28 и 29 октября. Проблемы экологии в контексте цифровой трансформации общества... Архитектура. Инженерия. Цифровизация. Экология» пройдет в...


ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 1 июля 2010 г. N 108 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К ПРОГРАММАМ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 1 июля 2010 г. N 108 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К ПРОГРАММАМ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА МОСКВЫ РЕГУЛИРУЕМЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. N 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности», Законом города Москвы от 5 июля 2006 г. N 35 «Об энергосбережении в городе Москве», постановлением Правительства Москвы от 25 августа 2009 г. N 815-ПП «О мерах по совершенствованию тарифной политики в сфере теплоэнергетики, электроэнергетики, водоснабжения и водоотведения, городского транспорта в городе Москве на 2010-2012 гг.», постановлением Правительства РФ от 15 мая 2010 г. N 340 «О порядке установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности», постановлением Правительства Москвы от 29 декабря 2009 г. N 1499-ПП «О ходе реализации Городской целевой программы «Энергосбережение в городе Москве на 2009-2011 гг. и на перспективу до 2020 года», постановлением Правительства Москвы от 12 декабря 2006 г. N 963-ПП «Об утверждении Положения о Региональной энергетической комиссии города Москвы (на правах департамента)» Региональная энергетическая комиссия города Москвы постановляет:
Утвердить Требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих на территории города Москвы регулируемые виды деятельности, согласно приложению.
 
Председатель
Ю.В. Росляк
 
 
Приложение
к постановлению
Региональной энергетической
комиссии города Москвы
от 1 июля 2010 г. N 108
 
ТРЕБОВАНИЯ
К ПРОГРАММАМ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ
НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА МОСКВЫ РЕГУЛИРУЕМЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
1. Общие положения
 
1.1. Настоящие Требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих на территории города Москвы регулируемые виды деятельности (далее – Требования), разработаны в соответствии с пп. 6.8 и 10.2 постановления Правительства Москвы от 29 декабря 2009 г. N 1499-ПП «О ходе реализации Городской целевой программы «Энергосбережение в городе Москве на 2009-2011 гг. и на перспективу до 2020 года».
1.2. Настоящие Требования разработаны с учетом положений следующих нормативно-правовых актов:
- Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
постановления Правительства РФ от 15 мая 2010 г. N 340 «О порядке установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности»;
Закона города Москвы от 05.07.2006 N 35 «Об энергосбережении в городе Москве»;
постановления РЭК Москвы от 6 декабря 2007 г. N 77 «Об утверждении Порядка тарифного (ценового) стимулирования энергосбережения»;
постановления Правительства города Москвы от 10 февраля 2009 г. N 75-ПП «О повышении энергетической и экологической эффективности отдельных отраслей городского хозяйства»;
постановления Правительства города Москвы от 28 октября 2008 г. N 1012-ПП «О Городской целевой программе «Энергосбережение в городе Москве на 2009-2011 гг. и на перспективу до 2020 года».
1.3. В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 29 декабря 2009 г. N 1499-ПП «О ходе реализации Городской целевой программы «Энергосбережение в городе Москве на 2009-2011 гг. и на перспективу до 2020 года» в рамках реализации Городской целевой программы «Энергосбережение в городе Москве на 2009-2011 гг. и на перспективу до 2020 года» (далее – Программа) устанавливаются следующие цели городской политики по энергосбережению – снижение в 2010 году по сравнению с 2008 годом:
- потребления тепловой энергии на территории города Москвы не менее чем на 10%;
- потребления электрической энергии на территории города Москвы не менее чем на 10%;
- энергоемкости валового регионального продукта города Москвы на 5%.
Настоящие Требования направлены на реализацию данной цели, а также целей, утвержденных Правительством Москвы в последующие периоды.
Базовым годом считается 2009 год. В случае если программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности разрабатывается в отсутствие данных за 2009 год, базовым считается 2008 год.
Программа регулируемой организации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций разрабатывается на 3 года. В случае если в соответствии с законодательством РФ срок действия инвестиционной программы регулируемой организации превышает 3 года, – на срок действия инвестиционной программы.
 
