Энергосбережение - неотъемлемая часть реформирования ЖКХ

"Вестник энергосбережения Южного Урала"

А.К. Барановский, ОГУП "Энергосбережение"

Энергосбережение - неотъемлемая часть реформирования ЖКХ.


Значение документов по энергосбережению

"Основные направления энергосбережения в Челябинской области до 2010 года", утвержденные постановлением Губернатора Челябинской области 26 марта 2003 года № 112 и принятая постановлением Законодательного собрания Челябинской области 27 марта 2003 года № 845 "Концепция реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Челябинской области до 2010 года" - вот два взаимодополняющих документа, отвечающих на вопросы:

- как повысить энергоэффективность хозяйства области в целом и ЖКХ в частности;

- какие организационные, технические, экономические, социальные и другие меры, называемые энергосбережением, надо применять и поощрять.

Значение названных документов в ясности изложения позиции органов государственной власти нашей области по этой важной и актуальной тематике. И для сверки своих повседневных действий с "генеральным курсом" эти документы следует периодически перечитывать всем областным и муниципальным политикам и управленцам, сколь бы далеко от ЖКХ они себя не позиционировали. Ведь несмотря на то, что многие знакомы с этими текстами, в реальности теория и практика энергосбережения порой преломляются "до наоборот".

Сразу оговорюсь, Челябинская область в энергосбережении была и остается одним из лидеров и новаторов среди регионов России - это факт, который не нужно доказывать. Нужно работать, чтобы впредь ему соответствовать.

Ученые и инженеры дали множество технических решений, оптимизирующих производство, передачу и потребление энергии. Производственники и поставщики, реализуя эти решения, предлагают широчайший выбор материалов и оборудования. Проектировщики и подрядчики готовы рассчитать и смонтировать системы любой сложности.

Как выбрать правильное, надежное и экономичное решение? Вопрос этот задает себе управленец, отвечающий за город или район, предприятие или жилфонд, другой объект ЖКХ и бюджетной сферы.

В условиях отсутствия требования обязательной экспертизы энергоэффективности "Основные направления энергосбережения" призваны систематизировать процесс подготовки и принятия решения мониторинга его реализации.

Цели в документе сформулированы следующим образом:

1. повышение энергоэффективности использования топливно-энергетических ресурсов потребителями;

2. содействие устойчивому обеспечению населения жилищно-коммунальной сферы и других отраслей экономики топливно-энергетическими ресурсами;

3. уменьшение негативного воздействия топливно-энергетического комплекса на окружающую среду;

4. снижение финансовой нагрузки на областной бюджет за счёт сокращения дотаций на приобретение ТЭР;

5. снижение размера платежей потребителей, в т.ч. бюджетных организаций за ТЭР.

Эти цели могут быть достигнуты в бюджетных организациях, ЖКХ и промышленности на основе последовательного проведения энергообследований, составления энергопаспортов организаций, анализа энергоэффективности и выбора приоритетных направлений, реализации выбранных энергосберегающих мероприятий и оценки достигнутых эффектов. Рекомендованы в документе и конкретные долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные мероприятия (установка приборов учета и регулирования, снижение прямых и технологических потерь энергоресурсов, повышение КПД энергоустановок при их модернизации и реконструкции, использование вторичных энергоресурсов и т.д.)

Итак, технические решения стоящих перед нами задач в последние годы предлагаются на рынке энергосберегающих технологий в изобилии. Теперь нужна политическая воля для их внедрения.

Необходимо уточнить ситуацию с использованием ТЭР в каждой организации и населенном пункте, наметить программу мер, увязав её по очередности, срокам и возможностям, а затем последовательно действовать в рамках принятых решений.

Если для промышленных предприятий учет потребляемых энергоресурсов возведен в ранг жизненно необходимых условий, то этот учет и является почти стопроцентным. Далее на основе энергоаудита и паспортизации менеджмент предприятия определяет пути снижения энергопотребления (по сути, повышения энергоэффективности), выбирая тот или иной набор технических схем и решений. Эта работа должна стимулироваться рядом способов и, прежде всего, через энерготариф, учитывающий инвестиции самого предприятия в собственную энергоэффективность.

Аналогичные подходы должны быть и к энергетике, включая коммунальную, и к предприятиям ЖКХ. Все потребители должны получить стимул к повышению энергетической эффективности своего производства или быта.

