Выше пробок

24 - 20 октября 2005 № 40 (70)

Антон Злобин

Выше пробок


Сейчас машина будущего крепко-накрепко привязана тросом к башенному крану в калифорнийском городке Дэвис. Раньше она пугала своим ревом местных жителей, но за годы к ней успели привыкнуть—ведь и фантастические вещи перестают поражать, если видишь их каждый день. «Скайкар» компании Moller не только ездит, но и летает, приземляется на любой ровной площадке, а горючее ест, как хэтчбек гольф-класса.

О летающих машинах грезят не только фантасты, но и автолюбители. Чем больше пробки на земле, тем больше желающих преодолеть заторы по воздуху. «Думаю, что будущий рынок аэромобилей можно оценить в один триллион долларов»,—говорит главный научный сотрудник исследовательского центра Лэнгли НАСА Деннис Бушнелл. Это примерно в 50 раз больше российского рынка легковушек и сравнимо с продажами автомобилей во всем мире. Но осваивать золотую целину не спешат—никто из крупных инвесторов не может поверить, что удастся в обозримом будущем сделать полеты на личном авто доступными и безопасными.

Тот же «Скайкар» долго держали на привязи—боялись, что во время испытаний дорогой прототип разобьется о землю. А при массовом производстве и эксплуатации неизбежны массовые же поломки и аварии—достаточно посмотреть, как это происходит с автомобилями. И страшно представить себе, к чему это приведет, когда машины будут летать над густонаселенными городами. Поэтому изобретателям аэромобилей до сих пор не дают разрешения на использование их техники. Да и самим инженерам массовому потребителю предложить пока было нечего—цены на их штучный товар чудовищные.

Mollerутверждает, что близка к решению этих проблем. Компания обещает, что к концу 2008-го ей удастся оформить разрешение на полеты «Скайкара», и тогда он начнет быстро дешеветь—его цена может упасть до $60 000 всего за несколько лет. Столько стоит бизнес-седан из Штутгарта, который, конечно, тоже летает, но только по гладкому автобану. Тогда-то, по мнению Бушнелла, «Скайкары» совершат такой же переворот в жизни людей, как переход от лошадиной тяги к двигателю внутреннего сгорания.

Купить прототип аэромобиля (их еще называют воланторами) можно уже сегодня—его включили в каталог элитных новогодних подарков Nieman Marcus. Богачам предлагают раскошелиться на $3,5 млн. Это уже вторая попытка продать «Скайкар»—два года назад его уже выставляли на торги онлайнового аукциона eBay, но тогда желающих приобрести чудо техники не нашлось. Сейчас в Mollerтоже не уверены, что на дорогой прототип кто-то позарится. Но если раньше щедрый покупатель был нужен компании для того, чтобы продолжить разработки, то сейчас продажа «Скайкара» скорее рекламный ход. В ближайшие два месяца Mollerсобирается продать свой проект на корню—подписать многомиллиардный контракт «с одной из крупных компаний».

«Мы не хотели бы строить свой собственный завод. Сейчас мы ищем стратегического партнера, который бы дал нам денег и производственные мощности. Заинтересована, например, крупная китайская компания, которая готова инвестировать в наш проект несколько миллиардов долларов. До конца этого года мы должны подписать все бумаги»,—рассказывает основатель компании Пол Моллер. Его заводик в Дэвисе позволяет выпускать 3–5 аэромобилей в год, а союз с большой корпорацией «увеличит эту цифру в тысячи раз».

Моллер рассчитывает на сотрудничество cпроизводителями самолетов, ведь сойтись с автомобильными гигантами у него никогда не получалось. Hondaи BMWинтересовались его проектом, но денег не дали. «У автоконцернов, как и у компании Boeing, с которой мы тоже вели переговоры, довольно консервативный подход: они хотят, чтобы мы все сделали сами, а деньгами рисковать не желают»,—говорит Моллер.

Свой первый «Скайкар» Моллер построил в далеком 1963 г. Нынешний прототип—уже шестой по счету. Всего на семейство «Скайкаров» Моллер потратил больше $100 млн, которые заработал, создавая авиадвигатели и беспилотные аппараты для американской армии. В 90-х он произвел на свет M400—последнюю и самую совершенную модификацию «Скайкара», которая выставлена на продажу.

Правда, что с покупкой будет делать владелец, Моллер не представляет. «На нашем прототипе вполне можно летать, но только на свой страх и риск. А так, наверное, покупатель будет хранить его как бесценную реликвию. Представьте себе, за сколько сейчас можно было бы продать первый в мире автомобиль!»—говорит изобретатель.

Но после 2008-го, говорят в Moller, на рынок выйдут уже полноценные аэромобили. «Пока мы ориентируемся на состоятельного авиалюбителя, но потом наши приоритеты изменятся»,—говорит гендиректор Moller Брюс Калкинс. Позволить себе личный волантор сможет и средний класс, которому наверняка покажется привлекательным, что аппарат экономит горючее—по сравнению вертолетом, конечно. «Скайкар» работает на экологически безвредном этиловом спирте и тратит всего 12 л на 100 км при максимальной скорости полета в 600 км/ч. При этом взлетать и приземляться он может почти что где угодно—нужна лишь ровная площадка-вертипорт диаметром 11 м.

