Энергосбережение в России - успеть, чтобы выжить

08.10.2007

Энергосбережение в России - успеть, чтобы выжить



Двери возможностей не открываются. Они отпираются. Решение повернуть ключ за тобой.

Л. Тейлор

В последние годы тема энергосберегающих технологий выходит на уровень государственной и международной политики во всем мире. Истощение природных ресурсов, изменение климата на планете, удорожание энергоресурсов для потребителя, переход на альтернативные источники энергии,- каждый день можно услышать самые разнообразные мнения по этим вопросам. Но в «сухом остатке» всегда присутствует мысль о необходимости экономить энергию.

Россия - одна из самых богатых по обеспеченности природными ресурсами страна мира. Наша страна обладает около 13% мировых запасов нефти, 35% природного газа и 12% угля, не говоря о значительных потенциальных гидроресурсах, возможности использования энергии приливов и геотермальных вод. На сегодняшний день доход от экспорта нефти и газа приносит огромные доходы российской казне.

Однако все большее количество специалистов, экспертов, политиков и экономистов осознает необходимость поиска выхода из ситуации зависимости от экспорта энергоресурсов. Во-первых, нефть, природный газ, каменный уголь относятся к не возобновляемым источникам энергии, а, следовательно, когда-нибудь закончатся. Во-вторых, значительные денежные поступления в бюджет страны от экспорта энергоресурсов, очевидно, не гарантируют низких и стабильных цен на аналогичные ресурсы для российского потребителя. Ожидается, что к 2011 г. цены на электричество и бензин, как для простых граждан, так и для предприятий достигнут общемировых показателей. Отметим, что такое повышение цен является одним из условий вступления РФ во Всемирную торговую организацию. Энергосбережение имеющихся ресурсов, а также поиск альтернативных источников энергии становится актуальными национальными задачами.

Федеральный закон определяет энергосбережение как «реализацию правовых, организационных, научных, производственных, технических, экономических мер, направленных на повышение эффективности использования энергетических ресурсов».

В 2006 году Международная финансовая корпорация группы Всемирного банка провела исследование практики энергосбережения на российских предприятиях. Была проанализирована деятельность 625 предприятий, расположенных в пяти федеральных округах и принадлежащих к пяти различным отраслям. В отчете отмечено, что Россия является одной из самых энергоемких стран мира, при этом в РФ потребляется порядка 6% мировой энергии. По данным Международного энергетического агентства энергоемкость ВВП России в 11 раз выше, чем в Германии, в 6 раз выше, чем в Канаде, в 4 раза больше, чем в Польше. И вряд ли может послужить утешением тот факт, что энергоемкость ВВП Украины еще выше.

В 2006 году Международное энергетическое агентство разработало специальный доклад «Перспективы энергетических технологий: Сценарии и стратегии развития до 2050 г.» В нем отмечено, что повышение эффективности использования энергии является самым дешевым, быстрым и экологичным способом решения проблем, связанных с нехваткой энергии. Повышение эффективности использования энергии снимает необходимость дополнительных инвестиций в энергетику. Многие меры, направленные на повышение эффективности использования энергии, приводят к сокращению издержек, связанных с покупкой энергии. Но в этой области существует ряд проблем, которые необходимо решить. Обычно потребители не располагают достаточной информацией. При покупке машин, домов и домашних приборов немногие думают об их экономичности. Даже менеджмент компаний в процессе принятия решений рассматривает энергоэффективность как вторичный фактор. Существуют способы повышения энергоэффективности, с которыми потребители незнакомы. Производители холодильников, телевизоров и автомобилей не всегда используют все имеющиеся технологии, которые могут повысить экономичность подобной продукции. Для исправления ситуации в этой сфере можно использовать широкий набор мер: информационные кампании, рекомендации для производителей, системы маркировки, стандарты государственных закупок, обязательные стандарты для производителей, налоговые и прочие стимулы.

По мнению экспертов Международного энергетического агентства, государство должно помочь бизнесу и потребителям принять новые технологии и создать соответствующий спрос. Это позволит добиться не меньшего или даже большего уровня качества при меньшей стоимости.

