ПЕРСПЕКТИВЫ СЕВЕРНОЙ НЕФТИ

ПЕРСПЕКТИВЫ СЕВЕРНОЙ НЕФТИ

17. 10. 07


Россия готовится приступить к эксплуатации углеводородных запасов на шельфе северных морей, очень подробно уверяют Галина Резник и Топливно-энергетический комплекс



В последние месяцы Арктика стала зоной столкновения геополитических интересов. Нарастание противоречий в мировом топливно-энергетическом комплексе привлекает все больше внимания к этому региону, где, по некоторым оценкам, сосредоточена четверть мировых запасов энергоресурсов. Естественно, на них есть много претендентов, и, когда российская экспедиция 2 августа поместила флаг РФ на океанское дно под Северным полюсом, Запад небезосновательно воспринял это как попытку России «застолбить» ничейную территорию. Поэтому вялотекущая борьба за регион перешла в активную фазу. При этом, все претенденты на арктические ресурсы уверены в своей способности преодолеть технические и технологические проблемы, которые неизбежно возникнут при освоении северного шельфа. Хотя в отношении России в этом есть определенные сомнения.



Полярная гонка



Экономические причины конфликта вполне очевидны: на большинстве существующих в мире углеводородных месторождений добыча стабильно падает, тогда как разработка обильнейших арктических ресурсов еще даже не начиналась. В своем обзоре World Energy Survey 2005 компания British Petroleum (BP) предсказала, что американские нефтяные резервы будут исчерпаны, максимум, через 10 лет, если Сенат не снимет запрет на разработку залежей на территории Арктического национального заповедника. В нем также указано, что резервы Норвегии можно будет разрабатывать еще семь лет, а ресурсов британской части Северного моря хватит только на пятилетку. В последнем докладе Международного энергетического агентства (IEA) отмечено, что «через пять лет нефть, по-видимому, будет чрезвычайным дефицитом» и что «на исходе текущего десятилетия есть перспективы еще большего дефицита природного газа на рынках». Эти прогнозы, пожалуй, следует назвать слишком паническими и алармистскими, но рациональное зерно в них, безусловно, есть: ресурсы, которыми владеют западные ТНК, уменьшаются, а к новым их не очень-то и стремятся пускать правительства нефтедобывающих стран.

Мировые цены на нефть уже достигли 70 $/баррель, их резкий скачок за последние четыре года вызван тем, что спрос на энергоносители растет быстрее, чем предложение. В связи с этим многие аналитики полагают, что цены будут и дальше подниматься, тем самым усиливая экономическую целесообразность нефтяных проектов на арктическом шельфе. Хотя былые прогнозы относительно того, когда иссякнут запасы нефти, часто были неверными, а достоверность нынешних порой весьма сомнительная, совершенно очевидно то, что мировые запасы легко извлекаемой нефти исчерпываются, так что большинству стран просто необходимо расширять перспективные в отношении углеводородов территории. Арктические же ресурсы становятся все более привлекательными, в связи с тем что доступ к ним постепенно упрощается, таяние полярных льдов, обусловленное глобальным потеплением, делает эти резервы более доступными.

По оценкам российского Минприроды, нефтяные резервы страны будут исчерпаны к 2030 году. Однако кремлевские лидеры стремятся к долгосрочному доминированию России на мировом энергетическом рынке, а для реализации такого сценария необходимо изыскать новые источники углеводородов. При этом, с Арктикой связывается их единственная надежда. Однако, по международному законодательству, у России нет прав на разработку ресурсов на территориях, расположенных далее 200 миль от «родного» побережья. В соответствии с Международной конвенцией, принятой в 1982 году и вступившей в силу в 1994-м, 12-мильная зона вдоль побережья страны считается ее территориальными водами, а 200-мильная - экономической зоной, где страна может осуществлять добычу полезных ископаемых. В этой зоне у нее есть, в частности, эксклюзивные права на бурение скважин в поисках нефти и газа. Но Москва претендует на включение в ее экономическую зону всего треугольника, заключенного между ее побережьем и Северным полюсом.

