О результатах интернет-конференции «Организация энергосбережения в ЖКХ» и оценке Общественной Палаты России

На сайте «Портал-Энерго.ru» в период с 25 сентября по 31 октября проводилась интернет-конференция «Организация энергосбережения в ЖКХ». Материалы интернет-конференции были использованы Общественной Палатой России для серьезного анализа сложившейся ситуации в ЖКХ и организации энергосбережения в жилищной и коммунальной сфере в частности. Предлагаем вниманию посетителей сайта «Портал-Энерго.ru» отчет о проведенном мероприятии, проект резолюции, принятой Общественной Палатой России на встрече специалистов 31 октября 2011 г. и краткий репортаж об этой встрече.

 

На сайте «Портал-Энерго.ru» в период с 25 сентября по 31 октября проводилась интернет-конференция «Организация энергосбережения в ЖКХ. Мероприятие было организовано совместным решением Национального Союза по энергосбережению, рабочей группы по энергообеспечению, энергосбережению и повышению энергоэффективности Общественной Палаты России, сайта «Портал-Энерго.ru». В качестве соорганизаторов мероприятия выступили:

  • Общественная Палата России (рабочая группа по энергообеспечению, энергосбережению и энергоэффективности);
  • Министерство регионального развития России;
  • Национальный Союз Энергосбережения;
  • Фонд «Институт экономики города»;
  • Ассоциация «Союз саморегулируемых организаций в области энергетического обследования»;
  • Международный клуб «Экономист»;
  • Сайт «Портал-Энерго.ru».

Непосредственным исполнителем мероприятия был сайт «Портал-Энерго.ru».

Цели проведения конференции

Подготовка тематической подборки аналитических материалов, нормативных документов, рекомендаций и оценок экспертов и VIP по проблематике организации деятельности по повышению энергоэффективности в ЖКХ. Мониторинг готовности сторон отношений к реализации требований законодательства об энергосбережении в ЖКХ. Обобщение и распространение опыта организации повышения энергоэффективности в ЖКХ. По окончании конференции все материалы находятся в свободном доступе на сайте «Портал-Энерго.ru».

Результаты конференции и общие оценки участников

Оценка актуальности предлагаемых для обсуждения проблем проводилась по пятибалльной шкале. Оценка 5 максимальна, что соответствует наибольшей актуальности. В опросе приняли участие 142 респондента. Необходимо отметить то, что 22% участников опроса предложили свои вопросы для обсуждения. В ходе опросов, которые проводились на предыдущих конференциях, свои вопросы для обсуждения предлагали 32-35% участников. Свои контактные данные оставили 44% участников опроса.

В отличие от предыдущих анкетирований, участники опроса по проблематике энергосбережения в ЖКХ в большей степени обращали внимание на принципиальные вопросы организации энергосбережения и функционирования комплекса ЖКХ в целом. Такой результат отражает отсутствие или размытость поставленных стратегических задач реформирования отрасли с составе которых повышение энергоэффективности.

Исходя из того, что участники опроса выделили максимальными оценками нормативно-правовое регулирование деятельности управляющих компаний и ТСЖ, коммунальных организаций, можно заключить, что имеются серьезные проблемы в нормативно-правовом регулировании организации энергосбережения в ЖКХ. Так же участники опроса выделили максимальным баллом вопрос определения объема работ, связанных с повышением энергоэффективности, стоимости и выбор компании для их проведения.

По данным регистрации системы GOOGLE ANALITICS за время проведения конференции в ней приняли участие свыше 20 тысяч уникальных посетителей из всех регионов страны. В основном это специалисты, в чьи обязанности входит организация энергосбережения и руководители организаций. Средняя глубина просмотров по регионам составляла 5-6 районов. Наибольшее количество посетителей из ЦФО, СЗФО, УрФО, и из Московской, Ленинградской, Сведловской, Тюменской областей в частности и г. Москва и Санкт-Петербург.

В информационном разделе конференции было размещено 35 информационо-аналитических материалов, отчетов и нормативных документов.

