Механизмы энергосбережения, предлагаемые к включению в нормативные правовые акты

Механизмы энергосбережения, предлагаемые к включению в нормативные правовые акты



Разработано Семеновым В.Г., ОАО "ВНИПИЭнергопром"; Ковальчуком В.В., КП "МЭД"; Сергеевым С.А.,НП "Центр инфраструктурных исследований"

Ваши замечания и предложения по механизмам энергосбережения Вы можете направлять по адресу электронной почты post@rosteplo.ru или по телефону (495) 231-21-26, замечания будут переданы авторам-разработчикам

№ п/п Механизм Описание механизма Нормативное обеспечение
  Повышение энергоэффективности в бюджетной сфере  
1. Введение системы энергосервисных контрактов Для привлечения частных инвестиций в энергосбережение бюджетной сферы требуется создать условия для заключения бюджетными учреждениями энергосервисных контрактов, по которым расчет за выполненные работы осуществляется из полученной на оплате энергоресурсов экономии.

Для введения энергосервисных контрактов необходимо:

  • Законодательно закрепить понятие энергосервисного контракта и условия его заключения;
  • Необходимо решить проблему сохранения обязательств бюджета в сроки реализации энергосервисного контракта, превышающего сроки бюджетного периода (3 года);
  • Создать возможность перепродажи энергосервисных контрактов (в т.ч. для целей рефинансирования);
  • Создать систему оплаты энергосервисных контрактов через государственные и муниципальные облигации. Это, в том числе, позволит создать вторичный рынок таких обязательств и возможность переуступки их третьим лицам (банкам, фондам и т.д.).
Для реализации механизма необходимо:

1. Закрепить в ФЗ «Об энергосбережении»:

1.1.) понятие энергосервисного контракта и его существенные условия;

1.2.) порядок включения средств на оплату энергосервисных контрактов в долгосрочные целевые программы бюджетов;

1.3.) порядок выпуска государственных или муниципальных облигаций (или право и порядок выпуска векселей), которыми государственный или муниципальный заказчик может рассчитываться перед исполнителем по энергосервисному контракту;

2. Внести изменения в статью 9 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», разрешив перемену исполнителя по энергосервисному контракту для государственных или муниципальных нужд.

2 Поэтапное повышение уровня энергоэффективности организаций, финансируемых из бюджета, и помещений, занимаемых органами государственной власти

Необходимо создавать систему долговременной оценки энергоэффективности бюджетных организаций и стимулирования фактического снижения энергопотребления и повышения энергоэффективности бюджетных организаций.

Необходимые условия:

  • Создание системы категорирования по уровню энергоэффективности бюджетных организаций и помещений, занимаемых органами власти;
  • В муниципальных программах энергосбережения устанавливать задания для бюджетных организаций по переходу на более высокую категорию энергоэффективности с обязательным определением источников финансирования мероприятий по энергосбережению;
  • Методика самостоятельного определения организацией уровня энергоэффективности и расчета лимитов;
  • Система подачи заявок бюджетным распорядителям на установление лимитов потребления и финансирования;
  • Возможность учреждению в рамках присвоенного уровня энергоэффективности и установленных лимитов финансирования использовать экономию для целей стимулирования персонала и закупок новой техники и оборудования.

Для реализации механизма необходимо:

1. Закрепить в ФЗ «Об энергосбережении»:

1.1.) понятия категорий энергоэффективности;

1.2.) обязанность органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных организаций ежегодно проводить оценку энергоэффективности и расчет лимитов на энергоресурсы в соответствии с установленной методикой;

1.3.) полномочие уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти на утверждение методики определения уровня энергоэффективности и расчета лимитов на энергоресурсы;

1.4.) обязанность органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных организаций составлять программы ежегодного повышения уровня энергоэффективности в соответствии с установленными правилами;

1.5.) полномочие уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти на утверждение правил формирования и реализации программ повышения уровня энергоэффективности, включая правила распределения экономии расходов на энергоресурсы;

3. Стимулирование использования энергоэффективной продукции и технологий в системе государственных и муниципальных закупок Предоставление преимуществ энергоэффективной продукции и технологий при проведении закупок для государственных и муниципальных нужд позволит не только снизить энергопотребление в бюджетной сфере, но и создаст спрос на энергоэффективную продукцию, что, в свою очередь, будет являться стимулом для развития отечественного производства энергоэффективной продукции.

