Европа устанавливает новые требования к энергетическим характеристикам зданий

В Европе завершена работа по пересмотру пакета стандартов по энергопотреблению и климатизации зданий, начатая в ноябре 2008 года. Новая Директива по энергетическим характеристикам зданий (Directive on the Energy Performance of Buil-ding – EPBD) вступит в силу, когда ее текст будет переведен на все языки стран-членов ЕС и опубликован в официальном издании ЕС. Приводим уточненные данные*, полученные в результате кропотливой совместной деятельности правительств стран-членов ЕС и национальных отраслевых профессиональных организаций по разработке новых требований к энергетическим характеристикам зданий.

О. Сеппанен, профессор, генеральный секретарь, глава технического комитета Федерации европейских ассоциаций по отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха (REHVA)

Снижение энергопотребления и увеличение доли энергии от возобновляемых источников являются важнейшими аспектами при внедрении безопасных и инновационных технологий энергоиспользования, способствуют региональному развитию и созданию дополнительных возможностей в области занятости населения. На достижение этих целей направлена новая Директива EPBD, которая будет принята в 2010 году.

Выделим основные акценты при подготовке нового закона, устанавливающего требования к энергетическим характеристикам зданий:

  • Новая Директива EPBD, так же как и действующая Директива EPBD 2002/91/ЕС, сохраняет подход к зданиям как к единой энергетической системе. Так, остаются обязательства для стран-членов ЕС, способствующие развитию и интеграции методологий для нормирования энергетических характеристик; для установления национальных минимальных требований к энергетическим характеристикам новых и капитально ремонтируемых существующих зданий; для введения сертификации энергоэффективности зданий и проведения регулярных осмотров систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха.
  • Как только страны-члены ЕС достигнут уровня требований по капитальной реконструкции существующих зданий площадью более 1 000 м2, сформулированных в новой Директиве (вероятно, к началу 2014 года), эти требования будут распространять свое действие на все здания, независимо от их размера, т. к. ограничение по площади будет снято. В дополнение к этому введены минимальные требования для отдельных компонентов здания (инженерных систем), которые устанавливают нормы для менее значительных реконструкций и частичной замены оборудования.
  • Методология сопоставительного анализа минимальных требований к энергетическим характеристикам зданий по отношению к оптимальному уровню стоимости энергосберегающих мероприятий изложена в приложении Директивы и будет усовершенствоваться в процессе ее действия. Если разница между существующими национальными требованиями к данному оптимальному уровню стоимости и тем же показателем, установленным новой Директивой, будет более 15 %, то страна-член ЕС должна будет объяснять причины.
  • К 31 декабря 2020 года все строящиеся здания в ЕС должны будут соответствовать показателям зданий с минимальным или нулевым потреблением энергии, и в большей степени эта энергия должна будет покрываться из возобновляемых источников. При проектировании любой новой постройки необходимо рассматривать возможность применения других систем энергоснабжения, таких как децентрализованные системы энергоснабжения и централизованное отопление и охлаждение.
  • Усиливается значение и повышается качество как энергетических сертификатов зданий (энергетический паспорт), так и контроля за инженерными системами зданий. Показатели энергетических характеристик зданий, указанные в сертификатах, должны будут приводиться в рекламных объявлениях и влиять на стоимость при продаже зданий и установлении арендной платы. Энергетический паспорт здания станет более полезным и будет содержать рекомендации по наличию дополнительных возможностей экономии энергии. Страны-члены ЕС также должны создать национальные независимые контролирующие системы и обязаны вводить штрафы при невыполнении требований.
  • Подчеркнута роль общественных зданий в дальнейшем снижении значений энергетических характеристик благодаря общедоступности их энергетических сертификатов. Будет стимулироваться более быстрый переход таких зданий на показатели, близкие к значениям зданий с минимальным или нулевым потреблением энергии (к 2018 году).

Отметим наиболее существенные изменения, внесенные в требования некоторых основополагающих статей новой Директивы EPBD.

 

Ст. 3. Выбор методологии вычисления энергетических характеристик зданий

Страны-члены ЕС должны применить методологию расчетов энергетических характеристик зданий в соответствии с общими правилами, изложенными в приложении I, которое содержит некоторые новые требования и учитывает важные европейские стандарты:

1. Энергетические характеристики здания должны определяться на основе расчетного или фактического ежегодного потребления энергии, которая расходуется на различные типичные нужды. Эти характеристики должны отражать потребности на отопление и охлаждение зданий (исключая перетопы), чтобы поддерживать заданное качество внутреннего микроклимата здания, и потребности в горячей воде.