Административные подходы к энергосбережению

Ежегодное лимитирование потребления ТЭР бюджетными организациями, проводимые энергоаудиты и паспортизация, переход к единой тарифной политике, реализация программ реформирования и модернизации ЖКХ - это звенья одной цепи и неотделимы от энергосбережения.

Пример реализации организационного мероприятия, позволяющего заинтересовать производителей и потребителей топливно-энергетических ресурсов в экономии.

Последние шесть лет Губернатор в целях упорядочения учета и контроля расходования топливно-энергетических ресурсов организациями, финансируемыми из областного бюджета и бюджетов муниципальных образований Челябинской области, утверждает лимиты потребления ТЭР. В результате уточнения, упорядочения и тому подобной "скучной" работы, областной бюджет в 2004 году за объекты областного финансирования будет платить примерно 150 млн. рублей. В сравнении с 1999 годом почти двукратное снижение потребленных кВт часов электрической энергии, гигакалорий тепла, кубометров газа, тонн угля. В текущих ценах потянуло бы из бюджета еще 150 миллионов.

С учетом бюджетных объектов муниципального финансирования при планируемой в 2004 году плате за топливно-энергетические ресурсы в 1,5 млрд. рублей в сравнении с 1999 году область экономит 620 млн. рублей. Кроме того, пятипроцентное задание по экономии даст почти 75 млн. рублей экономии в год. (Эти выкладки легко проверить, сравнив цифры из распоряжения Губернатора Челябинской области от 07.04.2004 г. № 497-р с аналогичным распоряжением от 02.02.1999 г. № 31). Замечу, что это делается далеко не во всех регионах России.

Наш опыт проведения энергетических обследований муниципальных образований Челябинской области (на сегодня выполнены обследования 21 территории), паспортизации бюджетных организаций (для 2066 организаций в обследованных территориях составлено 2535 энергопаспортов) показывает, что резервы у обозначенного организационного мероприятия, то есть лимитирования ТЭР для бюджетников еще есть. Конечно, при этом очевидно, что все чаще и активнее используются и другие энергосберегающие меры.

К положительному администрированию можно отнести такой факт, когда А.Н. Косилов, объединив нас вместе со своими подведомственными управлениями образования, здравоохранения, культуры, соцзащиты, добился за 1998-99 годы практически 100 %-ого оснащения приборами учета тепла объектов бюджетной сферы. Годом позже и мэр Челябинска В.М. Тарасов добился 100 %-ого учета в школах, детских садах и больницах города.

Эти примеры, на мой взгляд, убеждают всех участников процесса производства, передачи (продажи) и потребления энергоресурсов в неотвратимости использования технических и экономических мер по повышению собственной энергоэффективности.

Об "Областной целевой Программе оснащения средствами учета и регулирования расхода энергоресурсов, модернизации систем отопления объектов, финансируемых из областного и местных бюджетов, на 2001 - 2005 годы", утвержденной постановлением Законодательного собрания Челябинской области 25.10.2001г. № 310 и предшествовавшей ей "Программа оснащения средствами учета расхода энергоресурсов и воды объектов бюджетной сферы Челябинской области" утвержденной постановлением главы администрации Челябинской области от 19.03.97 г. № сказано много.

Отмечу, что Программа 1997 года, будучи одной из первых, если не первой, утвержденной администрацией Петра Ивановича Сумина, выполнена.

Что бы кто ни говорил, а в области:

- повышена надежность и устойчивость энерго- и водоснабжения потребителей бытовой и социальной сфер, в том числе за счет повышения уровня экономической ответственности энерго- и водоснабжающих организаций;

- сокращены дотации на энерго- и водообеспечение бытовых потребителей и потребителей социальной сферы;

- создана региональная и межрегиональная инфраструктура рынка приборной техники и услуг с увеличением количества рабочих мест, иллюстрацией служит собранная за 2 дня выставка в которой участвуют далеко не все организации которые сейчас работают в сфере энергосбережения;

- за время реализации Программы установлено 1200 тепло- и 240 водосчетчиков, освоено средств на сумму 60 000 тыс. руб. Всего условная экономия платежей составила более 80 000 тыс. руб.

Начав работу с нуля, т.е. при полном отсутствии приборного коммерческого учета тепла, мы, подчеркиваю, стартовали с объектов ЖКХ в Челябинске, поставив в 1997 г. 128 теплосчетчиков, в 1998 г. - 114 теплосчетчиков, в 1999 г. - 86 теплосчетчиков, и с 2000 г. по настоящее время 10-20 шт. Угасание интереса жилищников очевидно подтверждается.