Комиссия ООН по морскому праву пока отказывается признать претензии России справедливыми: в 2001 году Россия подала заявку с просьбой расширить ее экономическую зону за пределы 200 миль, но получила отказ. Проблема в том, что расширение этой зоны допускается лишь тогда, когда континентальный шельф материка выступает за пределы 200 миль. По словам директора ВНИИОкеангеологии Валерия Каминского, чтобы претендовать на это в Арктике, Россия должна «научно обосновать, что шельф Северного Ледовитого океана является продолжением Сибирской континентальной платформы». Однако теперь российские ученые утверждают, что у них появились новые доказательства того, что российский регион северной Арктики непосредственно связан с Северным полюсом подводным шельфом. Они заявили, что хребет Ломоносова (подводный шельф в удаленной от России восточной части Северного Ледовитого океана) связан с российской территорией.

Специалисты ВНИИОкеангеологии, головного исследовательского центра Минприроды и РАН, считают, что в Арктике - за пределами 200-мильной экономической зоны - Россия «с большой долей вероятности» сможет расширить свой континентальный шельф на 1,2 млн. км2. По их мнению, таким образом потенциальные запасы углеводородного сырья будут увеличены не менее чем на 9-10 млрд. т условного топлива (у.т.). В 2006 году были получены новые данные о границах континентального шельфа РФ в Охотском море, кроме того, эксперты подготовили геологические материалы для обоснования расширения внешних границ континентального шельфа государства в районе хребта Менделеева в Северном Ледовитом океане. Эти новые данные действительно могут помочь Москве узаконить свою бескомпромиссную политику. И заодно подтвердить заявления Кремля о том, что политика США в отношении России объясняется стремлением получить гарантированный и привилегированный доступ к ее энергетическим ресурсам.

Между тем, на богатства арктического шельфа, помимо России, претендуют еще почти 60 стран - как «арктических», так и «неарктических». По этой причине, в частности, министр иностранных дел Канады Питер МакКэй осудил водружение российского флага на Северном полюсе, утверждая, что «сейчас не XV век, когда владения можно было расширять таким образом». А премьер-министр Стефен Харпер нанес трехдневный визит в регион и объявил о планах Канады построить в Арктике две новые военные базы, чтобы подтвердить территориальные притязания страны. Канада претендует на контроль над Северо-Западным проходом и залежами углеводородов на его дне.

В свою очередь, США тоже сделали шаг по направлению к Северному полюсу: было решено отправить в Чукотское море команду из 20 исследователей, чтобы исследовать и присоединить к американскому шельфу часть его подводной территории. По оценкам американских специалистов, запасы углеводородов под Чукотским морем могут составлять до 15 млрд. баррелей нефти и до 76 трлн. куб. футов природного газа. Несмотря на то, что экспедиция (по состоянию на начало сентября) так и не началась, американские власти готовы выставить этот участок Арктики на тендер. Было объявлено, что «победители тендера получат право на разведку и добычу углеводородов на этой территории в форме лизинга сроком на 10 лет. Это будет сделано, как отмечают аналитики, в частности, для того, чтобы обеспечить США потенциальную возможность включить данный арктический район протяженностью около 900 км на север от побережья Аляски в состав своего расширенного континентального шельфа. На тендер планируется выставить 5,354 тыс. участков общей площадью 120 тыс. км2, которые находятся на морском дне на расстоянии от 40 до 320 км от берега и на глубине от 30 до 80 м. По некоторым данным, проведение тендера состоится уже в начале 2008 года (возможно, в феврале).

Правда, США сейчас сложно на что-либо претендовать, поскольку они не ратифицировали Конвенцию (вероятно, данное упущение скоро будет наверстано) и это лишает их места в Комиссии ООН по границам континентального шельфа, где эти притязания будут рассматриваться. При этом, кроме России, США и Канады, на арктическое дно претендуют Дания, Финляндия, Норвегия и Исландия, тоже имеющие выход к арктическому шельфу.