Необходимые условия стимулирования использования энергоэффективной продукции и технологий в бюджетной сфере:

  • Введение критерия энергоэффективности при выборе закупаемых для государственных и муниципальных нужд товаров, работ и установление порядка его применения
  • Установление поэтапного запрета на использование в бюджетной сфере отдельных неэффективных технологий и продукции
  • Установление обязательных требований по энергоэффективности к закупаемым товарам, работам, в том числе на перспективу
  • Установление повышенных требований по сравнению с требованиями по энергоэффективности, установленными для коммерческой недвижимости, в отношении объектов недвижимости, создаваемых за счет средств бюджетов различных уровней
Для реализации механизма необходимо:

1. Внести изменения в статью 9 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»:

1.1.) включить критерий энергоэффективности в состав критериев, применяемых при оценке и сопоставлении конкурсных заявок, определить порядок применения данного критерия (статья 28);

1.2.) установить право Правительства РФ определять ежегодно перечень неэффективных товаров, закупка которых не допускается;

1.3.) установить право уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти утверждать требования по энергоэффектвности к товарам, закупаемым для государственных и муниципальных нужд;

1.4.) установить право уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти утверждать требования по энергоэффектвности для объектов недвижимости, создаваемых за счет бюджетов;

  Повышение энергоэффективности потребления энергоресурсов в жилых домах  
4. Введение системы экономического стимулирования ограничения используемой электрической мощности Поскольку существуют затруднения, связанные с определением нормативов потребления энергоресурсов для установления повышенных тарифов на сверхлимитное потребление, представляется целесообразным ввести систему экономического стимулирования ограничения используемой электрической мощности (в т.ч. и по условиям безопасности), включающую:

  • Оснащение потребителей приборами учета электрической энергии, позволяющими осуществлять учет используемой мощности
  • Установление штрафных санкций за превышение разрешенной к использованию мощности в виде

повышенных тарифов на весь объем электрической энергии, потребленный за расчетный период, в котором было допущено превышение разрешенной к использованию мощности, или через штрафы

Для реализации механизма необходимо:

1) в ФЗ «Об энергосбережении» установление штрафа за превышение мощности;

2) в ФЗ «Об энергосбережении» полномочие определенного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти по установлению требований в приборам учета электрической энергии либо формирование данных требований в Правилах учета электрической энергии на розничных рынках, принимаемых в соответствии с ФЗ «Об электроэнергетике»;

3) в Основах ценообразования на электрическую и тепловую энергию РФ и методиках ФСТ – порядок установления и применения повышенных тарифов.

5. Обеспечение ценовой доступности энергоэффективного оборудования и приборов учета энергоресурсов В целях стимулирования использования потребителями энергоэффективного оборудования и приборов учета энергоресурсов необходимо создать систему обеспечения ценовой доступности энергоэффективного оборудования и приборов учета, включающую:

  • Установление перечня оборудования, входящего в программу, и критериев отбора производителей на основании стандартов, предусмотренных пунктом 6
  • Установление дополнительных акцизов на не энергоэффективные товары бытового потребления
  • Установление порядка маркировки товаров, участвующих в программе
  • Компенсация потребителям части средств, затраченных на покупку товаров бытового назначения. Компенсация осуществляется через «сертификаты энергоэффективности», позволяющих снизить затраты на последующие закупки энергоэффективных товаров (источник – акцизы)
Для реализации механизма необходимо:

1. Закрепить в ФЗ «Об энергосбережении»:

1.1.) правила формирования и финансирования за счет бюджетов программ поддержки производства энергоэффективной продукции;

1.2.) полномочие уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти по реализации программы, включая отбор производителей и утверждение перечня товаров;

1.3.) полномочие уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти на утверждение правил маркировки продукции участников программы;

1.4.) правила выпуска за счет средств бюджета, обращения и погашения «энергетических сертификатов»;

6. Маркировка бытовых энергопотребляющих товаров Маркировка энергопотребляющих товаров позволяет повысить информированность потребителей и обоснованность принятия решений ими при покупке. Необходимо создавать национальную систему маркировки, с разработкой соответствующих стандартов и органа по сопровождению этой системы.

Для этого необходимо:

  • Разработать стандарты на бытовую энергопотребляющую продукцию по определению класса ее энергоэффективности
  • Ввести обязательную маркировку продукции в соответствии с классами энергоэффективности
  • Установить правила маркировки бытовой энергопотребляющей продукции
Для реализации механизма необходимо:

1. Закрепить в ФЗ «Об энергосбережении»:

1.1.) понятия категорий энергоэффективности товаров;

1.2.) обязанность продавцов и производителей товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ, осуществлять маркировку товаром в соответствии с установленной методикой;

1.3.) полномочие уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти на утверждение методики маркировки товаров по критерию энергоэффективности;

1.4.) полномочие уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти на утверждение стандартов энергоэффективности в отношении товаров, включенных Правительством РФ в перечень товаров, подлежащих маркировке;

7. Проверка соответствия жилых и нежилых помещений многоквартирных домов проектным требованиям Существуют массовые случаи переделки внутриквартирных (нежилых помещений) инженерных систем, что ведет к избыточному и нерациональному потреблению энергии в одной квартире (в т.ч. нарушению требований безопасности), а оплачивается всеми жителями дома. Необходимо предусмотреть механизм проверки соответствия внутриквартирных инженерных систем на регулярной основе (в т.ч. при смене собственника жилого помещения) и выдачи необходимых предписаний по устранению выявленных нарушений в соответствии с Жилищным кодексом.  
8. Стимулирование управляющих компаний к проведению энергосберегающих мероприятий Для стимулирования проведения управляющими компаниями мероприятий по энергосбережению в многоквартирных жилых домах необходимо:

  • Включить в перечень услуг, оказываемых управляющими компаниями услуги по энергосбережению;
  • Ввести в общероссийские классификаторы товаров и услуг понятия услуги по энергосбережению.
  • Ввести услуг по энергосбережению в типовой договор управления многоквартирным домом
  • Ввести механизм централизованных закупок энергоэффективных товаров и услуг по энергосбережению для их реализации гражданам с привлечением управляющих компаний
 
9. Общий учет всех энергоресурсов В настоящее время процесс установки и принятия в эксплуатацию приборов учета энергоресурсов занимает достаточно длительный период времени. Для обеспечения доступности для граждан услуг по установке и принятию в эксплуатацию приборов учета энергоресурсов необходимо:

  • Ввести упрощенный порядок согласования установки приборов учета по всем видам энергоресурсов, их поверки и принятия в эксплуатацию для использования в расчетах
  • Поэтапно ввести дифференцированные тарифы на энергоресурсы в зависимости от наличия приборов учета (установить повышающие коэффициенты к тарифам при расчетах без применения приборов учета)
 
  Снижение потерь в тепловых сетях  
10. Изменение системы учета и оплаты потерь в тепловых сетях В сложившейся практике тарифообразования для стимулирования теплоснабжающих организаций к снижению фактических потерь при формировании НВВ вместо фактических учитываются нормативные теплопотери. Однако, на практике теплоснабжающие организации сверхнормативные потери распределяют на потребителей, не имеющих приборы учета, что не стимулирует теплоснабжающие организации к снижению фактических потерь. Применение при установлении тарифов фактических данных и установление заданий по сокращению потерь позволит создать стимулы к реальному снижению потерь. Необходимо участие в процессе Минэнерго, курирующего вопросы утверждения нормативных потерь  
11. Установление тарифа на организацию коммерческого учета энергоресурсов Отсутствие массового приборного учета затрудняет определение в текущем режиме фактических потерь и позволяет списывать сверхнормативные потери на потребителей.

Для стимулирования повсеместной установки приборов учета необходимо предусмотреть отдельную ставку в тарифе на пользование приборами учета в случаях, когда приборы учета установлены за счет средств ресурсоснабжающей (или биллинговой) организации. При наличии у потребителя собственного прибора учета оплата по этой ставке не осуществляется.

 
12. Обязательные испытания (проверка) теплосети при новом строительстве Качество прокладки тепловых сетей в стране чрезвычайно низкое. Одна из причин – не проведение инструментальной проверки на этапах строительства и пуска в эксплуатацию (начиная с входного контроля поставляемых труб, что особенно важно при поставке трубопроводов полной заводской готовности), хотя на эти работы существуют государственные расценки. Затраты на проверку исключаются на этапе согласования проекта государственной экспертизой. Предлагается сделать такие испытания (проверки) обязательными.  
13. Обязательная гарантия на выполняемые работы по прокладке тепловых сетей Необходимо установить обязанность строительных организаций по предоставлению гарантии на тепловые сети минимальным сроком 10 лет  
14. Эффективный радиус теплоснабжения Присоединение потребителей к сети на дальнем расстоянии экономически может быть невыгодно по причине роста потерь и издержек на доставку. Предлагается ввести расчеты «эффективного радиуса теплоснабжения» как обязательного условия ПКР.  
15. Отмена налога на прибыль с затрат на модернизацию тепловых сетей В настоящее время источником финансирования капитальных вложений за исключением амортизационных отчислений является прибыль предприятия. Исключение из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль капитальных затрат, связанных с модернизацией тепловых сетей снизит налоговую нагрузку на предприятия и повысит привлекательность осуществления таких затрат.  
  Повышение энергоэффективности в производственной сфере  
16. Мониторинг уровня энергоэффективности предприятий и потенциала его повышения Для определения потенциала энергоэффективности необходимо четко знать реальный уровень энергоэффективности предприятий с разбивкой по отраслям, территориям и конкретным предприятиям.

Необходимые условия:

  • Разработка форм статистической отчетности для всех отраслей промышленности, позволяющих автоматизировать процесс мониторинга и рейтингования предприятий по доле затрат на энергоресурсы в стоимости продукции
  • Расширение перечня обязательной государственной статистической отчетности.
  • Определение уполномоченного органа по анализу статистической отчетности либо закрепление этой функции за Федеральным агентством по энергосбережению
  • Для корректности сравнения однотипных предприятий необходимо ввести понятие климатозависимых энергетических затрат и технологических энергетических затрат, а также осуществлять оценку всех энергозатрат в нефтяном эквиваленте либо в тоннах условного топлива.

 
17. Энергетические обследования Введение нормативов энергопотребления технологических процессов чрезвычайно затруднено из-за огромного ассортимента видов, типов, марок продукции. В тоже время, качество энергоаудита промпредприятий обычно весьма невысоко из-за незнания технологии и современных технологических возможностей.