2. Порядок применения Требований
 
2.1. В соответствии со статьей 7, п. 3 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относится установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
2.2. В разделе 3 настоящих Требований представлены общие требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.
2.3. В целях учета отраслевой специфики различных организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, помимо общих требований, представленных в разделе 3 настоящего документа, определены специализированные требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих следующие регулируемые виды деятельности:
а) организации сферы электрифицированного транспорта (приложение 1 к настоящим Требованиям);
б) организации сферы перевозки пассажиров и багажа на базе автомобильного транспорта (приложение 2 к настоящим Требованиям);
в) организации, предоставляющие транспортные услуги на территории города Москвы (приложение 3 к настоящим Требованиям), за исключением организаций, относящихся к подпунктам «а» и «б» пункта 2.3 настоящих Требований;
г) организации, осуществляющие производство, передачу и сбыт тепловой энергии (приложение 4 к настоящим Требованиям);
д) организации, осуществляющие производство электрической энергии (приложение 5 к настоящим Требованиям);
е) организации, осуществляющие передачу и распределение электрической энергии (приложение 6 к настоящим Требованиям);
ж) организации, осуществляющие торговлю электрической энергией (приложение 7 к настоящим Требованиям);
з) организации, осуществляющие деятельность в сфере холодного водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод (приложение 8 к настоящим Требованиям);
и) организации, осуществляющие передачу и торговлю газообразным топливом (приложение 9 к настоящим Требованиям).
 
3. Требования к составу и содержанию программ
 
3.1. Программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, должны содержать:
1) значения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации соответствующей программы;
2) перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием ожидаемых результатов в натуральном и стоимостном выражении, в том числе экономического эффекта от реализации соответствующей программы, сроки проведения указанных мероприятий;
3) информацию об источниках финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием отдельно собственных источников финансирования, привлеченных средств, а также (при наличии) бюджетных источников финансирования указанных мероприятий.
3.2. Значения целевых показателей программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, должны отражать повышение эффективности использования энергетических ресурсов при осуществлении организациями своей деятельности.
В случае если организация является ресурсоснабжающей, целевые показатели программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности таких организаций должны отражать:
- повышение эффективности использования энергетических ресурсов производственными и офисными зданиями и сооружениями таких организаций;
- стимулирование повышения эффективности использования энергетических ресурсов потребителями таких организаций;
- уменьшение потерь при передаче и распределении электрической энергии регулируемыми организациями, осуществляющими передачу и распределение электрической энергии.
Целевые показатели программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности также должны отражать исполнение требований Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленных на организацию учета производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов.
В связи со значительным влиянием на окружающую среду организаций, осуществляющих производство электрической и тепловой энергии, такие компании должны включить в свои программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности мероприятия, направленные на снижение вредного воздействия на окружающую среду. Целевые показатели программ таких организаций должны характеризовать сокращение выбросов продуктов сгорания при выработке тепловой и электрической энергии, в т.ч. выбросов вредных веществ.
В приложениях 1-9 к настоящим Требованиям представлены целевые показатели, которые могут быть применены организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, с учетом их специфики.
3.3. Порядок разработки, состав программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, порядок их согласования и утверждения должны соответствовать Общим положениям и требованиям, предъявляемым к формированию и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в городе Москве, утвержденным Правительством Москвы.
3.4. Основой программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, являются мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Типовые мероприятия, которые могут быть реализованы организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, с учетом их специфики приведены в приложениях 1-9 к настоящим Требованиям.
К мероприятиям также относятся создание или модернизация объектов в соответствии с производственной программой, инвестиционной программой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 мая 2010 г. N 340 «О порядке установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности» мероприятия, утвержденные в составе программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, становятся для этих организаций обязательными.
3.5. Расчет целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергоэффективности и порядок их установления приведены в приложениях 1-9 к настоящим Требованиям. При этом основой для расчетов показателей проектов в случае, если в приложениях 1-9 не указано иного, должны являться результаты энергетических обследований объектов регулируемых организаций, которые согласно Федеральному закону от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» должны быть проведены регулируемыми организациями в срок не позднее 31 декабря 2012 года, а в дальнейшем – не реже чем один раз каждые 5 лет.
3.6. Порядок утверждения разработанных программ в области энергосбережения и повышения энергоэффективности и связанный с этим отбор разработанных проектов осуществляются согласно:
- приложению 10 к настоящим Требованиям «Регламент формирования, согласования, утверждения и реализации программ энергосбережения организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности»;
- приложению 11 к настоящим Требованиям «Порядок отбора проектов (взаимоувязанной системы мероприятий) для включения в программы энергосбережения организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности».
3.7. В целях контроля реализации проектов, предусмотренных программами в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, такие организации представляют следующие отчеты (разрабатываются согласно Общим положениям и требованиям, предъявляемым к формированию и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в городе Москве, утвержденным Правительством Москвы):
- отчет о ходе реализации проекта;
- отчет о достижении ключевых событий проекта;
- отчет о реализации проектов.
Порядок представления данных документов содержится в приложении 12 к настоящим Требованиям «Положение о проведении мониторинга и контроля за реализацией согласованных (утвержденных) программ энергосбережения организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности».
3.8. Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны привести свои программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствие с настоящими Требованиями в течение трех месяцев с момента вступления настоящих Требований в силу.
 
