РЕЭНЕРГЕТИКА - ОСЬ МИРОВОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

В.Б. Иванов

РЕЭНЕРГЕТИКА - ОСЬ МИРОВОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ


Журнал "Интеграл"

Автор статьи - Валентин Борисович Иванов – депутат Государственной Думы, председатель подкомитета по возобновляемым источникам энергии Комитета по энергетике, транспорту и связи заслуженный деятель науки РФ, доктор технических наук, был первым заместителем министра по атомной энергии РФ.
Широко используемая в мировых языках латинская приставка «ре-», обозначает: во-первых, возобновляемое действие; во-вторых, действие противоположное действию, обозначаемому словом, стоящим за приставкой; в-третьих, действие, направленное на изменение структуры или функций системы. Поэтому, термин «реэнергетика» достаточно удобен для обозначения тех направлений энергетики, которые в последние годы заняли центр энергетической политики самых развитых стран мира и их сообществ. Имеется в виду: использование возобновляемых источников энергии, получение полезной энергии из потоков потерянной или рассеиваемой энергии, сокращение доли традиционной энергетики, базирующейся на конечных энергоресурсах, за счет их более эффективного использования, а также за счет получения полезного эффекта при меньших энергетических затратах. При более внимательном рассмотрении можно заметить, что «реэнергетическое» поведение присуще именно живому и для человечества является более «правильным».

В последние годы интерес к реэнергетике стал неослабевающим, так как наиболее развитые страны мира навсегда превратились в нетто-импортеров ископаемых энергоресурсов. Вследствие геополитической неоднородности мира, «рыночные» сигналы, поступающие от реализующих свой суверенитет стран-экспортеров энергоресурсов, существенно (а порой и разрушительно) воздействуют на рынок нетто-импортеров, который сложился в условиях избыточного количества энергии и относительно низких цен на источники энергии. В 70-80е годы развитые страны стабилизировали внутренний рынок энергии активной политикой энергосбережения, энергоэффективности, а также за счет структурных преобразований самого энергетического рынка. Сегодня новые цели реэнергетики предполагается достигать освоением промышленностью прорывных технологий получения энергии из биомассы, от солнца и ветра и т.д. Наличие развитой рыночной инфраструктуры в этих странах делает весьма эффективным государственное регулирование развития самых чувствительных направлений новой энергетики, не деформируя рынок и не блокируя инициативу его участников.

Не следует забывать, что сегодня реальная военная мощь государства полностью зависит от запаса ископаемых энергоресурсов – нефти и частично природного газа. Вооруженные силы США в мирное время расходуют ежегодно примерно 130 миллионов баррелей нефти. Более 70% этого объема «сжигает» авиация, корабли – почти 10%, остальное – двигатели сухопутных сил. Авиация – главная ударная сила современной войны. Переделать тысячи самолетов на альтернативные виды топлива практически невозможно, а высвободить нефть за счет перевода легковых и грузовых автомобилей на биоэтанол и биодизель вполне реально.

Стратегический резерв нефти – существенный показатель возможности страны вести боевые действия в течение активной фазы, составляющей 70-120 дней. При затяжных крупномасштабных конфликтах также важно обеспечить функционирование экономики и приемлемого уровня жизнедеятельности муниципальных образований. Энергетическая компонента этого обеспечения должна основываться на местных источниках энергии, в том числе, на возобновляемых, так как транспортировка трубопроводным и железнодорожным транспортом ископаемых энергоресурсов может быть нарушена. Доля реэнергетики в местном энергообеспечении на уровне 15-20% от общего энергопотребления существенно повышает устойчивость территорий по отношению к воздействиям природного, техногенного и военного характера. Россия, по нашим оценкам, для достижения такой устойчивости должна дополнительно из местных (в том числе возобновляемых) источников энергии вырабатывать дополнительно энергию соответствующую дополнительной ежегодной добыче 30 млрд.куб.м природного газа. Сегодня, по нашим оценкам, Россия уступает в производстве первичной реэнергии (без большой гидроэнергетики) Германии – почти в 5 раз, США – в 10, Норвегии – в 11, Финляндии – в 66. Разумеется, это усредненные данные. Для отдельных регионов локальные значения требуемой выработки первичной реэнергии (без большой гидроэнергетики) могут иметь как меньшие, так и большие значения. Одна из задач государственной энергетической политики – определить оптимальную для устойчивости каждого региона и населенного пункта структуру топливно-энергетического баланса.

Энергетическая политика США, сформулированная и обнародованная в последнее время (в том числе и новым 110-м Конгрессом), в случае ее успешной реализации, значительно улучшит не только устойчивость энергоснабжения, но и усилит военный потенциал, который США активно используют для обеспечения поставок нефти и газа из Восточного полушария, а также как фактор международной политики. Эту картину дополняют внесенные в январе 2007 года законопроекты «О мерах безопасности критической энергетической инфраструктуры» и «Об энергетической дипломатии и безопасности 2007».

Основной энергетический закон США «Energy Policy Act 2005» содержит более одной тысячи страниц. В отличие от российских законодателей, законодатели США не стесняются в своих законах быть предельно педантичными и конкретными и устанавливать директивные минимальные показатели, например, для темпов роста доли заправочных колонок с топливом E85 (85% этанола), а также выдавать трехлетние кредиты за превышение минимальных показателей, причем кредиты могут продаваться без изменения их целевого назначения. Законодательно устанавливается для производителей доля легковых автомобилей, способных работать на нескольких видах топлива включая биоэтанол (или биодизель).

