О необходимости обеспечения комплексной проверки и ремонта средств измерений расхода тепловой энергии и воды

    Принятие федерального закона № 261 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в от­дельные законодательные акты Российской Федерации» поставило перед производителями приборов учета, внедренческими фирмами, потребителями энергоресурсов, региональными администрациями конкретную задачу – ос­нащение всех потребителей тепловой энергии и воды приборами учета в кратчайшие сроки – до 1 января 2012 г.  При общем понимании не­обходимости таких работ возникает сомнение – насколько реально разработ­чики этого закона оценили возможности производственных, внедренческих, сервисных, согласующих структур, наконец, конечных потребителей ресур­сов в реализации такого масштабного решения ? За предыдущие до принятия закона 15-17 лет приборами учета по разным оценкам оснащены ориентиро­вочно 40 % всех потребителей ресурсов ( средний темп оснащения – 2,5 % потребителей в год ). В оставшиеся после принятия ФЗ № 261 два года пред­полагается оснастить приборами оставшиеся 60 % потребителей ( темп осна­щения приборами – 30 % в год ) при неопределенном порядке финансирова­ния этих мероприятий. За рамками закона 261 ФЗ и документов, принятых в его развитие, остались вопросы сервисного обслуживания и обеспечения эф­фективной работы приборов учета энергоресурсов в течение всего срока их службы. Хотя любому специалисту из технической ( да и не только техниче­ской ) сферы понятно, что любое техническое изделие требует периодическо­го обслуживания, создание системы сервиса в период гарантийного и после­гарантийного срока эксплуатации. Узел учета тепловой энергии или воды – достаточно сложный технический объект, и для его надежной бесперебойной работы, обеспечивающей достоверный учет энергоресурсов, нужны и техни­ческие средства ( диагностические приборы и установки, ремонтная база, запчасти и пр. ), и квалифицированный ремонтно-сервисный персонал, и ме­тодическая база ( монтажная, ремонтная, сервисная, метрологическая доку­ментация ), организационная ( административная )  структура по обеспече­нию проведения всех сервисных работ.  Возможно, вопрос о создании сер­висных служб разработчиками ФЗ 261  сознательно отложен на будущее, ис­ходя из того, что межповерочный интервал приборов учета тепловой энергии и воды составляет, как правило, 4 года ? – Вероятно, за 2 года предполагается оснастить все здания и сооружения приборами учета, а уж затем приступать к созданию сервисной базы ?

 

  Однако следует принять во внимание, что в 2006 г. правительством РФ принято постановление № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», которое стимулировало установку приборов подомового учета тепла и воды. Приборы, установленные в соответствии с этим поста­новлением начиная с 2006 г., уже в 2010 г. начали поступать на поверку. Спрос на услуги по поверке и ремонту приборов учета существенно вырос, в 2011 и последующих годах можно ожидать его дальнейшего роста.

 

      В соответствии с требованиями федерального закона № 94 ФЗ «О раз­мещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» главным и практически единст­венным критерием для определения поставщика приборов (узлов) учета энер­горесурсов является цена контракта. Поскольку в финансировании установки домовых узлов учета, или организации конкурсов на размещение таких зака­зов принимают участие местные администрации (как непосредственно, так и через контролируемые управляющие компании), то большинство конкурсов проводится на основании требований 94 ФЗ. Требования минимума цены на контракт приводит в ряде случаев к установке узлов учета с приборами, ар­матурой низкого качества, что неизбежно приводит к быстрому выходу обо­рудования из строя. И при таком исходе владелец узла учета уже в первые годы эксплуатации вынужден нести серьезные затраты по внеочередным ре­монтам, поверкам, монтажу/демонтажу оборудования. Отсутствие сервисных структур по ремонту и поверке приборов учета энергоресурсов еще более усугубляют ситуацию, и сводят к минимуму предполагаемую экономию от внедрения систем учета энергоресурсов.

 

Обратимся к примеру из практики. В начале 2003 г. в Кировской области резко возросли суммы, предъявляемые населению по квитанциям оплаты жилищно-коммунальных услуг. В чем причина ? До 2003 г. население оплачивало 40 % от стоимости потребляемых энергоресурсов, остальные 60 % возмещались в виде бюджетных дотаций. С 2003. г. доля населения в оплате ресурсов была увеличена до 60 %, таким образом произошло 1,5 кратной увеличение сумм по счетам.  Одновременно был изменен тариф на энергоресурсы, который для населения не изменялся в течение 2 лет, увеличение составило 25-30 %. В итоге сумма по платежным квитанциям для населения за ресурсы выросла почти в 2 раза. Поскольку стоимость тепловой энергии от местных котельных существенно превышает стоимость энергии при централизованном отоплении, наибольший рост пришелся на население райцентров, имеющих существенно меньшие доходы по сравнению с жителями областного центра.

