261-ФЗ как ключевой фактор успеха энергоэффективных преобразований

Безусловно, можно долго перечислять, что влияет на течение процессов энергоэффективности в нашей стране и от чего зависит успех энергоэффективных преобразований, о которых говорят Президент и Правительство. Но вместе с тем, отбрасывая второстепенное, можно с большой долей вероятности определить, что в сегодняшней посткризисной текущей ситуации всего несколько ключевых вопросов определяют основную часть успеха, как в известном принципе 20%/80% – 20% определяет успех, 80 %-лишь его сопровождают и если в прошлые годы в эти 20 % относили технологии, ноу-хау, опыт работы, то с позиций сегодняшнего дня ключевыми факторами очевидно является законодательство с основными законами и подзаконными актами и ресурсообеспечение прописанных в законе мер, в первую очередь, с точки зрения кадрового потенциала и не в меньшей степени, финансового сопровождения.

 

Итак, каков же сегодня наш основной закон (261-ФЗ), который,  собственно, стал качественно новым документом в цепочке законодательных актов по энергоэффективности?

Не пересказывая закон, который вероятно все заинтересованные лица неоднократно прочли, скажу лишь собственные впечатления, которые обсуждал с коллегами относительно его плюсов и минусов.

Плюсы:

  • Закон сдвинул процесс с мертвой точки (до принятия закона энергоэффективность топталась на месте)
  • Широта и новизна (много новых статей, трактовок, определений, направлений)
  • Отдельные разделы изложены детально (учет, маркировка, энергоаудит и др.)
  • Сжатые конкретные сроки по некоторым статьям

Минусы:

  • Нет полноты системного видения (Выпали качество, надежность, альтернативность, достоверность)
  • Не однороден по глубине проработки (отдельные стать изложены более детально, чем другие)
  • Где рынок (механизмы, стимулы, конкуренция)
  • Слабая корреляция с другими официальными документами (Программа энергосбережения и повышения энергоэффективности, Закон о малой энергетике, Дорожная карта)  но упоминается 315 ФЗ  «О СРО»
  • Некоторый дуализм («разумные сроки», «обоснованные затраты»)

Данный закон порождает ряд вопросов, которые, возможно, будут раскрыты в подзаконных актах. Вот некоторые из них:

   1. Нет единой федеральной энергоэффективной стратегии, поэтому подвисают вопросы координации, прогнозирования, прозрачности и предсказуемости (кто это обеспечит?)

   2. Не прописаны источники финансирования (указано кто должен, но откуда ему взять?)

   3. Не рыночные нормы (приборы учета в кредит с рассрочкой на пять лет по ставке не выше ставки рефинансирования?)

   4. Механизмы возврата и защиты инвестиций прописаны слабо.

Какова же  готовность к реализации данного закона в текущей ситуации?

 

 

Технологический потенциал.

 

На сегодня накоплен достаточный опыт внедрения энергоэффективных инноваций, позволяющих уверенно оценить целесообразность и приоритетность использования их при  реализации энергоэффективных проектов. Существуют сотни примеров успешной реализации как отечественных, так и зарубежных разработок, повышающих энергетическую эффективность подразделений коммунального комплекса и промышленных предприятий. Таким образом, недостатка в знаниях по номенклатуре и опыту применения, не ощущается.

 

 

Кадровый потенциал

 

Здесь ситуация гораздо сложнее. Прочитав закон, складывается ощущение, что энергоменеджеры и энергоаудиторы уже через год потребуются если не на каждый дом, то на каждое предприятие точно. А процесс подготовки и переподготовки занимает, как минимум, несколько лет.  И, самое важное, количество учебных заведений, которые готовят данных специалистов, после выхода закона, по крайней мере, в Санкт-Петербурге, не изменилось. Таким образом, на сегодня страховой брокер петербург  грозит стать одним из основных тормозящих факторов реализацию данного закона или неэффективное использование бюджетных средств силу отсутствия необходимых компетенций на местах. Это не только трата времени и денег, это отрицательный пример, который  дезавуирует большую серьезную и системную работу.

 

 

 Информационная поддержка

 

Информационная поддержка сегодня имеет два недостатка:

1.Ее недостаточно.

2.Она поверхностна и несистемна.

С таким подходом выколачивается серьезный смысл энергоэффективных перемен и складывается впечатление большинства обывателей, что вся энергетическая революция заканчивается заменой лампочки

 

 

Финансовая поддержка бюджетов

 

 Бюджеты различных уровней: и региональные и федеральные не отличаются сегодня профицитом наполнения. Да и собственных бюджетов, с которыми я знаком в Северо-западном регионе не заложено средств, обеспечивающих те масштабные перемены, которые предписаны законом. Таким образом, вероятно, по мнению создателей, основную финансовую нагрузку должны нести внебюджетные источники, реализуя схемы государственно-частного партнерства, энергосервисных компаний, инвестиционных кредитов, частных инвестиций и т. д. Тогда возникает вопрос инвестиционного климата.      

 

 

 Инвестиционный климат

 

 Инвестиционный климат сегодня в силу перечисленных выше вопросов к закону, таких как: отсутствие единой стратегии, неопределенность, непредсказуемость инвестиционной, тарифной, энергетической политики, нет гарантии возврата инвестиций. До конца не определены схемы финансовой поддержки инвесторов в регионах и т. д.            

 

 

Административная поддержка

 

Административная поддержка – тот деликатный вопрос, который может декларироваться по одному, а выполняться совершенно по-другому. К сожалению, декларации федерального центра без конструктивной поддержки на местах внедрены в процесс реализации, а декларации региональных администраций либо остаются в большинстве своем декларациями, как, например, с написанием программ по энергосбережению или имеют перекосы, продиктованные низкой квалификацией или неподготовленностью специалистов.

 

 

Рыночные механизмы

 

Рыночные механизмы, как уже отмечалось, нашли слабое отражение в законе, и во многом от региональных программ зависит насколько будут они реализованы при воплощении энергоэффективных проектов. Они необходимы и при выборе оборудования, подрядчиков, поставщиков топлива, особенно местных видов. И вообще, рыночную экономику в России никто не отменял.

Все вышеизложенное – не повод для пессимизма и соблюдение закона – это не почетная обязанность, обрекающая на тяготы и лишения. Как ни парадоксально, соблюдение закона может обернуться выгодой не только на федеральном и региональном уровне, но и простым коммерческим предприятием-участником рынка. Например:

                •энергоэффективный кв. м вполне может продаваться с большей прибылью, чем неэнергоэффективный

                •энергосервисные контракты во всем мире устойчивый доходный бизнес

                •учет энергоресурсов и подомовой и поквартирный – это и бизнес, и новый уровень управления процессами энергоснабжения

В данной статье перечислены, безусловно, не все факторы и не все рекомендации, обеспечивающие успех на рынке энергоэффективных проектов сегодня, но важность поставленных вопросов в своевременности осознания происходящих процессов и предвидения надвигающихся перемен.

 

 

Маркин Владимир Владимирович

 

доктор экономических наук

Вице-президент Союза энергетиков Северо-Запада России

Председатель Совета директоров ООО ГК «СУ 25»

www.innokor.ru