Относительно ситуации в России в 2006 году компания INFOLine провела исследование «Электроэнергетика России 2006-2010 гг.» В нем отмечается, что потребление электроэнергии в России после спада 1990-1998 гг., в 1999-2005 гг. неуклонно росло и в 2005 г. достигло уровня 1993*г. (рис. 1). При этом пиковая нагрузка в единой энергетической системе России зимой 2006 года превысила показатели 1993 г. и составила 153,1 ГВт. (рис. 2).



В соответствии с основными параметрами Прогнозного баланса электроэнергетики на 2006-2010 гг., энергопотребление в России к 2010 году вырастет до 1045 млрд. кВтч по сравнению с показателем 2005 г. - 939 млрд. кВтч. Соответственно, ежегодные темпы роста электропотребления прогнозируются на уровне 2,2%. Среднегодовые темпы увеличения зимнего максимума нагрузки прогнозируются на уровне 2,5%. В результате к 2010 г. этот показатель может вырасти на 18 ГВт - с 143,5 ГВт в 2005 году до 160 ГВт в 2010 году. Таким образом, общая потребность в установленной мощности электростанций в России к 2010 г. возрастет на 24,9 ГВт до 221,2 ГВт. При этом увеличение потребности в резерве мощности в период с 2005 до 2010 г. составит 3 ГВт, а потребность в мощности электростанций для обеспечения экспортных поставок в 2010 г. вырастет на 3,4 ГВт - до 5,6 ГВт.



Специалисты отмечают, что современная электроэнергетика не способна обеспечить потребности экономики России. Доказательством этого, по их мнению, является значительный объем неудовлетворенных заявок на техническое присоединение к электрическим сетям, который оценивается в 10 ГВт. Доля удовлетворенных заявок на техническое присоединение к сетям постоянно снижается: 32% - в 2004 г., 21% - в 2005 г., 16% (по оценкам Минпромэнерго) - в 2006 г.

Угроза нехватки генерирующих мощностей для обеспечения потребностей экономики России и высокий уровень изношенности основных производственных фондов обусловливает необходимость ускорения процесса реформирования электроэнергетики (в первую очередь либерализации рынка электроэнергии и приватизации генерирующих мощностей), который позволит привлечь в отрасль квалифицированных стратегических инвесторов и частные средства, необходимые для эффективной реализации крупных капиталоемких проектов.



Уменьшение существующего разрыва означает не только прямую экономию для предприятий, но и повышение конкурентоспособности российских производителей. Ведь по статистике российские промышленные предприятия тратят в несколько раз больше энергетических ресурсов для производства продукции, чем аналогичные предприятия в других странах. В связи с предстоящим вступлением России в ВТО этот аспект становится особенно актуальным.

Из доклада МФК следует, что около 90% российских компаний, принимавших участие в исследовании, прилагают усилия по повышению энергоэффективности. Первые шаги, которые уже делают около половины предприятий, является установка приборов учета - малозатратная мера, направленная на повышение прозрачности использования энергии.

Стоит отметить, что в настоящее время уже разработана энергетическая стратегия России на период до 2020 года, концепция федеральной целевой программы «Энергоэффективная экономика» на 2007-2010 гг. и на перспективу до 2015 года, цель которой достичь доли возобновляемых источников энергии в топливно-энергетическом балансе страны до 0,3% к 2010 году. Кстати сказать, в европейских странах планируется, что аналогичные показатели составят 12%.

Очевидно, что краеугольным камнем для работы по энергосбережению, является наличие финансовых средств. Исследование МФК показало, что в настоящее время затраты опрошенных предприятий на программы энергосбережения составляют около 3,5-4 млрд. руб. Руководители при этом ожидают роста этого показателя на 15-20% в ближайшие 2-3 года. Также было отмечено, что более 60% предприятий считают недостаток свободных собственных средств основным препятствием в реализации энергоэффективных проектов.

В России уже начинает развиваться малое предпринимательство в области энергетики. Показательно, что недавно Санкт-Петербургская Международная бизнес-ассоциация на Северо-Западе (СПИБА) и Международная финансовая корпорация, предоставляющая предприятиям займы на энергосбережение, провели круглый стол, посвященный развитию малой энергетики в Санкт-Петербурге. Среди трудностей для развития бизнеса было названо отсутствие федерального закона о малой энергетике. Однако в нашей стране уже есть регионы, где такой закон принят на местном уровне.