 

В результате в марте 2003 г. в области произошел скачок спроса на приборы учета тепловой энергии и воды. Специализированные предприятия выполняли месячный план продаж по водосчетчикам за 2-3 дня. Аналогичный рост наблюдался и по спросу на счетчики тепловой энергии, где основными покупателями выступали жильцы домов, расположенных в райцентрах области. Естественно, что при минимальных доходах жителей райцентров выбор делался в пользу самых дешевых приборов учета. На тот момент такими были теплосчетчики на базе вихревых расходомеров производителя, который к настоящему времени закрыл это производство. За весну-лето 2003 г. по области были установлены сотни таких приборов. Казалось бы, поставили приборы с межповерочным интервалом 4 года, наладили порядок расчетов, все в порядке, очередные вопросы возникнут только через 4 года. Однако уже через полгода – с конца осени 2003 г. (после подключения систем теплоснабжения) резко возрос поток приборов, направляемых на ремонт и внеочередную поверку. Причина – монтаж приборов производился в условиях максимальной экономии затрат, в неприспособленных подвальных (полуподвальных) помещениях, при высоких уровнях влажности, при несоблюдении температурных режимов эксплуатации приборов. Да и качество приборов оставляло желать лучшего.

 

      Таким образом, параллельно с выполнением требований ФЗ 261 нужны незамедлительные действия по организации структур по поверке и ремонту приборов учета тепловой энергии и воды, оснащение их необходимым поверочным оборудованием, методическими материалами, подготовка специализированного персонала. Основным техническим средством таких структур является проливная поверочная установка. Общие требования к проливным установках определены в работах [1,2,3]:

 

1) универсальность. Большая номенклатура эксплуатируемых расходомеров приводит к необходимости  контролировать следующие типы выходных сигналов: 0-10 В, 0(4)-5 (20) мА, 0-20000 Гц, RS 232 (485), «сухой контакт», «звездочка»; должна быть предусмотрена возможность визуального снятия показаний с счетчиков старых серий и ручной ввод их с клавиатуры компьютера; режимы «старт-стоп»;

 

2) оптимальный уровень автоматизации. Ручные операции должны быть сведены к установке первичного датчика на рабочий стол, подключению его выходных цепей к входным цепям установки;

 

3) для исключения несанкционированного вмешательства в работу требуется создание различных уровней доступа к программному обеспечению установки – наличие паролей изготовителя, поверителя;

 

4) в целях обеспечения безопасности персонала необходимо предусмотреть устройства для сигнализации об аварийных ситуациях, наличие устройств защитного отключения;

 

5) металлоконструкции установок следует выполнять из коррозионно-стойких материалов. Это требование обусловлено наличием в датчиках поверяемых расходомеров остатков технологических жидкостей, приводящих к ускоренной коррозии металлоконструкций установки;

 

6) в установках должны быть предусмотрена встроенная постоянно действующая система водоочистки для устранения из воды различных примесей;

 

7) применение экономичных малошумящих циркуляционных насосов. Использование насосов общепромышленного исполнения недопустимо из-за создаваемого ими высокого уровня шума и вибрации, недопустимых в поверочных лабораториях;

 

8) применение эталонных приборов высокого класса точности;

 

9) использование преобразователей частоты со встроенными фильтрами радиопомех и сетевыми дросселями для минимизации влияния электромагнитных помех на поверяемые приборы и элементы поверочной установки. Применение преобразователей частоты позволяет также решить еще одну проблему – исключить пульсации расхода жидкости, генерируемые насосами;

 

10) должна быть предусмотрена поверка всех встроенных эталонных средств измерений без их демонтажа с мест эксплуатации;

 

11) широкое распространение массовых расходомеров класса точности 0,15 % требует, чтобы класс точности установок был не хуже 0,05 %;

 

12) наиболее целесообразно иметь два способа поверки – объемный и массовый. Массовый метод (статического взвешивания) позволяет добиться более высокого класса точности. Применение объемного метода поверки сличением показаний поверяемого и эталонного расходомера позволяет значительно уменьшить затраты времени на поверку, при этом для поверки самих эталонных расходомеров можно использовать встроенные в установку весы;