Так, один из основных конкурентов России в отношении Арктики - Норвегия, претендующая, в том числе и на участок шельфа в районе Шпицбергена. Общая площадь спорной с норвежцами территории составляет 175 тыс. км2. Норвежские компании (например, Statoil и Hydro) в отличие от российских уже имеют немалый опыт работы в сложных климатических условиях, в том числе и в Арктике. Однако, хотя добыча нефти и газа в этих суровых условиях сопряжена с огромными трудностями, российские госкорпорации уверены в способности решать такие задачи. Их поддерживают и российские эксперты, утверждая, что такие проекты экономически целесообразны. Например, Сергей Правосудов, гендиректор Института национальной энергетики, уверен в рентабельности шельфовой добычи. По его мнению, раньше проблема заключалась в том, что «в СССР не было необходимых для этого технологий, но поэтому ведь и применяли СРП на «Сахалинах», чтобы привлечь технологии, а сейчас они уже есть». «В Северодвинске, например, уже готовят платформу, скоро ее запустят и начнут добывать нефть на шельфе Баренцева моря», - сообщил ученый. Он объяснил свою позицию относительно перспектив российских проектов в Арктике следующим образом: «Здесь, конечно, необходимы большие первоначальные инвестиции. Но все обсуждается на высшем уровне, так что никаких проблем я не вижу».



Недоступные богатства Севера



С другой стороны, если сейчас в мире на шельфе добывается около трети всей нефти, то из почти 500 млн. т в год российского производства на долю шельфа приходится всего около 0,5%. По мнению Севастьяна Лейбе, руководителя проекта компании «2К Аудит - Деловые консультации», позицию которого разделяют многие западные аналитики, с освоением огромных запасов северных шельфовых месторождений Россия в одиночку не справится. Однако россияне в этом отношении держатся стойко.

Гендиректор Мурманского морского пароходства Александр Медведев сообщил, что у его фирмы есть реальные технические возможности уже в ближайшие полтора года стартовать разведочное бурение на нефть и газ в шельфовой зоне российского сектора Арктики. По его словам, специалисты пароходства уже подготовили проект по бурению на богатом углеводородами шельфе. С этой целью предлагается переоборудовать в плавучую ледостойкую буровую платформу атомное ледокольно-транспортное судно «Севморпуть», способное самостоятельно преодолевать лед толщиной до 1 м. Судостроители северодвинского завода «Звездочка» в Архангельской области не только признали проект реалистичным, но и выразили готовность, максимум, за 17-18 месяцев выполнить все работы по переоснащению судна. Ядерная энергетическая установка «Севморпути» позволяет судну работать в Арктике практически круглогодично без перезарядки топливом. На нем созданы условия для труда и отдыха всех 74 членов экипажа; специалисты компании считают, что есть возможность создать такие же условия и для будущих буровиков. Работать такая буровая платформа сможет на глубинах в несколько километров.

В отношении же технологий собственно бурения российские нефтяники собираются использовать способы, которые сейчас отрабатываются в рамках сахалинских проектов, в частности, в «Сахалине-5» - наиболее продвинутом после «Сахалина-1» и «-2». Оператор этого проекта компания «Элвари Нефтегаз» (совместное предприятие «Роснефти» и BP) сейчас завершает сейсморазведку и уже проходит первые поисковые скважины. По мнению экспертов, природно-климатические условия некоторых участков проекта аналогичны тем, которые существуют на шельфе северных морей. Лицензионный участок расположен на расстоянии 20-30 км от северного побережья острова, где поверхность моря покрыта льдами, а глубина составляет от 100 до 200 м. Поэтому технологии, которые предполагается использовать в «Сахалине-5», можно будет применить и при освоении труднодоступных ресурсов Арктики.

По словам президента «Роснефти» Сергея Богданчикова, речь идет, прежде всего, о технологиях круглогодичного бурения и эксплуатации скважин в суровых ледовых условиях и при высокой сейсмичности. Кроме того, в Арктике можно будет использовать технологии бурения скважин с плавучих сооружений с отклонением от вертикали на расстояние до 12-15 км. Пригодятся на этом шельфе и технологии ликвидации разливов нефти во льдах, знание особенностей танкерных операций и операций по отгрузке нефти в ледовых условиях. У зарубежного партнера «Роснефти» по проекту «Сахалин-5» - компании BP - уже есть опыт добычи нефти в Арктике, например, на норвежском континентальном шельфе, где компания принимала миноритарное (10,34%) участие в проекте разработки месторождения газа Ormen Lange, расположенного в 120 км от западного побережья Норвегии. Отработанные там способы бурения будут весьма полезны «Роснефти» как на Сахалине, так и в Арктике. Понятно также, что доминирующее положение российской компании в проекте «Сахалин-5» создает ей благоприятную почву для развития собственных технологий работы на шельфе.