Сегодня в США их более 6 миллионов (всего в США около 230 миллионов автомобилей, работающих на бензине и дизельном топливе). На каждый модельный год в обязательном порядке издается справочник, в котором приведены не только характеристики автомобилей, но и данные об экономической эффективности, которая обеспечивается ими при использовании биотоплива, включая сокращение эмиссии парниковых газов. Многочисленными являются стимулы, включенные в налоговый кодекс (Internal Revenue Code), которые касаются производителей оборудования, автомобилей, биотоплива, строителей объектов для этих целей, продавцов и покупателей, муниципалитетов и частных лиц. Показательна тенденция к сокращению в угоду реэнергетике налоговых льгот даже для внутренних производителей нефти и газа, в том числе крайне важной для США акватории Мексиканского залива, где бурение осуществляется через большую толщу воды на глубину около 5 миль. Законодательство предусматривает осуществление парламентского контроля за деятельностью Правительства в части достижения целей энергетической стратегии и состоянием регулируемых отраслей путем представления Конгрессу и Сенату ежегодных докладов. Ощутима поддержка реэнергетики США и федеральным бюджетом. В 2007 финансовом году для ее развития предусмотрено столько средств, сколько расходуется на атомную энергетику, включая обращение с ядерными отходами от гражданского использования.

Энергетическую политику в области реэнергетики осуществляет, главным образом, Министерство энергетики США (деятельность в области энергоэффективности и возобновляемой энергии координируется заместителем министра, который руководит Департаментом энергетической эффективности и возобновляемой энергии), а также Министерство сельского хозяйства и Агентство по защите окружающей среды. Структура Департамента энергетической эффективности и возобновляемой энергетики позволяет вести деятельность по каждому из направлений реэнергетики, а также управлять информационными потоками, анализировать информацию, разрабатывать целевые программы и управлять их выполнением (сейчас их 10), включая распределение бюджетных средств между исполнителями.

В дополнение к официальной федеральной статистике официальная информация о состоянии энергетики в США исходит от Администрации энергетической информации (EIA) (создана Конгрессом в 1977, штат – около 400 человек, бюджет 2006 года – 85 миллионов долларов).

Деятельность органов Евросоюза в области энергетической политики в 2006 году и в начале 2007 года также отличалась беспрецедентной активностью. Конечно, 2006 год был годом планового пересмотра энергетической стратегии Евросоюза и США, а также годом 15-летия Энергетической Хартии. Но агрессивная сплоченность стран нетто-импортеров ископаемых энергоресурсов и плотный прессинг по всему полю международной энергетической политики против стран нетто-экспортеров, включая демонстрацию готовности НАТО к защите устойчивости энергопоставок из «нестабильных регионов», формирование нового (Балканского) Энергетического сообщества с одновременной активизацией альянса «Бакинской инициативы» заставляют задуматься о необходимости корректировки содержания и сроков обновления российской энергетической стратегии, чтобы в будущем иметь время и условия для согласования подходов в энергетике и для адекватного реагирования на действия и намерения Евросоюза и США. Наши предложения о глобальном сотрудничестве должны опережать действия Евросоюза и США. Известно, какая защита является лучшей. Реэнергетика – лучшее поле для глобальных международных проектов. Интересы сторон общие, конкуренция на рынке не затрагивает суверенитет стран. Но для того, чтобы взаимодействия были содержательными и позитивными, нужно, прежде всего, перевести формирование нашей Энергетической стратегии на надправительственный уровень – в США она провозглашается Президентом, в Евросоюзе – Еврокомиссией. Российская энергетическая стратегия также должна содержать конкретные значения параметров, свидетельствующих о достижении целей стратегии.

Данные государственной статистики и статистического наблюдения должны адекватно описывать состояние реэнергетики. Но сегодня в России нет даже закона о государственной статистике, а структура данных о состоянии топливно-энергетического комплекса значительно и не в лучшую сторону отличается от принятой в мире. Для управления развитием энергетической отраслью, а фактически для создания реэнергетики как отрасли энергетики, вклад которой в топливно-энергетический баланс сопоставим с атомной энергетикой, а в будущем должен превзойти ее, нужна не только государственная воля, но ответственный и полномочный федеральный государственный орган исполнительной власти, опирающийся на мощный производственно-технологический комплекс. Подобная структура управления реэнергетикой существует в США и в Евросоюзе.

Хочется надеяться, что период недооценки на федеральном уровне стратегического значения реэнергетики заканчивается. Несмотря на то, что Россия – нетто-экспортер нефти и газа, большинство наших регионов – нетто-импортеры как ископаемых энергоресурсов, так и электроэнергии. И экономические условия их поставки на региональный рынок не лучше, чем на рынок внешний. Более того, низкая платежеспособность многих регионов делает внутренний рынок менее привлекательным для производителей энергоресурсов, а его удаленность от международных рыночных площадок снижает восприимчивость к рыночным сигналам и уровень правовой защиты. Форсирование повышения цен на энергоносители до мировых (хотя без этого не обойтись) не исправит автоматически положения, но увеличит энергетическую бедность и отнимет средства у других отраслей промышленности. Опережающее развитие реэнергетики могло бы существенно смягчить такую тенденцию. И, главное, именно реэнергетика может гарантировать базовый уровень ускоренного роста российской экономики и мобилизационной готовности муниципальных образований.

http://ivanovvb.ru/publications/index.17.php