Приложение 1
к Требованиям
 
ТРЕБОВАНИЯ
К ПРОГРАММАМ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ,
ОТНОСЯЩИХСЯ К СФЕРЕ ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННОГО ТРАНСПОРТА
 
1. Показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
1.1. Основными показателями в области энергосбережения регулируемых организаций, относящихся к сфере электрифицированного транспорта, являются абсолютные показатели, характеризующие снижение объема потребления ресурсов в сравнении с уровнем потребления в базовом году:
- экономия электрической энергии (тыс. кВтч <1>);
- экономия тепловой энергии (Гкал);
- экономия газа (куб. м);
- экономия нефтепродуктов (т у.т.);
- экономия угля (т у.т.);
- экономия холодной воды (куб. м);
- экономия горячей воды (куб. м).
Целевые значения данных показателей для отдельных проектов рассчитываются организациями самостоятельно с представлением соответствующего обоснования в п. 3 паспорта проекта. Совокупность таких целевых показателей по всем проектам, включенным в программу, должна обеспечивать выполнение суммарных для организации целевых значений показателей.
Расчет суммарных для организации целевых значений данных показателей устанавливается соответствующими требованиями нормативно-правовых актов Правительства Москвы. В случае отсутствия установленных требований на период действия программы значения таких показателей по каждому виду ресурсов принимаются равными 3% от уровня общего потребления ресурса в базовом году с учетом естественного развития организации (см. раздел 3 Общих положений и требований, предъявляемых к формированию и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в городе Москве, утвержденных Правительством Москвы). Для 2010 года целевые значения таких показателей по каждому виду ресурсов должны быть равными 10% от уровня общего потребления ресурса в базовом году.
——————————–
<1> Здесь и далее в скобках указывается размерность показателя.
 
