотрения всех потерь и преимуществ, связанных с реализацией намечаемой деятельности.

Экологическое сопровождение строительно-монтажных работ состоит в следованию Проекту организации строительства в части раздела «Охрана окружающей среды».

Главные задачи экологического сопровождения эксплуатации малого предприятия заключаются преимущественно в разработке и согласовании с органами охраны окружающей экологических нормативов и в последующем обеспечении выполнения этих нормативов. К числу таких задач (видов средозащитной деятельности) следует отнести:

1) разработку и согласование проекта нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (ПДВ) и получение разрешения на выброс;

2) разработку и согласование проекта нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты (ПДС) и получение разрешения на сброс (если сброс осуществляется в поверхностный водный объект или на рельеф местности);

3) разработку и согласование проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР) и получения разрешения на размещение отходов;

4) разработку и согласование проекта санитарно-защитной зоны (СЗЗ), если это не было сделано ранее или при планировании местной администрацией жилищного строительства в районе размещения малого предприятия;

5) заключение договора с Мосводоканалом на сброс производственных и хозяйственных сточных вод в городскую канализацию (если эти воды не сбрасываются в поверхностный водный объект, или на рельеф местности, или не вывозятся);

6) заключение договора с Мосводостоком на сброс поверхностных сточных вод в ливневую канализацию;

7) заключение договоров на вывоз и размещение отходов;

8) организацию сбора и временного хранения отходов на территории малого предприятия;

9) организацию разработки и внедрения мероприятий по снижению объемов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также количества образующихся и размещаемых отходов до уровня ПДВ, ПДС и НООЛР;

10) организацию мониторинга и контроля выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образования и размещения отходов;

11) ведение экологической статистической отчетности;

12) расчет и осуществление платежей за загрязнение окружающей среды и размещение отходов;

13) другие задачи, связанные с охраной окружающей среды.

Общей целью осуществления перечисленных выше видов средозащитной деятельности является предотвращение ухудшения качества окружающей среды после начала эксплуатации малого предприятия и, по возможности, поддержание его на нормативном уровне.

Стадия проведения инноваций, реконструкции или расширения объекта (если она реализуется в рассматриваемом проекте), требует разработки предпроектной и проектной документации с выполнением соответствующих экологических обоснований.

Стадия ликвидации объекта также должна начинаться с предпроектной и проектной проработки и экологического обоснования предлагаемых решений с последующим обеспечением их выполнения  в тех случаях, когда объект относится к опасным и процесс его ликвидации может сопровождаться значительным негативным воздействием на окружающую среду.

Ниже более подробно определяются цели основных этапов экологического сопровождения малого предпринимательства, формулируются подлежащие решению задачи, указываются источники исходной информации и область использования результатов решения.

Вверх

I. Экологическое сопровождение инвестиционно-строительного проекта на стадии разработки предпроектной документации

1. Разработка Ходатайства (Декларации) о намерениях [3] . Экологической составляющей Ходатайства о намерениях является природно-экологическая оценка предполагаемого района размещения малого предприятия (раздел «Возможное влияние предприятия, сооружения на окружающую среду»).   Как правило, оценка осуществляется в рамках административных границ области, района, города, округа.

Природно-экологическая оценка предполагаемого района размещения малого предприятия

Содержание рассматриваемого этапа экологического сопровождения – определение граничных условий природопользования (выявление и установление).

Цель этапа – оценка экологического риска намечаемой деятельности в рассматриваемом районе расположения малого предприятия, прогнозирование возможных последствий для окружающей среды выбора разных мест размещения объекта в регионе, а также влияния различных вариантов технологии на показатели воздействия на окружающую среду.

Решаемые задачи. Проведение природно-экологической оценки предполагаемого района размещения предприятия предусматривает решение следующих задач:

1) подготовку обобщенной характеристики природных условий, экологической, санитарно-эпидемиологической и социальной обстановки в регионе;

2) формирование общей характеристики загрязняющих веществ, образующихся в процессе производственно-хозяйственной деятельности на проектируемом малом предприятии;

3) осуществление оценки характера и вероятности возникновения на объекте аварийных ситуаций, последствия которых скажутся на состоянии окружающей среды;

4) выявление необходимости декларирования безопасности объекта в связи с повышенной опасностью его деятельности;

5) проведение оценки возможных способов утилизации отходов производства.