Работа предстоит грандиозная. Общая площадь континентального шельфа РФ составляет 6,2 млн. км2, а его начальные извлекаемые ресурсы, исчисляются, по крайней мере, 100 млрд. т у.т. Кроме того, до 80% потенциальных углеводородных ресурсов России сосредоточены в Арктике, где лучше всего - что не означает «хорошо») изучены шельфы Баренцева и Карского морей. По данным Министерства природных ресурсов, начальные извлекаемые запасы углеводородов в этом регионе составляют 62 млрд. т у.т., а остальной Север практически не изучен. Начальные извлекаемые ресурсы из моря Лаптевых составляют 3,7 млрд. т у.т., Восточно-Сибирского - 5,6 млрд. т, Чукотского - 3,3 млрд. т. Большинство из 13 открытых в западной части Арктики месторождений относятся к крупным, а несколько даже к уникальным, хотя этот факт пока еще не дает возможности прогнозировать объемы будущей добычи.

По словам Сергея Богданчикова, главный риск освоения североморских месторождений - экономический. Реализация этих проектов требует строительства дорогостоящих и высокотехнологических инфраструктурных объектов, для чего понадобится большое количество опытных специалистов. Реализация нескольких проектов в Западной Арктике уже выявила некоторые основные проблемы: сезонность в проведении геологоразведочных и работ по обустройству месторождений, отсутствие необходимых технологий и техники для бурения и добычи, нерешенность вопросов транспортировки добываемого сырья и его переработки. Поэтому, по словам Богданчикова, объекты морской добывающей инфраструктуры, построенные российскими предприятиями, можно пересчитать по пальцам, хотя Россия, без сомнения, обладает мощным потенциалом для развития этого сектора промышленности.

По расчетам «Роснефти», до 2020 года потребности только уже запущенных шельфовых проектов включают 49 добывающих платформ и 203 подводных окончаний общей стоимостью почти 2 трлн. руб. По мнению президента «Роснефти», существенный вклад в обеспечение нефтегазового комплекса необходимым оборудованием могут внести предприятия военно-промышленного комплекса. До сих пор они только модернизировали морально устаревшие буровые и добывающие платформы, ранее работавшие за границей, но технические и технологические возможности российского ВПК дают возможность и самостоятельно создавать подобное оборудование.

С другой стороны, желание «Роснефти» заручиться поддержкой опытных коллег вполне понятно. Исходя из этого 29 ноября 2006 года компания подписала с BP меморандум, предусматривающий проведение совместных исследований «в бассейнах арктического региона России» и определение «района взаимных интересов в целях совместных поисковых работ на углеводороды». Теперь стороны «будут стремиться действовать совместно для получения каких-либо прав на геологическое изучение или добычу углеводородов в регионе, которые могут быть предложены правительством». Компании собираются создать совместную группу для подготовки соглашения о сотрудничестве в российской части Арктики. Да и финансовый аспект имеет важное значение: учитывая отказ «Газпрома» разрабатывать Штокмановское месторождение в партнерстве с иностранцами, при освоении российской Арктики ВР готова взять на себя риски, связанные с тем, что рентабельные запасы полезных ископаемых могут оказаться меньше ожидаемых.