В ходе проведения конференции ее участниками было поставлено 152 вопроса, которые были обобщены в 138 не повторяющихся вопросов. Таким образом получился срез проблем и мнений в вопросе организации энергосбережения в ЖКХ. Наибольшее количество вопросов было направлено в разделы:

  • Нормативно-правовое регулирование энергосбережения в управляющих жилищных компаниях и ТСЖ – 20 вопросов;
  • Организация оплаты потребителями мероприятий по энергосбережению – 15 вопросов;
  • Общая оценка энергосбережения в ЖКХ – 11 вопросов.

На поставленный 31 вопрос ответа экспертов не получено. Следует отметить, что эксперты в основном представляли рекомендации по преодолению реально существующих противоречий в действующем законодательстве и практике его реализации. Это очень важное обстоятельство в ситуации недостатка и расплывчатости информации в сфере нормативно-правового регулирования организации энергосбережения в сфере ЖКХ.

Тем не менее, на многие вопросы ответ экспертов сводился к тому, что в настоящее время отмеченные проблемы не урегулированы действующим законодательством. Наиболее проблемной оказалась ситуация в разделах нормативно-правовое регулирование энергосбережения в управляющих жилищных компаниях и ТСЖ, где на половину поставленных вопросов не удалось получить ответов. Достаточно сложно было прокомментировать поступившие вопросы в раздел «Общая оценка организация энергосбережения в ЖКХ».

Общий настрой участников конференции можно определить как достаточно настороженное отношение к организации энергосбережения в ЖКХ. Наибольшую заинтересованность в энергосбережении проявляют ТСЖ, поскольку экономия самым непосредственным образом сказывается на бюджете ТСЖ и жителей дома. Что касается реакции управляющих компаний и коммунальных организаций на предложения об организации работы по повышению энергоэффективности: их отношение к проведению работ по повышению энергоэффективности достаточно скептическое. А какие могут быть варианты в условиях хронического вымывания возможностей для собственных инвестиций в модернизацию в связи с проводимой тарифной политикой и неуверенностью организаций в возможности долгосрочного планирования и финансирования улучшений?

Наверное это вполне естественное явление в связи с экономическими условиями, в которых находится ЖКХ. По отношению к общим условиям ведения бизнеса ЖКХ трудно назвать зоной наибольшего благоприятствования. При этом, в целом по уровню благоприятности для бизнеса Россия находится на 120 месте в мире. На каком находится ЖКХ никому не известно. По уровню противодействия коррупции Россия на 154 месте, имея балл 2,1 по 10 бальной шкале. Самая некоррупционная страна Дания с баллом 9,3. Но если перевернуть пирамиду этих оценок наоборот, получится уровень доступности к бюджетным средствам и неподконтрольным средствам населения.

Бизнес это машина по зарабатыванию денег и едет она по той дороге, что короче, удобнее и безопаснее для денег. Может быть по этой причине сегодня в сфере ЖКХ гораздо удобнее вести бизнес, построенный на оказании давления на бюджет и население. Государство в свою очередь оказывает давление на организации в сфере ЖКХ, вводя ограничения в росте тарифов, постоянно меняя условия игры и таким образом лишая отрасль инвестиционной привлекательности. Поэтому когда перед руководителем предприятия встает вопрос что проще: или заработать на экономии сегодня и иметь риск прогореть завтра при очередном регулировании тарифов, или договориться с местной властью об организации субсидий, плате за техприсоединение, перекрестном субсидировании и не прогореть, потому что возможно такое же послезавтра, то выбор руководителя вполне естественен. Энергосбережением ему заниматься не зачем, гораздо выгоднее консервировать предаварийное состояние.

Сказать, что везде это так ни в коем случае нельзя. Речь идет о предпосылках к отрицательной мотивации деятельности по энергосбережению. И при первом законе «Об энергосбережении …» и при нынешнем законе пилотные проекты всегда показывали достижение запланированных результатов и повышение энергоэффективности. Потом на пилотных проектах можно то же неплохо зарабытывать, деньги на пилотах бюджетные. Но пилотные проекты практически не тиражируются, поскольку их опыт в ЖКХ широко не востребован. В то же время, в смежных отраслях, где рынок уже сформировался, проблемы реновации в сфере ЖКХ решаются совместно со строительством объектов или ведением основного бизнеса. Инвестору в этом плане все ясно, гарантии есть, и энергосервис в такой бизнес-среде реализуется совершенно нормально.