Источники исходной информации. На самом раннем этапе прединвестиционного исследования, каким является разработка Декларации, у менеджера (или заказчика) проекта имеется возможность использовать самую общую ориентировочную информацию о районе возможного размещения и характеристиках будущего объекта. В качестве исходной информации будут выступать:

- материалы специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды и Госсанэпиднадзора и их территориальных подразделений (Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России (ГУПР) по г. Москве и Центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН) по г. Москве и административным округам) и Департамента природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы;

  • данные федеральных, целевых территориальных программ развития производительных сил, комплексных схем использования природных ресурсов;
  • данные статистической отчетности;
  • данные экологического мониторинга;
  • материалы анализа объектов – аналогов;
  • опубликованные и фондовые материалы научных организаций и ведомств.

Использование, согласование и утверждение результатов. Результаты природно-экологической оценки района возможного размещения предприятия используются при рассмотрении Ходатайства соответствующими органами исполнительной власти. Результатом рассмотрения может быть либо принципиальное согласие администрации на размещение объекта в районе, либо обоснованный отказ.

При положительных результатах рассмотрения Ходатайства о намерениях территориальные подразделения специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды на основании анализа результатов природно-экологической оценки устанавливают дополнительные требования к размещению объекта строительства, условиям природопользования и охране окружающей среды [4] . Эти требования должны быть учтены на следующем этапе при проведении оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) в рамках экологического обоснования намечаемого места (или вариантов мест)  размещения объекта.

Для отдельных несложных объектов, к числу которых относятся многие малые предприятия, Ходатайство с природно-экологической оценкой  района размещения может по решению органов исполнительной власти являться основанием для предварительного согласования возможного места (или вариантов мест) размещения объекта.

2. Предпроектное обоснование инвестиций.   Оценка воздействия намечаемой хозяйственной или иной деятельности на окружающую среду (ОВОС) на стадии предпроектного обоснования инвестиций является следующим этапом экологического сопровождения проекта создания малого предприятия. Раздел «Оценка воздействия на окружающую среду» входит в состав документации Обоснования инвестиций.

Ответственность за организацию и проведение оценки при раз­работке обоснования инвестиций возлагается на заказчика (инвестора) проекта. Заказчик (инвестор) обеспечивает финансирование оценки воз­действия объекта на окружающую среду и связанного с ее проведением сбора необходимых исходных данных. Финансирование оценки должно быть предусмотрено при разработке обоснований инвестиций.

Сбор необходимых данных, проведение оценки и оформление результатов осуществляет разработчик предпроектной документации с привлечением в необходимых случаях специализированных организаций. Разработчик несет ответственность за полноту, качество оценки и достоверность используемой при ее проведении информации.

Оценка воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (ОВОС) при предпроектном обосновании инвестиций

Содержание рассматриваемого этапа экологического сопровождения – обоснование экологической безопасности основных технологических решений и выбора места (или вариантов мест) размещения малого предприятия в районе с учетом экологических факторов на базе ориентировочной количественной и качественной оценки воздействия объекта на окружающую среду.

Цель этапа – определение возможных экологических, социальных и экономических последствий реализации инвестиционно-строительного проекта при различных вариантах размещения, технической реализации и организации функционирования малого предприятия, а также оценка инвестиционных затрат на обеспечение экологической безопасности в зоне влияния объекта.

Решаемые задачи. Проведение ориентировочной количественной оценки воздействия проектируемого малого предприятия на окружающую среду на стадии разработки предпроектного обоснования инвестиций требует решения следующих задач:

1) Определение характеристик намечаемой хозяйственной и иной деятельности и возможных альтернатив (в том числе отказа от деятельности).

2) Анализ состояния территории, на которую может оказать влияние намечаемая хозяйственная и иная деятельность:

  • оценка состояние природной среды (атмосфера, гидросфера, геологическая и почвенная среда, растительный и животный мир);
  • оценка существующей антропогенной нагрузки на компоненты окружающей среды;
  • оценка современной социальной и санитарно-эпидемиологической обстановки.

3) Выявление возможных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду с учетом альтернатив функционирования и размещения малого предприятия.

4) Ориентировочная количественная оценка воздействий на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности для каждой из альтернатив:

  • характеристика выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, сбросов в водные объекты, образования отходов, физических воздействий на окружающую среду;
  • оценка уровня воздействия создаваемого предприятия на компоненты окружающей природной среды, социальные условия и здоровье населения;
  • оценка возможности развития опасных техногенных процессов и аварийных ситуаций.

5) Выбор возможных мероприятий, уменьшающих, смягчающих или предотвращающих негативные воздействия, оценка их эффективности и возможности реализации.