Необходимые условия

  • Обязательность энергетических обследований для предприятий с эквивалентным потреблением более 6 000 т у.т. необходимо сохранить, при этом дать возможность выполнять обследования самостоятельно с подтверждением результатов экспертом соответствующей квалификации
  • Подтверждение уровня и специализации организаций, осуществляющих энергетические обследования, а также подтверждение квалификации экспертов, можно отнести к саморегулируемым организациям либо к функциям Федерального агентства по энергосбережению
  • Подготовка один раз в 2 года уполномоченным органом в сфере энергосбережения национальных обзоров по возможностям повышения энергоэффективности в разных отраслях промышленности с выделением технологий, оценка возможности применения которых является обязательной при энергетических обследованиях
  • Для предприятий, годовое эквивалентное энергопотребление которых свыше ______ т у.т., необходимо установить обязательность экспертизы результатов энергетичесих обследований в уполномоченном органе.
  • Стандарты раскрытия информации об энергетических обследованиях, в том числе объем информации, передаваемой в уполномоченный орган по энергосбережению и в организации, ведущие топливно-энергетические балансы регионов или муниципальных образований. Необходимо предусмотреть ответственность за разглашение коммерческой тайны.
  • Разрешение на бюджетное финансирование энергетических обследований промышленных предприятий. Необходимо предусмотреть запрет на отказ предприятия от такого обследования

 
18. Добровольные соглашения Одним из широко распространенных и зарекомендовавших себя инструментов реализации мер энергосбережения в западных странах в коммерческом секторе является право органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в пределах своей компетенции вводить меры поощрения крупных промышленных потребителей, которые берут на себя обязательства по повышению эффективности потребления энергоресурсов, добровольному ограничению потребления энергии и мощности. При этом необходимо установить перечень мер поощрения, возможных к применению при заключении добровольных соглашений.

Предлагается:

  • В зависимости от объемов энергопотребления ввести 4-х, 3-х, 2-х сторонние соглашения с участием федеральных, региональных и муниципальных органов власти
  • Определить рекомендуемый перечень льгот со стороны власти, возможных к использованию при заключении добровольных соглашений
  • Выделение в добровольных соглашениях минимально гарантированного эффекта от энергосберегающих мероприятий для его учета в перспективных топливно-энергетических балансах поселения и региона
 
19. Повышение энергоэффективности промышленных зон Промышленные зоны – территории, на которых расположены несколько предприятий. Рассмотрение таких предприятий в совокупности позволяет разрабатывать совместные энергоэффективные проекты:

− перераспределения мощности

− использования энергетических отходов

− строительства новых энергоисточников либо загрузки наиболее эффективного из уже существующих

− объединения вспомогательных служб

Предлагается:

  • В составе топливно-энергетических балансов муниципального образования или региона выделять ТЭБы каждой промзоны
  • В добровольные соглашения ввести пункт о долевом финансировании энергетических обследований всех предприятий промзоны (для выбора одной организации)
  • В обязательные требования по разработке программ комплексного развития ввести требования оптимизации энергоснабжения промышленных зон
  • Разработать и ввести обязательные требования при проектировании энергоснабжения строящихся и реконструируемых промышленных зон. Необходимо рассматривать эти проекты как пилотные «зоны максимальной энергетической эффективности» и установить особый порядок согласования и контроля за исполнением этих проектов.
 
20. Введение обязательных требований к промышленным предприятиям Введение обязательных требований энергоэффективности к продукции весьма затруднительно, но такие требования могут быть сформулированы к энергопотребляющим устройствам и объектам:

  • технологическим линиям и отдельному оборудованию
  • зданиям и сооружениям, в т.ч. временным
  • освещению
  • котельным или ТЭЦ
  • электроотоплению
  • компенсации реактивной мощности
  • обязательной утилизации тепловых отходов
  • регулированию графика нагрузки

Возможно также введение прямого запрета на отдельные неэнергоэффективные технологии. Необходимо определить порядок введения таких ограничений.

 
21. Повышение энергоэффективности предприятий, находящихся в полной или частичной собственности государства или муниципальных образований Через процедуры управления собственностью государство и муниципалитеты могут воздействовать на предприятия. Необходимо формализовать процедуру разработки поручений представителям в Советах Директоров акционерных обществ и руководителям государственных и муниципальных унитарных предприятий, вплоть до обязательных требований к контрактам с ними. Контроль результатов и отчетность.  
22. Энергоэффективность продукции Стимулирование развития производства энергоэффективной продукции путем:

  • Предоставления налоговых льгот для прорывных технологий на период создания производства (отмена налога на прибыль с инвестиций)
  • Создания по примеру США национальных лабораторий для обеспечения доступности результатов исследований и достоверности испытаний
  • Выкупа государством для широкого использования прав собственности на изобретения и частичная оплата лицензий
  • Формирования сценарных прогнозов потребности
  • Заблаговременного извещения о планируемых ужесточениях СНиП, требований к продукции
 
