Теплый пример соседей. Опыт Финляндии по энергосбережению

04/11/2004

Теплый пример соседей. Опыт Финляндии по энергосбережению


У наших северных соседей – финнов – почти те же климатические условия, что и у нас, но совершено иной уровень энергоснабжения

В Финляндии нет многочисленных аварий, длительных отключений горячего водоснабжения (ГВС) в летний период. Исключены частые отключения электроэнергии в жилых домах, а иногда и в целых кварталах, как в России. Время отключения из-за аварий или ремонтных работ не превышает нескольких часов в год.
В чем же причина столь большой разницы?

Потери – минимальные

На становление современной системы энергоснабжения городов Финляндии, как, впрочем, и других северных стран, значительное влияние оказали последствия энергетического кризиса 70-х годов. В числе последствий этого кризиса – консолидация производства и сбыта энергии на локальных рынках. А это привело к резкому уменьшению числа компаний. Кроме того, резко возросла доля централизованного теплоснабжения (ЦТ). В Финляндии из 5 млн всего населения 2,3 млн пользуются услугами ЦТ.

Доля централизованного теплоснабжения в %

Финляндия (крупные города)Санкт-Петербург
80-93 98



Система ЦТ функционирует только на горячей воде с максимальной температурой горячей воды 120°C и давлением подачи от 10 до 16 бар. Горячая вода всегда используется как для ГВС, так и для отопления, а иногда и для централизованного охлаждения с помощью абсорбционных охладителей.

В финской системе ЦТ отопление на основе горячей воды поставляется к каждому индивидуальному тепловому пункту (ИТП), принадлежащему потребителю – собственнику дома. Все компании теплоснабжения оснастили своих потребителей приборами учета. Сети закрытого типа и, следовательно, все ИТП имеют по крайней мере два теплообменника. Один применяется для нагрева домовой горячей воды, а второй – для отопления. Емкости для горячей воды не используются у потребителей вовсе.

Средние потери при транспортировке и распределении составляют меньше 5% в больших сетях (в Хельсинки, например, длина сетей составляет 1000 км) и до 10% в небольших.

Неподчинение предписаниям ведет в суд


Несмотря на то, что для теплоснабжения нет специального законодательства, существует общее законодательство для защиты прав потребителя и исключения рыночных искажений со специальным одобрением властями. Власти имеют право на санкции к компаниям, которые могут нарушать закон. Если фирма не желает исправить ошибку, то вводятся штрафные санкции. Неподчинение установленным предписаниям ведет в суд. Организации по контролю за конкуренцией (работают под эгидой министерства торговли и промышленности) рассматривают жалобы, полученные как от предприятий, так и от отдельных лиц.

Ни городской совет, ни компания ЦТ не могут заставить какую-либо частную фирму или гражданина присоединиться к системе ЦТ или отключиться от нее, так как такое решение будет нарушать закон о конкуренции. Все подключения к системе ЦТ основаны на свободном выборе заказчика. Такой подход гарантирует поддержание системы ЦТ в экономичных размерах и исключает ее распространение на области с низкой плотностью заселения, где использование ЦТ неэффективно.

Компании на выбор

Обычно в каждом городе или поселке существует одна компания ЦТ. А всего в Финляндии функционируют около 200 компаний. Большинство из них сами производят тепло.

Доля обществ с ограниченной ответственностью постоянно растет, в то время как общее число и число компаний в других формах уменьшается вследствие объединения, приобретения и приватизации.
Компании ЦТ и ЦТ комбинированного производства электро- и тепловой энергии (КЭТ) обычно принадлежат муниципалитетам.

Но недавно собственность ряда муниципальных компаний в Финляндии была приватизирована такими известными международными фирмами, как Fortum, Vattenfall и Graninge (Electricite' de France).

Компании центрального теплоснабжения Финляндии по организационной структуре

Форма собственности %
Общества с ограниченной ответственностью 75
Департамент муниципалитета 15
Публичная компания 8


В качестве примера рассмотрим большой Хельсинки, состоящий из трех больших частей – собственно города Хельсинки (население 500 тыс. чел.), города Эспоо (300 тыс.), где сосредоточены основные научно-технические центры Финляндии, и города Вантаа (200 тыс.). Энергоснабжение этих городов осуществляется компаниями «Хельсингин Энергиа», «Вантаан Энергиа» и «Эспоон Сахко».

Компания «Хельсингин Энергиа» является структурным элементом городской администрации. Поэтому все работники компании – фактически муниципальные чиновники. Компания осуществляет электро-, тепло- и газоснабжение Хельсинки. Доля рынка теплоснабжения составляет 92%, что значительно превышает долю самой крупной компании в Санкт-Петербурге. Производство электро- и тепловой энергии осуществляется на трех ТЭЦ, которые работают на газе и каменном угле. Имеются резервные котельные, которые могут использоваться в пиковые периоды или во время ремонтных работ на ТЭЦ. Вся система работает в закрытом режиме, что позволяет минимизировать расход технической воды. Ее полная замена в сети производится всего лишь 1–2 раза в год.

В Хельсинки вся магистральная теплосеть закольцована. Причем проложена она в специальном коммуникационном тоннеле, проходящем под городом, в котором размещаются также все остальные коммуникации. Магистраль построена с использованием предизолированных труб. Состояние теплотрасс таково, что потери не превышают 1%.

Компания «Вантаан Энергиа» является акционерным обществом, 60% акций которого принадлежат муниципалитету Вантаа, а 40% – Хельсинки. Интересно, что существует техническая возможность перекрестного теплоснабжения обоих городов в случае необходимости. Для этого на границе двух систем располагаются большие теплообменники.