2. Энергетические характеристики здания должны быть выражены в понятной форме и отражены конкретными значениями. Обязательно указывать числовое значение использования первичной энергии (топлива), рассчитанное на основе ежегодных данных, учитывающих все национальные и региональные особенности, включая ее добычу и транспортировку. Методология вычисления энергетических характеристик зданий должна учитывать действующие европейские стандарты и быть совместимой с соответствующим законодательством ЕС, включая Директиву 2009/28/EC о содействии использования энергии от возобновляемых источников.

 

Ст. 4. Регулирование требований к энергетическим характеристикам зданий

Страны-члены ЕС должны принять необходимые меры, чтобы гарантировать, что установлены минимально возможные национальные требования к энергетическим характеристикам зданий или их инженерным системам и одновременно достигнуты оптимальные уровни стоимости энергосберегающих мероприятий для их достижения. Определение последних выполняется в соответствии с методологией, приведенной в ст. 5.

 

Ст. 5. Вычисление оптимальных экономических затрат

Комиссия ЕС должна установить к 30 июня 2011 года структуру сравнительной методологии для вычисления оптимальных уровней стоимости энергосберегающих мероприятий в процессе достижения минимальных требований энергетических характеристик зданий и их инженерных систем. Данная структура должна быть разработана в соответствии с новым приложением I и дифференцироваться между новыми и существующими зданиями, а также учитывать различные категории зданий.

 

Ст. 6. Новые здания

Новые здания должны удовлетворять набору минимальных требований к энергетическим характеристикам в соответствии со ст. 4. На стадии проектирования здания необходимо просчитать техническую, экологическую и экономическую возможности применения доступных альтернативных источников энергии, таких как:

  • децентрализованные системы энергоснабжения от возобновляемых источников;
  • когенерационные установки;
  • центральное или квартальное тепло- и холодоснабжение, особенно где это основано на полном или частичном использовании энергии от возобновляемых источников;
  • тепловые насосы.

 

Ст. 7. Существующие здания

Энергетические характеристики существующих зданий после проведения в них капитального ремонта или частичной модернизации должны удовлетворять комплексу минимальных требований, предъявляемых к ним в соответствии со ст. 4, насколько это возможно выполнить технически, функционально и экономически. Требования будут относиться к отремонтированному зданию в целом или отдельному инженерному узлу. В этих зданиях, также как и в новых, необходимо рассмотреть возможность применения дополнительных альтернативных источников энергии.

 

Ст. 8. Инженерные системы зданий

C целью оптимизации использования энергии инженерным оборудованием зданий установлены нормативы к отдельным системам здания, распространяющиеся на все их энергетические характеристики, включая задачи правильной установки и эксплуатации, подбора соответствующих габаритов, регулирования и контроля. Данные требования применимы для инженерных систем как новых, так и существующих зданий после замены или частичной модернизации в них инженерных систем, к числу которых относятся:

  • системы отопления;
  • системы горячего водоснабжения;
  • системы кондиционирования воздуха;
  • вентиляционные системы.

 

Ст. 9. Здания с минимальным или нулевым потреблением энергии

Страны-члены ЕС должны гарантировать, что:

  • к 31 декабря 2020 года энергетические характеристики всех новых зданий будут соответствовать аналогичным показателям зданий с минимальным или нулевым потреблением энергии, как определено в ст. 2 (1a);
  • после 31 декабря 2018 года энергетические характеристики новых общественных зданий, в которых расположены органы государственной власти, должны соответствовать характеристикам зданий с минимальным или нулевым потреблением энергии (ст. 2 (1a)).

Должны быть составлены государственные национальные планы для увеличения количества зданий с минимальным или нулевым потреблением энергии. Планы могут разбиваться на этапы, включающие различные категории зданий.

 

Ст. 9а. Экономические стимулы и рыночные барьеры

Рассматриваются возможности ускорения процесса внедрения новых улучшенных нормативов к энергетическим характеристикам зданий и увеличения доли зданий с минимальным или нулевым потреблением энергии благодаря соответствующему финансированию и применению различных экономических инструментов. Страны-члены ЕС должны разработать стратегию и определить конкретные экономические стимулы и выявить препятствия, учитывая национальные особенности.

 

Ст. 10. Энергетический сертификат здания

1. Страны-члены ЕС должны сформулировать необходимые критерии для создания системы сертификации по энергетическим характеристикам зданий (энергетический паспорт). Энергетический сертификат должен включать фактические значения энергетических характеристик здания и их нормативные значения, соответствующие минимальным требованиям Директивы. Это позволит владельцам или арендаторам оценить энергопотребление здания в целом или отдельной инженерной системы. Энергетический сертификат может включать дополнительную информацию, например ежегодное энергопотребление для общественных зданий, процентную долю энергии, полученную от возобновляемых источников, в общем энергопотреблении здания и т. п.

