ОБЛАСТНАЯ ПРОГРАММА «ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА»

ОБЛАСТНАЯ ПРОГРАММА
"ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА"


Штагер В.П. Заместитель председателя правительства Свердловской области


Вопросы экономии энергетических ресурсов стояли перед обществом во все времена. С повышением уровня развития цивилизации эта актуальная проблема все больше обостряется, перерастая в кризис всей экономики. Характерным примером такого явления стал энергетический кризис в начале 70-х годов в Европе. В настоящее время в России также наблюдается энергетический кризис, который обусловлен неплатежеспособностью предприятий и населения. Во многих городах до 50 % бюджета уходит на возмещение затрат на жилищно-коммунальные услуги, из них порядка 50 % - это затраты на отопление, до 30 % - на горячее водоснабжение. С постепенным переходом на 100 %-ную оплату услуг ЖКХ население не в состоянии будет оплачивать данный вид услуг. Не лучше обстоят дела и в промышленном секторе. Предприятия не в состоянии освоить все возрастающие тарифы на тепловую и электрическую энергию. Одним из выходов в сложившейся ситуации является проведение мероприятий по сокращению потребления энергетических ресурсов, рациональному их использованию.

В апреле 1996 г. был принят федеральный Закон "Об энергосбережении", являющийся основным документом по реализации политики энергосбережения, но этот документ скорее продекларировал остроту проблемы, нежели указал пути ее реализации.

В Свердловской области до настоящего времени основным документом по энергосбережению был указ губернатора "О первоочередных мерах по реализации политики энергосбережения в Свердловской области", принятый 31 января 1996 г. Во исполнение данного указа правительством области была разработана областная программа "Энергосбережение в Свердловской области на период до 2005 года" (постановление правительства Свердловской области от 29.07.97 № 664-п). В основу программы были положены: постановление правительства Российской Федерации от 02.11.95 № 1087 "О неотложных мерах по энергосбережению"; федеральный Закон "Об энергосбережении"; указ губернатора Свердловской области "О первоочередных мерах по реализации политики энергосбережения в Свердловской области" от 31.01.96 № 18; соглашение о взаимном сотрудничестве между правительством Свердловской области и российским акционерным обществом "Газпром"; рамочная Конвенция ООН по предотвращению изменения глобального климата, подписанная и ратифицированная Россией.

Структурно программа энергосбережения состоит из следующих разделов: общей части, нормативно-правовой базы, перечня основных направлений энергосбережения, программного блока, информационно - образовательного блока и приложений.
В первом разделе сформулированы цели и задачи программы, ожидаемые результаты, основные принципы построения и управления, а также приведена схема управления энергосбережением Свердловской области.

Особое внимание уделено принципу возвратности средств финансирования мероприятий по энергосбережению, стимулированию производителей, потребителей и поставщиков энергии, а также компаний, занимающихся решением практических вопросов энергосбережения.

Нормативно-правовая база содержит перечень первоочередных нормативно-правовых актов, которые должны быть разработаны и приняты как на федеральном, так и на региональном уровнях. Эта часть программы заканчивается развернутым перечнем конкретных направлений работ, который может развиваться и дополняться.
Основная часть программы энергосбережения-программный блок, включающий организационно-технические мероприятия, мероприятия по энергосбережению в промышленности, энергосберегающих организациях, строительном комплексе, жилищно-коммунальном хозяйстве, на транспорте, в сельском хозяйстве, перечень проектно-конструкторских и научно-исследовательских работ в области энергосбережения, а также перечисление первоочередных объектов создания демонстрационных зон высокой энергетической эффективности.

Главный особенностью построения программного блока является возможность разработки на его основе детальных годовых программ энергосбережения и оптимизации направлений энергосбережения.
Информационно-образовательный блок содержит два основных вида этой деятельности: подготовку и переподготовку специалистов всех уровней по энергосбережению, пропаганду идей энергосбережения.
Отдельными приложениями представлены целевые и территориальные программы энергосбережения.