Отметим, что для потребителей в этих городах нет ощутимой разницы между качеством энергоснабжения от предприятий различной формы собственности.

В условиях свободного рынка электроэнергии ценовая конъюнктура оказывает существенное влияние на работу городских энергокомпаний. В частности, в 1999 –
2001 гг., которые характеризовались высокой долей производства электроэнергии на ГЭС, наблюдалось резкое снижение цены на оптовом рынке до величины ниже себестоимости производства на тепловых станциях. Это привело к тому, что производство на ТЭЦ стало уменьшаться, а компаниям стала выгодна покупка электроэнергии на свободном рынке, а также импорт (в первую очередь из России). Правда, с 2001 г., с установлением сухой погоды в Северной Европе и падением выработки на ГЭС, цена на оптовом рынке стала расти, что позволило увеличить производство электроэнергии на тепловых станциях, в том числе на ТЭЦ.

Учет и тарифы

В настоящее время сектор теплоснабжения использует биллинг (системы выставления счетов), основанный на системе учета у потребителей.
Таким образом, приборы учета установлены во всех зданиях, подключенных к системе ЦТ. Практически не используется расчетных оценок стоимости тепла в Финляндии, но счета за отопление зданий распределяются между квартирами согласно их площадям и относительному расположению квартир (учитывается, например, разница между внутренними и торцевыми квартирами, имеющими разные условия для теплообмена). Тариф за отопление фактически состоит из фиксированной и переменной плат. Для нового подключения потребитель должен внести плату за подключение, которая покрывает обычную соединительную трассу.

Существуют общие правила для установления тарифов. В первую очередь тариф должен обеспечить устойчивое функционирование компании ЦТ так, чтобы обеспечить, с одной стороны, рентабельность, а с другой стороны, конкурентоспособность на тепловом рынке.

Тариф должен быть разумным для потребителей по сравнению с альтернативными методами отопления. Он должен быть разработан и введен на долгосрочный период, с тем чтобы помочь клиентам планировать свои инвестиции и функционирование на надежной и устойчивой основе.

Также тариф должен покрывать издержки, а тарифные компоненты (фиксированные и переменные) должны отражать издержки. И, наконец, тариф должен обеспечить стимулирование клиентов использовать тепловую энергию для реальных потребностей и исключать любые потери.

Дополнительные услуги со стороны поставщика по теплоснабжения, как, например, обслуживание ИТП, принадлежащего потребителю, должны расцениваться по их реальной стоимости.

Для нового потребителя подписывается контракт на теплоснабжение между компанией по теплоснабжению и потребителем. Этот контракт определяет перечень и условия услуг по теплоснабжению, а также ответственность и обязанности потребителя. Правительство не участвует непосредственно в установлении тарифа. Только в случае, когда потребитель жалуется на неподходящий тариф, орган по конкуренции, работающий под эгидой министерства торговли и промышленности, будет решать вопрос о наличии или отсутствии свободной конкуренции. На основе принимаемых решений возможны штрафы для поставщика и компенсации для потребителя.

Уровень тарифов в различных частях Финляндии изменяется в отношении 1:2. Самые низкие цены у больших компаний с современными и многотопливными мощостями когенерационного производства. А самые высокие – у небольших компаний, использующих либо нефтяное, либо биотопливо. В Финляндии цена за отопление, покрывающая как фиксированные, так и переменные платежи, при нулевом НДС составляла в среднем 27 и 30 Евро за 1 МВтч в 1999 и 2002 годах, что соответственно в 2,5 раза выше, чем в России (но следует помнить гигантскую разницу в платежеспособности потребителей).

Удельная теплоемкость зданий резко снизилась за последние годы. Это стало возможным благодаря улучшению эффективности существующих и новых зданий.

В целом для сегодняшней Финляндии (как, впрочем, и для других стран ЕС) характерно, что на локальных рынках работают сильные энергокомпании. Они в значительной степени интегрированы вертикально, когда охватывается вся технологическая цепочка производства, транспортировки и распределения тепла, электроэнергии и газа, и горизонтально, когда оказываются разные виды коммунальных услуг.

Динамика теплопотребления в Финляндии

Год Потребление тепла
1973 230 кВтч/м2 или 73 кВтч/м3
2002 150 кВтч/м2 или 44 кВтч/м3



Вместо заключения

В условиях Санкт-Петербурга назрела необходимость реформирования всего коммунального энергокомплекса города. Во многом это связано и с проводимой в стране реформой электроэнергетики. По-видимому, основное направление реформы – консолидация сектора коммунальной энергетики на основе построения единой компании теплоснабжения, которая в значительной степени будет производить тепловую энергию, частично ее покупать (в частности, у Северо-Западной ТЭЦ), а также транспортировать до домовых вводов. Сможет ли взять эта компания на себя в будущем и другие виды деятельности – газоснабжение, водоснабжение – покажет время.

В статье использованы материалы, предоставленные научным сотрудником Хельсинкского технического университета Арто Нуоркиви, в прошлом экспертом сектора энергетики Всемирного банка.


В статье использованы материалы, предоставленные научным сотрудником Хельсинкского технического университета Арто Нуоркиви, в прошлом экспертом сектора энергетики Всемирного банка.

В. Закржевский, В. Чекалин, кафедра экономики и менеджмента в городском хозяйстве, ИНЖЭКОН СПб


http://www.stroygorhoz.ru/
www.planora.fi