Бюджетные объекты оснащались так: в 1997 г. - 0, в 1998 г. -171 теплосчетчик, в 1999 - 319 теплосчетчиков, в 2000 - 229, в 2001 г. - 248. Комментарии излишни.

В текущем году Программа получила новый импульс. Распоряжением Губернатора от 19.04.2004 г. № 554-р утвержден перечень мероприятий на 2004 г. Работы по их реализации разворачиваются. Формирование плана 2005 года практически уже началась. Территории, где не полностью охвачены учетом бюджетные объекты, должны задуматься.

Энергетические обследования
Энергетическое обследование (энергоаудит) - это обследование энергопотребляющих объектов с целью выявления энергетической эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, определения мер по ее повышению и возможностей их реализации.

При проведении энергоаудита муниципальных образований:

- проводится анализ эффективности и надежности системы теплоснабжения муниципального образования;

- определяется фактическое потребление тепла, удельные показатели теплопотребления и потенциал энергосбережения муниципального жилищного фонда и бюджетных организаций района;

- разрабатываются энергетические паспорта бюджетных организаций района;

- даются рекомендации, направленные на повышение эффективности и надежности системы теплоснабжения и снижение удельных показателей теплопотребления.

В прошлом году наше предприятие проводило энергетические обследования восьми муниципальных образований. Их результаты характерны и для других территорий. Можно коротко обрисовать ситуацию в следующих штрихах.

Источники теплоснабжения

Теплоснабжение жилищного фонда и бюджетных организаций, обследованных муниципальных образований, осуществляется от ведомственных и от собственных муниципальных котельных. В процессе энергоаудита проводилось обследование технического состояния только муниципальных котельных.

Общие недостатки муниципальных котельных следующие:

- большое количество нестандартных котлов типа НР - 18, изготовленных кустарно;

- наладка режимов работы котлов не производится, режимные карты не составляются, КПД котлов неизвестен;

- автоматика, поддерживающая оптимальные режимы горения, отсутствует;

- химводоподготовка отсутствует, что сокращает срок службы котлов и тепловых сетей;

- приборы учета расхода топлива и выработанного тепла в большинстве муниципальных котельных отсутствуют.

87 из 154 котлов, установленных в муниципальных котельных, - это НР-18!

В худшем состоянии с точки зрения экономичности находятся котельные, работающие на угле: их КПД не превышает 60%, а в отдельных случаях и 20%. Это объясняется низкими техническими характеристиками котлов, отсутствием водоподготовки, плохим качеством угля и отсутствием предварительной его обработки, а также, в немалой степени, низким уровнем технической подготовки обслуживающего персонала.

Объем вырабатываемого тепла при неизвестном КПД котлов определяется по сожженному топливу. Такой метод расчета допускает большую погрешность, что сказывается на точности определения объемов выработанного тепла, его себестоимости и других экономических показателях работы предприятий ЖКХ.

Средняя себестоимость тепла, вырабатываемого муниципальными котельными, необоснованно высока, а в ряде случаев в разы выше тарифов на тепло, вырабатываемое ведомственными котельными.

Тепловые сети

Магистральные тепловые сети имеют большой процент износа, вследствие чего велики потери тепла через изоляцию и с утечками сетевой воды (от 20 до 50 %). Сети разрегулированы. Ограничительные шайбы на вводах в дома отсутствуют, что не позволяет организовать равномерное распределение тепла между потребителями. Вследствие этого здания, находящиеся на концевых участках теплотрассы, испытывают недостаток тепла, и жильцы для улучшения теплоснабжения вынуждены сливать сетевую воду в канализацию, что в свою очередь вызывает увеличение подпитки тепловых сетей. Подпитка тепловых сетей сырой водой ускоряет коррозию тепловых сетей и систем отопления зданий.

В сельской местности ситуация усугубляется тем, что население использует воду из системы отопления для хозяйственных нужд, в частности, поят этой водой домашний скот. Другими словами, тепловые сети, спроектированные для работы по закрытой схеме ГВС, работают де-факто как открытые.

Выводы и рекомендации

По результатам энергоаудита были даны рекомендации по повышению эффективности муниципальных котельных и тепловых сетей, по формированию нормативов и тарифов теплопотребления общие для обследованных районов. Помимо этого были даны конкретные рекомендации, учитывающие специфику каждого района. В целом по обследованным территориям потенциал энергосбережения составляет 9%. Ожидаемый экономический эффект - 22,4 млн.руб.