  Управление пиковым электропотреблением Управление пиковым электропотреблением позволяет максимально загрузить наиболее эффективные энергоисточники, снизить потери электроэнергии, оптимизировать режимы работы оборудования  
23. Установление многоставочных тарифов на электроэнергию с введением повышенных тарифов в пиковые часы на розничном рынке Введение повышенных тарифов на потребление электроэнергии в пиковые часы стимулирует потребителей к переносу энергопотребления в непиковую зону суток, что повысит качество и надежность энергоснабжения (в дополнение к применяемому ночному тарифу)  
24. Разрешительный порядок использования электроэнергии на термические цели Использование электрической энергии на цели отопления в зимний период вносит значительный вклад в увеличение пиковых нагрузок. Целесообразна выдача разрешения на использование электроэнергии на термические цели только при использовании определенных технических средств (тепловые насосы, теплоаккумуляторы и т.д.) и установление штрафов за использование электроэнергии на термические цели без получения разрешения.  
25. Разработка смещенных графиков начала рабочего дня В пределах суток существует два пика потребления электроэнергии. Управляемое смещение графиков работы организаций позволяет сглаживать пики.  
26. Создание системы экономического стимулирования потребителей, добровольно снижающих электропотребление в пиковые часы (потребителей с управляемой нагрузкой) В пиковые часы и в аварийных ситуациях в энергосистеме возникает дефицит мощностей и необходимо снижать потребление для выравнивания энергобаланса. В настоящее время в основном применяются графики принудительных ограничений. Необходимо разработать экономические механизмы стимулирования добровольного снижения потребления, когда потребители получают от инфраструктуры оптового рынка определенное вознаграждение за снижение потребления. Данный механизм предусматривался к разработке в рамках реформы электроэнергетики, но не был реализован.  
27. Комплексный подход к управлению электрической мощности в муниципальных образованиях Введение обязательных требований по включению в программы энергосбережения муниципальных образований раздела по управлению пиковой мощностью и проведению мониторинга потребления электрической мощности  
28. Введение механизма снижения платы за подключение в случаях, когда максимум потребления мощности приходится на ночные часы При необходимости переноса пиковых нагрузок на ночное время (на усмотрение РЭКов) необходимо предусмотреть возможность применения пониженных тарифов на технологическое присоединение для объектов, максимум энергопотребления которых приходится на ночное время. Пониженные тарифы целесообразно применять на разницу между ночным и дневным потреблением мощности.  
  Создание рынка высвобожденной мощности Создание рынка высвобожденной мощности предполагает выполнение условий, при которых потребители энергии, проведя энергосберегающие мероприятия самостоятельно или посредством специализированных фирм, могут переуступить на рыночной основе высвобожденную мощность новым потребителям (застройщикам – инвесторам), заинтересованным в технологическом присоединении

 
29. Освобождение от платы при технологическом присоединении в счет высвобожденной мощности Должны быть определены:

  • Основные принципы перераспределения мощности и определены права потребителя на такое перераспределение;
  • Процедура подтверждения прав собственника на разрешенную мощность;
  • Ограничения по обороту высвобожденной мощности (только лицу, которому она необходима для подключения новых энергоустановок);
  • Процедура фиксации величины высвобожденной мощности;
  • Существенные условия договоров перераспредления;
 
30. Планирование высвобождения мощности муниципальными образованиями В Программах комплексного развития муниципальных образований должна учитываться потребность в новой генерации, но и планируемое снижение мощности в потреблении уменьшение технологических потерь. Должен быть организован учет высвобожденной мощности (в том числе и по итогам сноса объекта) и возможных проектов по высвобождению.  
31. Полный учет всех эффектов высвобождения мощности Высвобождение мощности в конечном потреблении приводит к снижению мощности (и соответствующих затрат) на всех этапах производства и переработки энергоресурсов (мощность месторождений газа и газотранспортных систем, энергоисточников и электросетевой инфраструктуры, а также выборосов вредных веществ). Необходимо учитывать все эффекты через переводные коэффициенты.  
32. Приоритет проектов присоединения в счет высвобожденной по результатам энергосбережения мощности Вводится запрет для электросетевых организаций на выдачу технических условий на подключение дополнительной нагрузки потребителей за счет увеличения мощности энергосистемы при наличии проектов подключения в счет высвобожденной мощности (при сопоставимой стоимости).  
  Общие вопросы повышения энергоэффективности объектов капитального строительства и временных сооружений  
33 Установление требований к энергоэффективности объектов капитального строительства и рекомендуемых к применению технологий Установление требований по энергоэффективности объектов капитального строительства (например, требования по теплозащите, энергоэффективности системы освещения, системе учета энергоресурсов, внутренним инженерным системам, лифтовому хозяйству, системе вентиляции, централизованному хладоснабжению и т.д.) и рекомендуемых технологий (наличие рекуператоров вытяжного воздуха) позволит снизить энергопотребление зданий и сооружений.

Для этого необходимо:

  • Определить документ, устанавливающий требования к энергоэффективности
  • Разработать требования к энергоэффективности и систему категорирования объектов капитального строительства по уровням энергоэффективности по совокупности требований (переход от отдельных требований к конструктивным элементам и инженерным системам к установлению общих характеристик по энергопотреблению зданий и сооружений в целом)
  • Введение двухуровневой системы установления требований – на федеральном уровне устанавливаются показатели энергоэффективности и их значения для соответствующих категорий объектов недвижимости, на региональным – устанавливаются минимальные требования к категорийности объектов (например, здания должны соответствовать 3 категории)
 
34 Установление обязательных требований энергоэффективности к временным сооружениям Требования по теплозащите для временных сооружений, отапливаемых меньше двух отопительных сезонов, в настоящее время отсутствуют. Практически все временные объекты (палатки, ангары, тонары и т.д.) используют электроотопление, установление требований к теплозащите таких объектов приведет к существенному снижению их электропотребления.