6) Разработка предложений по программе экологического мониторинга и контроля на всех этапах реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

7) Эколого-экономическое обоснование инвестиций в строительство малого предприятия:

  • оценка эколого-экономического ущерба для различных вариантов функционирования и размещения объекта;
  • оценка стоимости альтернативных вариантов природоохранных мероприятий, обеспечивающих экологическую безопасность;
  • оценка показателей эколого-экономической эффективности альтернативных вариантов инвестиционных проектов;
  • выбор наиболее эффективного с эколого-экономических позиций варианта (или нескольких вариантов) инвестирования средств в создание малого предприятия, определяющего рекомендуемые технологические решения, место (или варианты мест) размещения объекта, условия природопользования.

8) Подготовка материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности и рекомендаций по последующим  этапам разработки экологического обоснования.

Источники исходной информации. На стадии предпроектного обоснования инвестиций, когда еще не разработан проект строительства малого предприятия, для проведения оценки воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной деятельности целесообразно использовать:

  • информацию о воздействии объектов-аналогов на состояние окружающей среды;
  • характеристики природных и техногенных условий возможных вариантов размещения площадки строительства будущего малого предприятия, полученные по результатам предварительных обследований и выборочных инженерно-экологических изысканий;
  • материалы специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды и их территориальных (ГУПР по г. Москве и Департамента природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы);
  • данные статистической отчетности;
  • данные экологического мониторинга;
  • опубликованные и фондовые материалы научных организаций и ведомств.

Использование, согласование и утверждение результатов. Материалы ОВОС используются для согласования предварительного градостроительного обоснования выбора места (или вариантов мест) размещения малого предприятия в рассматриваемом районе. В согласовании места размещения объекта обязательное участие принимают органы местного самоуправления, собственники земли, землевладельцы, землепользователи, арендаторы, представители соответствующих государственных органов надзора и контроля, заинтересованных в отводе земель, территориальные подразделения специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды, а при необходимости и общественные организации.

 В соответствии с «Положением о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в г. Москве» [5] материалы предпроектных проработок градостроительного обоснования размещения объекта подлежат согласованию:

  • префектом административного округа или уполномоченным им заместителем префекта, а также, при необходимости,
  • районной Управой. 

По результатам анализа материалов оформляются заключения:

  • архитектурно-планировочного управления (АПУ) округа, 
  • Центра Государственного санитарно – эпидемиологического надзора г. Москвы (ЦГСЭН), 
  • отдела подземных сооружений (ОПС) Мосгоргеотреста и
  • Департамента природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы.

Результаты предпроектных проработок утверждаются Москомархитектурой.

При наличии действующей утвержденной градостроительной документации разработка градостроительного обоснования размещения объекта не требуется.

Решение о месте строительства предприятий, зданий, сооружений и иных объектов принимается в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами города Москвы только при наличии положительного заключения специально уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей среды.

 В настоящее время в г. Москве такое заключение готовится Департаментом природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы. В том случае, если

 В случаях размещения объектов, хозяйственная деятельность которых может оказать неблагоприятное воздействие на окружающую среду, по заключению Департамента природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы в соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе» проводится государственная экологическая экспертиза градостроительного обоснования их размещения. Соответствующее заключение направляется в Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России (ГУПР) по г. Москве, которое и организует проведение государственной экологической экспертизы.

 При размещении на селитебных территориях города объектов, предусмотренных утвержденной (прошедшей Государственную экологическую экспертизу) градостроительной документацией, отпадает необходимость в заключении органов охраны окружающей среды для подготовки исходно – разрешительной документации.

На основании рассмотрения обосновывающих материалов по месту размещения объекта осуществляется предварительное согласование места (вариантов мест) размещения объекта и оформляется Акт выбора земельного участка. Положительный результат согласования является основанием для утверждения (одобрения) обоснования инвестиций, а утвержденное обоснование инвестиций в свою очередь становится основанием для разработки раздела «Охрана окружающей среды» в составе соответствующей предпроектной и проектной документации. Согласованные материалы ОВОС используются для подготовки условий природопользования, которые затем согласовываются с территориальными органами по охране окружающей среды и местной администрацией. Результаты оценки воздействия на окружающую среду и согласованные условия природопользования ложатся в основу устанавливаемых экологических требований к технико-экономическому обоснованию (ТЭО) проекта строительства.

Вверх

II. Экологическое сопровождение инвестиционно-строительного проекта на стадии разработки проектной документации

1. Проект (рабочий проект) строительства, реконструкции и расширения малых предприятий. При двухстадийном проектировании (проект и рабочая документация) основным документом, в котором разрабатываются вопросы охраны окружающей среды, является проект строительства. Такой проект, разрабатываемый для объектов V, IV категорий сложности и объектов III категории сложности, строящимся по индивидуальным проектам объектов, должен иметь следующий состав:

1) Исходные материалы для проектирования.