Иностранный опыт



В нынешних условиях (ограниченные возможности доступа иностранцев к российским недрам) это единственный для ВР способ войти в проект такого масштаба. По мнению аналитика из МДМ-банка Андрея Громадина, при всех рисках BP выиграет от соглашения с российской госкомпанией. Отраслевые эксперты сходятся во мнении, что принятие на себя финансовых обязательств в шельфовых проектах, которые считаются в отрасли наиболее рискованными и дорогостоящими, - единственная возможность доступа к ним для BP. Тем более что эти риски не так уж и велики: ожидается, что в перспективе регион станет одним из главных центров нефтедобычи в стране. Но инвестиции, конечно, потребуются немалые. По оценкам Громадина, при проведении геологоразведки на одном участке компании, в среднем, будут тратить около $100 млн. ежегодно в течение пяти лет. А аналитик из ИК «Тройка Диалог» Валерий Нестеров указал, что бурение одной разведочной скважины на арктическом шельфе обойдется, минимум, в $50 млн.

В «Роснефти» выбор партнера объяснили тем, что у нее уже есть опыт сотрудничества с ВР в шельфовых проектах на участках «Сахалин-4» и «-5», в которых ВР принадлежат 49% акций. «Роснефть» внесла в эти проекты принадлежащие ей лицензии, а ВР осуществляет финансирование геологоразведки на условиях риска: «Роснефть» будет возвращать ей деньги только в случае обнаружения полезных ископаемых и начала разработки месторождений. Суммарно в рамках сахалинских проектов уже вложено $80 млн., в течение ближайших пяти лет потребуется еще $700 млн. По словам представителей «Роснефти», сотрудничество с ВР на арктическом шельфе будет вестись по той же схеме.

Для определения перспектив работы альянс собирается покупать геологическую информацию о регионе. Прежде всего, недропользователей будут интересовать жидкие углеводороды, т.е. нефть и конденсат, причем, речь идет о месторождениях с запасами не менее 1-2 млн. баррелей (около 140-280 млн. т). «Роснефть» также подписала соглашение о стратегическом сотрудничестве и с «Газпромом», который, в свою очередь, активно интересуется Арктикой, но оба партнера утверждают, что соглашение с ВР не противоречит их недавним договоренностям между собой.

Вероятно, после того как «Газпром» потеснил Shell в проекте «Сахалин-2», компанию постараются утешить, предложив участие в разработках арктического шельфа. И дело здесь не только в финансировании новых проектов, а и в опыте подобной деятельности, который Shell приобрела как оператор норвежского проекта Draugen. Раз-работка данного месторождения началась в 1993 году, в 1999-2000-х добыча достигла пика, а сейчас составляет 80 тыс. баррелей в день. Изначально планировалось, что разработка будет продолжаться до 2015 года, но теперь речь идет уже о 2025-м, а некоторые эксперты полагают, что она будет завершена не ранее 2035 года. Извлекаемость на Draugen планируется на уровне 64%, хотя степень извлечения на подобных месторождениях других компаний составляет, в среднем, 44%. На месторождении установлена морская платформа, состоящая из железобетонного основания и интегрированной палубы с верхними строениями. Это единственная в мире плат-форма, которая стоит на одной «ноге». Высота основания - 250 м, причем, сделано оно без использования водолазов. Конструкция его такова, что дает ему возможность качаться, как башне, из стороны в сторону, в зависимости от волн. За счет этого технического решения минимизирована возможность разлома. Высота палубы составляет 30 м. На этом месторождении достигнут рекорд Европы по безостановочной добыче - 249 дней, 12 ч и 2 минуты.

Опыт Shell для России весьма важен. На месторождении Draugen, помимо шести основных скважин, используются пять с подводным завершением для разработки ряда участков, а также шесть подводных водонагнетательных. Добываемая нефть закачивается в резервуары у основания платформы, находящиеся на глубине 250 м, откуда она по двум подводным трубопроводам подается к выносному якорному причалу для загрузки танкеров. Объем добываемого газа на платформе невелик, тем не менее, его не сжигают, а утилизируют. Более того, в рамках проекта планируется построить интегрированный комплекс по выработке электроэнергии, тепла и улавливанию СО2 в городе Тьелдбергоддене. Комплекс будет состоять из газовой электростанции мощностью 860 МВт с двумя газовыми и одной паровой турбиной, установки по производству метанола (уже построена) и установки улавливания СО2. При реализации проекта «Halten CO2» планируется использовать новую технологию, благодаря которой может быть уловлено до 80% углекислого газа. При этом, размер установки будет в 8 раз больше существующих, где извлекают около 30% СО2.