Основными принципами настоящей программы являются:

приоритет повышения эффективности использования топлива и энергии над увеличением объемов добычи и производства;
сочетание интересов потребителей, поставщиков и производителей топлива и энергии;
первоочередность обеспечения выполнения экологических требований к добыче, производству, переработке, транспорти-ровке и использованию топлива и энергии;
удовлетворение обоснованных потребностей населения в топливе и энергии, защите среды обитания и жизнедеятельности человека;
обязательность учета юридическими лицами производимых или расходуемых ими энергетических ресурсов, а также учета физическими лицами получаемых энергетических ресурсов;
сертификация топливно-, энергопотребляющего, энергосберегающего и диагностического оборудования, материалов, конструкций, транспортных средств, а также энергетических ресурсов;
заинтересованность производителей и поставщиков энергетических ресурсов в применении эффективных технологий;
открытость программы по составу участников, направлениям энергосбережения, отраслевым и территориальным подходам;
осуществление мероприятий программы за счет собственных средств либо на возвратной основе;
представление льгот по проектам энергосбережения на конкурсной основе.

Основными целями настоящей программы являются:

повышение эффективности использования энергетических ресурсов на единицу валового внутреннего продукта Свердловской области;

сокращение удельных расходов энергоресурсов (водных ресурсов) без ущемления интересов населения и промышленных предприятий, в том числе внедрение в малых регионах источников получения энергоресурсов, независимых от централизован-ных источников;

снижение финансовой нагрузки на бюджет области за счет сокращения платежей за топливо, тепловую и электрическую энергию;

улучшение финансового состояния предприятий области за счет снижения платежей за энергоресурсы и, соответственно, дополнительное пополнение бюджета области за счет налоговых поступлений;

создание экономических, технических и организационных условий для эффективного использования энергетических ресурсов, стимулирования проведения энергосберегающей политики производителями и потребителями энергии на основе экономической заинтересованности;

создание условий для реализации жилищно-коммунальной реформы.
Цели программы будут достигаться путем внедрения эффективных технологий и разработки эффективных финансово-экономических механизмов производства, транспортирования и потребления энергетических ресурсов, проведения мероприятий по энергосбережению, внедрения систем учета.

В результате осуществления основных мероприятий программы должно быть достигнуто снижение потребления энергоресурсов на 20-30 % от общего потребления энергоресурсов в области в настоящее время, а также улучшению экологической обстановки в области.

Основные направления энергосбережения:

энергоаудит. Проведение энергетических обследований организаций;

энергоучет. Внедрение централизованных систем учета энергоресурсов на промышленных предприятиях. Оснащение приборами учета жилого фонда и организаций бюджетной сферы;

регулирование энергопотребления. Внедрение систем регулирования потребления энергоресурсов от источника их производства до конечного потребления;

тепловая изоляция зданий;

модернизация систем централизованного теплоснабжения;

модернизация энергоосветительных установок;

реконструкция промышленных вентиляционных установок;

модернизация компрессорно-воздушного хозяйства;

модернизация топливных и электрических печей;

применение газорасширительных, газо-, паро-, турбинных энергоустановок;

использование вторичных энергоресурсов, местных топливных ресурсов;

развитие малой нетрадиционной энергетики;

модернизация энергетического оборудования.

Основные направления энергосбережения в организациях бюджетной сферы.

Программу энергосбережения в бюджетных организациях предусматривается реализовать в два этапа.

Первый этап 1997 - 1999гг.
Энергетические обследования организаций бюджетной сферы: приведение в соответствие фактических и расчетных объемов потребления энергетических ресурсов и воды.
Внедрение в организациях бюджетной сферы и в жилом фонде приборов учета энергетических ресурсов и воды. Очередность внедрения приборов учета определяется объемами потребления тепловой энергии (свыше 1000 Гкал в год - в первую очередь 1997-1998гг., менее 1000 Гкал в год - 1998-1999 гг).
Проведение малозатратных мероприятий по утеплению строений.