2) Общая пояснительная записка.

3) Генеральный план и транспорт.

4) Архитектурно-строительные решения.

5) Решения по инженерному оборудованию и системам.

6) Инженерные сети.

7) Охрана окружающей среды и санитарно-гигиенические требования.

8) Энергоэффективность.

9) Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

10) Основные решения по обеспечению условий жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп населения.

11) Архитектурное освещение (при необходимости).

12) Технологические решения (при необходимости).

13) Организация строительства.

14) Сводный сметный расчет стоимости строительства.

15) Обоснование эффективности инвестиций (при необходимости).

16) Организация и условия труда работников.

17) Управление производством и предприятием.

При одностадийном проектировании (рабочий проект) различают две группы рабочих проектов:

(1) рабочие проекты объектов строительства и реконструкции III-I категории сложности, строящихся по индивидуальным проектам, и

(2) рабочие проекты объектов, строящихся по типовым и повторно применяемым материалам.

Состав утверждаемой части рабочих проектов первой группы соответствует рассмотренному выше составу проектов строительства объекта, а утверждаемая часть рабочих проектов второй группы должна иметь следующий состав:

1) Исходные материалы с исходно-разрешительной документацией и заданием на проектирование.

2) Общая пояснительная записка.

3) Основные чертежи:

4) Основные решения по обеспечению условий жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп населения.

5) Охрана окружающей среды и санитарно-гигиенические требования.

6) Энергетический паспорт типового проекта.

7) Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

8) Технологические решения (при необходимости).

9) Сводный расчет стоимости строительства.

В составе проекта (рабочего проекта) на этапе экологического сопровождения проектной подготовки строительства малого предприятия разрабатывается раздел «Охрана окружающей среды и санитарно-гигиенические требования». Разрабатывается также «Технологический регламент процесса обращения с отходами строительства и сноса».

В качестве исполнителей работы может выступать как разработчик проекта, так и привлеченная специализированная организация, имеющая опыт в подготовке экологических обоснований.

Раздел «Охрана окружающей среды и санитарно-гигиенические требования» в составе проекта (рабочего проекта) строительства, реконструкции и расширения малого предприятия

Содержание рассматриваемого этапа экологического сопровождения – экологическое обоснование технологических, средозащитных, строительных, архитектурно – планировочных и других проектных решений на стадии разработки проекта (рабочего проекта) на базе детализированной количественной и качественной оценки воздействия объекта на окружающую среду.

Цель этапа – обеспечить предотвращение ухудшения состояния окружающей среды, снижение возможных воздействий намечаемой хозяйственной деятельности до уровня, регламентированного соответствующими нормами, правилами, стандартами, а при их отсутствии – ограничениями по пользованию природными ресурсами, с наиболее высокими показателями эффективности инвестирования средств в проект.

Решаемые задачи. Для осуществления детализированной оценки влияния проектных решений на уровень воздействия намечаемой деятельности малого предприятия на окружающую среду и выбора на ее основе эффективных средозащитных мероприятий на стадии проектирования (рабочего проектирования) необходимо решить следующие основные задачи:

1) Проведение анализа природно-климатических характеристик района планируемого размещения малого предприятия.

2) Определение состава реципиентов (природных и антропогенных компонентов среды, на которых может быть оказано воздействие) в зоне возможного влияния объекта на состояние окружающей среды.

3) Подготовка краткого описания объекта строительства, намечаемой деятельности, вариантов проектных решений строительного, планировочного, технологического, хозяйственного и экономического характера.

4) Обеспечение охраны атмосферного воздуха от загрязнения, вызванного деятельностью предприятия.

5) Разработка мероприятий по защите окружающей среды от вредных физических воздействий (шума, электромагнитных полей, ионизирующих излучений и радиации).

6) Решение общих вопросов организации санитарно-защитной зоны (СЗЗ).

7) Решение вопросов охраны поверхностных вод от загрязнения.

8) Организация обращения с производственными и бытовыми отходами создаваемого малого предприятия.

9) Проведение анализа сценариев возможных аварийных ситуаций на объекте.

10) Обоснование системы локального экологического мониторинга объекта.

11) Осуществление вариантной комплексной оценки экологических и социальных последствий строительства и эксплуатации малого предприятия, оценки эколого-экономической эффективности прелагаемых средозащитных мероприятий и проекта в целом.