2. Энергетический сертификат должен включать рекомендации по улучшению стоимостных показателей для здания в целом или его инженерного оборудования, если при сравнении фактических значений энергетических характеристик здания с нормативными (указанными в Директиве) энергосберегающий потенциал незначителен.

3. Рекомендации, включенные в энергетический сертификат здания, должны касаться:

  • мероприятий, выполняемых в связи с капитальным ремонтом ограждающих конструкций здания или его инженерных систем;
  • мероприятий для отдельных элементов здания, не включенных в капитальный ремонт ограждающих конструкции здания или его инженерных систем. Рекомендации, представленные в энергетическом сертификате здания, должны быть технически выполнимыми для этого здания и могут предусматривать оценку времени окупаемости рекомендованных мероприятий или экономических выгод от них в жизненном цикле здания.

4. Энергетический сертификат должен включать указание, как владелец или арендатор могут получить более подробную информацию, включая данные о рентабельности энергосберегающих рекомендаций, предлагаемых сертификатом.

 

Ст. 11. Выдача энергетических сертификатов

Страны-члены ЕС должны гарантировать, что энергетический сертификат обязательно будет выдаваться на:

  • новые здания (или инженерные системы) при их продаже или сдаче в аренду;
  • общественные здания, принадлежащие / занимаемые органами государственной власти, с общей полезной площадью пола, превышающей 500 м2**.

 

Ст. 12. Доступность энергетических сертификатов здания

Энергетический сертификат общественных зданий (общей полезной площадью более 500 м2***), занимаемых органами государственной власти и активно посещаемых населением, должен находиться в доступном месте.

 

Ст. 13. Проверки систем отопления

Предполагается обеспечить регулярный осмотр доступных частей отопительных систем, таких как система регулирования отоплением и циркуляционные насосы, с котлами эффективной номинальной тепловой мощностью более 20 кВт. Осмотр должен включать оценку эффективности котла и его настройку в соответствии с требованиями здания.

 

Ст. 14. Осмотр систем вентиляции и кондиционирования воздуха

Вводится обязательный регулярный осмотр доступных частей систем вентиляции и кондиционирования воздуха эффективной номинальной мощностью более 12 кВт. Проверка оборудования должна включать оценку эффективности данных системы и их настройку в соответствии с потребностями здания. После этого перенастройка системы вентиляции и кондиционирования воздуха производится только в случае, если была произведена какая-либо замена оборудования, или с целью достижения нормативных требований по охлаждающим показателям здания. Возможно уменьшить частоту проведения таких осмотров или облегчить их за счет, например, совмещения автоматического контроля и системы управления.

 

Ст. 15. Отчеты по результатам осмотра систем отопления и кондиционирования воздуха

Отчеты по результатам проверки систем отопления и кондиционирования воздуха должны составляться после каждой проверки (какие показатели должны содержать отчет, приводится в ст. 13, 14.). Помимо результатов, они должны давать рекомендации по повышению эффективности работы осмотренной системы.

 

Ст. 16. Экспертиза

Страны-члены ЕС должны гарантировать, что энергетический сертификат зданий и проверки систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха будут выполняться независимыми и компетентными экспертами, которые должны быть аккредитованы и могут работать как самостоятельно, так и в государственных или частных предприятиях.

 

Ст. 17. Независимые органы надзора

Независимые органы надзора за энергетическими сертификатами здания и отчетами по результатам осмотров систем отопления и кондиционирования воздуха создаются в соответствии с приложением II новой Директивы. Страны-члены ЕС могут сформировать отдельно дополнительные органы, контролирующие данное направление.

Итак, перед Европой стоит сложная задача по внедрению новых требований, повышающих энергоэффективность зданий и уделяющих большое внимание экологическим аспектам. Важное требование о повышении качества внутреннего воздуха приводится в нескольких статьях новой Директивы EPBD, но пока остается открытым вопрос: каким образом проблемы внутреннего микроклимата могут быть включены в энергетические сертификаты зданий?

 

 

Материал предоставлен журналом REHVA (№ 2, 2010 год)

 

* В статье «Новые требования к энергетическим характеристикам зданий в Европе» (Энергосбережение, 2009, № 3, с. 50) сообщалось о внесении некоторых изменений в статьи действующей Директивы EPBD, принятой в 2002 году.

** Через 5 лет после вступления в силу новой Директивы EPBD (ст. 25) порог по площади общественных зданий будет снижен до 250 м2.

*** То же.

 

Опубликовано в журнале «Энергосбережение» №4/2010

www.energohelp.net