В Госдуме уже создана группа по разработке закона по малой энергетике, а также созданы группы по разработке законов применения механизмов Киотского протокола. Многие эксперты считают, что реализация положений протокола должна быть выгодной не только нашему государству в целом, но и бизнесу. Есть мнение, что обладание квотами увеличивает активы компаний, но чтобы эти активы заработали в полную силу, необходимо не просто раздавать квоты для их последующей продажи, а использовать их при заключении инвестиционных соглашений, способствующих энергосбережению и поиску новых источников энергии.

Что касается развития малой энергетики в России, то показательным примером успешной работы по этому направлению можно считать Самарскую область, где действует целевая программа развития малой энергетики на 2006-2015 гг. Руководство области считает, что именно топливно-энергетический сектор экономики определяет финансово-экономические показатели и возможности устойчивого социально-экономического развития.

Основная цель программы - обеспечить удвоение валового регионального продукта Самарской области к 2010 году без увеличения финансовых затрат на топливно-энергетические ресурсы.

Программу планируется реализовывать в 4 этапа: Первый этап (был осуществлен в 2006 г.) - внедрение пилотных проектов; 2 этап (2007 - 2009 гг.) - реконструкция энергетических объектов, использующих дорогостоящие и экологически вредные виды топлива; 3 этап (2010 - 2012 гг.) - реконструкция энергетических объектов, имеющих в своем составе оборудование с критическим сроком эксплуатации и высоким удельным расходом топлива; 4 этап (2013 - 2015 гг.) - 100-процентный перевод объектов малой энергетики на когенерационную технологию производства энергии.

На финансирование проекта выделено 9 236 млн. рублей, из них 1 383 млн. рублей - средства областного бюджета; предполагается привлечение внебюджетных средств в сумме 7 853 млн. рублей;

Что касается технологической стороны проекта, то на сегодняшний день представители Самарской области делают ставку на когенерацию и строительство мини-гидроэлектростанций (ГЭС).

Когенерация - это высокоэффективное использование первичного источника энергии - газа для получения двух форм полезной энергии - тепловой и электрической. Главное преимущество этой технологии перед обычными технологическими процессами, применяемыми на теплоэлектростанциях, состоит в том, что преобразование энергии происходит с большей эффективностью. Иными словами, система когенерации позволяет использовать то тепло, которое обычно просто теряется. При этом снижается потребность в покупной энергии на величину вырабатываемых тепловой и электрической энергии, что способствует уменьшению производственных расходов. Применение когенераторов в центральной части крупных городов позволяет эффективно дополнять рынок энергоснабжения без реконструкции старых перегруженных сетей. При этом значительно увеличивается качество электрической и тепловой энергий.

Когенератор - установка, одновременно вырабатывающая электрическую и тепловую энергию. Когенератор состоит из двигателя (дизельного, газопоршневого двигателя внутреннего сгорания, газовой турбины), электрогенератора, системы отбора (утилизации) тепла и системы управления.

В качестве потенциальных объектов для применения когенерации в России выступают промышленные производства, заводы, нефтеперерабатывающие заводы, больницы, объекты жилищной сферы малых муниципальных образований, собственные нужды газоперекачивающих станций, компрессорных станций, котельных и т.д. В результате внедрения комбинированных источников, по мнению разработчиков программы, возможно решение проблемы обеспечения потребителей теплом и электроэнергией без дополнительного строительства мощных линий электропередачи и теплопроводов.

Отсутствие электрогенерирующих организаций "малой энергетики", по мнению экспертов, альтернативных централизованным источникам электроэнергии, превращает жителей малых городов и небольших населенных пунктов в "заложников" состояния оборудования централизованной энергосистемы области ("большой энергетики", включающей в себя только ТЭЦ). Ее специфической особенностью является существенная зависимость вырабатываемой электрической мощности от тепловой нагрузки при комбинированной выработке энергии, что, в конечном счете, и привело к глобальному сбою в энергосистеме ОАО "Мосэнерго" РАО "ЕЭС России".