Источники исходной информации. Экологическое сопровождение проектной подготовки строительства малого предприятия, решение перечисленных выше задач и собственно разработка раздела «Охрана окружающей среды и санитарно-гигиенические требования» в составе проекта (рабочего проекта) осуществляется с использованием следующей исходной информации:

- условий природопользования и установленных на их основе экологических требований к проекту, прошедших согласование при выборе места размещения объекта на стадии предпроектного обоснования инвестиций;

  • материалов достаточно детальных инженерно-экологических исследований, характеризующих состояние компонентов окружающей природной среды на момент разработки проекта (атмосферы, почв, подземных и поверхностных вод, растительного и животного мира);
  • данных экологического мониторинга (статистической отчетности), отражающих динамику состояния компонентов окружающей среды;
  • данных мониторинга социальной и санитарно-гигиенической обстановки (статистических отчетов), характеризующих динамику социальных условий жизни населения на территории района размещения малого предприятия;
  • материалов технологических, строительных, архитектурно-планировочных, организационно-управленческих, экономических и других проектных решений, рассматриваемых в проекте;
  • данных по составу выбросов, сбросов, образующихся отходов, полученных на основе материалов проекта.

Использование, согласование и утверждение результатов. Проектная документация объектов нового строительства, реконструкции и расширения подлежит обязательному представлению на рассмотрение в Москомархитектуру для утверждения архитектурно-градостроительного решения (при его отсутствии на предыдущем этапе проектной подготовки), в Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора г. Москвы на согласование, а также в Департамент природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы для подготовки Заключения.. Если проектируемый объект представляет определенную опасность для состояния окружающей среды города, то Департамент принимает решение о необходимости проведения государственной экологической экспертизы проекта и направляет его вместе соответствующим Заключением в Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по г. Москве.

Сводное Заключение по согласованной со всеми инстанциями проектной документации готовится Мосгосэкспертизой и утверждается ее руководством. Это Заключение является окончательным и обязательным документом для исполнения заказчиками, проектировщиками и подрядными организациями, служит основанием для оформления Разрешения на производство строительно-монтажных работ Инспекцией государственного архитектурно-строительного надзора (ИГАСН) г.Москвы.

Положительное заключение экологической экспертизы на проект строительства (реконструкции) предприятия является основанием для выдачи «Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу» вновь строящемуся  (реконструируемому) малому предприятию.

Вверх

III. Экологическое сопровождение эксплуатации малого предприятия

1. Экологическое нормирование в воздухоохранной деятельности.  Рассматриваемый этап экологического сопровождения деятельности малого предприятия заключается в разработке и согласовании Проекта нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (ПДВ) и получении Разрешения на выброс. Проект может разрабатываться как персоналом самого малого предприятия, так и с привлечением специализированной организации, занимающейся решением задач экологического нормирования.

Проект нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу

Содержание рассматриваемого этапа экологического сопровождения. Суть данного этапа экологического сопровождения деятельности малого предприятия состоит в:

  • установлении нормативов предельно допустимого выброса загрязняющих веществ в атмосферу для действующего предприятия на основе анализа технологии производства, источников образования загрязняющих веществ и источников их выброса в атмосферный воздух и
  • обосновании выбора атмосфероохранных мероприятий, обеспечивающих достижение установленных нормативов.

Цель этапа - государственное регулирование выбросов в атмосферу, стимулирование малого предприятия к снижению объемов и токсичности загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу, и создание условий для поддержания качества атмосферного воздуха в районе расположения объекта на нормативном уровне.

Решаемые задачи. Для достижения сформулированной цели рассматриваемого этапа экологического сопровождения решаются следующие основные задачи:

1) Проведение анализа малого предприятия как источника загрязнения атмосферы (инвентаризация источников выброса).

2) Расчет и анализ уровня загрязнения атмосферы на существующее положение.

3) Выработка предложений по установлению нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) и, при необходимости, лимитов временно согласованных выбросов (ВСВ) по каждому источнику и вредному веществу.

4) Разработка плана мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу с целью достижения нормативов ПДВ, если концентрации загрязняющих веществ с учетом фона превышают ПДК.

5) Разработка плана мероприятий по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях.

6) Решение вопросов организации контроля за соблюдением нормативов  ПДВ (ВСВ).