Второй этап 1999 - 2003гг.
Проведение комплекса мероприятий по снижению объемов потребления энергетических ресурсов в организациях бюджетной сферы: замена осветительных приборов на менее энергоемкие; утепление перекрытий и стеновых панелей; замена оконных и дверных блоков; внедрение систем регулирования потребления топливно-энергетических ресурсов и другие.

Потенциал энергосбережения Свердловской области.

Общее потребление топливно-энергетических ресурсов в Свердловской области составляет около 23,6 млн т условного топлива. Исходя из общепринятого положения, подтверждаемого и западными экспертами, заключающегося в том, что реализация малозатратных мероприятий со сроком окупаемости до 2-3 лет ведет к снижению затрат энергоресурсов в пределах 20 %, величину экономии можно оценить в пределах 4,5-5 млн т условного топлива.
Финансирование и реализация межрегиональных и отраслевых программ.

Финансирование межрегиональных и отраслевых программ энергосбережения осуществляется за счет целевых средств федерального бюджета; целевых средств областного бюджета; собственных средств организаций.

Примером реализации таких программ являются конверсионные программы: "Конверсия - топливно-энергетическому комплексу", "Конверсия - жилищно-коммунальному хозяйству". Финансирование данных программ было проведено через предоставление организациям инвестиционного кредита из федерального и областного бюджетов (постановления правительства Свердловской области от 28.01.97 № 64-п, от 03.04.97 № 262-п).
Финансирование и реализация областных программ.

Финансирование областных программ осуществляется за счет целевых средств областного бюджета; целевых средств фонда реинвестирования; целевых средств муниципальных бюджетов; части средств, получаемых потребителями от экономии энергетических ресурсов в результате внедрения энергосберегающих проектов.
Концентрация средств для финансирования муниципальных программ энергосбережения осуществляется на специальных текущих счетах муниципальных образований.

В настоящее время принят ряд постановлений правительства области, предусматривающих финансирование ряда программ по установке систем учета энергоресурсов в учреждениях бюджетной сферы. Это прежде всего учреждения здравоохранения (постановление правительства области от 13.08.96 № 659-п), образования (постановление правительства области от 25.02.97 № 158-п).

Для установления средств учета в муниципальном жилом фонде на 1998 г. в областном бюджете планируется отдельная строка, оцениваемая в 0,1 % балансовой восстановленной стоимости муниципального жилого фонда на 01.01.97.

Управление комплексом программных работ.

Программа энергосбережения по своему характеру является стратегическим пакетом проблемно ориентированных проектов развития, направленных на перевод сложной системы производства и потребления энергии региона из одного состояния, не удовлетворяющего современным требованиям, в другое, более эффективное.

Для успешного выполнения и дальнейшего развития программы наиболее подходящим инструментом является система управления проектами, широко применяемая в мировой практике.

Программа должна создавать условия, позволяющие сочетать интересы ее участников в направлении намеченных приоритетов. Она является многопроектной средой с различным статусом проблем и проектов: важнейшие проблемы, требующие срочных действий; проблемы, нуждающиеся в дополнительной проработке; проблемы, решаемые в ходе регулярного планирования; региональные, районные, городские, отраслевые проекты, проекты отдельных предприятий и т. д. Поэтому для достижения поставленных целей необходима система управления, структура которой будет разрабатываться и оптимизироваться при формировании нормативно-правовой базы энергосбережения в области.

Планирование, контроль и координацию реализации программы осуществляет правительство Свердловской области через областную энергетическую комиссию, Свердловгосэнергонадзор, областной энергетический центр с привлечением научноисследовательских, проектных организаций и технических вузов. В настоящее время идет формирование рабочих групп по отдельным направлениям реализации программы, следовательно, дело за конкретными проектами и конкретными результатами.
http://www.energysaving.newmail.ru/ideology.html.htm