 

13) необходимо предусмотреть систему контроля наличия утечек воды из гидравлического тракта;

 

14) возможность обеспечения в гидравлическом тракте установки давления, предусмотренного методиками поверки на проливаемые расходомеры;

 

15) система деаэрации должна обеспечивать отделение воздуха, его удаление из гидравлического тракта;

 

16) установки должны быть блочными (изготовлены в заводских условиях) и транспортабельны для обеспечения возможности перевозки к заказчику любым видом транспорта;

 

17) важным требованием является компактность установки для исключения значительных затрат на строительство новых помещений;  

 

18) кроме необходимых технических характеристик проливная установка должна иметь современный дизайн и обеспечивать персоналу комфортные условия для работы.

 

      Для технического обеспечения сервисных служб (или самостоятельных предприятий) по обслуживанию приборов в процессе эксплуата­ции ИТЦ «Промавтоматика» в течение ряда лет разрабатывает и производит та­кое оборудование (рис.1,2).

 

 

Рис.1. Фрагмент проливной установки ВПУ-07.

 

Установки предназначены для настройки, градуировки, калибровки, юстировки, поверки и других работ по определению метрологи­ческих и технических характеристик расходомеров, расходомеров-счетчиков жидкости, преобразователей расхода различного назначения.

 

 

Рис.2. Фрагмент проливной установки ВПУ-05.

 

Многолетний опыт работ с различными заказчиками позволил создать унифицированные установки  для поверки приборов самых различных конструкций – по строи­тельным длинам первичных преобразователей приборов; – по требованиям к прямым участкам при выполнении поверочных работ; – по конструкции при­соединителей (фланец, сэндвич, резьба); – по количеству и величинам пове­рочных расходов; – по объемам проливаемой жидкости на каждом повероч­ном расходе; – по количеству проливок на каждом поверочном расходе; – по типам выходных сигналов поверяемых расходомеров; – по алгоритмам обра­ботки результатов проливок.

 

      Вместе с тем до сих пор нет ясности – сколько в России существует поверочных установок для счетчиков жидкости, какие они имеют характеристики. Поэтому Росстандарту РФ было бы целесообразно:

 

- создать единый открытый реестр проливных установок, доступный любому потенциальному заказчику услуг по поверке приборов, с размещением его на сайте Росстандарта;

 

- в директивном порядке обязать владельцев проливных поверочных установок проводить круговые сличения. Например, в рамках федерального округа и под руководством ведущего в этом округе ЦСМа. В качестве проекта методики сличения могут быть принята практическая методика, которая уже в течение ряда лет используется ОАО «Тевис» (г.Тольятти), которая неоднократно излагалась и обсуждалась на научно-практических конференциях, на Интернет-форумах.

 

    Сама по себе проливная установка является необходимым, но не достаточным элементом лаборатории по ремонту и поверке средств измерений тепловой энергии и воды. Существующие методики поверки, как правило, предполагают поэлементную поверку теплосчетчиков: – расходомеров, тепловычислителей, термопреобразователей, датчиков давления. Поэтому помимо проливной установки в поверочной лаборатории необходимо наличие как минимум еще трех рабочих мест, оснащенных соответствующими эталонными приборами: – калибраторами электрических сигналов, магазинами сопротивлений; – нулевым, паровым и регулируемым термостатами, эталонными термометрами; – задатчиками давления и эталонными манометрами. Для оснащения поверочных лабораторий Инженерно-технический Центр «Промавтоматика» приступил к созданию комплексных поверочных лабораторий по поверке теплосчетчиков и расходомеров, оснащенных необходимым комплектом эталонов и оборудования.

 

Литература

  1. Каргапольцев В.П. «Поверочные установки для расходомеров, используемых в жилищно-коммунальном хозяйстве». – «Коммерческий учет энергоносителей. Материалы ХХХ международной научно-практической конференции», СПб., 2010 г.
  2. Каргапольцев В.П. «Требования к проливным установкам для расходомеров-счетчиков воды и технологических жидкостей». – «Нефтегазпромысловый инжиниринг», № 3 – 2004 г.
  3. Каргапольцев В.П., Косолапов А.В., Сиденко А.А. «О некоторых подходах к решению вопросов метрологического обеспечения ЖКХ». – «Промышленные АСУ и контроллеры», № 5 – 2007 г.

 

Сведения об авторе

Каргапольцев Василий Петрович, директор ООО «Промавтоматика-Киров»