Источники исходной информации. Для проведения инвентаризации и разработки проекта нормативов ПДВ (ВСВ) используется следующая исходная информация:

  • Информация о фоновых концентрациях загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, запрашиваемая в органах Госкомгидромета РФ.
  • Карта-схема предприятия с нанесенными на нее источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
  • Ситуационная карта-схема района размещения предприятия с указанием на ней границ санитарно-защитной зоны, селитебной территории, зон отдыха, санаториев, домов отдыха и т.д., постов наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха предприятия, стационарных постов Госкомгидромета РФ.
  • Информация о расходе, типе, составе используемого сырья, материалов, топлива, представляемая разработчику в виде справки за подписью главного бухгалтера и главного технолога.
  • Данные о типах, основных характеристиках установленного оборудования и чистом времени его работы в виде справки за подписью главного механика предприятия.
  • Сведения о количестве, марках транспортных средств, стоящих на балансе предприятия, местах стоянок в виде справки за подписью уполномоченного руководителя.
  • Информация о количестве, марках, часах и режиме работы транспортных средств, не стоящих на балансе предприятия, используемых для доставки сырья и вывоза продукции.
  • Характеристики источников выброса загрязняющих веществ.
  • Перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу, и др.

Использование, согласование и утверждение результатов. Нормативы предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и временно согласованные выбросы (лимиты) устанавливаются территориальными органами МПР РФ (в городе Москве Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России (ГУПР) по г. Москве) для каждого конкретного стационарного источника выбросов и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов.

До представления проекта нормативов предельно допустимых выбросов в ГУПР по г. Москве на проект должно быть получено Заключение органов санитарно – эпидемиологического надзора и ряда других органов. Результаты рассмотрения проекта нормативов ПДВ оформляются Заключением, которое подписывается экспертом и начальником Отдела нормирования, анализа состояния окружающей среды и экологического мониторинга.

При соответствии материалов проекта требованиям нормативно-методической документации предъявителю проекта выдается письмо о согласовании за подписью руководителя ГУПР по г. Москве.

Предельно допустимые и временно согласованные выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются Разрешением на выброс.

Положительное Заключение является основанием для выдачи Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, которое утверждается руководством ГУПР по г. Москве по представлению Отдела нормирования, анализа состояния окружающей среды и экологического мониторинга.

Разрешение и условия согласования проекта нормативов ПДВ являются неотъемлемыми частями утверждаемого проекта.

 Разработанные нормативы и лимиты используются для регулирования уровня загрязнения атмосферы, расчета и взимания экологических платежей, связанных с загрязнением атмосферы, наложения штрафов и предъявления исков о возмещении ущерба при нарушении атмосфероохранного законодательства, оценке эффективности атмосфероохранных мероприятий.

2. Экологическое нормирование в водоохранной деятельности.  Рассматриваемый этап экологического сопровождения деятельности малого предприятия заключается в разработке и согласовании Проекта нормативов предельно-допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты (ПДС) и получении Разрешения на сброс. Проект может разрабатываться как персоналом самого малого предприятия, так и с привлечением специализированной организации, занимающейся решением задач экологического нормирования.

Проект нормативов предельно допустимых сбросов (ПДС) загрязняющих веществ в водные объекты

Содержание рассматриваемого этапа экологического сопровождения. Суть данного этапа экологического сопровождения деятельности малого предприятия состоит в:

  • установлении нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты для действующего предприятия на основе анализа технологии производства, источников образования загрязняющих веществ и источников их сброса в водные объекты и
  • обосновании выбора водоохранных мероприятий, обеспечивающих достижение установленных нормативов.

Цель этапа - государственное регулирование сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, стимулирование малого предприятия к снижению объемов и токсичности загрязняющих веществ, сбрасываемых в водоемы, и создание условий для поддержания качества вод в районе расположения объекта на нормативном уровне.

Решаемые задачи. Для достижения сформулированной цели рассматриваемого этапа экологического сопровождения решаются следующие основные задачи:

1) Проведение анализа малого предприятия как источника загрязнения водных объектов (инвентаризация источников сброса).

2) Расчет и анализ уровня загрязнения водных объектов при существующих объемах сброса.

3) Подготовка предложений по установлению нормативов предельно допустимых сбросов (ПДС) и, при необходимости, лимитов временно согласованных сбросов (ВСС) по каждому источнику (выпуску) и загрязняющему веществу.

4) Разработка плана мероприятий по снижению сбросов загрязняющих веществ с целью достижения нормативов ПДС, если концентрации загрязняющих веществ с учетом фона в контрольном створе или на контролируемом участке водоема превышают ПДК.

5) Решение вопросов организации контроля за соблюдением нормативов  ПДС (ВСС).