Имеется в виду проект МиР по модернизации и реконструкции малоэтажных домов с увеличением их площади, деятельность компаний ЭКО3Э и Ресурсинвест по установке приборов учета совместно АСКУЭ и биллинговыми системами, деятельность компании Фортум в Челябинске, деятельность ОАО «Мытищинская теплосеть» по модернизации систем теплоснабжения, управление ЖКХ в моногородах. То есть дело не в том, что менеджеры в ЖКХ какие то другие, условия бизнеса в корне другие, поэтому и результаты соответствующие.

Изменения условий в социально значимой отрасли дело не простое. К сожалению, после принятия в 1997 г. Указа Президента № 425 о реформировании ЖКХ, в силу известных организационных изменений, процессы поэтапного перехода отрасли ЖКХ на рыночные условия значительно затормозились. Это законсервировало отношения где то между бывшей заведомо дотационной моделью централизованного управления и рыночными условиями конкурентной борьбы за потребителя. Но такое состояние сжимает социальную и экономическую пружину, что безусловно чревато последствиями вполне предсказуемыми.

У нас в стране немало специалистов, имеющих необходимые компетенции для управления процессами в ЖКХ, важно что бы их мнение и опыт не были отделены от власти. Тогда и недоуменных вопросов, которые так часто звучали на конференции не будет и сами вопросы «почему» и «как быть» будут трансформированы в «как сделать». Сказать, что власть не видит, нельзя. И Президент и Премьер свое отношение к состоянию управления в сфере ЖКХ уже высказали в весьма жесткой форме.

В ходе проведенного обсуждения участники встречи в Общественной Палате России неоднократно возвращались к тезису об отсутствии мотивации к энергосбережению в коммунальных организациях и управляющих компаниях. На это обратил внимание присутствующих Председатель комитета Российской торгово-промышленной палаты по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Широков Андрей Вячеславович. Он так же отметил в своем выступлении, что в существующем виде закон «Об энергосбережении …» не исполним, поскольку практика регулирования отношений и проводимая ценовая политика не нацелены на создание положительных мотиваций к энергосбережению у всех участников отношений в сфере ЖКХ. Так же существенные препятствия организации энергосбережения создает Жилищный Кодекс. По мнению Широкова А.В. и Жилищный Кодекс, и действия органов власти должны мотивировать собственников коммунальных организаций и жителей к рациональному использованию энергоресурсов, чего сейчас не происходит. Особенно опасно, по его мнению, постоянное заигрывание с собственниками жилья и популистская политика при формировании тарифов у конечного потребителя. Сформировавшиеся ножницы цен на энергоносители и коммунальные услуги несут угрозу банкротства коммунальным организациям.

По мнению Романа Комисарова, заместителя руководителя департамента развития Энергосервисной компании, «глобальная проблема энергосбережения в России состоит в том, что культуры энергосбережения как таковой просто нет. Вопрос мало освещен в СМИ, несмотря на то, что в органах местного самоуправления есть ответственные сотрудники за разъяснительную работу с заинтересованными лицами. В Московской области и регионах у собственников жилья нет стимула к энергосбережению, поскольку нет информативной базы и движущего рычага к энергосбережению. Зачастую в жилых домах не проводится ни одного собрания жильцов, а установка счетчиков кажется чем-то не нужным и необязательным. Между тем, энергоэффективность, о которой сейчас так много говориться, начинается именно с установки приборов учета, как театр начинается с вешалки».

По заявлению члена Общественной Палаты России, Либета Анатолия Анатольевича, проблемы, обозначенные участниками интернет-конференции и участниками Круглого стола в Общественной Палате, более, чем актуальны.Поэтому, принятая участниками Круглого стола резолюция, общая оценка сложившейся ситуации будут доложены Президенту России в ближайшее время. Информация об обсуждении проблем энергосбережения в ЖКХ приведена в пресс-релизе, размещенном на сайте Общественной Палаты России.