Важно то, что новый комплекс будет не только обеспечивать электроэнергией платформы Draugen и Heidrun; в рамках этого проекта впервые в мире диоксид углерода будет использован для повышения нефтеотдачи. Углекислый газ планируется закачивать в скважины; поскольку он легче соединяется с углеводородами, чем например метан, СО2 должен лучше вытеснять нефть. Предполагается, что этот прием позволит повысить объемы нефтеотдачи, примерно, на 2-8%. Эта система будет использоваться на Draugen в 2012-2020 годах, на Heidrun - в 2020-2030-х. Разумеется, для реализации проекта на действующих платформах следует провести существенную модификацию, да и сам проект пока находится в стадии разработки, обеспечиваемой совместной рабочей группой, сформированной Statoil и Shell. Возможно, он будет признан ЕС и получит экономическую помощь от Евросоюза как проект, минимизирующий выбросы СО2 в атмосферу. Безусловно, России был бы весьма полезен и опыт норвежских компаний, стремящихся поучаствовать не только в Штокмановском, но и в других российских проектах. Этому вопросу была посвящена, в частности, проведенная в мае в центральном офисе газового монополиста рабочая встреча председателя правления «Газпрома» Алексея Миллера и министра нефти и энергетики Норвегии Одда Рогера Эноксена.



Своими силами



Тем временем, Минприроды направило в Минэкономразвития РФ предложения по разработке федеральной целевой программы (ФЦП), касающейся стратегии освоения континентального шельфа. В отношении перспектив разработки российского шельфа замминистра Минприроды Алексей Варламов отметил, что ее целесообразно активизировать только после создания национальной геологоразведочной компании, выделения бюджетных средств на закупку необходимого оборудования и получения предварительных результатов после геологоразведки. На январской встрече у Президента РФ Владимира Путина при участии руководителей профильных министерств, а также глав «Газпрома» и «Роснефти» было предложено передать месторождения российского континентального шельфа под контроль двум госкомпаниям. Как и на декабрьском заседании Совета безопасности, здесь обсуждалась новая стратегия государства по освоению российского шельфа. Фактически же речь шла о новой стратегии, предусматривающей полный отказ от Соглашений о разделе продукции, а также ограничение и ощутимое ограничение прав иностранных операторов, уже работающих на шельфе.

Таким образом, Россия твердо намерена вести разработки собственными силами. Государство готово передать отечественным компаниям военные технологии для разработки месторождений на шельфе северных морей. Об этом говорил вице-премьер РФ, министр обороны Сергей Иванов на заседании военно-промышленной комиссии при правительстве РФ: «Рано или поздно мы пойдем на северный шельф. Там все - высокие технологии, и все они у нас есть». Иванов объяснил, что он имеет в виду, в частности, технологии создания ледостойких платформ. Разумеется, эти технологии сейчас «закрыты», но министр объяснил: «Если идет строительство для себя, своих энергетических компаний, - это один вопрос. Государство готово разрешить использование этих технологий, например, «Газпрому», «Роснефти». Однако, если речь заходит об их экспорте, «это совсем иной вопрос». Государство потратило значительные средства на их создание, и они одни должны быть учтены», - считает вице-премьер.

Вернулись и к обсуждению идеи двухлетней давности относительно того, что было бы целесообразно для создания «Газпромом», «Роснефтью» и «Зарубежнефтью» новой госкомпании по освоению шельфа. Впервые чиновники заговорили о возможности формирования такой структуры еще в начале 2005 года: в Минприроды и Минпромэнерго понимали, что без иностранных инвестиций реализовать шельфовые проекты просто невозможно, а российским холдингам сложно конкурировать с иностранцами при проведении аукционов и конкурсов по российскому шельфу. Тогда же глава Минприроды Юрий Трутнев и предложил учредить специальную госкомпанию и включить ее в состав иностранных консорциумов по разработке шельфа.

