Энергосберегающее будущее

Энергосберегающее будущее



Городская целевая программа энергосбережения, прежде предполагавшаяся как пятилетняя, будет трехлетней, рассчитанной на 2009-2011 годы. Решение принято на очередном заседании столичного правительства.


Докладывал по данному вопросу руководитель Департамента топливно-энергетического хозяйства Москвы Евгений Скляров, который подчеркнул, что «программа должна стать основой энергетической стратегии города, обеспечить его планомерное развитие без увеличения объемов потребления топлива». В частности, он сказал: «Проведенный специалистами анализ состояния энергетики города позволил объективно оценить использование всех видов энергоресурсов, определить имеющиеся у нас резервы. Новая программа придет на смену действующей, чей срок истекает в конце 2008 года. Она обозначит энергетическую стратегию московского правительства на период до 2020 года. Все мероприятия программы ориентированы на сокращение пикового потребления электрической мощности к 2013 году на 1,5 тыс. мгб, а к 2020 г. - на 3,800 тыс. мгб».


ЖЕЛАЕМЫХ целей поможет достичь и введение в действие новых тарифов. В сфере ЖКХ запланировано масштабное обследование домов с целью выявления энергопотерь, установка счетчиков теплоэнергии, так называемых «датчиков по проходу», регулируемых батарей, введение «двухставочного» (в зависимости от времени суток) тарифа на тепло, замена ламп накаливания на энергосберегающие. Промышленникам обещаны многомиллионные субсидии на установку «энергоэкономного» оборудования и совершенствование «энергоэкономных» технологий.

Поднимался вопрос и о замене дорожных знаков и указателей с электроподсветкой на аналогичные, но покрытые специальной светоотражающей краской.


НЕМАЛЫЕ средства предполагается потратить и на пропаганду среди москвичей «энергосберегающего» образа жизни. В связи с этим в школах планируют ввести для школьников специальный учебный курс. Чиновники надеются, что за счет публикаций в СМИ, тематических уроков в школах, лекций в вузах и ликбеза на производстве потребление электроэнергии в столице сократится на 10%. При этом

Е.Скляров заверил, что уже в 2011 году «рентабельность программы должна быть положительной», а спустя еще два года отдача от проведения энергосберегающих мероприятий составит порядка 100 млрд рублей. И все же наиболее эффективным рычагом воздействия на население станут тарифы за потребляемые мощности. Уже со следующего года плата за электроэнергию для москвичей вырастет на четверть, ощутимо подорожают отопление и горячее водоснабжение. По словам Е.Склярова, «важным инструментом в достижении реальных показателей является перекрестное планирование и отчетность. В целом до конца 2013 года планируется достичь суммарной экономии электрической энергии, равной 15,8 млрд киловатт-час, тепловой - 36,5 млн дип. калорий, природного газа - 9,2 млрд кубов, воды 254,9 млн кубов».

РУКОВОДИТЕЛЯ топливно-энергетического департамента поддержала глава Департамента экономической политики и развития города Марина Оглоблина. Она отметила, что высокая энергоемкость отечественной экономики, которая в среднем в три раза превышает показатели ведущих промышленных развитых стран, серьезным бременем ложится на весь бюджет РФ, в том числе и на столичный бюджет, не позволяя поднять конкурентоспособность промышленной продукции. «За последнее время предложен ряд мер по энергосбережению в столице, - сказала она. - 5% экономии энергии на производстве, в промышленности, сфере услуг дадут 1% роста валового национального продукта. Сегодня, чтобы сэкономить один киловатт час электроэнергии, необходимо затратить 20 тыс. руб., а чтобы выработать аналогичный объем - более 50 тыс. рублей.

Поэтому представленная правительству города программа по энергосбережению безусловно нужная. Она должна стать основой дальнейшего развития столичной экономики. В свою очередь для предприятий главным стимулом перераспределения мощностей должен быть ценовой тариф, который заставит их отказаться от их излишнего потребления».


ГЛАВА Департамента природопользования и охраны окружающей среды Леонид Бочин обратил внимание на то, что « энергетики сегодня не имеют юридически обоснованных причин для расторжения взаимоотношений с энергопотребителями, кроме неуплаты по договорам или прямой угрозы жизни людей».

Продолжая тему экономии, он предложил рассмотреть вопрос об установке в каждом подъезде жилого дома автоматизированной системы включения-выключения света: «Лампочки, пусть и энергосберегающие, не должны гореть впустую». Досталось от главы департамента и многочисленным рекламным конструкциям, которые, по его мнению, подсвечиваются слишком расточительно.