Реализовать этот потенциал можно в процессе планомерной и активной работы по энергосбережению и повышению эффективности работы систем теплоснабжения. Для этого представляется целесообразным:

1. Разработать концепцию развития и модернизации коммунальной энергетики Челябинской области, основанной на внедрении энергоэффективного котельного оборудования, современных средств химводоочистки и рыночных отношений в энергетике.

2. При утверждении лимитов ТЭР для муниципальных образований руководствоваться результатами энергоаудитов и энергопаспортами бюджетных организаций.

3. Завершить создание электронной базы данных энергетических паспортов бюджетных организаций и использовать ее для управления процессом энергосбережения в этих организациях.

4. Организовать работу по энергетической паспортизации муниципального жилищного фонда, имея целью определение обоснованных нормативов и тарифов энергопотребления для населения.

5. Главам муниципальных образований обеспечить разработку муниципальных программ энергосбережения, учитывающих перспективы развития энергообеспечения территорий. Программы энергосбережения должны быть согласованы с Координационным советом по энергосбережению Челябинской области.

Информационное обеспечение

Информационное обеспечение политики, особенно когда она нацелена на большую группу людей, как в случае с энергоэффективностью, часто более важно, чем ее организационное или финансовое обеспечение.

Именно государственные органы должны мотивировать потребителя принимать решения об эффективном использовании энергии, именно государство должно устранять барьеры, в первую очередь информационные, именно оно должно обеспечить смену стереотипов поведения.

За последние годы ОГУП "Энергосбережение" проведена большая работа по пропаганде энергосбережения, включающая в себя ряд направлений, таких как выпуск профильного "вестника энергосбережения", сотрудничество со СМИ, создание и продвижение сайта, проведение выставок, семинаров, издание методичек - подробнее обо всём этом рассказано в журнале "Вестник энергосбережения Южного Урала", № 1 за 2004 год.

Примечательно, что наша деятельность по информационному обеспечению энергосбережения заметна не только в Челябинской области. Так, после выпуска в свет книги "Энергосбережение для всех и каждого" к нам пришло приглашение из Москвы поучаствовать в подобном проекте. На семинаре российского уровня докладчик из Саратова, выступавший с обзором законодательства по тематике энергосбережения, отметил челябинский сайт как один из наиболее толковых и полезных.

Одно из новых направлений в русле пропаганды, на которое хотелось бы обратить внимание, это работа с населением через обращение к детям. В своё время директор Центра энергетической эффективности (Москва) Игорь Башмаков отметил, что изданная ими детская книжка по энергосбережению произвела едва ли не больший эффект, чем "взрослые" труды. Знакомые руководители звонили автору с такими обращениями: "Вы что натворили, наши дети теперь не дают нам проходу, заставляют заниматься энергосбережением".

В рамках празднования семидесятилетия Челябинской области и в связи с десятилетием энергосбережения в Челябинской области прошёл конкурс детских работ "Бережём планету вместе". В городском (челябинском) этапе приняло участие 25 школ, 21 детский сад, 5 творческих коллективов, итого - 51 коллектив. Среди них - 272 школьника, 67 дошкольников и три группы детских садов. Итого 339 индивидуальных участников и три группы детей. В областном этапе приняли участие ребята из Верхнего Уфалея, Южноуральска, Увельского района, Трехгорного, поселка Роза, Еткульского района, Кременкуля, Белозерской и Дробышевской школ - всего 197 индивидуальных участников и три группы детей. Высокий уровень работ по сравнению с первым этапом показали работы в номинации "реферат" (пришлось разбить ее на две: собственно реферат и реферат-исследование).

По итогам конкурса выпущен сборник литературных работ, лучшие живописные работы опубликованы в выпусках "Вестника энергосбережения Южного Урала", на сайте www.energosber.ru. выставлены фотоматериалы конкурса. Награждены все участники конкурса, подарки комплектовались индивидуальным образом с учётом познавательных интересов детей, включали различные информационные материалы по энергосбережению. Таким образом, благодаря конкурсу к вопросам энергосбережения приобщилось более 500 семей области. Работу эту мы будем продолжать, второй конкурс планируется провести в IV квартале 2004 года в один этап.

http://energosber.74.ru/Vestnik/2_2004/2_04_3.htm