Источники исходной информации. Исходными данными для проведения инвентаризации источников сброса загрязняющих веществ в водные объекты и формирования нормативов ПДС (ВСС) являются:

  • Данные о гидрологическом режиме и фоновых концентрациях нормируемых показателей вод водного объекта, полученные в Росгидромете и его территориальных органах.
  • Карта-схема предприятия с нанесенными на нее источниками сбросов (выпусками) загрязняющих веществ в водный объект.
  • Информация о технологии производства и технологическом оборудовании (описание выпускаемой продукции, основного исходного сырья) с точки зрения загрязнения водных объектов.
  • Сведения о существующих установках очистки сточных вод, укрупненный анализ их технического состояния и эффективности работы.
  • Перечень загрязняющих веществ, сбрасываемых в водные объекты.
  • Информация об аварийных и залповых сбросах с описанием условий, при которых они возможны.
  • Сведения об источниках сбросов загрязняющих веществ в водные объекты (выпусках).
  • Данные первичного учета, формы статистической отчетности № 2-ТП (водхоз).

Использование, согласование и утверждение результатов. Рассматривает, осуществляет экспертную оценку и согласовывает Проект нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты  Отдел нормирования, анализа состояния окружающей среды и экологического мониторинга Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России (ГУПР) по г. Москве.

Перед представлением в ГУПР по г. Москве разработанный Проект нормативов ПДС должен пройти предварительное согласование в Центре государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН) по г. Москве, Московском бассейновом управлении по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства Государственного Комитета Российской Федерации по рыболовству (Мосрыбводе), Московском центре по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (МосЦГМС),

а при необходимости и в других специально уполномоченных органах охраны окружающей среды.

Основанием для выдачи «Разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты» действующему малому предприятию является согласование Отдел нормирования, анализа состояния окружающей среды и экологического мониторинга Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России (ГУПР) по г. Москве Проекта нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ. При этом согласованию подлежат как нормативы предельно допустимых сбросов (ПДС), так и, при необходимости, лимиты - временно согласованные сбросы (ВСС). «Разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты», нормативы предельно допустимых сбросов (ПДС) и лимиты временно согласованных сбросов (ВСС) утверждаются руководителем ГУПР по г. Москве по представлению Отдела нормирования, анализа состояния окружающей среды и экологического мониторинга.

Установленные нормативы ПДС и лимиты ВСС используются при:

  • выдаче лицензий на водопользование;
  • осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов;
  • установлении размеров платежей, связанных с пользованием водными объектами;
  • наложении штрафов и предъявлении исков о возмещении ущерба при нарушении водного законодательства;
  • оценке эффективности водоохранных мероприятий.

3. Экологическое нормирование в сфере обращения с отходами.

Данный этап экологического сопровождения деятельности малого предприятия заключается в разработке и согласовании Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР) и получении Разрешения на размещение отходов. Проект может разрабатываться как персоналом самого малого предприятия, так и с привлечением специализированной организации, занимающейся решением задач экологического нормирования.

Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР)

Содержание рассматриваемого этапа экологического сопровождения. Суть данного этапа экологического сопровождения деятельности малого предприятия состоит в:

  • установлении нормативов образования отходов для действующего предприятия на основе анализа технологии производства и источников образования отходов;
  • формировании лимитов размещения отходов;
  • выборе и обосновании методов обращения с отходами, обеспечивающими достижение установленных нормативов образования и лимитов размещения.

Цель этапа - государственное регулирование процессов обращения с отходами, стимулирование малого предприятия к снижению объемов и опасности образующихся и размещаемых отходов, соблюдению условий и способов их размещения, осуществления ресурсосбережения, утилизации отходов, создания малоотходных технологий.

Решаемые задачи. Для достижения сформулированной цели рассматриваемого этапа экологического сопровождения решаются следующие основные задачи:

1) Анализ производственных процессов как источников образования отходов.

2) Разработка Паспортов опасных отходов.

3) Определение перечня, состава и физико-химических характеристик отходов.

4) Расчет и обоснование нормативов образования и количества отходов.

5) Составление материально-сырьевого баланса.

6) Построение схемы операционного движения отходов.

7) Сбор и анализ характеристик мест временного хранения (накопления) отходов, обоснование количества временного хранения (накопления) отходов на территории предприятия и периодичности вывоза отходов.

8) Анализ характеристик установок и технологий по переработке и обезвреживанию отходов, имеющихся на предприятии, и выработка предложений по их использованию.

9) Подготовка обоснования выбора (использования) объектов размещения отходов.

10) Решение вопросов организации наблюдения за состоянием окружающей природной среды на объектах размещения отходов, принадлежащих предприятию.

11) Разработка предложений по противоаварийным мероприятиям.