В городском хозяйстве Санкт-Петербурга также предпринимаются шаги по внедрению энергосберегающих технологий. Еще в 1997 году Правительством города было принято постановление "Об основных направлениях по энергосбережению в городском хозяйстве Санкт-Петербурга" и утверждена региональная программа энергосбережения. Наиболее активно решением этой проблемы занимаются ГП "ТЭК СПб", ОАО "Ленэнерго", ПК ГГХ "Ленгаз". ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" получил грант Северной экологической финансовой корпорации NEFKO в размере $2 млн на инвестиции в программу энергосбережения для Центральной станции аэрации.

Относительно экологических аспектов проблемы энергосбережения сегодня существуют разные точки зрения. Несомненно, энергетический комплекс влияет на окружающую среду, но это далеко не единственный фактор. По мнению доцента Санкт-Петербургского Государственного Университета, руководителя первой в России магистерской программы «Международное сотрудничество в области окружающей среды и развития» Андрея Алимова сегодня мы имеем «не глобальное потепление, а глобальные климатические изменения, которые по своим последствиям ничуть не уступают тем процессам, которые называют глобальным потеплением». За последние 100 лет средняя температура воздуха повысилась менее чем на 1 градус, а если распределить это повышение температуры по разным территориям, то получается, что в некоторых районах температура повысилась, а в некоторых понизилась. Особенно заметным повышение температуры оказалось, естественно, в районах крупных городов. По словам Алимова, можно выделить два фактора, влияющих на изменение глобального климата: природный и антропогенный фактор. Одной из причин того, что антропогенный фактор оказывает влияние, можно считать высокий уровень развития энергетики и в первую очередь тепловой или углеводородной энергетики.

В процессе сгорания выделяется газ СО2, приводящий в возникновению парникового эффекта. Когда мы говорим о значимости энергетики, о развитии энергокомплекса, следует иметь в виду, что мы будем наносить ущерб природной среде. На сегодняшний день мы должны признать, что развитие электроэнергетики заключается не столько в строительстве новых электростанций и развитии новых источников энергии, например, атомных электростанций, а в энергосбережении.

Большинство экспертов согласны с тем, что только повышение платы за электрическую и тепловую энергию может реально повлиять на эффективность ее использования предприятиями и населением. По данным российского «Центра исследования корпоративных отношений» 73 % экспертов в ходе специального опроса выступили за повышение цен для населения до экономически обоснованного уровня, поскольку это будет приближать их к тарифам на электроэнергию для промышленности, а также стимулировать экономию электроэнергии. Очевидно, что при повышении цен, например, в два раза население проявит недовольство, но будет вынуждено экономить энергию. При этом компании-поставщики энергоресурсов для населения смогут выплачивать в казну больше налогов.

Правительство России уже не раз заявляло, что к 2011 году цены на электроэнергию на внутреннем рынке приблизятся к экспортным за вычетом расходов на транспортировку.

Ещё в 2003 году Центр ситуационного анализа и прогнозирования ЦЭМИ РАН провел исследование для Министерства экономического развития и торговли РФ. Были проанализированы реакции основных макроэкономических показателей экономики России на повышение внутренних цен на электроэнергию и газ за период с января 2003 г. по декабрь 2010 г. Эксперты отмечали, что одной из наиболее актуальных экономических проблем России является проблема повышения эффективности газовой отрасли, вносящей существенный вклад в бюджет страны. По мнению специалистов ЦЭМИ, повышение внутренней цены на природный газ в целом должно иметь положительный эффект для экономики. Это связано с тем, что заниженная цена на этот вид сырья создает у потребителей неверное представление о его дешевизне, что в свою очередь лишает стимула для внедрения менее энергоемких технологий производства, и в долгосрочной перспективе может привести к снижению конкурентоспособности российских предприятий. По расчетам экспертов ЦЭМИ РАН до 2010 года с повышением внутренних цен на природный газ, и, следовательно, на электроэнергию, возможен рост ВВП порядка 6%.

Любое реформирование, любая «перестройка» требует изменения мировоззрения, выработку нового мышления. Российский менталитет формировался в условиях огромной территории страны и обладания богатейшими ресурсами. Став частью мировой экономической системы, российская экономика сегодня просто вынуждена совершить технологический рывок или потерпеть поражение с далеко идущими историческими последствиями. Энергосбережение - ключевое слово новой экономической политики страны.

Анна Анисимова
www.itartass.spb.ru