Фирма уже начала рекламную кампанию—открывает представительства в Европе, принимает заказы и продает всем желающим номерные знаки: «Моей следующей машиной будет “Скайкар”». Многие покупают, если не сам аэромобиль со сроком поставки 3 года, то номер. 23% американцев готовы купить «Скайкар», когда им можно будет полноценно пользоваться, а еще 47% приобретут чудо-машину, если она подешевеет. Главным образом это городские жители, уставшие тратить несколько часов в день на пробки. У Moller уже 97 клиентов, которые заплатили аванс в $10 000–100 000 и первыми получат летающий автомобиль. Большинство—американцы, но есть еще французы, финны, немцы, австрийцы, швейцарцы и датчане. Нынешняя цена «Скайкара» напрямую зависит от места в очереди: если клиент готов стать 25-м счастливчиком—с него $1 млн, 201-м—уже $500 000.

Но для того, чтобы клиенты смогли пользоваться новой игрушкой, Mollerнужно решить главную проблему. Действительно функциональным—а значит, и массовым—волантор станет, когда его владелец сможет взлететь с лужайки своего дома и приземлиться в радиусе нескольких километров от точки назначения. Но американское управление гражданской авиации только начало разрабатывать новый проект SATS(транспортная система малой авиации). Он предназначен для небольших самолетов, а не для аэромобилей, но в Moller уверены, что SATSи «Скайкар» просто созданы друг для друга.

SATSобъединит тысячи малых американских аэродромов и вертипортов в общую систему. Передвижные компьютеризированные центры управления полетами не дадут сбиться с курса—на лобовом стекле аэромобиля будет высвечиваться «коридор», по которому пилот быстро и безопасно доведет волантор до места посадки. «А в будущем мы рассчитываем на то, что владелец станет просто пассажиром, а машиной будет управлять только электроника»,—говорит Брюс Калкинс.

«С технической точки зрения все очень просто: бортовой компьютер будет связываться с центром управления и получать “коридор”. Такую удобную и надежную систему можно с легкостью создать и в России»,—утверждает завкафедрой организации воздушного движения Института аэронавигации Станислав Сулаев. Для начала, пока сети взлетных площадок не существует, можно приспособить под такие нужды обычные аэропорты: интервал между лайнерами—5 км, а «Скайкары» можно заводить на посадку, как стаю гусей—по 30 штук за раз.

Однако российские авиалюбители относятся к перспективам аэромобилей в нашем небе скептически. «По нынешним правилам, если я захочу слетать вечером на дачу, я должен за двое суток подать заявку на маршрут, и мне ее могут утвердить, а могут и нет. Отчего это зависит—одному богу известно»,—говорит авиалюбитель Евгений Костерев, который тратит несколько тысяч долларов в месяц на то, чтобы полетать на легких самолетах в Подмосковье. С Евгением согласен Виктор Гридин—главный инспектор Федерации любителей авиации России. По его словам, с регистрацией аэромобиля скорее всего проблем не будет. Но потом его можно поставить, как памятник: разрешение на конкретный полет—дело муторное. «Если встанет вопрос о том, чтобы открыть воздушное пространство над Москвой или разрешить строить сотни вертипортов, то этого придется ждать минимум лет 20. В России не могут разобраться с несколькими тысячами частных самолетов, что уж говорить о том, чтобы пользоваться “Скайкаром” так же свободно, как машиной»,—с досадой говорит Гридин.

Но если аэромобили все-таки появятся в российском небе, то они скорее всего будут импортными. У нас тоже разрабатывают летающие машины, но дальше бумаги дело пока не пошло. Группа автомобильных инженеров планирует приделать крылья от малого самолета «Сокол» к «Оке». За поддержкой они обращались почти ко всем олигархам, но не получили ни копейки.

Другая группа изобретателей из общественного КБ Национального аэроклуба РФ подготовила эскизный проект «Ларк-4». Один из его авторов—летчик-космонавт Игорь Волк, летавший в космос на «Союзе» в 1984 г. «Ларк»—не волантор, а просто маленький самолет, который умещается в гараже, может немного проехать по обычной дороге, а для взлета и посадки нуждается всего лишь в 40-метровой полосе. На вопрос, как им удалось добиться таких впечатляющих результатов, разработчики отвечают расплывчато: за счет продуманной аэродинамики и мощного двигателя. «Наш проект почти готов. Если мы соберем около $15 млн, то уже к 2007 году “Ларк-4” будет летать»,—обещает Волк.

Но денег пока тоже нет—энтузиазм инженеров мало кто разделяет: на прошедших на прошлой неделе думских слушаниях по авиации слова энтузиастам аэромобилей слова так и не дали.

http://www.runewsweek.ru/rubrics/?rubric=technology&rid=529