1.2. К числу показателей в области повышения энергетической эффективности регулируемых организаций, относящихся к сфере электрифицированного транспорта, относятся удельные расходы электроэнергии на:
- производственные нужды железных дорог (кВтч/10 тыс. ткм брут.);
- электротяга поездов железных дорог (кВтч/10 тыс. ткм брут.);
- эксплуатационные нужды железных дорог без электротяги (кВтч/10 тыс. ткм брут.);
- электротяга поездов метрополитена (кВтч/тыс. ткм брут.);
- электротяга трамваев (кВтч/тыс. ткм брут.);
- электротяга троллейбусов (кВтч/тыс. ткм брут.).
Расчет базовых значений таких показателей должен быть произведен на основе данных формы 11-ТЭР »Сведения об использовании топлива, теплоэнергии и электроэнергии на производство отдельных видов продукции, работ (услуг)», утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 23 сентября 2008 г. N 235.
Указания по заполнению данной формы утверждены приказом Федеральной службы государственной статистики от 20 июля 2009 г. N 146.
Целевые значения данных показателей должны отражать повышение энергетической эффективности с учетом всех мероприятий, реализуемых в рамках программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности регулируемой организации.
Организация может исключить часть данных показателей, если они не относятся к ее непосредственной деятельности.
2. Установка приборов учета.
К числу показателей, отражающих исполнение требований по организации учета энергоресурсов, относятся:
- доля сооружений, оборудованных приборами учета электроэнергии, в которых расчеты за электроэнергию осуществляет регулируемая организация;
- доля сооружений, оборудованных приборами учета теплоэнергии, в которых расчеты за теплоэнергию осуществляет регулируемая организация;
- доля сооружений, оборудованных приборами учета воды, в которых расчеты за воду осуществляет регулируемая организация;
- доля сооружений, оборудованных приборами учета газа, в которых расчеты за газ осуществляет регулируемая организация.
3. Типовые мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
К числу типовых мероприятий относятся:
- проведение энерготехнологических обследований и энергетическая паспортизация объектов предприятий городского транспорта города Москвы;
- проведение предпроектных исследований и разработка типовых проектов по внедрению энергосберегающих мероприятий на объектах городского транспорта;
- установка устройств блокировки вентиляторов воздушно-тепловых завес с механизмом открывания ворот;
- замена устаревших электрических сетей, электрооборудования систем освещения, внедрение экономичных источников света;
- внедрение изоляторов новой конструкции;
- автоматизация систем освещения, установка отключающих устройств (на основе фотореле, реле времени);
- установка автоматических компенсаторов реактивной мощности в электросетях и фильтрокомпенсирующих устройствах;
- замена и реконструкция устаревшего теплооборудования, котлов, теплообменников, теплокоммуникаций, запорной арматуры;
- модернизация и внедрение оптимальных режимов работы систем отопления, вентиляции на основе использования автоматизированных тепловых пунктов (блочного исполнения) и термостатических регуляторов;
- реконструкция и капитальный ремонт автоматики на котельных установках (автоматики безопасности, автоматики регулирования);
- внедрение технологий и проектов по накоплению и использованию энергии торможения электрифицированного транспорта (поезда метрополитена, троллейбусы, пригородные электропоезда, трамваи);
- реконструкция и монтаж системы оборотного водоснабжения, капитальный ремонт очистных сооружений, систем производственных и ливнесточных.
По ГУП «Московский метрополитен»:
- внедрение технологий и проектов по накоплению и использованию энергии торможения электропоездов;
- внедрение энергосберегающих источников света и пускорегулирующей аппаратуры;
- установка шкафов управления плавного пуска вентиляторов тоннельной вентиляции с режимом экономии электрической энергии;
- внедрение автоматизированной системы управления (АСУ) на агрегатах тоннельной вентиляции с установкой шкафов с преобразователем частоты;
- реконструкция тепловых пунктов с оборудованием их средствами автоматического регулирования параметров теплоносителя;
- наладка систем теплоснабжения;
- проведение энергетических обследований подразделений метрополитена.
По организациям, осуществляющим перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении:
- реализация автоматизированного расчетного комплекса линейного отдела энергосбыта;
- внедрение технологий и проектов по накоплению и использованию энергии торможения поездов;
- энергетическая паспортизация филиалов железных дорог;
- организация дорожных топливно-энергетических центров;
- установка указателей положения на светоизлучающих диодах;
- использование на высокомачтовых осветительных установках экономичных светильников ВОУ-30;
- применение индукционных нагревательных приборов для отопления помещений.
4. Мероприятия по установке приборов учета.
К числу мероприятий по установке приборов учета относятся:
- установка приборов учета электрической энергии с классом точности не выше 1.0, приборов учета тепловой энергии с классом точности не выше 2.5;
- внедрение автоматизированного учета тепловой энергии.
По ГУП «Московский метрополитен»:
- реконструкция тепловых пунктов с оборудованием их узлами учета тепловой энергии.
По организациям, осуществляющим перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении:
- организация системы учета электроэнергии на вводах тяговых подстанций;
- установка АСКУЭ железнодорожных узлов;
- установка АСКУЭ оптового рынка;
- установка приборов учета потребляемых энергоресурсов для железнодорожных узлов;
- внедрение автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии розничных рынков электроэнергии (АСКУЭ РРЭ), в том числе:
интегрированная система управления энергопотреблением РРЭ;
интегрированная система управления энергопотреблением РРЭ уровня филиала железной дороги;
информационно-измерительные системы коммерческого учета электроэнергии розничных рынков электроэнергии;
- организация системы учета электроэнергии на вводах подстанций.
 
 
Приложение 2
к Требованиям
 
ТРЕБОВАНИЯ
К ПРОГРАММАМ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ,
ОТНОСЯЩИХСЯ К СФЕРЕ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА
НА БАЗЕ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
 
1. Показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Учитывая специфику организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере перевозки пассажиров и багажа на базе автомобильного транспорта, показатели в области энергосбережения и основные мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности делятся на две группы:
- первая группа – показатели энергосбережения и повышения энергоэффективности на объектах транспортных организаций (гаражи, ремонтные мастерские, пункты продажи проездных билетов и т.д.);
- вторая группа – показатели потребления топлива на цели перевозки пассажиров и багажа.
1.1. Основными показателями в области энергосбережения регулируемых организаций, относящихся к сфере перевозки пассажиров и багажа на базе автомобильного транспорта, по первой группе являются абсолютные показатели, характеризующие снижение объема потребления ресурсов в сравнении с уровнем потребления в базовом году:
- экономия электрической энергии (тыс. кВтч);
- экономия тепловой энергии (Гкал);
- экономия газа (куб. м);
- экономия нефтепродуктов (т у.т.);
- экономия угля (т у.т.);
- экономия холодной воды (куб. м);
- экономия горячей воды (куб. м).
1.2. Основными показателями в области повышения энергетической эффективности регулируемых организаций, относящихся к сфере перевозки пассажиров и багажа на базе автомобильного транспорта, являются:
- снижение удельного расхода моторного топлива на перевозку пассажиров (л/чел.);
- снижение удельного расхода то

Источник информации: Рестко Холдинг