Фактически на заседании Совбеза в декабре 2006 года было принято решение о закреплении за крупнейшими российскими госкомпаниями лицензионных участков. Обсуждались и перспективы их совместного освоения. Возможно, партнерство «Газпрома» и «Роснефти» представляет собой первый шаг в этом направлении. Трутнев сообщил, что решение о создании отдельной компании по изучению и разработке российского шельфа пока не принято: «Это обсуждается; возможно, этим будут заниматься «Роснефть» и Газпром». В случае возникновения такой структуры к ней, очевидно, отойдут все перспективные участки, требующие разведки и доразведки, так что все возможные месторождения шельфа окажутся под контролем государства».

Руководитель Роснедр Анатолий Ледовских заявил, что в прошлом году в акваториях арктического шельфа «был выявлен ряд перспективных структур, к лицензированию подготовлены участки недр площадью 395 тыс. км2». Кроме того, по его словам, в 2007 году запланировано увеличение финансирования геологоразведочных работ на 21,1%, что составит 19,8 млрд. руб. При этом, предполагалось увеличить финансирование геологоразведочных работ, в первую очередь, по углеводородному сырью, на 47% (до 9,357 млрд. руб.), в том числе, по шельфу - до 1,209 млрд. руб. В отношении расходования этих средств Роснедра предоставляют приоритеты продолжению изучения перспективных территорий в Западной Сибири и в акваториях шельфов морей, в первую очередь, - арктического.

В отношении же создания национальной компании мнения разделились. В 90-тые годы довольно много перспективных участков было распределено на аукционной основе среди небольших частных компаний, собиравшихся либо диверсифицировать свой бизнес, либо перепродать эти активы впоследствии более крупным игрокам. Теперь же в Минприроды не скрывают, что больше не намерены отдавать лицензии мелким предприятиям на шельфовую разведку. Замминистра природных ресурсов Алексей Варламов заявил на коллегии Роснедр, что нельзя разбазаривать недра в рамках освоения шельфов вслепую: «Необходимо создать национальную компанию, выделить средства для обеспечения ее оборудованием и проводить геологоразведку шельфа. Только тогда можно с открытыми глазами предоставлять участки в пользование».



Соединение информации и ресурсов



По мнению аналитиков, такая государственная уполномоченная компания не может быть создана без «Газпрома» или «Роснефти». Исходно эксперты полагали, что, скорее всего, настоящие инициаторы данной идеи именно эти два энергетических концерна. Однако позднее обнаружилось, что обе госкорпорации противятся созданию Национальной геологоразведочной компании, кроме того, выяснилось, что обсуждается идея диверсификации нефтяной и газовой геологоразведки и перевода на баланс «Газпрома» и «Роснефти» соответствующих предприятий, которые сегодня принадлежат государству.

В связи с этим проясняется и то, как именно будет проводиться аукцион по продаже ОАО «Севморнефтегеофизика», внесенного в прогнозный план приватизации федерального имущества на 2007 год. Вероятно, скоро в этот же документ будет добавлена еще одна геофизическая компания - ОАО «Дальморнефтегеофизика». Обе эти геофизические фирмы по заказу российских и зарубежных компаний ведут подрядные работы, в основном, - сейсморазведку на шельфе. В частности, «Севморнефтегеофизика» проводит геологоразведку в Карском и Баренцевом морях, в том числе - на Штокмановском месторождении. В число ее заказчиков, помимо «Газпрома», входят такие компании как группа «Синтез», BP, Norsk Hydro, Statoil и пр. В свою очередь, «Дальморнефтегеофизика» проводила сейсморазведку на сахалинском шельфе, а также на шельфе Камчатки и Чукотки, в том числе для «Роснефти», BP и ExxonMobil.

Ожидается, что в четвертом квартале текущего года 100% акций в каждой из этих компаний продадут на аукционе или тендере, причем, понятно, что торги будут чисто номинальными. Очевидно, что на них не будут допущены ни иностранные компании, ни частные российские предприятия, так как обе эти фирмы владеют информацией о запасах топлива на континентальном шельфе России. Более того, «Роснефть» и «Газпром», похоже, уже договорились не конкурировать друг с другом за эти активы: в действительности обе госкомпании уже достигли предварительной договоренности о разделе между собой геофизических активов для работы на шельфе. По словам источника РБК daily, согласно данному соглашению «Севморнефтегеофизику» должна выкупить структура «Газпрома», а «Дальморнефтегеофизику» - «Роснефти». Таким образом, в составе каждой из энергетических госкомпаний окажется по сейсморазведочному предприятию, что для них весьма удобно, поскольку стоимость услуг будет намного дешевле, чем проведение аналогичных работ силами западных подрядчиков. Да и приватизация таких фирм не будет противоречить государственной стратегии по шельфу, поскольку эти активы перейдут на баланс госкомпаний, а, значит, конфиденциальность сведений о запасах будет сохранена.