12) Разработка мероприятий, направленных на снижение влияния отходов, образующихся на предприятии, на состояние окружающей среды.

13) Формирование предложений по установлению лимитов размещения отходов.

Источники исходной информации. Исходными данными для проведения инвентаризации источников образования отходов, формирования нормативов образования отходов и разработки лимитов на их размещение являются:

  • Карта-схема предприятия с нанесенными на нее местами временного хранения отходов на предприятии.
  • Информация о технологии основного и вспомогательного производств и технологическом оборудовании (описание выпускаемой продукции, оказываемых услуг, используемого сырья) с точки зрения образования отходов.
  • Сведения об источниках образования отходов.
  • Данные о численности персонала, производственных и других площадях и другая информация, определяющая состав и нормативы образования бытовых отходов предприятия.
  • Перечень отходов, образующихся на предприятии.
  • Имеющиеся паспорта отходов.
  • Характеристики установок и технологий по переработке и обезвреживанию отходов, имеющихся на предприятии.
  • Информация о местах размещения отходов.
  • Договора на вывоз и размещение отходов.
  • Данные первичного учета, формы статистической отчетности № 2-ТП (отходы).

Использование, согласование и утверждение результатов. В городе Москве рассмотрение и согласование Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) и Разрешений на размещение отходов (лимит) проводится Отделом нормирования, анализа состояния окружающей среды и экологического мониторинга Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по г. Москве (ГУПР по г. Москве).

Обязательным условием при согласовании Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) и утверждении Разрешений на размещение отходов (лимит) является наличие согласованной в установленном порядке исходно-разрешительной документации (положительное заключение государственной экологической экспертизы по проекту строительства объекта размещения отходов, проекту производства, являющегося источником образования отходов и т.п.) или копий ранее действующей разрешительной  документации на природопользование.

До представления проекта нормативов образования и лимитов на размещение отходов в ГУПР по г. Москве на проект должно быть получено Заключение органов санитарно-эпидемиологического надзора для предприятий, отнесенных к I и II группам природопользователей по обращению с отходами.

Согласование Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для предприятий, отнесенных к различным группам природопользователей по обращению с отходами, осуществляется Отделом нормирования, анализа состояния окружающей среды и экологического мониторинга ГУПР по г.Москве в форме:

  • заключения Отдела – по проектам предприятий, отнесенным к I группе;
  • типового заключения или типового штампа Отдела – по проектам предприятий, отнесенным ко II группе,
  • типового штампа Отдела – по проектам предприятий, отнесенным к III группе.

Разрешение (лимит) на размещение отходов, являясь неотъемлемой частью Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, определяет права предприятия по размещению отходов.

Разрешение на размещение отходов (лимит) оформляется в печатном виде в 3-х экземплярах, визируется экспертом и начальником Отдела нормирования, анализа состояния окружающей среды и экологического мониторинга ГУПР по г.Москве, подписывается руководителем ГУПР.

Основанием для выдачи Разрешения на размещение отходов является наличие положительного заключения Отдела нормирования и разрешений ГУПР г. Москвы о согласовании нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Установленные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение используются при:

  • выдаче лицензий на обращение с отходами;
  • осуществлении государственного контроля и регулирования обращения с отходами;
  • установлении размеров экологических платежей, связанных с размещением отходов;
  • наложении штрафов и предъявлении исков о возмещении ущерба при нарушении законодательства по обращению с отходами;
  • оценке эффективности мероприятий, направленных на ресурсосбережение, утилизацию отходов, создание малоотходных технологий.

 


[1] Порядок определения стоимости проектных работ для строительства в г. Москве. (Приложение 1. Классификатор). Постановление правительства Москвы от 23.05.2000 N 390.

[2] Положения о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в г. Москве (2-я редакция). Распоряжение мэра Москвы N 378-РМ от 11 апреля 2000 г.

[3] Типовое положение по разработке и составу Ходатайства  (Декларации) о намерениях инвестирования в строительство предприятий, зданий и сооружений. М., Минстрой России, ГП «ЦЕНТРИНВЕСТпроект», 1997, 8 с.

[4] В городе Москве вплоть до подписания специального соглашения между Министерством природных ресурсов России и Правительством Москвы рассмотрение экологической части ходатайства возложено на Департамент природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы.

[5] Положение о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в г. Москве (2-я редакция). Распоряжение мэра Москвы N 378-РМ от 11 апреля 2000 г.

 

Доцент кафедры «Промышленная экология» РХТУ им. Д. И. Менделеева
к. т. н. Ермоленко Б. В.
По заказу ЗАО «МАРП»

www.dist-cons.ru