Необходимо распространить установление обязательных требований по категории энергоэффективности, предусмотренные п. 33, на временные сооружения и применение мер ответственности за их невыполнение.

 
35 Подтверждение категорийности объектов капительного строительства Подтверждение категорийности объектов необходимо осуществлять посредством составления энергетических паспортов. Необходимо установить периодичность актуализации данных энергетических паспортов.

 
36 Энергетический паспорт Энергетический паспорт предлагается сделать неотъемлемым элементом эксплуатационной документации по всем типам зданий и сооружений. Наличие такого документа будет являться инструментом долгосрочного управления эффективностью энергопотребления в жилом и нежилом секторе. Энергетические паспорта также являются инструментом выбора приоритетных объектов для реализации энергосберегающих мероприятий. На основании данных энергетических паспортов необходимо формировать на уровне каждого субъекта адресные перечни наиболее энергетически неэффективных зданий (по максимальному удельному потреблению) и разрабатывать конкретные программы реконструкции и модернизации таких объектов (в т.ч. программы капремонта).

 
37 Введение дифференцированной арендной платы за землю в зависимости от энергоэффективности расположенного на ней объекта недвижимости Снижение арендной платы за землю для энергоэффективных зданий способствует стимулированию реализации энергосберегающих мероприятий на объектах недвижимости

Для этого необходимо:

  • Предоставить возможность дифференцирования арендных ставок на землю в зависимости от энергоэффективности объектов, расположенных на земельных участках
 
38 Введение механизма привлечения к ответственности строительных организаций за соответствие фактических показателей энергопотребления объекта капитального строительства проектным данным Необходимо разработать механизм привлечения к ответственности строительных организаций в случаях, когда при составлении энергетических паспортов по истечении 1 года эксплуатации объекта не подтверждается заявленная в проектной документации категорийность.  
     
  Введение обязательных требований по компенсации реактивной мощности  
39 Введение обязательных требований к соблюдению нормативов по компенсации реактивной мощности энергопринимающих, энергопередающих и энергопроизводящих устройств и контроль их исполнения Несоблюдение требований по компенсации реактивной мощности увеличивает уровень потерь в сетях и снижает их пропускную способность. Введение обязательных требований к компенсации реактивной мощности позволит повысить эффективность использования вырабатываемой электроэнергии

Необходимо:

  • Установить требования к энергопотребляющим устройствам, включая требования по надежности компенсирующих устройств при длительной эксплуатации
  • Установить требования по компенсации реактивной мощности к различным типам объектов
  • Установить требования по компенсации реактивной мощности для энергосистемы на разных уровнях напряжения
  • Разработать мер административной и гражданско-правовой ответственности за несоблюдение требований по компенсации реактивной мощности

 
40 Стимулирование внедрения компенсирующих устройств на различных объектах Для массового применения компенсирующих устройств на различных объектах необходимо создать систему стимулов, включающую

  • Установление мер поощрения для потребителей, применяющих на объектах компенсирующие устройства.
  • Учет затрат на эксплуатацию компенсирующих устройств, установленных за счет средств потребителей и переданных в эксплуатацию сетевым компаниям, при формировании производственной программы сетевых организаций.
  • Учет затрат на установку компенсирующих устройств у потребителей при формировании тарифов на передачу электроэнергии.
 
     
  Государственное управление, контроль и надзор
41 Разделение полномочий в сфере энергосбережения по уровням: федеральный, региональный, муниципальный Для эффективной реализации государственной политики в области энергосбережения необходимо четко установить полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области энергосбережения. Отсутствие четкого разграничения полномочий между уровнями государственной власти и органами местного самоуправления является одной из причин низкой эффективности регулирования отношений в сфере энергосбережения действующим Федеральным законом от 3 апреля 1996 года № 28-ФЗ «Об энергосбережении».
42 Определение уполномоченного государственного органа в сфере управления энергосбережения Для эффективной реализации государственной политики в области энергосбережения необходимо определить государственный орган власти, который, во-первых, устанавливает обязательные требования по энергосбережению, во-вторых, проводит государственную политику в области энергосбережения.
43 Определение уполномоченных органов по контролю и надзору за выполнением обязательных требований в сфере энергоэффективности Необходимо установить систему контроля и надзора за выполнением обязательных требований по энергоэффективности
44 Обязательность разработки взаимоувязанных федеральных, региональных, муниципальных программ энергосбережения Сложные задачи с огромным количеством участников могут решаться только программно-целевым методом, с организацией соответствующих систем управления программами (основные положения программ прилагаются).
45 Введение системы показателей энергоэффективности Система показателей энергоэффективности позволяет:

- оценить о текущую ситуацию,

- определить эффективность реализации мероприятий,

- установить целевые ориентиры

Система показателей энергоэффективности является сквозным элементом реализации мер по энергосбережению на всех уровнях (начиная от уровня федерального планирования и заканчивая уровнем бытовых потребителей). Ключевой проблемой является разработка адекватных показателей, отражающих реальное состояние дел, легко измеряемых и контролируемых. Контроль выполнения таких показателей обеспечивается посредством анализа данных статистической отчетности, данных по показаниям приборов учета энергоресурсов.