Предприятия должны иметь право продать нереализованные энергомощности. Система учета электроэнергии и легитимный порядок ее реализации должны быть легальными, а не осуществляться через подставные фирмы.


«У ПРАВИТЕЛЬСТВА города помимо конкретной программы по энергосбережению имеется и ряд иных проектов, которые в достаточно большом объеме позволят экономить электроэнергию. К таковой относится и программа по реконструкции и капитальному ремонту жилья. Как то утепление фасадов, замена столярки, и ряд иных мероприятий», – подчеркнул руководитель Комплекса экономической политики и развития города Юрий Росляк.

В свою очередь префект Восточного административного округа Николай Евтихиев обозначил свои приоритеты: «Данная программа необходима, поскольку вопрос экономии энергоресурсов - вопрос экономии бюджетных средств. Отмечу, что половину городских энергоресурсов потребляет жилой сектор. 30% приходятся на сферы торговли и социально-бытового обслуживания и около 20% - на промышленность. Экономия только 10% энергоресурсов принесет в городскую казну огромные деньги! Рациональное использование энергосберегающих систем может обеспечить до 30% экономии в год. Экономия будет выгодна не только московскому правительству, но и жителям столицы. Но, к сожалению, никак не ресурсопоставляющим предприятиям. Зависимость здесь проста: чем больше они дают потребителям воды и тепла, тем больший доход получают. Поэтому работа системы контроля за потреблением энергии должна полностью оставаться в руках столичного правительства. Уже несколько лет город устанавливает в квартирах горожан счетчики. В отдельных случаях экономия по воде получается 19-кратная! Поэтому чем больше приборов мы поставим, тем большей будет экономия, причем как прямая - уменьшение субвенций и дотаций со стороны города, так и косвенная - не нужно будет искать новых тепло- и водоисточников».


ГЕНЕРАЛЬНЫЙ директор Московской объединенной энергетической компании Александр Ремезов привел следующие данные: четыре года контрольно-измерительные приборы, установленные на энергораспределяющих линиях, находились в ведении ДЭЗов и структур общегородского эксплуатационного хозяйства. В мае текущего года все хозяйство было передано МОЭК в аренду. По его словам, «после проверки оказалось, что 5 тыс. приборов находились в нерабочем состоянии. Вот прямой ответ на вопрос о том, кто заинтересован в исправности данного оборудования. Есть стандартные правила эксплуатации и снятия показания с приборов. Их нужно четко соблюдать, ничего более не выдумывая. Мы получили распоряжение от руководителей энергетического комплекса города до начала отопительного сезона привести все выведенные из строя приборы учета в рабочее состояние. Всего на объектах социальной сферы и в жилых домах города на сегодняшний день установлено более 31 тыс. приборов учета и контроля. Еще 1200 объектов города данного оборудования пока не имеют».

«ПРОГРАММА имеет для города стратегический характер, - подчеркнул Ю.Росляк. - Да, она не новая, поскольку мы более десяти лет занимаемся проблемой энергоресурсов и их сбережением. Но по сравнению с прежними проработками она имеет целый ряд существенных, перспективных преимуществ. Так как стоимость энергоресурсов в перспективе будет только расти, город создаст оптимальные условия для получения качественных результатов в процессе реализации данной программы, высвободит дополнительные мощности в энергетической системе города.

Поскольку мы должны научиться тратить деньги лишь в необходимом объеме, считаю, что стоит ограничить реализуемую задачу трехлетним периодом. Программу необходимо утвердить вместе с жесткими показателями ее выполнения в 2009-2011 годах».


СТАВЯ точку в обсуждении вопроса, временно исполняющий обязанности мера Москвы, первый заместитель мэра Владимир Ресин сказал: «Московское правительство сможет обеспечить четкое выполнение данной программы. С начала семидесятых годов столичные власти целенаправленно занимаются решением вопроса энергосбережения, но могу с уверенность сказать, что лишь сегодня мы основательно подошли к решению данной задачи. У нас появилась реальная возможность, имея на руках конкретные цифры экономии, заранее знать, сколько дополнительных денег получат город и частные инвесторы, к примеру, при проведении капитального ремонта зданий. С условием доработки программы принимаем ее».

№ 87 за 23.08.2008
Виктор Дмитриев
mp.stroi.ru