Таким образом, Россия всерьез готовится к реализации нефтегазовых проектов на арктическом шельфе. По прогнозу главы Минпромэнерго Виктора Христенко, объемы добычи нефти на континентальном шельфе к 2030 году составят 110 млн. т, природного газа - 160 млрд. м3. Однако, по оценкам «Газпрома», «Роснефти» и «ЛУКОЙЛа» (крупнейших компаний, имеющих ресурсы на шельфе Севера, Дальнего Востока и Каспия), к 2030 году освоение шельфа потребует создания технических средств для добычи и транспортировки углеводородов с необходимой инфраструктурой обслуживания. Для выполнения прогнозируемых объемов работа на период до 2030 года по добыче и транспортировке углеводородов континентального шельфа России потребность в добывающих платформах и плавучих сооружениях оценивается в 55 единиц, в том числе до 40 единиц - орских буровых нефтедобывающих платформ и до 14 - морских платформ для добычи газа. Кроме того, потребность в специализированных транспортных судах, по оценкам, составит 85, обслуживающего флота - около 140 единиц.

С другой стороны, инфраструктура для проекта Приразломного нефтяного месторождения расположено на шельфе Баренцева моря) станет основой для освоения шельфов Баренцева и Карского морей. Главным объектом обустройства станет ледостойкая морская стационарная платформа «Приразломная», строительством которой сейчас занята компания «Севмашпредприятие». Извлекаемые запасы нефти этого месторождения составляют 83,2 млн. т, предположительный период разработки - 25 лет. Лицензией на разведку и добычу углеводородов на Приразломном месторождении владеет «Севморнефтегаз» - 100%-ное дочернее предприятие «Газпрома».

Тем не менее, понятно, что для создания собственной отрасли потребуются десятилетия и громадные капиталовложения. С другой стороны, норвежцы, американцы и датчане готовы поделиться своими технологиями освоения шельфов северных морей. Разумеется, не бесплатно: по оценкам экспертов, разработавших концепцию Федеральной целевой программы по созданию и обеспечению поставок отечественного оборудования для освоения шельфа, покупка технологий обойдется России в $80 млрд., причем, отечественные предприятия лишатся до 70% заказов на выпуск оборудования. Однако в Минприроды полагают, что не все так плохо, и уже направили в правительство согласованную со всеми министерствами и ведомствами стратегию разработки российских шельфов на период до 2020 года и комплексный план ее реализации. Ожидаемые затраты федерального бюджета на выполнение стратегии на период с 2006-го до 2020 года оцениваются, примерно, в 33,2 млрд. руб. Правда, остаются сомнения в ее реалистичности.

Как бы там ни было, но решение январского совещания у Путина (о том, что «Газпром» и «Роснефть» поровну поделят шельфовые проекты) начинает воплощаться в жизнь. Другое принципиальное решение, принятое тогда же, касается того, что шельфовые месторождения будут распределяться не на аукционах, а на конкурсных условиях: разница в том, что на конкурсе сумма - не главный критерий - конверты могут даже не открываться, если комиссия сочла технические и экологические условия данного заявителя оптимальными). Это решение связано, в первую очередь, с нежеланием допускать иностранцев к крупным пакетам акций месторождений.

По материалам The Times. Maritime Market, The International Herald ribune, T he Financial T imes, The Global Research, The Daily Mail, «Ведомости», «Подробности», «Известия», «Время новостей», «Взгляд», «Газета», Финмаркет, ИТАР-ТАСС, noopolis.ru, oilru.com

http://www.rsppenergy.ru/main/content.asp?art_id=3500