46 Введение системы мер административной ответственности в сфере энергосбережения В целях обеспечения соблюдения обязательных требований по энергоэффективности необходимо установить систему мер административной ответственности в сфере энергосбережения:

  • Несоблюдение обязательных требований в сфере энергосбережения
  • Недостижение показателей, установленных программами энергосбережения

Для этого необходимо определить отдельные виды правонарушений в сфере энергосбережения, и установить ответственность за их совершение в зависимости от тяжести последствий

47 Установление целевых показателей и заданий по повышению энергоэффективности регионам Задания по установлению целевых показателей должны быть разработаны в рамках федеральной целевой программы энергосбережения, согласованы с регионами и утверждены постановлениями правительства
48 Обязательность ведения топливно-энергетических балансов на всех уровнях Основным элементом системы энергетического планирования могут быть топливно-энергетические балансы. Необходимо ввести обязательность ведения топливно-энергетических балансов на всех уровнях с включением в них объемов потерь энергоресурсов и потенциала энергосбережения.
49 Введение обязательных требований по взаимоувязке программ энергосбережения и программ комплексного развития муниципальных образований Снижение потерь и потребляемой мощности в результате реализации мероприятий по энергосбережению необходимо планировать в рамках программ комплексного развития наряду с увеличением мощности в результате нового строительства, и учитывать в общем топливно-энергетическом балансе
  Тарифное и налоговое стимулирование
50 Исключение из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль капитальных затрат, связанных с повышением энергоэффективности В настоящее время источником финансирования капитальных вложений за исключением амортизационных отчислений является прибыль предприятия. Исключение из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль капитальных затрат, связанных с повышением энергоэффективности снизит налоговую нагрузку на такие затраты и повысит привлекательность осуществления таких затрат.
51 Исключение из платы за технологическое подключение/присоединение налога на прибыль Исключение из платы за технологическое подключение/присоединение налога на прибыль снизит финансовую нагрузку на застройщиков
52 Предоставление льгот по налогу на прибыль организациям, реализующим энергосберегающие мероприятия Предоставление льгот по налогу на прибыль организациям, реализующим энергосберегающие мероприятия, повысит заинтересованность предприятий и организаций в реализации таких мероприятий
53 Введение двухставочного тарифа на тепловую энергию Введение двухставочного тарифа на тепловую энергию позволяет осуществить перевод котельных в пиковый режим работы без убытков, поскольку по сравнению с одноставочным тарифом, сохраняется оплата мощности в полном объеме. То есть, котельная получит достаточно средств для поддержания ее в работоспособном состоянии независимо от того, отпускает она тепловую энергию в сеть или нет.

Перевод котельных в пиковый режим работы позволяет не только оптимизировать загрузку источников, но и снижать стоимость вырабатываемой энергии (за счет загрузки более эффективных источников) и снижать объемы неэффективно сжигаемого газа.

54 Введение повышенного тарифа на использование электроэнергии на термические цели Введение повышенного тарифа на использование электроэнергии на термические цели снизит привлекательность такого использования электроэнергии, что, в свою очередь приведет к снижению энергопотребления, а также к снижению пиковых нагрузок на энергосистему
55 Установление пониженных тарифов на энергоресурсы в качестве поощрения за добровольное ограничение энергопотребления Установление пониженных тарифов на энергоресурсы в качестве поощрения за добровольное ограничение энергопотребления является одним из методов стимулирования заключения добровольных соглашений и направлено на снижение энергопотребления
56 Плата за подключение к сетям теплоснабжения Установление платы за подключение к сетям теплоснабжения будет стимулировать застройщиков к применению высокоэнергоэффективных материалов и технологий при строительстве объектов для снижения платы за подключение
57 Введение понижающих коэффицицентов к тарифам на тепловую энергию за снижение температуры обратной сетевой воды Введение понижающих коэффицицентов к тарифам на тепловую энергию за снижение температуры обратной сетевой воды стимулирует потребителей к более полному использованию поступившей к ним тепловой энергии, что, в свою очередь, приведет к уменьшению ее выработки.
58 Установление акцизов и повышенных таможенных пошлин на неэнергоэффективные товары Установлении акцизов и повышенных таможенных пошлин на неэнергоэффективные товары снизит экономическую привлекательность приобретения таких товаров, а также будет являться дополнительным источником поступления средств в бюджет, компенсирующим предоставление налоговых льгот
59 Предоставление возможности применения ускоренной амортизации на энергоэффективное оборудование Предоставление возможности применения ускоренной амортизации на энергоэффективное оборудование стимулирует использование энергоэффективного оборудование по сравнению с неэнергоэффективными аналогами
60 Применение повышенных тарифов на энергопотребление сверх установленных норм В целях стимулирования энергосбережения потребителями целесообразно установить дифференциацию тарифов на энергоресурсы в зависимости от объемов потребления. Таким образом, потребители будут заинтересованы в снижении своего энергопотребления
61 Повышение размера платы за вредные выбросы с установлением механизма ее направления на реализацию энергоэффективных мероприятий Плата за вредные выбросы аккумулируется в целевом фонде, средства которого направляются на реализацию энергоэффективных проектов
62 Установление тарифа экономического развития Тариф экономического развития устанавливается для организаций, реализующих программы энергосбережения, и направлен на компенсацию им затрат на проведение энергосберегающих мероприятий. За счет средств тарифа экономического развития могут компенсироваться затраты потребителей на снижение температуры обратной сетевой воды, снижение пикового электропотребления, компенсацию реактивной мощности и т.д.
63 Обеспечение сохранения старых тарифов для потребителей при переключении тепловых нагрузок на более энергоэффективные источники тепловой энергии При подключении к энергоэффективному источнику тепловой нагрузки неэффективных котельных сохранять на период окупаемости проекта подключения тариф для потребителей в бывшей зоне действия котельной на прежнем уровне.
64 Создание целевого фонда энрегосбережения Доходы целевого фонда энергосбережения формируются за счет поступления акцизов и штрафов за нарушение требований в сфере энергосбережения. Средства фонда расходуются на предоставление льгот.
  Управление нагрузкой в теплоснабжении
  В части производства
65 Разработка и ежегодная актуализация схем теплоснабжения муниципальных образований Разработка и ежегодная актуализация схем теплоснабжения муниципальных образований, в том числе разработка схемных решений по увеличению загрузки ТЭЦ, позволяет оптимизировать загрузку энергоисчников, способствуя повышению эффективности использования топлива.