Участники встречи в Общественной Палате приняли резолюцию. Полная версия отчета о проведенной интернет-конференции.

Оценочная часть резолюции:

«Проведенное обсуждение проблем, связанных с организацией энергосбережения в ЖКХ и анализ результатов проведенной на сайте «Портал-Энерго.ru» интернет-конференции по этой проблематике позволяют сделать следующие выводы:

  • Деятельность по организации энергосбережения в сфере ЖКХ пока не приобрела системный характер и более выстраивается во исполнение Закона «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности», чем в связи с заинтересованностью в результатах энергосбережения и повышения энергоэффективности;
  • Наличие значительного количества проблем, связанных с внедрением положений 261-ФЗ »Об энергосбережении и о повышенииэнергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации «, свидетельствует о недоработанности подзаконных актов, слабой информированности исполнителей о методологии исполнения требований действующего законодательства, отсутствии первичных рекомендаций по исполнению требований действующего законодательства, предназначенных для непосредственных исполнителей мероприятий энергосбережения.
  • Серьезная бюрократическая нагрузка, связанная с отчетностью по планированию мероприятий энергосбережения и отсутствие реальных мотиваций к энергосбережению создают отрицательное отношение к этому виду деятельности у непосредственных исполнителей мероприятий.
  • Заявления о приоритетности энергосбережения пока не сопровождаются созданием благоприятных условий для бизнеса с сфере реализации проектов модернизации и энергосбережения в ЖКХ. Поэтому получаемые положительные результаты, получаемые на пилотных проектах, недопустимо медленно внедряются в сфере ЖКХ.
  • Организация финансирования проектов повышения энергоэффективности и вовлечение в оборот получаемой экономии от энергосбережения в сфере ЖКХ не нашли должного отражения в нормативно-правовых актах и методических руководствах. Отсутствие должного контроля за эффективностью использования средств населения и бюджетных субсидий при реализации проектов создают негативный фон для привлечения и реализации инвестиций в сфере ЖКХ.

     

    Участники конференции и эксперты солидарны в том, что необходимо:

     

    1. Определить цели и первоочередные задачи повышения энергоэффективности компаний – поставщиков коммунальных услуг. Принять распорядительные документы, обеспечивающие мотивацию коммунальных компаний к повышению энергоэффективности и защищающие интересы инвесторов при реализации проектов модернизации и повышения энергоэффективности объектов коммунальной инфраструктуры.
      1. Определить цели и первоочередные задачи деятельности управляющих компаний по повышению энергоэффективности домов. Принять распорядительные документы, обеспечивающие мотивацию управляющих компаний к повышению энергоэффективности и защищающие интересы инвесторов при реализации проектов восстановления ресурса и повышения энергоэффективности домов и общественных зданий.
      2. Определить цели и первоочередные задачидеятельности собственников домов и ТСЖ по повышению энергоэффективности. Разработать рекомендательные материалы по проведению информационных компаний и экономической мотивация жителей к улучшению содержания домов, повышению их энергоэффективности и личному энергосбережению.
      3. На основании результатов реализации «пилотных» проектов повышения энергоэффективности для объектов и для населения сформировать типовые рекомендации к проектам повышения энергоэффективности. В комплексных программах определить взаимосвязь программ модернизации, реновации и повышения энергоэффективности. Сформировать библиотеку инвестиционных проектов в сфере повышения энергоэффективности и модернизации в ЖКХ.
      4. Определить методологию эффективности использования средств населения и бюджетных дотаций на нужды ЖКХ, организации дополнительного финансирования и самофинансирования проектов энергосбережения и повышения энергоэффективности.
      5. Определить меры по организации контроля и надзора за исполнением проектов повышения энергоэффективности и защиты прав потребителя при реализации этих проектов.»

         

         

         

        Автор: Коваль Сергей Петрович

        portal-energo.ru