При разработке схемы теплоснабжения необходимо предусматривать:

  • Разработку графиков совместной работы ТЭЦ и котельных (режимных карт), перевод котельных в пиковый режим работы
  • Определение условий применения запретов на организацию автономного поквартирного отопления
66 Реализация схемы «единого закупщика» Схема «единого закупщика» предполагает осуществление единой закупки тепловой энергии в сеть от различных источников для дальнейшей реализации ее потребителям с учетом технологических ограничений и обеспечения максимальной экономической эффективности производства и распределения тепловой энергии. Применение схемы позволяет оптимизировать загрузку энергоисчников, способствуя повышению эффективности использования топлива.
   
  Статистика и отчетность
67 Разработка унифицированных форм отчетности для разных типов потребителей Регулярное и достоверное обобщение данных о количестве потребляемых энергетических ресурсов на территории РФ и в отдельных регионах необходимо, прежде всего для четкого представления ситуации в сфере энергопотребления на сегодняшний день и прогноза возможного энергодефицита в будущем.

Статистическая отчетность является основой для формирования планов повышения энергоэффективности различных уровней и контроля за их исполнением

68 Составление рейтингов неэффективности (в т.ч по объектам энергопотреблении)
   
  Пропаганда и информирование
69 Создание системы пропаганды и информирования об энергоэффективности Создание системы информирования об энергоэффективности позволит сформировать рациональное поведение граждан, а также обеспечить информирование организаций и частных лиц о новейших энергоэффективных технологиях и оборудовании путем:

- Создания демонстрационных зон высокой энергетической эффективности

- Создания информационных интернет-ресурсов

- Социальной рекламы, распространения информационных материалов

- Проведения специальных тематических уроков в школах

- Создания курсов повышения квалификации в области энергосбережения

- Проведения конкурсов

- Аттестация государственных и муниципальных служащих

   
  Повышение эффективности использования газа
70 Снижение штрафов за недобор газа В целях стимулирования потребителей к проведению энергосберегающих мероприятий целесообразно снизить штрафы за недобор газа
71 Введение критериев энергоэффективности при рассмотрении заявок на пользование газом Лимиты на газ и разрешение на пользование газом получают не самые энергоэффективные источники, а сумевшие этого добиться. Необходимо ввести критерии энергоэффективности при рассмотрении заявок на пользование газом в целях получения с каждого кубометра газа максимального энергетического эффекта.
72 Введение механизма перераспределения газа Необходимо перераспределять газ, высвободившейся при закрытии или разгрузке неэнергоэффективных источников, в пользу энергоэффективных, а также на энергетические цели этого города
73 Введение повышенных тарифов на использование газа на цели отопления в многоквартирных жилых домах, подключенных к системе централизованного теплоснабжения  
  Меры поддержки  
74 Бизнес-центры для энергосервисных компаний и производителей энергоэффективного оборудования Создание доступной инфраструктуры повысит привлекательность развития бизнеса энергосервисных компаний и производителей энергоэффектиного оборудования
75 Оказание государственной поддержки реализации энергоэффективных проектов Оказание государственной поддержки путем предосталения бюджетных кредитов, субсидирования процентной ставки по коммерческим кредитам и т.д. позволит стимулировать реализацию энергоэффективных проектов
     
  Наука  
76 Государственные заказы на НИОКР Государственное финансирование научных разработок способствует развитию фундаментальных исследования в области энергосбережения
77 Венчурное финансирование  
78 Государственная закупка новейших технологий и поддержка в их внедрении и распространениии  
79 Гранты на разработку новых технологий  

www.energosovet.ru